Научная статья на тему '2005. 04. 018. Технологические связи: контрактные ИР, перенос федеральных технологий, сотрудничество в ИР. Technology linkages: contract r&d, Federal technology transfer, and r&d collaboration / science and Engineering indicators - 2004 rep. / nat. Science Board. - Wash. , 2004. - P. 4-36-4-45. - mode of access: http://www. NSF. Gov/sbe/srs/seind 04/start. Htm'

2005. 04. 018. Технологические связи: контрактные ИР, перенос федеральных технологий, сотрудничество в ИР. Technology linkages: contract r&d, Federal technology transfer, and r&d collaboration / science and Engineering indicators - 2004 rep. / nat. Science Board. - Wash. , 2004. - P. 4-36-4-45. - mode of access: http://www. NSF. Gov/sbe/srs/seind 04/start. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНЫЕ ИР В США / ПЕРЕНОС ТЕХНОЛОГИЙ / КООПЕРАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИР / ПОДДЕРЖКА ИР В МЕЛКОМ БИЗНЕСЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 018. Технологические связи: контрактные ИР, перенос федеральных технологий, сотрудничество в ИР. Technology linkages: contract r&d, Federal technology transfer, and r&d collaboration / science and Engineering indicators - 2004 rep. / nat. Science Board. - Wash. , 2004. - P. 4-36-4-45. - mode of access: http://www. NSF. Gov/sbe/srs/seind 04/start. Htm»

затель для зарубежных затрат американских компаний равен 6,9%. По данным за 1998-2000 гг., вложения иностранных

фирм в ИР на территории США превышали американские затраты за рубежом примерно на 5 млрд. долл., при этом инвестиции европейских компаний на территории США превосходили зарубежные затраты американских фирм в Европе (2000) на 5,7 млрд. долл. (с. 4-69).

Т. В. Горбунова

2005.04.018. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: КОНТРАКТНЫЕ ИР, ПЕРЕНОС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СОТРУДНИЧЕСТВО В ИР.

Technology linkages: Contract R&D, federal technology transfer, and R&D collaboration / Science and engineering indicators - 2004 rep. / Nat. science board. - Wash., 2004. - P. 4-36-4-45. - Mode of access: http://www.nsf.gov/sbe/srs/seind 04/start.htm.

Ключевые слова: контрактные ИР в США, перенос технологий, кооперационные соглашения об ИР, поддержка ИР в мелком бизнесе, технологические альянсы - отечественные и международные.

Реферируемая публикация - один из разделов четвертой главы доклада о показателях науки и техники в США и за рубежом, составленного экспертами ННФ США (см. два предыдущих реферата, а также рефераты 2005.03.017, 018). Значимость технологических связей, подчеркивают составители, обосновывается особенностями развития исследовательской и инновационной деятельности за последние десятилетия: исследования и разработки осуществляются в условиях требований роста скорости, сложности и многодисциплинарности, предъявляемых к ИР. Хотя внешние источники технологии уже давно играют важную роль в промышленных инновациях США, в современных условиях настоятельнее выдвигается необходимость в более активных мерах стимулирования связей исполнителей ИР, пользователей технологии и поставщиков. Перечень правительственных документов, принятых за 1980-2000 гг., составители представили в специальном приложении к реферируемому разделу.

Практика США свидетельствует о росте межсекторальных связей в течение 90-х годов. Так, за 1993-2001 гг. компании обрабатывающей промышленности наращивали реальные затраты на контрактные ИР в

среднем на 4,8% ежегодно. Составители подчеркивают, что указанный показатель выше темпов роста внутренних промышленных затрат за тот же период (с. 4-36).

В 1991-2001 гг. компании США принимали участие в более чем 4,6 тыс. исследовательских и технологических соглашениях с партнерами по всему миру. Особенно активно такие союзы развивались в сфере информационных и биотехнологий.

В реферируемом разделе проблема межсекторального и внутри-секторального сотрудничества рассматривается в разрезе следующих направлений: контрактные ИР; федеральные научно-технические программы и перенос технологий; отечественные и международные технологические альянсы.

