Научная статья на тему 'Мигранты в странах Северной Европы: шведский подход'

Мигранты в странах Северной Европы: шведский подход Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4126
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Швеция / Европейский союз / миграционный кризис / беженцы / экономические мигранты / рынок труда / Sweden / European Union / migration crises / refugees / economic migrants / labor market

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волков А.М.

В последние годы проблема миграции резко обострилась. В результате «арабской весны» сменились режимы во многих странах арабского мира, начались гражданские войны в Сирии и Ливии, по-прежнему неспокойно в Ираке и Афганистане. В этих условиях усилился поток беженцев из этих стран, прежде всего в государства Европы. Во второй половине 2015 г. он достиг своего максимума. Большинство европейских стран оказались в сложной ситуации из-за наплыва мигрантов. Эта волна докатилась и до Северной Европы. Швеция в течение длительного времени проявляла либеральный подход в отношении миграции. В этой статье исследуется специфика подхода Швеции к решению современных миграционных проблем. Государство по-прежнему склонно активно принимать иммигрантов. Однако усиление антимиграционных настроений в обществе заставляет принимаются определенные решения, ведущие к пересмотру сложившихся моделей интеграции беженцев и экономических мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migrants in Countries of Northern Europe: the Swedish Approach

During the last years migration problem became acute. As a result of “Arab spring” regimes changed in many Arabic countries, civil wars began in Syria and Libya, the situation is not calm in Iraq and Afghanistan. The flow of refugees from these countries strengthened first of all to European countries. In the second half of 2015 it reached its peak. The majority of European countries were before the option what to do in this difficult situation. This wave reached the Nordic countries. During long time Sweden demonstrated liberal approach to migration. This article describes specific approach of Sweden to the decision of modern problems of migrants. The state is aimed to actively welcome the migrants. But strengthen-ing of antiimmigrant thinkings in the society makes to take the definite decisions that lead to the rebuilding of existing models of assimilation of refugees and economic migrants.

Текст научной работы на тему «Мигранты в странах Северной Европы: шведский подход»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2018

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

А.М. ВОЛКОВ

кандидат экономических наук, зав. сектором экономики европейских стран Центра европейских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН

им. Е.М. Примакова

МИГРАНТЫ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ: ШВЕДСКИЙ ПОДХОД1

В последние годы проблема миграции резко обострилась. В результате «арабской весны» сменились режимы во многих странах арабского мира, начались гражданские войны в Сирии и Ливии, по-прежнему неспокойно в Ираке и Афганистане. В этих условиях усилился поток беженцев из этих стран, прежде всего в государства Европы. Во второй половине 2015 г. он достиг своего максимума. Большинство европейских стран оказались в сложной ситуации из-за наплыва мигрантов. Эта волна докатилась и до Северной Европы. Швеция в течение длительного времени проявляла либеральный подход в отношении миграции. В этой статье исследуется специфика подхода Швеции к решению современных миграционных проблем. Государство по-прежнему склонно активно принимать иммигрантов. Однако усиление антимиграционных настроений в обществе заставляет принимаются определенные решения, ведущие к пересмотру сложившихся моделей интеграции беженцев и экономических мигрантов.

Ключевые слова: Швеция, Европейский союз, миграционный кризис, беженцы, экономические мигранты, рынок труда.

1БЬ: Б15, 110, 161, 162.

Традиционно считается, что иммиграция обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако в условиях, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции (усиление угрозы терроризма, потеря национальной иден-

1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Структурная трансформация интеграционного процесса в ЕС под влиянием глобализирующихся миграционных потоков» (проект №17-07-00040) в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2018 С. 104-119

точности, рост межэтнических конфликтов и национализма) позитивный хозяйственный эффект иммиграции подвергается сомнению. Сторонники ограничения иммиграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр.

Позиция правительства Швеции по иммигрантам однозначная: надо их принимать, обеспечивать, давать блага и интегрировать в шведское общество. Однако в российских и зарубежных СМИ преобладает иная позиция, а именно критика недальновидной политики в отношении иммигрантов. Цель данной статьи - разобраться в том, каковы перспективы и социально-экономические последствия принятия Швецией за последние годы столь огромной для нее квоты мигрантов.

История миграции в Швецию

Иммиграция была важным источником роста населения и культурных изменений на протяжении почти всей истории Швеции. Управление по делам миграции (Migrationsverket) разделяет прибывающих на протяжении всей истории Швеции мигрантов по национальности: немцы Ганзейского союза - в период Средневековья; финны, поселившиеся на берегу озера Меларен в XVI в.; румыны (с XVI в.); жители Валлонии с конца XVII в.; финны из провинции Саво, которые в XVII в. не облагались налогами в том случае, если они селились в неосвоенных лесах; евреи, которым позволялось селиться в некоторых шведских городах в XVIII в.; французские просветители, художники и философы в XVIII в.; итальянцы, которые привезли с собой технологии создания фресок в XIX в.; шотландцы, которые запустили пивоваренные

Швеция была активно вовлечена в торговлю с Ганзейским союзом, что и подтолкнуло немецких купцов селиться в таких прибрежных городах, как Кальмар и Висбю. Немецкие иммигранты того времени привезли с собой свои обычаи и традиции, оставившие отпечаток на шведском обществе. Появились немецкие общины, строились церкви. В 1470-х немец Иоганн Шнель (Johann Snel) основал на Риддархольмене (Riddarholmen) в Стокгольме первую в Швеции типографию.

