РОССИЙСКАЯ1 АКАДЕ1УП1Я НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 8
индекс серии 2.8
рефераты 98.02.001 -98.02.031
МОСКВА 1998
гораздо дешевле обходится бюджету. Таким образом, отмечает автор, в подходе к преимущественному развитию двух форм стимулирования сталкиваются «соображения о долговременных тенденциях повышения экономической эффективности и краткосрочные цели сохранения бюджетного баланса».
Т.В.Горбунова
98.02.016. РЭЧФОРДТ. РЕАЛИЗАЦИЯ КОРЕЙСКОГО ВЫБОРА. RATCHFORD T. Exercise the Korea option // Research - technology management. - Lancaster, 1997. - Vol.40, N 4. - P.9-11.
Директор Центра научной, торговой и экономической политики при университете Джорджа Мейсона (George Mason university) в г. Арлингтоне (шт. Виргиния, США) характеризует в реферируемой статье достижения Южной Кореи в реализации своей научно-технической политики.
В 1953 г., после корейской войны, пишет он, экономика Южной Кореи оказалась полностью разрушенной, положение во многом было хуже, чем в 1943 г., во время второй мировой войны. Сегодня доля ВВП на душу населения в этой стране составляет 50% от аналогичного показателя США, а в 1996 г. Южная Корея стала членом «клуба богатых наций» - Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Начиная с 1962 г. экономика страны растет ежегодно на 9%, она стала крупным экспортером высокотехнологичной продукции, а южнокорейские компании являются серьезными конкурентами на мировых рынках. Страна занимает второе место в мире по судостроению, третье — по производству компьютеров, пятое -по производству электронной и нефтехимической продукции. Национальные валовые затраты на ИР составляют почти 3% ВВП Южной Кореи (с.9).
Каковы причины столь впечатляющего развития? Автор полагает, что ответ надо искать в упорной работе, образовании, системе сбережений, эффективной правительственной политике и технологии.
Южнокорейское правительство разрабатывает амбициозные планы технологического развития страны. В настоящее время здесь обсуждается задача доведения к 2002 г. доли валовых национальных затрат на ИР до 5% ВВП, решающая роль в указанном приросте отводится промышленным ИР. Планируются также высокие темпы
наращивания затрат на фундаментальные исследования. Быстрые темпы развития научно-технического потенциала и активное включение страны в процессы глобализации рынка делают ее перспективным партнером для зарубежных промышленных фирм.
Уроки южнокорейской научно-технической политики автор рассматривает в разрезе следующих направлений: высшее техническое образование; система налогового стимулирования ИР; технология в корейских фирмах; проблемы для потенциальных зарубежных партнеров.
Южная Корея имеет высокую репутацию в мире по качеству преподавания математики и естественнонаучных дисциплин. Имея численность населения вполовину меньше, чем Япония, эта страна подготовила в 1990 г. 80% докторов философии (от соответствующего японского показателя) в области естественных и точных наук. Автор подчеркивает в этой связи, что почти половину выпускников вузов в этой стране составляют лица, окончившие американские университеты. Отечественные университеты пользуются довольно высокой репутацией в мире. В первую очередь это относится к Высшему корейскому институту науки и технологии (Korea advanced institute of science and technology -KAIST), организованному в 1971 г. В старинном Сеульском национальном университете также работают несколько научных коллективов «мирового класса».
Система налогового стимулирования ИР. Проблемы развития национальной науки и техники, подчеркивает автор, занимают одно из самых высоких мест на шкале приоритетов правительственной политики в Южной Корее. Особое место занимает система налоговых стимулов. Налоговая скидка на ИР составляет 5% от валовых годовых расходов компании, для малых фирм этот показатель возрастает до 15% (с.10).
В марте 1997 г. в стране принят закон о научно-технических нововведениях, предусматривающий пятилетний план развития национальной науки и технологии, разработку механизма межведомственн.ой координации, особую политику в отношении мелких и средних фирм, выработку целей для национальных научно-технических затрат. Правительственная поддержка ИР, отмечает автор, неуклонно растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как промышленные вложения в ИР. В настоящее время доля
правительства в финансировании национальных ИР составляет 19% (с.10).