Контрактные ИР. К подобной форме проведения ИР, отмечают составители, в США подключается все большее число компаний. Статистика свидетельствует, что темпы роста ИР, финансируемые американским заказчиком, но выполняемых внешними исполнителями, обгоняют внутренние показатели такого рода затрат. По данным за 2001 г., 1,3 тыс. компаний обрабатывающей промышленности США, или 8% от общего числа фирм данного сектора, сообщили, что их затраты на контрактные ИР составили 4,0 млрд. долл. Составители обращают внимание на заметное снижение данного показателя по сравнению с 2000 г., когда объем контрактных ИР составлял 4,8 млрд. долл. Правда, полагают авторы реферируемого доклада, если рассматривать ситуацию в более долговременном плане, то окажется, что фирмы обрабатывающей промышленности увеличили реальные затраты на контрактные ИР в среднем на 4,8%. Этот показатель выше аналогичного показателя внутренних ИР затрат для 1993-2001 гг. (с. 4-36, 4-37).

О масштабах распространения контрактных ИР можно судить по изменению их доли по отношению к внутренним исследовательским затратам: в 1993 г. соответствующий показатель равнялся 3,3%, к 2001 г. он поднялся до 3,6% в среднем по обрабатывающей промышленности. В некоторых отраслях соответствующие цифры значительно выше. Так, в фармацевтической промышленности в 2001 г. доля внешних затрат по отношению к внутренним составила 18,7%, в химической - 11,7%. В сфере необрабатывающих отраслей доля контрактных ИР в том же году составляла в секторе информационных услуг - 7,4%, а в секторе научных услуг - 12% (с. 4-37).

Кто является исполнителем контрактов на ИР? Ответить на данный вопрос было призвано специальное обследование, проведенное ННФ

США. Выяснилось, что самая высокая доля контрактных вложений за выполнение ИР приходилась в 2001 г. на другие промышленные компании - «внешние исполнители». Такие исполнители освоили 92% суммы выявленных контрактных затрат. Менее представительной (5,9%) оказалась доля вузов; на бесприбыльные НИИ приходилось 2,2%. Приведенные усредненные показатели заметно варьировали в разных отраслях. Так, на долю химических компаний-подрядчиков приходилось 83%, в секторе ИР услуг заметную роль играли вузы (35,4%), правда, подчеркивают составители, лидирующие позиции в исполнении контрактов данного сектора остались за коммерческими фирмами - 49,7% (с. 4-37).

Федеральные научно-технические программы и перенос технологий. Под давлением роста глобальной конкуренции федеральное правительство с конца 70-х годов приступило к формированию «законодательной среды», благоприятной для промышленно-государственного сотрудничества в развитии новых технологий. Составители реферируемого доклада считают наиболее интересными в этой связи меры по стимулированию переноса технологий и кооперационных связей федеральных лабораторий с промышленными компаниями. Какого рода деятельность принято трактовать как «перенос технологий»? Авторы реферируемого доклада объясняют данное понятие следующим образом: «Перенос технологий -это обмен техническими знаниями, умениями, процессами или продуктами между различными организациями». Перенос технологий с участием федеральных лабораторий предусматривает, в частности, патентование, лицензирование, совместные ИР, соглашения об использовании исследовательского оборудования/установок, оказание технической помощи.

Одним из первых законодательных актов, касающихся переноса технологий, был принятый в 1980 г. закон, по которому федеральным лабораториям предлагалось поощрять передачу федеральных технологий в распоряжение администрации штатов, местных властей, а также подразделения частного сектора. Позднее, в 1986 г., федеральным лабораториям и прочим государственным организациям было разрешено вступать в кооперационные соглашения с промышленными партнерами, вузами, а с 1990 г. это право распространено на государственные лаборатории, управляемые по контрактам.

В рамках кооперационных соглашений об ИР (СЯЛОЛ) федеральные лаборатории могут предоставлять партнерам разнообразные услуги в проведении ИР, кроме финансовых. Промышленные участники такого рода соглашений сохраняют право собственности на изобретения (или право

на приобретение привилегированных лицензий), если такие изобретения были сделаны на базе партнерских разработок.