Однако в эпоху Густава Васы и перехода Швеции в протестантизм существовали более строгие правила в отношении приема евреев и цыган в качестве иммигрантов. В 1637 г. вышел указ, согласно которому все румыны (цыгане) должны были покинуть страну под страхом

2 Migrationsverket: Historik. www.migrationsverket.se/Om-Migrationsverket/Fakta-om-migration/Historik.html.

смертной казни. В 1782 г. был введен регламент, по которому только хорошо обеспеченные евреи могли селиться в Швеции. Им было запрещено состоять в браке с жителями другой национальности. Евреи не могли занимать гражданские посты, а также заниматься политикой.

В великодержавный период (1611-1718 гг.) шведские города росли настолько быстро, что дополнительная рабочая сила была просто необходима. Наибольшее количество иммигрантов приезжали из Голландии и Валлонии. Большинство из них занимались добычей железной руды и постройкой кораблей. Кроме того, в университетах появились преподаватели-иностранцы.

В XIX в. рост экономического неравенства среди быстрорастущего населения привели к углублению социальных проблем, и уровень эмиграции значительно превысил иммиграцию в страну. Все это в сочетании с неурожаями и голодом привело к первой массовой эмиграции в 1853-1873 гг., когда 103 тыс. шведов (свыше 3% населения) переселились в Северную Америку. Вторая волна эмиграции наблюдалась через 6 лет: за 1879-1893 гг. в среднем 34 тыс. шведов ежегодно эмигрировали в Северную Америку, а пиковым годом стал 1887 г., когда уехало из Швеции 50 тыс. человек. Всего же за 1865-1930 гг. эмигрировали почти 1,4 млн человек. Из них ^ вернулась на родину, а остальные остались в Северной Америке, прежде всего в США, остальные поселились в других северных странах [1, с. 180].

Начало XX в. можно назвать расцветом шведского национализма. Широкое распространение получила политика расовой биологии (КазЬю1о£1), которая разделяла всех людей по отдельным наследственным признакам на отдельные расы - низшие и высшие. Данная политика способствовала снижению иммиграции в страну [2]. В 1917 г. для иммигрантов были введены паспорта, появились первые нелегальные иммигранты (около 16000 человек).

В период Второй мировой войны Швеция официально заняла позицию нейтралитета, что привело к еще одной волне иммиграции. В 1939 г. страна приняла 5 000 беженцев, 3 000 из которых были евреями. После оккупации Гитлером Норвегии и Дании еврейские беженцы из этих стран также переселились в Швецию. В число этих беженцев входили этнические немцы из Германии и граждане Дании и Норвегии.

В начале 1950-х годов северные страны создали общий рынок труда, что способствовало крупномасштабной миграции из Финляндии в Швецию. До середины 1970-х годов сюда в основном стремились трудовые мигранты, число которых на рынке труда в 1970 году достигло 78 000 человек.

Между 1980 и 1990 г. рабочая иммиграция (агЪе18кгаЙ8туапдг1^) в Швецию стала уменьшаться, а иммиграция с целью получения убе-

жища (Аук1зп^пуап^1^) и в рамках воссоединения семей, в основном из стран Ближнего и Среднего Востока, Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, стала возрастать. Причиной стали войны на Ближнем Востоке и в Африке. В этот период в Швецию прибывали иммигранты из таких стран, как Иран, Чили, Ливан, Польша и Турция. В годы войн на Балканах Швеция также активно принимала беженцев. Рекорд был зафиксирован в июле 1992 г. (14 106 беженцев), в всего в 1992 г. в страну прибыло около 84 тыс. беженцев.

В 2000 г. общая численность мигрантов в Швеции превысила 1 млн человек. В 2009 г. среди иммигрантов в Швеции ведущие позиции занимали финны (172 тыс. человек), иракцы (118 тыс.), югославы (72 тыс.), поляки (68 тыс.), иранцы (60 тыс.), боснийцы (56 тыс.), немцы (48 тыс.), датчане (46 тыс.), норвежцы (44 тыс.) и турки (41 тыс. чел.)3.

Современное положение в сфере миграции

На современном этапе наблюдается новая большая волна иммиграции в страну. В 2010-2015 гг. 20% всех мигрантов составляли просители убежища, 18% - граждане из других государств ЕС, имеющие право на свободное передвижение, 17% - шведы-репатрианты, 32% прибыли в рамках воссоединения семей, 4% - с целью получения образования, и только 9% приходилось на трудовых мигрантов из третьих стран, получивших разрешение на работу [3, с. 99]. При этом в последние годы число иммигрантов рекордно растет. Количество шведов, рожденных за границей, составило в 2016 г. 1,784 млн. человек, или 17,9% населения страны4. С 2012 г. число мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, превышает 100 тыс. человек. Более того, никогда раньше Швеция не принимала столь огромное число беженцев, как в 2015 г. -163 тыс. человек5. Это почти в два раза больше рекорда, установленного в 1992 г. в связи с Балканским кризисом. В 2014 - первой половине 2015 г. около 4 000 - 5 000 беженцев ежемесячно прибывали в Швецию. Резкий скачок произошел летом 2015 г.: в период с июня по октябрь число беженцев увеличилось приблизительно в 6 раз (6 619 человек в июне, 8 065 - в июле, 11 746 - в августе, 24 307 - в сентябре, 39 196 человек - в октябре). Таким образом, октябрь 2015 г. вошел в шведскую историю как месяц, за который было принято наибольшее количество беженцев. В ноябре 2015 г. оно составило 36 726 человек, в декабре,

