Научная статья на тему '98. 01. 017. Мак Брайд Дж. Коммерциализация технологии, разработанной в университете: пример из области робототехники. Mac bryde J. commercialisation of university technology: a case in Robotics // Technovation. - Amsterdam, 1997. - Vol. 17, n L. - P. 39-46'

98. 01. 017. Мак Брайд Дж. Коммерциализация технологии, разработанной в университете: пример из области робототехники. Mac bryde J. commercialisation of university technology: a case in Robotics // Technovation. - Amsterdam, 1997. - Vol. 17, n L. - P. 39-46 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ / НАУКА --КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКИ / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И {{-}}ТЕХНИЧЕСКИЕ --ВНЕДРЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ -СВЯЗЬ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 017. Мак Брайд Дж. Коммерциализация технологии, разработанной в университете: пример из области робототехники. Mac bryde J. commercialisation of university technology: a case in Robotics // Technovation. - Amsterdam, 1997. - Vol. 17, n L. - P. 39-46»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИДУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.01.001 -98.01.026

МОСКВА 1998

ний для высококлассных университетов. Признавая наличие некоторого перераспределения средств, авторы тем не менее не разделяют подобной тревоги.

Пока валовая поддержка вузовских ИР со стороны промышленных компаний составляет незначительную долю в бюджете университетов. Однако авторы считают, что возможное сокращение государственного финансирования заставит вузы активно искать помощи у промышленности. В этом случае решающее значение может иметь "фактор расстояния".

Т. В. Горбунова

98.01.017. МАК БРАЙД ДЖ. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ, РАЗРАБОТАННОЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРИМЕР ИЗ ОБЛАСТИ РОБОТОТЕХНИКИ.

MAC BRYDE J. Commercialisation of university technology: a case in robotics // Technovation. - Amsterdam, 1997. - Vol. 17, N 1. - P. 39-46.

Автор - преподаватель Стретклайдского университета (University of Strathclyde) в г. Глазго (Великобритания). Она отмечает, что проблему коммерциализации университетской технологии обычно принято рассматривать "со стороны". В реферируемой статье' предпринимается попытка осветить данный вопрос "изнутри", с точки зрения самих университетских исполнителей, которым приходится решать такого рода задачи. Внимание автора сосредоточено на двух моментах: какие технологические инновации вуза имеют шансы на коммерческий успех; какие шаги должен предпринять университетский разработчик для успешной промышленной реализации своего нововведения. Автор полагает, что опыт ее университета в деле коммерциализации конкретной разработки может оказаться полезным для вузовских исследователей, столкнувшихся с аналогичной проблемой.

Один из разделов реферируемой статьи посвящен обзору нынешнего состояния в сфере коммерциализации университетских технологий в целом. Автор отмечает, что на протяжении последнего десятилетия правительства различных стран разрабатывают полити-

ку стимулирования переноса результатов ИР из университетских подразделений в промышленность. Указанным целям служат и некоторые общеевропейские программы: так "SPRINT" и "VALUE" поощряют использование результатов ИР; центры распространения нововведений (innovation relay centres), организованные в некоторых европейских странах, стимулируют инновационные усилия и перенос новых технологий. Великобритания также разрабатывает меры, ориентированные на поощрение промышленно-университетского партнерства. Политика правительства в данной области изложена в специальных докладах ( "О науке и технологии", "О конкурентоспособности"), обнародованных в 1994-1995 гг. Реализации правительственной стратегии призваны, в частности, служить шаги по созданию национальной структуры переноса технологии. В этой связи автор упоминает Инновационное подразделение министерства торговли и промышленности (DTI innovation unit) и программу "Управление в 1990-е годы" ("Managing in the 90s programme"). Целям переноса технологии служат также региональные технологические и инновационные центры.