Одно из направлений политики ИР - стимулирование передовых национальных проектов (Highly advanced national projects -HAN). В рамках данной программы предусматривается в кооперации с промышленностью развивать ключевые технологии в таких областях, как новые материалы, биотехнология, энергетика и телекоммуникации. Такого рода работа должна проходить под руководством двух ведомств: министерства науки и технологии и министерства торговли, промышленности и энергетики.
Автор отмечает, что, формируя стратегию экономического роста, южнокорейское правительство в качестве важного элемента всегда рассматривало технологию. В соответствии с соглашением между президентом США Линдоном Джонсоном и лидером Южной Кореи Пак Чон Хи, заключенным в 1965 г., был создан Корейский институт науки и технологии (Korea institute of science and technology — KIST). Это первое финансируемое правительством научное учреждение получило поддержку со стороны американского правительства. Главной задачей, поставленной перед KIST, стала модернизация национальной технологии на базе новейших мировых достижений науки и техники.
В настоящее время, подчеркивает автор, в стране действуют около 30 правительственных лабораторий, находящихся под юрисдикцией шести министерств, прежде всего - министерства науки и технологии и министерства торговли, промышленности и энергетики. Существуют также лаборатории регионального подчинения. Их основная задача - проведение контроля качества и техническое консультирование.
Особый сектор ИР составляют лаборатории государственных промышленных предприятий. Вклад предприятий, находящихся в государственной собственности или контролируемых правительством, в 1990 г. составил 10% в ВВП страны. В настоящее время в данном секторе действуют свыше 100 лабораторий, осуществляющих исследовательскую и испытательскую деятельность^. 10).
Специальный раздел реферируемой статьи автор посвятил характеристике частнопромышленного сектора ИР в Южной Корее. Он отметил, что в экономике этой страны доминируют очень крупные
фирмы, более десятка южнокорейских компаний числятся в списке 500 лидирующих мировых производителей, который составляется журналом «Fortune». Доходы шести самых крупных корпораций равняются половине ВНП страны. В такого рода компаниях осуществляется подавляющая часть промышленных ИР: почти половина ИР приходится на долю 20 фирм. Статистика промышленных исследовательских затрат показывает высокие темпы их роста: практически с нулевой отметки в середине 60-х годов — до 2,2% от суммы продаж в 1994 г., причем для обрабатывающей промышленности этот показатель оказался еще выше — 2,6. В целом затраты частнопромышленного сектора на ИР за последние пять лет увеличились вдвое. В этом секторе осуществляется до 73% национальных ИР. В 1995 г. в стране действовало свыше 2 тыс. промышленных центров ИР (с. 10).
Характеризуя особенности национальной системы промышленных ИР, автор отмечает высокий приоритет, которым в глазах руководителей крупных компаний пользуются фундаментальные исследования и их исполнители. Если до последнего времени большая часть специалистов с ученой степенью доктора философии была сосредоточена в основном в университетском секторе, то теперь ситуация начиняет меняться. Крупные корпорации в растущей степени занимаются долговременными фундаментальными исследованиями. В качестве примера автор приводит Высший институт технологии компании «Самсунг» (Samsung advanced institute of technology — SAIT).Годовой бюджет этого учреждения составляет 100 млн. долл. США (с. 10). Наряду с проведением исследований фундаментального характера SAIT осуществляет технологическую экспертизу и ведет разработку широкого спектра технологий, связанных с производственной деятельностью корпорации. Еще один пример дает фирма «Pohang iron and steel company"(POSCO). В ее рамках в конце 80-х годов организован университет, призванный содействовать исследователям компании в разработке технологий, которые могли бы составить основу новых направлений ее деятельности. За последнее десятилетие Университет науки и технологии этой компании «Pohang university of science and technology" - (POSTECH) получил от нее более 1млрд. долл.(с.Ю).
