2000.03.014. ВАКАБАЯШИ К., БРАУН Ч.Г., ВАТАНАБЕ Ч. СТИМУЛИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК: АНАЛИЗ “ПРЕДВИДЕНИЙ” МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЯПОНИИ И ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЯПОНСКОГО МЕХАНИЗМА ВЫРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
WAKABAYASHI ^BROWN CH.G..WATANABE СН. Stimulating R&D: an analysis of the ministry of international trade and industry “visions” and the current challenges facing Japan's technology policy-making mechanisms // Science a. public policy. — Guildford, l999. — Vol. 26, № 1. - P. 2-16.
Один из авторов реферируемой статьи (Вакабаяши) работает в министерстве промышленности и внешней торговли Японии, Ватанабе — профессор факультета промышленной технологии и управления в Токийском технологическом институте; Браун — стипендиат Японского фонда.
Особенность системы национального стимулирования ИР в Японии, отмечают авторы, состоит в сравнительно ничтожной доле правительственного финансирования промышленных ИР. Учитывая это обстоятельство, министерство промышленности и внешней торговли должно было искать иные пути воздействия на технологические нововведения в частнопромышленном секторе.
Главным инструментом политики этого ведомства стало выявление перспективных экономических и социальных потребностей. Такой подход авторы обозначают термином “предвидения” (“visions”). Они предупреждают: “предвидения” нельзя сводить к простому прогнозу или перспективному плану. “Они помогают стимулировать направления ИР, которые не ограничиваются ожидаемым, возможным или предпочтительным будущим, а являются синхронизацией всех видов этого будущего”
(с. 3) . Для выработки “предвидений” привлекается широкий круг специалистов из промышленных, вузовских, правительственных учреждений; к этой работе подключены финансисты, представители малого бизнеса, объединения потребителей, общественные организации и средства массовой информации.
Каким образом “предвидения” могут стимулировать ИР? Ответ на этот вопрос авторы попытались дать в реферируемой статье. Для понимания роли механизмов, используемых японским правительством в деле стимулирования промышленных ИР, необходимо учитывать слабую степень финансового влияния: в середине 50-х годов доля финансирования ИР в промышленности страны из правительственных источников не превышала 10% от соответствующих частнопромышленных затрат. К 1998 г. она сократилась до 3,3%: для сравнения — в США соответствующий показатель 29,6%; в ФРГ — 22,7; во Франции — 13,3 и Великобритании — 14,6% (с. 7) . С учетом отмеченного обстоятельства министерству промышленности пришлось разработать такую систему технологической политики, которая могла бы дать толчок, побудительный стимул для активизации научно-технического потенциала частных фирм.
Механизм отмеченного побудительного стимулирования включает следующие компоненты: идентификацию будущих социальных и экономических нужд; выбор стратегических областей с высоким инновационным потенциалом; формулирование и идентификацию “предвидений”; разработку политических стимулирующих рычагов в виде предложения национальных проектов ИР; “навязывание” инвестиций в деятельность по развитию ИР.
Конкретные шаги министерства промышленности, предпринятые им в соответствии с принятой политикой стимулирования, авторы представили в виде таблицы (см. табл.).
Таблица (с. 9)
Программы ИР, инициированные министерством промышленности и внешней торговли
Японии
Название программы Год
“Предвидения” на 60-е годы 1963
Проект крупномасштабных ИР 1966
“Предвидения” на 70-е годы 1971
Проект “Солнечный свет” (ИР в сфере новых энергетических технологий 1974
Проект сверхбольших интегральных систем 1976-1979
Программа ИР в области медицинского и социального оборудования 1976
Проект “Лунный свет” (ИР в области консервации энергии) 1978
“Предвидения” на 80-е годы 1980
Программа ИР базовых технологий для промышленности будущего 1981
Проект разработки компьютеров пятого поколения 1982-1991
Проект центра ключевых технологий 1985
“Предвидения” на 90-е годы 1990
Программа ИР глобальных экологических технологий 1990
Первым “предвидением”, выработанным экспертами министерства
промышленности, стал доклад Исследовательского совета по структуре промышленности (консультативный совет при министре), обнародованный в 1963 г. Составители доклада обратили внимание на необходимость сотрудничества промышленности, университетов и национальных лабораторий в разработке приоритетных проектов ИР. В соответствии с рекомендациями упомянутого Совета была создана т.н. Система поручительства для проведения ИР в области промышленных технологий (“entrustment system”). Позднее на ее базе была разработана особая национальная программа крупномасштабных ИР. Она была ориентирована на приоритетные проекты, инициированные инженерными
исследовательскими ассоциациями.
Начало 90-x годов потребовало от японской промышленной политики постановки новых задач в сфере ИР. Научно-технический потенциал следовало переориентировать на решение новых важных задач. В их числе: интенсификация ИР в сфере базовых созидательных технологий; стимулирование направлений науки и технологии, которые позволяют решать энергетические проблемы с учетом требований экологии; активизация участия Японии в решении глобальных проблем и наращивание вклада страны в международные усилия в данной области. Все перечисленные направления нашли отражение в “Предвидении” на 90-e годы.
Отвечая на вызов 90-х годов министерство промышленности решило изменить свою предыдущую стратегию создания новых программ. В 1993 г. оно объединило шесть существующих национальных программ ИР в два блока: программу передовой промышленной науки и технологии и программу “Новый солнечный свет”. Первый блок включал направления, ориентированные на “технологические прорывы” и разработку целевых проектов, касающихся повышения качества жизни. Программы второго блока предусматривали разработку глобальных энергетических и экологических проблем.
Характеризуя “вызов”, который предъявляют организаторам японской науки 90-e годы, авторы подчеркивают, что формулировка национальных целей становится все более сложным процессом, а выработка единого согласованного подхода со стороны основных партнеров в промышленных ИР -все более затруднительна.
Заключительная часть реферируемой статьи посвящена тенденциям развития промышленного исследовательского потенциала до 2010 г. В ноябре 1996 г. консультативный совет при министре промышленности представил список из 14 стратегически важных отраслей. Одновременно предпринята попытка сформулировать новые “предвидения”, исходя из синхронизации трех следующих “видов будущего”.
Ожидаемое будущее: рост спроса в соответствии с изменениями в социальноэкономических потребностях.
Возможное будущее: рост предложения продукции, рост рынка, поддержанный вновь возникающими технологиями.
Предпочтительное будущее: необходимость провести интенсивные мероприятия по дерегуляции в целях максимизации промышленного потенциала.
В мае 1997 г. новое “Предвидение” было признано кабинетом министров в качестве “национального согласия по формированию технологоемкой экономики будущего”.
Характеризуя новые тенденции на сцене промышленных ИР, авторы обращают внимание на сдвиг от “мягких” инструментов воздействия (в виде “предвидений” )в сторону более “жестких” — обеспечение грантов, стимулирование промышленноуниверситетского сотрудничества и т.п.
Т.В.Горбунова