3 SCB Befolkningstatistik. www.regeringen.se/contentassets/dd303e8dfe24477cbded3ecca c15f88e/forskningsrapport-utrikes-fodda-pa-den-svenska-arbetsmarknaden.

4 scb.se. Демография Швеции. svspb.net/sverige/graphic.php?g=demografija.

5 Sweden and migration.sweden.se/migration/#2015.

после принятия ряда мер, - 13 872 человек6. (В то же время число эмигрантов из Швеции с 2011 по 2015 г. превышало ежегодно 50 тыс. человек, в 2016 г. - 46 тыс.)7.

Причины, по которым иммигранты и беженцы выбирают именно Швецию, могут быть, в частности, следующими. Швеция занимает второе место в рейтинге самых социально развитых стран, что включает в себя критерии основных потребностей человека, благополучия человека, возможности развития человека, и входит в тройку стран с наиболее высоким уровнем жизни. В стране имеются различные категории денежных пособий (bidrag). Так, пособие по безработице составляет около 2,8 тыс. крон. Швеция приняла решение давать вид на жительство в своей стране сирийским беженцам (3 сентября 2013 г.), чего не сделала ни одна европейская страна.

Массовый приток беженцев и нелегалов в 2015 г. был связан с обострением миграционного кризиса из-за дестабилизации обстановки и усиления военных действий в Сирии, Афганистане, Ираке и Ливии. Из 1,26 млн официально поданных в 2015 г. в ЕС первичных прошений о предоставлении убежища на Швецию приходилось 12%, и она уступила лишь Германии и Венгрии8. По данным Евростата, в 20142015 гг. более 50 тыс. сирийцев, 41,2 тыс. афганцев, 20,2 тыс. иракцев, 6,5 тыс. эритрейцев подали прошение о предоставлении убежища9. В 2015 г. было подано в общей сложности 58,8 тыс. прошений, из которых 32,5 тыс. (более 55%) оказалось удовлетворено 10. При этом значительное число мигрантов получило отказ в предоставлении убежища, и в ближайшее время Швеция планировала выслать из своих пределов 80 тыс. выходцев из стран Ближнего Востока и Африки.

В 2016 г., согласно данным Управления по делам мигрантов, вид на жительство в Швеции получили 150 тыс. человек. Наибольшая часть обратилась за получением статуса беженца. 68 682 человека получили убежище в Швеции. Кроме того, 1 889 получили ПМЖ по квоте. Из второй категории мигрантов (тех, кто приехал работать и учиться) получили вид на жительство 12 985 человек (работа) и 8 000 (на получение образования). Вид на жительство по причине воссоединения

6 Migrationsverket. www.migrationsverket.se/English/About-the-Migration-Agency/Facts-and-statistics-/Statistics.html.

7 Swedensights.ru. Иммиграция и эмиграция в Швеции (2015-2016 годы).

8 Eurostat news release 44/2016 of 4 March 2016 on asylum applicants in 2015. ec.europa. eu/eurostat/documents/2995521/7203832/3-04032016-AP-EN.pdf/790eba01-381c-4163-bcd2-a54959b99ed6.

9 Asylum and First Time Asylum Applicants by Citizenship, Age and Sex. Annual Aggregated Data (Rounded). Eurostat, 2016. appsso.eurostat.ec.eupora.eu/nui/show.do.

10 Asylum Decisions. Swedish Migration Agency, 2015. www.migrationsverket.se/English/ About-the-Migration-Agency/Facts-and-statistics-/Statistics.html.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2018 С. 104-119

с родственниками (под родственниками понимаются супруг, супруга, зарегистрированный партнер, гражданский супруг/супруга с детьми младше 18 лет) за 2016 г. получили 39 032 человека. В эту цифру были также включены дети, родившиеся в Швеции у тех, кто имел временный вид на жительство.

Также на территории Швеции находятся те, кто не получил разрешение на работу или вид на жительство. Среди них и те, кто получил отказ о предоставлении статуса беженца и скрывается от властей или кто нелегально проник в Швецию.

Шведская миграционная политика

Среди членов ЕС Швеция отличается самой благоприятной и либеральной политикой по приему беженцев и вынужденных переселенцев. В Швеции к беженцам относят тех, кто бежит из своей страны, имея на то веские причины - из страха преследований и гонений из-за расы, национальности, религии, принадлежности к определенным общественным группам (пол, сексуальная ориентация, родственные связи, положение в обществе) или по политическим причинам как со стороны государства, так и террористических организаций. Если Швеция при этом не может по каким-либо причинам предоставить убежище, она должна предоставить гарантию, что заявитель сможет получить его в другой стране. Существуют также и иные причины для предоставления убежища: если человеку грозит смертный приговор, смертная казнь или пытки у себя на родине и если мирный гражданин стремится избежать риска пострадать от военного конфликта11.

