РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034
МОСКВА 1996
взносов его членов и составляет около 5 млн. ф. ст. Эти средства идут на поощрение широкого спектра научных областей: от инженерии до социальных и гуманитарных наук. При существующей структуре ЕБР значительно увеличить его бюджет весьма сложно. Устав Фонда предусматривает, что выделяемые им средства направляются прежде всего на координацию исследовательских усилий в тех областях (как правило междисциплинарных), которые пользуются соответствующим финансированием из национальных бюджетов науки соответствующих стран (с. 95).
Автор признает, что выдвигаемая им идея Европейского исследовательского совета не получила пока необходимой поддержки в кругах научного сообщества данного региона. В этой связи необходимо на первых порах наладить эффективное сотрудничество Комиссии ЕС с организациями, выражающими интересы научного сообщества. Между тем в начале 1994 г. Комиссия приняла “непродуманное” решение о ликвидации своего главного консультативного комитета по науке “ССШЕБТ”. Такой шаг, утверждает автор, свидетельствует о том, что “вызывающего доверия сотрудничества” между руководящими органами ЕС и научным сообществом пока не существует. Возможные “независимые” попытки по учреждению европейских организаций для фундаментальной науки, предупреждает автор, скорее всего будут проигнорированы Комиссией ЕС.
В заключение отмечается, что в условиях неблагоприятного климат та для создания европейского исследовательского совета необходимо использовать текущую реорганизацию ЕБГ, чтобы превратить его в “сильного партнера национальных научных организаций, стремящихся к координации своих усилий”.
Т. В. Горбунова
96.02.026. ХАНСЕН П. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕРЕНОСА ТЕХНОЛОГИИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЧАСТНЫЕ ФИРМЫ.
HANSEN P. Publicly produced knowledge for business: when is it effective? // Technovation.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 15, № 6 .— P. 387-397.
Автор — профессор географического факультета университета в Роскилле (Дания) — специализируется по проблемам стимулирования нововведений, распространения технологий и структуры корпораций. Процесс передачи знаний рассматривается в статье в разрезе движения патентов и лицензий из государственного сектора в частный. Для анализа привлечены в основном материалы обследования датских научных и промышленных организаций.
Проблема переноса результатов новейших технологических иссле-
дований, подчеркивает автор, является особенно актуальной для промышленности малых стран, в которой превалируют мелкие и средние фирмы. В этой связи автор обращает внимание на то обстоятельство, что, не обладая собственной внутрифирменной развитой инфраструктурой ИР, мелкие компании должны быть особенно осторожны в выборе внешних источников технологий, полагаясь прежде всего на “проверенные организации”, которые могут предложить результаты в “возможно более законченной форме”.
Общепринятая распространенная точка зрения признает в качестве такой “формы” патенты и лицензии. Отдавая должное роли патентов в переносе технологий, автор предупреждает, однако, об опасности переоценки. Он утверждает, что патенты далеко не во всех компаниях и не во всех отраслях являютсяопределяющим каналом распространения нововедений. Ссылаясь'на результаты специальных обследований, проведенных в развитых странах, он отмечает, в частности, что наибольшую роль патенты играют в химической промышленности.
Инфраструктура государственного сектора по переносу технологии в Дании включает технологические институты, подразделения Датской академии технических наук, правительственные НИИ, Исследовательский центр в Рисе, университеты и Патентное управление. Техническое консультирование и обслуживание промышленных фирм, под-черкивает автор, является важным компонентом государственной промышленной политики. Реальными результатами такой политики стали “научные парки”, а также система особых грантов, ориентированная на стимулирование инновационной деятельности компаний. Один из элементе» указанной системы — “Схема лицензирования идеи продукта” (PI licensing scheme).
Значение государственной инфраструктуры для поощрения нововведений в Дании определяется особенностями национальной промышленности, состоящей в основном из мелких и средних фирм. Около половины кадрового потенциала в промышленности занято в компаниях с числом работающих менее 50 человек и лишь 13% — в фирмах с персоналом свыше 500 человек (с. 391). Подобная промышленная структура создает особые трудности на пути переноса технологии. Автор отмечает, что многие компании не имеют не только специальных отделов разработки продукции, но часто не располагают и специалистами, которые могли бы заниматься такого рода работой. Подтверждением указанного обстоятельства являются данные статистики ИР: по состоянию на 1991 г. на долю мелких компаний с числом занятых менее 50 человек в каждой приходилось всею 4% промышленных затрат на ИР; здесь сосредоточен 5,1% дипломированных специалистов (с. 391).
Отмеченная структура национальной промышленности имеет, по мнению автора, свои положительные стороны. Мелкие организации
отличаются “большей реактивностью” в выработке решений, здесь теснее связи между отделами, отвечающими за текущие и финансовые вопросы. В то же время организации отмеченного типа не имеют адекватного потенциала для эффективного сотрудничества с внешними партнерами в деле передачи технологии. В таких условиях особую роль призваны сыграть организации государственного сектора, разрабатывающие и реализующие специальные программы укрепления инновационного потенциала мелких частных фирм.
