РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИДУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.01.001 -98.01.026
МОСКВА 1998
109
98.01.019
высит их компетентность. Желательно, чтобы они наращивали потенциал ноу-хау за счет кооперационных связей и "путем формирования дружеских отношений с организациями, отвечающими за правительственные программы ИР".
2. В условиях жесткой рыночной конкуренции рекомендуется укрепить позиции путем "увязки" правительственного проекта с собственными программами ИР. Руководители компании должны обратить особое внимание на взаимодействие своих маркетинговых и научных подразделений, на налаживание эффективных информационных связей между разработчиками собственных ИР компании и теми, кто занят в реализации правительственных проектов.
3. Фирмы, действующие в условиях " дружественной" среды в наименьшей степени склонны к инновационному поведению. Правительственная поддержка таких компаний мало эффективна (с.558).
Т.В.Горбунова
98.01.019. ТАНАКА Й„ ХИРАСАВА Р. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ В ЯПОНСКОМ СОВЕТЕ ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ.
TANAKA Y., HIRASAVA R. Features of policy making in Japan s council for science and technology // Research policy. - Amsterdam., 1996. - Vol.25, N 7. - P. 999-1011.
Й. Танака работает в Токайском университете (г. Хирацука, Япония), Р. Харасава - сотрудник Токийского университета (Япония).
Японский совет по науке и технике (Council for science and technology - CST) является одним из консультативных подразделений, находящихся под непосредственным контролем премьер-министра страны. Задача CST - разработка фундаментальных целей национальной политики в сфере науки и техники. Помимо CST в стране действуют и другие правительственные организации, в сферу интересов которых входят проблемы национального научно-технического развития. Это, например, Управление по науке и тех-
нике, Управление по промышленной науке и технике, Управление по энергетике и природным ресурсам.
Авторы подчеркивают, что, в отличие от других подразделений, в рамках которых представлены исследователи из различных областей и специалисты отдельных организаций, CST является "инстанцией самого высокого правительственного уровня". В его состав входят кроме премьер-министра руководители четырех ведомств (финансов, образования, Управления экономического планирования и Управления по науке и технике). Членами CST являются также три видных представителя деловых кругов Японии.
Совет по науке и технике один раз в течение нескольких лет обнародует свои рекомендации по основным направлениям развития политики в области науки. Будучи одобрены правительством такие рекомендации становятся директивой, которой должны следовать все заинтересованные ведомства. Непосредственной работой по сбору и анализу материалов для CST, организации их обсуждения и подготовке рекомендаций занимается Политическое бюро Управления по науке и технике (Policy bureau of the science and technology agency - STA).
В практике работы CST наиболее интересными авторы считают те аспекты его деятельности, которые связаны с привлечением многочисленных экспертов к разработке научно-политических решений. Для иллюстрации авторы воспользовались примером разработки некоторых конкретных правительственных документов, касающихся тех или иных направлений национальной научно-технической деятельности.
Специальный раздел реферируемой статьи посвящен характеристике организационной структуры CST. Высшим органом Совета является Пленарное совещание, на котором председательствует премьер-министр. В составе CST действуют три комитета: по политическим вопросам, по вопросам управления и исполнительный. В подчинении названных комитетов находятся различные отделы, секции, комиссии, рабочие группы. Этот уровень в составе CST, отмечают авторы, в наибольшей степени подвергается изменениям, перемещениям, переименованиям и пр. Чтобы упростить картину внутренней
Ill
98.01.019
структуры CST , авторы предлагают классифицировать ее в рамках нескольких основных уровней: 1) уровень пленарного совещания (высший); 2) уровень исполнительных комитетов; 3) уровень отделений и подкомитетов; 4) уровень секций; 5) уровень комиссий и рабочих групп.
В состав Пленарного совещания помимо премьера, четырех руководителей ведомств и трех представителей промышленных кругов входят два "штатных" (full-time) члена: один из них делегируется научным сообществом, другой - "деловым миром". Только указанные два члена CST располагают конторами в Управлении по науке и технике.