К мигрантам относят тех, кто переезжает из одного места в другое, как правило, из-за работы. Переезд может быть как вынужденным, так и добровольным. Большинство стран требует разрешения на работу (arbetstillständ). Те, кто работает в стране без разрешения на работу, являются нелегальными мигрантами (irreguljära migranter).

Причины иммиграции могут быть разными: работа, воссоединение с семьей, возвращение эмигрантов или усыновление. К иммигрантам в Швеции относят лиц с постоянным видом на жительство, которые уже имеют или планируют получить гражданство , а также тех, кто уже получил статус беженца (flykting) и постоянный вид на жительство 12. К ним не относятся те, кто ожидает получения статуса беженца (asylsökande), лица с временным видом на жительство (например, гастарбайтары), студенты из-за границы.

11 Migrationsverket: Asylregler. www.migrationsverket.se/4.5e83388f141c129ba637a0.html.

12 Migrationsverket: Vanliga begrepp när det gäller statliga ersättningar. www.migrationsverket. se/Andra-aktorer/Kommuner/Statlig-ersattning/Vanliga-begrepp.html.

В Швеции проводится одна из самых либеральных политик в области иммиграции: в середине 2010-х годов положительный ответ получало рекордное число заявителей на предоставление убежища - до 80%, при 44% в среднем по ЕС. В период ожидания решения беженцев размещают в специальных центрах, где им предоставляется медицинское обслуживание, питание, помощь в приобретении одежды, средств первой необходимости и услуги переводчика.

Порядок предоставления статуса беженца регламентируется « Законом об иностранцах» и международными Конвенциями по защите прав и свобод беженцев. Эти законодательные акты определяют критерии отбора, категории лиц и правила предоставления защиты. Иммигрировать в Швецию как беженец может человек, который докажет, что подвергается преследованиям на родине и его возвращение туда представляет реальную угрозу для жизни и здоровья.

Заявление на получение статуса беженца одновременно является просьбой о предоставлении временного вида на жительство (ВНЖ). Если власти не найдут достаточных оснований для предоставления убежища, то принимается решение о депортации. Чаще всего процесс рассмотрения занимает от 6 до 12 месяцев.

ВНЖ в Швеции дает право на пребывание в течение строго определенного времени. Имея шведский вид на жительство, можно пользоваться многими правами и социальными льготами наряду с теми, кто уже имеет гражданство Швеции. С таким документом даже разрешается проживать на территории одной из стран Евросоюза, но не более чем 3 месяца. При соблюдении всех правил и законов страны через 5 лет можно начинать оформление постоянного вида на жительство. В некоторых случаях стать постоянным резидентом можно и за более короткое время. Сроки получения ПМЖ в Швеции могут быть совсем разными - они зависят от вида иммиграционного процесса и конкретной программы иммиграции. Сразу получить ПМЖ могут участники программы воссоединения семей. Два года потребуется иммигрантам, которые собираются заняться бизнесом. Четыре года постоянного проживания нужны для работников по найму, пять лет проживания - для обладателей вида на жительство.

Основная цель Швеции - как можно быстрее предоставить переселенцам доступ к местному рынку труда и интегрировать их. Помочь в этом могут специальные языковые курсы, уроки страноведения, ориентированные на последующую трудовую деятельность, курсы и стажировки. Однако, несмотря на столь активную работу, в Швеции уже возникают проблемы с нехваткой жилья для мигрантов, растет безработица среди них, усиливается нагрузка на небольшие коммуны. Чем больше политики стараются интегрировать беженцев, тем серьезнее становится раскол в шведском обществе.

Осенью 2015 г. в связи с кризисом беженцев, когда каждую неделю в Швецию прибывало около 10 тыс. человек, были внесены изменения в порядок приема беженцев, Например, теперь большинство из них получает не ПМЖ, а временный вид на жительство. Также стало сложнее перевезти семью. На границе был введен паспортный контроль.

В Швеции существует годовая квота беженцев, возвращение домой которых, согласно Комиссии ООН по беженцам, не предполагается. До 2016 г. эта квота составляла 1 700-1 900 человек, после 2016 г. эта цифра возросла до 5000 человек в год.

Толерантное отношение к представителям чужих культур и муль-тикультуралистский подход властей к национальной миграционной политике привели к целому ряду проблем, особенно после усиления притока экономических мигрантов и беженцев из стран Африки и Азии. Наиболее образованные приезжие смогли адаптироваться к местным условиям жизни, получив работу в торговле и сфере услуг. Остальные же, не имея профессиональной подготовки и достаточного уровня образования, предпочитали жить на пособия или заниматься неквалифицированной работой. Они не стремились к ассимиляции и интеграции, селились в этнических гетто и замкнутых анклавах в пригородах крупных городов.