Традиционный взгляд на роль университета в цепи "изобретение - новая продукция" отводит вузу роль "колыбели" для получения перспективных ИР, а промышленности - роль "инновационного дома". Автор считает, что такой подход уже не отвечает реальной ситуации в данной сфере. Университеты пытаются взять освоение нововведений в собственные руки, формируя организационный механизм защиты и маркетинга своих изобретений. Этому способствовало и то обстоятельство, что правительство наделило вузы правом на эксплуатацию своей интеллектуальной собственности.

В сфере переноса технологий из университетского сектора в промышленность немаловажную роль играет Британская технологическая группа (British technology group-BTG), сформированная путем слияния Национальной корпорации по исследованиям и разработкам (NRDC) и Национального управления предприятий (NEB - National enterprise board).

По мнению автора, ВТО является одной из крупнейших в мире организаций по защите изобретений, поиску лицензий, ведению переговоров о заключении лицензионных соглашений. Эта Группа осуществляет финансовую поддержку стартовых компаний и финансирует разработку новых продуктов. Услугами ВТв широко пользуются университеты.

Коммерциализация университетских технологий, отмечает автор, сравнительно новое явление в практике вузовских ИР. Неудивительно, что лица, которые отвечают в университетах за контакты с промышленными подразделениями, не обладают часто необходимыми знаниями и опытом. В этом плане может оказаться полезным изучение специальной литературы, число публикаций в указанной области значительно выросло за последние годы. Из такого рода публикаций, подчеркивает автор, видно, что практика разных стран дает многочисленные примеры механизма для успешного освоения университетских технологий. Автор упоминает в этой связи научные парки, учрежденные университетами компании, дочерние фирмы, лицензирование технологии, совместные и венчурные фирмы.

Наличие подходящей формы коммерциализации ИР не означает однако, гарантии обязательного успеха подобного начинания. Практика 80-х годов, отмечает автор, дает многочисленные примеры попытки вузов решать такого рода задачи с помощью собственных компаний. Как правило, большая часть таких начинаний заканчивалась провалом. Причины заключаются не только в отсутствии необходимого опыта у руководителей таких фирм. Успешная коммерциализация невозможна без адекватной материально-технической и маркетинговой базы, которой обычно не было у университетских фирм.

Ответ на вопрос об условиях успешного функционирования университетских подразделений в деле коммерциализации технологий автор предлагает искать в литературе по стратегии и экономике бизнеса, по проблемам менеджмента. Наиболее интересной в этом плане она считает исследования Д.Тиса (Б.Теесе). Главные проблемы, без решения которых невозможно успешно коммерциализировать нововведение, это: 1) защита интеллектуальной собственности и

2) доступ к "дополнительным мощностям". Решение первой проблемы возможно путем патентной защиты; что касается второй- то для разработки нововведения требуются такие механизмы, как доступ "к каналам маркетинга и распространения", наличие базы для проведения экспериментов, клинических испытаний и т.п.

При выборе направлений инновационной деятельности следует учитывать также степень "зрелости" или "новизны" соответствующей промышленной отрасли. Очевидно, что наиболее перспективными для внедрения радикальных инноваций являются новые отрасли. В этом случае подходящими формами промышленно-университетского сотрудничества могли бы явиться дочерние фирмы. Для зрелых отраслей, в которых не ощущается высокого спроса на радикальные новации, больше подходят лицензионные соглашения или "мягкие" консультативные фирмы.

Обобщая концепции успешной коммерциализации университетских технологий, предложенные разными исследователями, автор резюмирует: условиями для решения задачи являются а) природа разрабатываемой технологии; б) защищенная интеллектуальная собственность; в) необходимость в дополнительных "активах" (мощностях) для эксплуатации нововведения.