Каким образом проходит обсуждение и принятие решений по научной политике? Подобную процедуру авторы демонстрируют на примере нескольких правительственных документов, в том числе: доклада об основах политики в сфере науки и техники для 70-х годов ("Доклад № 5"); рекомендаций по научно-технической политике Японии, ориентированной на длительную перспективу.
Процесс выработки рекомендаций начинается с соответствующего запроса премьер-министра. Задача CST - организовать широкое обсуждение проблем и подготовить соответствующий проект. Указанному "официальному" процессу выработки решений предшествует, как правило, предварительный подготовительный этап, который занимает обычно несколько лет. Основную задачу проведения такой стадии выполняет Управление по науке и технике (STA).
Авторы подчеркивают, что на подготовительном этапе организационная структура является весьма подвижной: здесь могут создаваться и распускаться специальные (ad-hoc) группы и комиссии, формироваться и ликвидироваться целые организации. Учитывая роль подготовительного этапа при составлении рекомендаций, авторы склонны считать, что именно на "низовом" уровне и разрабатываются те самые научно-политические решения, которые на высшем уровне лишь принимаются и предлагаются к исполнению.
Представление о составе консультативных групп и комиссий при выработке некоторых правительственных докладов дает таблица, помещенная на с. 1004 реферируемой статьи. Участники обсуж-
дения классифицированы здесь по месту их основной деятельности: правительственные учреждения, промышленность, вузы, средства массовой информации. Доля каждого из перечисленных секторов (число участников обсуждения в % к итогу) при обсуждении "Доклада № 5" выглядит следующим образом: правительство - 38,1; промышленность - 33,3; университеты - 23,6; средства массовой информации - 5,0 (с. 1004).
Роль "низовых" обсуждений, подчеркивают авторы, приобретает особую важность, когда предполагаемый правительственный документ затрагивает конкретные направления развития науки и техники. "Бюрократы", не обладая соответствующими знаниями, не способны принимать взвешенные решения, не опираясь на рекомендации низовых специалистов. Это положение авторы иллюстрируют материалами обсуждения правительственного "Доклада N 18" (О научной и технологической политике для нового столетия).
Для подразделений низших уровней обсуждения (рабочие группы, специальные комитеты и т.п.) характерна практика "совмещенного представительства", когда один и тот же специалист участвует одновременно в работе нескольких подразделений. При этом наблюдается совмещение как в организациях одинакового (горизонтального) уровня, так и в "вертикальном разрезе": в подразделениях относящихся к разным уровням обсуждения. Подобное совместительство особенно характерно для специалистов из университетов, многие из которых являются "уникальными и незаменимыми экспертами".
В заключение авторы отмечают, что многоуровневая система обсуждения и выработки решений, которые служат основой для правительственных рекомендаций, выпускаемых СБТ, составляет сильную сторону японской системы научной политики. В то же время такая структура имеет и определенные слабости. Во-первых, множественность инстанций требует приложения значительных усилий по согласованию и координации при принятии решений; во-вторых, процесс выработки неизбежно замедляется, а необходимость "дополнительной увязки и согласования" отрицательно сказывается на качестве принимаемых решений.
113
98.01.019
В будущем, считают авторы, по мере усложнения задач, стоящих перед научной политикой страны, их дальнейшей специализации роль низового консультативного звена будет возрастать.
Характезируя японскую административную систему принятия решений в целом, авторы обращают внимание на некоторые серьезные проблемы. Одна из них - отбор членов в соответствующие комитеты находится в руках бюрократии, которая "имеет тенденцию уважать административные намерения". В настоящее время в стране нет организации, которая взяла бы на себя задачу оценки продуктивности и эффективности деятельности СБТ, качества работы его членов с точки зрения общественных интересов ("интересов человека с улицы").
Т.В.Горбунова
15-378