Серьезной проблемой для Швеции, как и для многих других стран ЕС, является нелегальная иммиграция (ситуация заметно ухудшилась со вступлением в силу Шенгенского соглашения). Она осложняется еще и тем, что не все прибывающие беженцы в страну имеют с собой документ, удостоверяющий личность, например, в связи с потерей или кражей документа. За последние четыре года 182 399 беженцев не предоставили паспорт. При этом многие из них получили вид на жительство13. Основные страны, из которых в Швецию прибывали беженцы и иммигранты без документов в 2014 г., - Афганистан, Эритрея, Сомали, Ирак, Марокко. Ситуация с «легальными» сирийцами в 2014 г. улучшилась, так как правительство приняло закон, согласно которому сирийские беженцы получали ПМЖ в Швеции.

Масштабы нелегальной миграции достоверно оценить невозможно. Согласно официальным данным правительства Швеции, в стране находятся примерно 54 тыс. нелегальных иммигрантов14. По существующим прогнозам, эта цифра в ближайшее время может вырасти до 100 тыс. человек.

13 В1Багг statistik й"ап Migrationsverket / ТЬогаН анббоп. thoralf.bloggplatsen.se/2015/03/ 30/11059737-bisarr-statistik-fran-migrationsverket.

14 Sveriges verkliga befo1kningsmangd / frаga Ш1 statsrаd. data.riksdagen.se/ Ш/5Е0Б4430-10Е3-4092-В960-С0БСЕ4670142.

Поток беженцев в Швецию уменьшился после введения временного контроля на границе (12 ноября 2015 г.) и требования предъявлять удостоверение личности с фотографией (4 января 2016 г.). Кроме того, шведские власти планировали ужесточить правила приема беженцев, предоставляя им вместо постоянного вида на жительство временный на срок от года до трех лет (соответствующий закон вступил в силу 20 июля 2016 г. и будет действовать три года). Также вводятся ограничения на воссоединение семей беженцев и ужесточаются правила по материальному обеспечению родственников мигрантов, уже имеющих вид на жительство. Постоянный вид на жительство мигрантам до 25 лет предоставляется только при наличии доходов и оконченного школьного образования.

Изменения в шведской миграционной политике частично связаны с тем, что большинство стран ЕС не выполнили своих обязательств по приему беженцев. В начале 2016 г. министр труда Илва Юханссон, координатор работы правительства по приему беженцев, прокомментировала ситуацию следующим образом: «Беспрецедентный рост населения привел к недостатку имеющихся в стране ресурсов - жилья, школ, здравоохранения. И поэтому мы не можем продолжать принимать такое количество людей каждый год - это слишком большая нагрузка для нашего общества».

Последствия миграции для экономики

Для страны с населением в 10 млн человек интеграция вновь прибывших иностранцев стала серьезным вызовом для всего общества и государственных структур. Конечно, высококвалифицированные иммигранты вносят неоценимый вклад в сфере научной деятельности, производства, медицины, образования и др. Кроме того, в последние годы население Швеции стремительно стареет, а поэтому приток новой рабочей силы может влить новую кровь в шведскую экономику. Но структура иммиграции в Швецию свидетельствует о том, что высококвалифицированные специалисты и так называемая «рабочая иммиграция», мотивированная стремлением иммигрантов найти работу в результате высокой безработицы у себя в стране, составляет незначительную долю от общего числа прибывших в Швецию за период с 2014 г. В последние годы лишь 30% беженцев, прошедших программу интеграции, смогли найти работу или продолжить образование. Для многих из них шведский язык является серьезной преградой при поиске работы. Серьезная проблемы - низкая квалификация большинства мигрантов.

В результате многочисленных исследований по изучению кратко-и долгосрочных позитивных и негативных эффектов притока бежен-

цев в страну выявилась неутешительная картина. Выяснилось, что социальные расходы, приходящиеся на беженцев, превышают все допустимые пределы. Так, на помощь беженцам выделяется до 55% всех средств, предназначенных на социальные нужды, причем они составляют всего 5,1% всего населения. Всего, по оценкам, около 5,6% всех государственных расходов идет на нужды беженцев. При этом государственная казна получила от тех же беженцев лишь 3,4% от общего объема государственных доходов, поскольку уровень занятости среди беженцев в возрасте от 20 до 59 лет на 20% ниже, чем в среднем по стране, что является следствием плохого знания языка, низкой квалификации, слабой вовлеченности женщин в экономическую жизнь и т. д.

Кроме того, шведы дают иммигрантам, и в том числе беженцам, свободный доступ к образованию. Беженцы-подростки могут окончить гимназию в Швеции даже в том случае, если им отказано в убежище и по решению службы миграции их должны депортировать. В стране наблюдается нехватка учителей, а также снижение уровня и качества образования15.