Специальный раздел реферируемой статьи автор посвящает характеристике усилий своего университетского подразделения (факультет управления проектированием, производством и промышленной технологией в Стретклайдском университете) по внедрению робототехнического устройства (встроенного в специальный шлем, обеспечивающий "телеприсутствие"). В разработке участвовали также исследователи факультета вычислительной техники названного университета. Исполнители получили финансовую поддержку британского Совета по научно-техническим исследованиям. К разработке проявила интерес компания "British telecom - ВТ", спонсировавшая работу докторанта, разрабатывавшего проект. С точки зрения общих концепций коммерциализации разработку указанного устройства, подчеркивает автор, можно считать "радикальной технологией" в "развивающейся отрасли промышленности".

f

На начальной стадии работы по созданию т.н. "антропоморфного робототехнического прибора" (Anthropomorphic robotic head - ARH) разработчики полагали, что наилучшим курсом действий с их стороны будет возможно более широкая информация об этой новинке. Подобная стратегия диктовалась, с одной стороны, стремлением к публикациям, которые присущи университетской среде, и с другой - желанием заинтересовать потенциальных промышленных партнеров. Однако этот подход сделал невозможной патентную защиту интеллектуальной собственности. Таким образом, единственное, на что оставалось надеяться - это на уникальные знания, " содержащиеся в головах разработчиков" и отсутствующие у потенциальных имитаторов. Правда, при этом существует угроза, что один из создателей новинки может перейти на работу в другую организацию. В этом случае защитить себя от утечки информации университет уже не сможет.

Значительной проблемой для разработчиков ARH стал поиск дополнительных мощностей в виде обеспечения средств на проведение экспериментов, получения конкурентоспособной промышленной базы, маркетингового обеспечения, послерыночного обслуживания. Если некоторые из перечисленных услуг приобрести сравнительно просто (например, рыночную экспертизу), то поиск других- более специальных- явился трудной проблемой. В случае, если группа разработчиков пожелает самостоятельно наладить освоение новинки (и даже подыщет себе подходящего партнера), обе стороны должны будут принять на себя большой коммерческий риск.

Какой из путей коммерциализации новинки следует признать оптимальным? Автор полагает, что если рассматривать ее как продукт, то наиболее перспективным было бы создание специальной фирмы. Однако такой путь требует значительных финансовых вложений. В США на этот случай предусмотрены специальные программы предоставления венчурного капитала. В Великобритании решение проблемы представляет сложную задачу.

Если рассматривать нововведение как новый технологический процесс, тогда более перспективным путем будет лицензирование технологии в компании, обладающей необходимыми дополнитель-

ными "активами". Опасность для разработчиков состоит здесь в том, что технология "будет продана не до конца завершенной" и продавцы получат за нее меньшую цену. Правда, отмечает автор, слишком большое промедление может привести к утечке информации в пользу потенциальных конкурентов.

Опыт разработки ARH, пишет в заключение автор, показал, что, получив важное технологическое изобретение, разработчики оказываются слабо подготовленными для решения задач по его коммерческому освоению. Они должны быть готовыми выбрать один из возможных путей действия: либо основать специальную компанию, изыскав для этого необходимые средства; либо - лицензировать технологию в подходящей промышленной фирме.

Т.В.Горбунова

98.01.018. ЧУ Ю.Д., ЛИ ДЖ.К., PO К.К. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРАТЕГИИ ФИРМ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК (ЮЖНАЯ КОРЕЯ).

СНО H.D.,LEE J.K.,RO К.К. Environment and technology strategy of firms in government R & D programmes in Korea // Technovation. -Amsterdam, 1996. - Vol. 16, N 10. - P. 553-560.

Один из авторов реферируемой статьи (Чу) является сотрудником Института научной и технической политики в Сеуле (Science and technology policy institute - STEPI), два, других - Сработают в Высшем корейском институте науки и технологии (Korea advanced institute of science and technology -KAIST) (г. Тэджон, Южная Корея).

В реферируемой статье отмечается, что в последние годы быстрыми темпами растет участие южнокорейских фирм в программах ИР, инициированных правительством. В этой связи возникает необходимость рассмотреть стратегию таких компаний применительно к условиям, в рамках которых развертывается их деятельность. Авторы убеждены, что изучение подобной проблемы может оказаться полезным для каждой из сотрудничающих сторон. Характеристику промышленной политики по отношению к правительственным про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.