Одной из наиболее “старых” программ указанного типа ц Дании является “Схема лицензирования идеи продукта” (Р1), действующая с 1972 г., когда было учреждено Консультативное управление по изобретениям. Свои современные очертания Р1 приобрела в 1982 г. На получение консультативной помощи в рамках данной схемы могли рассчитывать те, кого интересовали вопросы патентования и лицензирования нововведений. С 1977 г в стране действует также “система поиска”, нацеленная на выявление “подходящих исследований” среди тех, которые проводятся в датских вузах. Порядок оплаты за консультативные и поисковые услуги предусматривает определенную долю отчислений в случае успешного внедрения и коммерциализации нового продукта. О масштабах деятельности по стимулированию переноса технологии говорят следующие данные: Датский технологический институт предлагает ежегодно в среднем тысячу идей о новой продукции, причем 93% из них “прошли через консультационный процесс” (с. 392).
Одна из проблем, наиболее часто дискутируемых в международных дебатах — возможности государственного сектора в поощрении переноса патентов от внешних источников в промышленные компании. Ответ на данный вопрос автор и его коллеги пытались получить в ходе специального обследования. Для опроса отобраны фирмы, получившие помощь в рамках Р1. Удалось проследить судьбу 94 лицензий, оформленных в 1985-1990 гг. Картина, полученная в ходе опроса, представлена на следующей схеме (см. схему).
Обследователей интересовал вопрос, почему компании не начинали выпуск продукции по запатентованным изобретениям. Ответы респондентов можно подразделить следующим образом. Треть изобретений не дала обещанного технологического эффекта. Для еще одной трети не нашлось подходящего рынка сбыта. И, наконец, треть — была отвергнута по иным причинам.
Если судить по результатам обследования, продемонстрированным в схеме, то эффективность Р1 в Дании, отмечает автор, следует признать весьма “скромной”. Оборот от сбыта новой продукции за весь обследованный период составил 35,5 млн. датских крон, или 5,5 млн. долл. (с. 394).
Схема (с. 393) Реализация Р1 в Дании. 1085-1991 гг.
5000 идей, предложенных независимыми изобретателями и исследователями из учреждений государственного
сектора
Обследование показало, что наиболее узким местом на пути нововведений от государственного сектора в частный является не недостаток идей о новой продукции, а неадекватная “подготовка” проекта на более поздних стадиях, в частности на стадии приспособления к рынку. Проблема заключается в том, подчеркивает автор, что специалисты из государственных учреждений рассматривают патент в качестве конечного результата длительных усилий. Между тем успешная инновационная деятельность требует эффективного сотрудниче-
12-1005
ства государственных и частных партнеров на “послепатентноб стадии” . В ходе такого сотрудничества изобретения и идеи новой продукции “должны быть адаптированы к конкретным условиям и нуждам данной компании”.
Повышение эффективности деятельности по переносу технологии из государственного сектора, пишет в заключение автор, требует выработки нового подхода: развитие технологии должно рассматриваться как часть процесса, в котором собственные ресурсы и опыт соответствующей фирмы являются важным составным элементом на пути превращения знаний в новую продукцию.
Опыт реализации схемы Р1 в Дании, убежден автор, показывает, что компании испытывают большие трудности в усвоении “внешних знаний”, даже если последние выступают в форме “идеи нового продукта” . В итоге, результативность усилий по переносу технологии пока оказывается весьма незначительной. Обследование датских фирм свидетельствует: разработанные на стороне патенты “не играют большой роли в процессе нововведений и модернизации продукции в компаниях” (с. 396).
Т. В. Горбунова
96.02.027. БАРАНЬЯНО А. М. ИСПАНСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ФИРМА И ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОГРАММЫ (“ESPRIT”, “RACE”, “ЭВРИКА”): ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ.
BARANANO А. М. The Spanish innovative firm and the ESPRIT, RACE and EUREKA programmes: an organizational approach // Technovation.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 15, H 6 .— P. 339-350.
Автор с сентября 1994 г. — сотрудница Открытого университета в Лиссабоне (Португалия), в течение пяти предшествующих лет занималась исследовательской работой в Независимом мадридском университете. Цель реферируемой статьи формулируется ею следующим образом: анализ организационных и управленческих факторов, определяющих инновационный успех испанской фирмы; выявление связи названных факторов с возможностями компании участвовать в объединенных европейских программах ИР.
Указанная цель определила и объект исследования — испанские фирмы, участвующие в кооперационных ИР программах и проектах стран ЕС. Поскольку существуем множество подобных программ, для удобства анализа отобраны две области — информационная технология (ИТ) и телекоммуникации (ТК). В рамках последних реализуются, в частности, программы “ESPRIT” (Европейская стратегическая программа ИР в области ИТ), “RACE” (ИР в области авангардных