Если говорить не о беженцах, а о легальных иммигрантах, то статистика такова: по данным на 2012 г., уровень занятости среди проживших в Швеции менее 4 лет из неевропейских стран составлял лишь 37,7%, а среди проживших от 5 до 9 лет - 49,7%. Безработица среди коренных шведов находится на низком уровне (4,7% в апреле 2016 г.). Однако для лиц, родившихся за пределами Швеции, уровень безработицы составлял уже 14,9%. В декабре 2015 г. агентство занятости Швеции (АгЬе1з£бгтедИ^еп) представило мрачный прогноз, что в 2017 г. до 60% безработных, проживающих в Швеции, будут иностранного происхождения. Таким образом, большинство тех, кто живет в Швеции менее 9 лет и кто прибыл из неевропейских стран, не способствуют экономическому росту в Швеции и скорее являются значительной нагрузкой на всю систему социального обеспечения. Еще один негативный фактор заключается в том, что из-за низкого уровня профессиональной подготовки и образования заработная плата мигрантов ниже, чем в среднем в Швеции, и постепенное увеличение их доли в населении приведет к постепенному снижению пенсий, которые рассчитываются на основании средней заработной платы в стране.

В 2013 г. Швеция заняла второе место среди европейских стран по нелегальной экономике, уступив лишь Бельгии. Размер «черного рынка» Швеции оценили в 59 млрд евро исходя из расчета ВВП

15 Invandring рауегкаг skolresultatet / БУТ. www.svt.se/nyheter/inrikes/invandring-paverkar-skolresultatet.

в 423 млрд евро. Это означает, что 14% от всей шведской экономики -теневой сектор [4]. Рост теневого сектора экономики и связанный с ним целый ряд негативных последствий ведут к обходу законов о налогах и государственных социальных выплатах, бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств, растет уровень криминала и преступности, повышается уровень коррупции и т. д. Однако есть и позитивные моменты, такие, как, например, рост доходов занятых в теневой экономике граждан, а следовательно, в стране повышается уровень платежеспособности, растет спрос на товары и услуги, что стимулирует рост производства. Также благодаря теневой экономике существует больше возможностей для заработка.

По некоторым оценкам, от 45 до 48% мигрантов трудоспособного возраста не работают16. В 2014 г. безработица среди иммигрантов составляла 16%. Даже для тех мигрантов, которые находятся в Швеции более 15 лет, уровень занятости составляет 60%, что гораздо ниже среднего показателя по ЕС (71,4%)17. Зарплата мигрантов составляет менее 40% заработка коренных шведов (самый высокий уровень неравенства в оплате труда среди стран Евросоюза).

Быстрый рост миграционных потоков привел к увеличению расходов государства на обустройство новых мигрантов. Если в 2010-2013 гг. они составляли около 1 млрд долл. в год, то в 2015 г. - уже 4 млрд долл. В среднем мигрант, зарегистрированный как беженец, получает в месяц пособие, превышающее 700 долл. США18. За 2014 г. расходы по приему беженцев в Швеции составляли свыше 108 тыс. крон на одного человека, что почти вдвое больше, чем аналогичный показатель в среднем по ЕС, и почти в 10 раз выше суммы, которую тратят на прием одного беженца в Германии (около 10 тыс. крон в 2013 г.). В связи с этим следует ожидать увеличения нагрузки на социальную систему страны и усиления напряженности в обществе.

В Швеции каждая коммуна ответственна за прием и интегрирование беженцев. В последнее время государственная ревизионная комиссия критикует систему компенсации коммун за прием беженцев. Речь идет о перечислении денег с государственного уровня на уровень коммун. Сегодня этими переводами денег занимаются почти 600 работников, и стоит это 300 млн крон. За 2016 г. шведские коммуны получили от государства почти 20 млрд крон в качестве компенсации за бежен-

16 Sweden' Ugly Immigration Problem. The Globe and Mail, 11.09.2015. www/ theglobeandmail.com/opinion/swedens-ugly-immigration-problem/article26338254.

17 Migrant Integration Statistics - Employment. Eurostat, 2016. ec.europa.eu/eurostat/ statistics-explained/index.php/Migrant_integration_statistics_-_employment.

18 Sweden' Ugly Immigration Problem. The Globe and Mail, 11.09.2015. www/ theglobeandmail.com/opinion/swedens-ugly-immigration-problem/article26338254.

цев, и примерно 12 млрд крон - за недавно прибывших. Критика ревизионной комиссии касается и того, что нынешняя система не дает правительству полной картины подлинных расходов коммун. Получается, что коммуны в провинции полагают, что их расходы покрыты, в коммунах крупных городов толком не знают - покрыты их расходы или нет, а в некоторых уголках - дотации не покрывают расходов коммун. Точного обзора положения дел о расходах нет.

Кроме того, государственная ревизионная комиссия предлагает правительству проанализировать и пересмотреть некоторые пособия. Речь идет о почти 30 различных пособиях. Необходимо тщательно рассмотреть разделение обязанностей, а с ними и расходов между государством и коммунами.

В качестве примера расходов на прием беженцев можно отметить выплаты лэна Крунуберг коммунам по статье «прием беженцев» в 2015 г. Сумма за каждого новоприбывшего беженца в базовой основе соответствует 222 500 кронам в год. Кроме того, на различные расходы, связанные с обучением и поселением на каждого человека, коммуны получают еще 83 100 крон в год. На начальные расходы для беженцев типа переезда или покупки мебели из казны идет от 3 до 7,5 тыс. крон. Коммуны, успешно осуществляющие прием, могут рассчитывать на бонус в размере от 5 до 15 тыс. крон. Но эти деньги получают именно принимающие местные власти, а не сами люди.