В заключительной части реферируемой статьи автор останавливается на проблемах, с которыми могут столкнуться потенциальные зарубежные партнеры южнокорейских фирм. Одна из таких проблем- бюрократический правительственный механизм, «способный вызвать раздражение у иностранного менеджера». Вторая серьезная помеха на пути эффективного делового сотрудничества -протекционистский менталитет. В течение долгого времени правительственная политики была ориентирована на защиту отечественных компаний от зарубежных конкурентов. И хотя ситуация заметно меняется, остатки подобного подхода встречаются в стране довольно часто. Еще один возможный барьер на пути научно-технического сотрудничества - несовершенный механизм защиты интеллектуальной собственности. Автор подчеркивает в этой связи, что система такой защиты существует в стране сравнительно недавно. Среди других помех в статье упоминаются несовершенство фискальной политики и финансовых учреждений и коррупция.
Несмотря на отмеченные помехи, подчеркивает автор, деловое сотрудничество с южнокорейскими компаниями представляется весьма перспективным с точки зрения зарубежных инвесторов. Особенно обещающим в этом плане является вступление Южной Кореи в ОЭСР. Эксперты полагают, что этот шаг приведет к быстрому устранению многих барьеров на пути эффективного международного сотрудничества, тем более что крупные компании этой страны проявляют все больший интерес к зарубежным технологиям. От простого приобретения таких технологий они хотели бы перейти к созданию совместных фирм, исследовательских подразделений и т.п. Перспективной, с точки зрения автора, является и политика стимулирования мелких фирм, взятая на вооружение южнокорейским правительством. Такая политика открывает пути для более широкого сотрудничества последних с аналогичными зарубежными компаниями.
Иностранные фирмы, ориентирующиеся на налаживание деловых связей с этой страной, могут пользоваться информацией, которую предоставляет Корейская ассоциация промышленной технологии (Korea industrial technology association - KITA). В организации более тесного и эффективного сотрудничества, подчеркивает автор, заметный вклад может внести корейская диаспора, существующая во многих странах, и прежде всего в США
14 44-5
Здесь действует, в частности, Ассоциация американских ученых и инженеров корейского происхождения (Korean-American scientists and engineers association - KSEA), которая объединяет в своих рядах свыше 10 тыс. членов. В 1997 г. в Вашингтоне образован Центр научного сотрудничества США и Кореи (Korea-US science coopération center — KUSCO); в рамках этой организации предполагается развернуть широкую программу американо-корейского научного сотрудничества.
Т.В.Горбунова
98.02.017. ЛЕВЕР О.В. МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК.
LEVER O.W. Selling and marketing of R&D // Research-technology management. - Lancaster, 1997. - Vol.40, N 4. - P.39-45.
Автор, директор по глобальным экономическим исследованиям в фирме "Bausch & Lomb" (Рочестер, штат Нью-Йорк), утверждает, что каждый день представители ИР продают себя, свои результаты и свои идеи. Признание этого вместе с развитием умения вести торговлю является решающим для успеха ИР. Активные действия с целью удовлетворить нужды внутренних и внешних покупателей и стать неотъемлемой и заслуживающей доверия частью бизнеса увеличивают влияние и осознанную ценность ИР.
Соединение ИР с коммерческой стратегией. В статье отмечается, что в настоящее время многие виды бизнеса сталкиваются со все возрастающей конкуренцией, часто в сочетании с глобальными изменениями. Успех зависит от влияния многочисленных внутренних и внешних факторов, а также от способности находить подходящие и своевременные решения поставленных задач. Для успеха в бизнесе необходим динамичный и деятельный подход как к конкуренции, так и к эксплуатационным и стратегическим результатам. Более того, успех зависит и от рационального расходования всех ресурсов, которые, несомненно, включают в себя и капиталовложения в область ИР.
Для многих групп, занимающихся ИР, это может толковаться как все более возрастающие требования к повышению продуктивности их работы с учетом технологических процессов в разработке стратегий бизнеса. Следовательно, считает автор статьи, "очень важно, чтобы руководство групп ИР принимало активное