Кроме того, в 2015 г. из общего бюджета помощи развитию на прием беженцев в самой Швеции изъято 22%, что составляет примерно 9 млрд крон, то есть такую большую сумму не получат страны и проекты по всему миру, которым Швеция помогает материально. Согласно интервью министра по вопросам международной помощи Исабеллы Лёвин газете «Свенска дагбладет», этот рост связан с общим увеличением числа беженцев, а также с ростом числа одиноких детей беженцев, что влечет за собой удлинение сроков рассмотрения дел и, как следствие, удорожание процедуры. Влияет и рост расходов, связанных с расселением беженцев, с высокими ценами на жилье для этой группы. Кроме того, 80% мигрантов, приехавших в Швецию без сопровождения родителей и без документов и выдающих себя за несовершеннолетних (несовершеннолетним легче получить вид на жительство), оказались старше 18 лет19.

Согласно недавним опросам, 58% шведов считали, что в страну прибывает слишком много мигрантов. Эти данные свидетельствуют о росте антимиграционных настроений. В стране растет влияние оппозиционных партий, в первую очередь «Шведских демократов», выступающих за ужесточение миграционной политики. «Шведские

19 flashnord.com.

демократы» в случае своего успеха на выборах 2014 г. обещали сократить иммиграцию на 90% и выступили против «смешивания культур». На выборах эта партия добилась крупного успеха и увеличила свое представительство в риксдаге с 20 до 48 мест и получила 12,9%, или 781 тыс голосов (на прошлых выборах - 5,7%). Ее популистская риторика позволила ей стать третьей по величине партией в риксдаге. По оценке, каждый четвертый избиратель, прежде голосовавший за Умеренную коалиционную партию, отдал на этих выборах свой голос за националистов.

Положение с преступностью

Из-за массового притока иммигрантов и беженцев в стране вырос уровень преступности. В 2016 г. количество преступлений на сексуальной почве увеличилось на 10,8%. За десять лет количество экономических преступлений выросло в 4,5 раза. В 2013-2014 гг. исследования показали, что люди иностранного происхождения превосходят шведов в четыре раза по числу таких преступлений, как ограбления и изнасилования. Исследование Стокгольмского университета объясняет это экономическими различиями между мигрантами и беженцами и коренными жителями (к примеру, доходы семьи, происхождение из бедной среды и нежелание улучшать свое экономическое положение и др.)20.

Несмотря на это, в 2017 г. Шведский институт (Svenska Institutet) заявил, что доказательств того, что новая волна миграции способствует повышению уровня преступности, нет21. Рассмотрим некоторые доказывающие обратное случаи, которые привлекли внимание мировой общественности.

В 2013 г. произошли молодежные беспорядки в исламских иммигрантских пригородах Стокгольма и Мальмё. 10 августа 2015 г. Абрахам Укбагабир и его сообщник совершили убийство 2 человек в магазине IKEA. Подозреваемые в двойном убийстве в магазине IKEA в городе Вестерос являются иммигрантами из Эритреи, которые проживали в центре для беженцев. Они объяснили это «местью за непредостав-ленное убежище в Швеции»22. Убийство Александры Межер 25 января 2016 г. было совершено ожидающим предоставления убежища выход-

20 Immigrants behind 25% of Swedish crime / The Local. Режим доступа: https://www. thelocal.se/20051214/2683.

21 What the statistics say about Sweden, immigration and crime / Politifact. www.politifact. com/truth-o-meter/article/2017/feb/20/what-statistics-say-about-immigration-and-sweden.

22 Tvä dödade i en knivattack pä Ikea/ Expressen. www.expressen.se/nyheter/ikea-varuhus-i-vasteras-avsparrat.

цем из Сомали. Убийство произошло в здании проживания детей-беженцев, прибывших без сопровождения родителей в Мёлндале (Mölndal). Убийца изначально был идентифицирован как 15-летний ребенок, но потом экспертиза показала, что ему 18 лет23. Данный факт отражает еще одну проблему, которая наблюдается в Швеции в последнюю волну миграции. Многие беженцы, прибывающие в страну без документов, называют ложный возраст, чтобы подпасть под категорию «Детей без сопровождения родителей» и таким образом получить больше привилегий24. Экспертиза по установлению возраста является финансово затратной и долгой.

7 апреля 2017 г. в Стокгольме произошел первый в современной истории Швеции теракт, повлекший человеческие жертвы. Его исполнитель, Рахмат Акилов, незаконно проживавший в Швеции, угнал грузовик и задавил несколько прохожих в центре столицы. После вынесения решения о депортации мужчина долгое время скрывался от миграционной службы. 24 февраля 2017 г. дело было передано полиции и он был объявлен в розыск. Подозреваемый в совершении террора был арестован в Швеции. Ему оказывалась помимо прочего медицинская помощь на деньги государства25.

В июле 2017 г. был отменен музыкальный фестиваль «Бравалла» близ Норчепинга из-за совершенных на сексуальной почве действий.

Правительство Швеции, соблюдая толерантное отношение к иностранцам, приняло решение, что каждое заявление, где жертва, подозреваемый или допрашиваемый являются мигрантами, должно быть отмечено специальным кодом «291» (R291). Это решение о секретности, которое все же стало известным шведским СМИ, было принято комиссаром Хоканом Нильссоном (Hakan Nilsson) в отделе полиции по чрезвычайным ситуациям. Поэтому официально все поступающие в полицию Швеции заявления в связи с насилием, угрозами, поджогами и другими преступлениями, фигурантами которых являются мигранты, засекречены для журналистов и общественности, а некоторую информацию о наиболее вопиющих проявлениях преступности можно найти лишь в средствах массовой информации. Данные меры, а также сложные условия работы в связи с неконтролируемым потоком мигрантов повлекли за собой массовое увольнение полицейских. К 2020 г. потребуется дополнительно 2 500 поли-

23 www.bbc.com/news/world-europe-35406072.

24 В 2014 г. в Швецию прибыли примерно 7 049 несовершеннолетних без сопровождения взрослых, в 2015 г. планировалось принять около 7 800 человек, но цифра составила примерно. 35 369 человек, что явилось проблемой для шведских муниципалитетов. Большинство из них (66 %) - выходцы из Афганистана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Akilov beviljas tandvard - far bidrag pa 2 253 kronor / Expressen. www.expressen.se/ nyheter/brottscentralen/akilov-beviljas-tandvard-far-bidrag-pa-2-253-kronor.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2018 С. 104-119

цейских и 1 600 офисных работников полиции только для работы с потоком иммигрантов и из-за увеличения риска терактов. Осталось три года, но за каждый год шведские академии выпустят только 350 полицейских-практикантов, а нужно около 850 новых полицейских в год. И это без учета увольняемых по выслуге лет и убегающих из полиции недовольных26.

* * *

Швеция в течение длительного времени охотно принимала беженцев из многих стран и предоставляла им убежище. Она занимает одно из первых мест по притоку и приему беженцев, несмотря на небольшие размеры самой страны. Причины, по которым иммигранты и беженцы выбирают именно эту страну, состоят в том, что Швеция занимает ведущее место в рейтинге самых социально развитых стран, что включает в себя критерии основных потребностей человека, благополучия человека, возможности развития человека, и входит в число стран с наиболее высоким уровнем жизни. Современный приток беженцев, прежде всего из стран арабского мира, вышел за границы обычного явления для этой страны. Миграционный кризис привел к росту доли иностранных граждан в населении, в том числе мусульман, чуждых по своим религиозным обычаям и традициям шведскому светскому обществу. Рост гуманитарной миграции и просителей убежища привел к также к увеличению нагрузки на систему социального обеспечения и на бюджет страны, однако пользы для экономики принес немного, так как мигранты в основной своей массе обладают низкой квалификацией, а также не хотят работать или долго ждут места на рынке труда. Это ведет к росту социальных рисков, к конфликтам между местными жителями и приезжими и росту преступности. Хотя, вряд ли, этот кризис скажется каким-либо образом на участии Швеции в ЕС и приведет к таким последствиям как, например, Брексит. Представляется, что Швеция сама виновата в том, что проводила чрезмерно либеральную политику и увлеклась приемом беженцев, а не сделала упор на трудовую миграцию, плохо просчитала возможные последствия и не приняла вовремя рестриктивных мер.

26 БогкаБШ^: ай VI тогкаг Бапт^еп / ЕхргеББеп. www.expressen.se/gt/forkastligt-att-vi-тогкамапт^еп.

118 ( Вестник ИЭ РАН. №4. 2018

С. 104-119

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.

2. Fördjupning: rasbiologi / Ola Larsmo // Forum för levande historia. www.levandehistoria. se/fakta-fordjupning/rasism-intolerans/rasbiologi.

3. Квашнин Ю., Кузнецов А, Трофимова О., Четверикова А. Миграционный кризис в ЕС: национальные ответы на общий вызов // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 1. С. 97-107.

4. Sverige tar silver i svarta pengar / Erik Melin // Aftonbladet. www.aftonbladet.se/ av/0e5cb444-4fa3-4153-bc9d-f1c3fffc3199.

ABOUT THE AUTHOR

Aleksey Mikhailovich Volkov - Candidate of Economic Sciences, Head of the Sector of European Countries' Economies of the Center of European Studies of the Primakov National Research Institute of the World Economy and International Relations of Russian Academy of Sciences volkov@imemo.ru.

MIGRANTS IN THE NORDIC COUNTRIES: SWEDISH APPROACH During the last years migration problem became acute. As a result of "Arab spring" regimes changed in many Arabic countries, civil wars began in Syria and Libya, the situation is not calm in Iraq and Afghanistan. The flow of refugees from these countries strengthened first of all to European countries. In the second half of 2015 it reached its peak. The majority of European countries were before the option what to do in this difficult situation. This wave reached the Nordic countries. During long time Sweden demonstrated liberal approach to migration. This article describes specific approach of Sweden to the decision of modern problems of migrants. The state is aimed to actively welcome the migrants. But strengthening of antiimmigrant thinkings in the society makes to take the definite decisions that lead to the rebuilding of existing models of assimilation of refugees and economic migrants. Keywords: Sweden, European Union, migration crises, refugees, economic migrants, labor market.

JEL: F15, J10, J61, J62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.