Особое внимание в связи с рассматриваемыми проблемами составители уделили роли федеральных лабораторий в качестве источника технологий, которые коммерциализируются частными фирмами. В докладе подчеркивается, что эти подразделения предоставляют исследователям из промышленных и бесприбыльных организаций возможности для проведения междисциплинарных исследований и использования дорогостоящего специального оборудования.

В 2001 г. федеральное правительство обязалось выделить на ИР в федеральных лабораториях 27,3 млрд. долл., или 34% от государственно -го бюджета ИР. 52,6 млрд. долл. (66% указанного бюджета) предназначалось для внешних исполнителей, главным образом фирм и университетов. Доля, направляемая в правительственные лаборатории отдельными ведомствами, больше всего у Министерства энергетики (71,7%) и меньше всего у Министерства здравоохранения и социальных служб (20,3%) (с. 4-39).

Практика свидетельствует, отмечают авторы, что федеральные агентства с высокой долей своих внутренних обязательств на ИР обладают более внушительными показателями «выхода» продукции, пригодной для патентования и лицензирования, чем те ведомства, которые широко используют для проведения своих ИР программ внешних исполнителей.

Заметная доля средств, направляемых из бюджета ИР в федеральные лаборатории, используется для проведения не столько фундаментальных исследований, сколько программ прикладной направленности и разработок. По оценкам экспертов, из суммы средств, выделяемых таким лабораториям, на долю фундаментальных исследований приходится не более 25%. В этой связи авторы обращают внимание на то обстоятельство, что данный показатель является «усредненным»: для некоторых агентств он намного выше. В первую очередь это относится к Министерству здравоохранения и социальных служб, доля фундаментальных исследований в лабораториях данного ведомства в 2001 г. составила здесь 52,4%, в Министерстве сельского хозяйства соответствующий показатель - 49, а для Министерства энергетики - 35% (с. 4-39).

Характеризуя тенденции в сфере переноса федеральных технологий, составители отмечают, что соответствующую информацию с 1987 г. регулярно сообщают десять федеральных агентств. По имеющимся сведениям, в данные, характеризующие усилия ведомств по переносу техно-

логий, включают обычно информацию об изобретениях, патентах, лицензиях и доходах от них, а также о числе кооперационных соглашений по ИР. Подробная информация о такого рода показателях представлена в табл.

Таблица (с. 4-40)

Федеральный перенос технологий в некоторых агентствах в 2001

фин. г.

Федеральные агентства Число изобретений Патентные заявки Выданные патенты

Всего Доля(%) Всего Доля(%) Всего Доля(%)

10 ведущих 3909 100,0 2172 100,0 1608 100,0

5 ведущих 3780 96,7 2090 96,2 1566 97,4

В том числе:

Обороны 1005 25,7 809 37,2 619 38,5

Энергетики 1527 39,1 792 36,5 605 37,6

Здравоохранения 434 11,1 255 11,7 119 7,4

НАСА 696 17,8 151 7,0 159 9,9

Сельского хозяйства 118 3,0 83 3,8 64 4,0

Комментируя данные, приведенные в таблице, составители отмечают, что по сравнению с 2000 фин. г. число изобретений в десяти ведущих федеральных агентствах выросло на 9,7%, число патентных заявок увеличилось на 4,3%, а число патентов - на 15,6% (с. 4-40). Среди десяти ведомств, активно занимающихся ИР, наибольшую долю изобретений и других показателей переноса технологий (65-75%) имеют министерства обороны и энергетики.

Один из аспектов, характеризующих деятельность федеральных лабораторий по переносу технологий, касается их участия в СЯЛОЛ.

Десять федеральных агентств, представивших в Министерство торговли США данные о переносе технологий, выполняли в 2001 фин. г. 926 новых СЯЛОЛ с промышленными и вузовскими партнерами, что на 5,9% выше, чем в 2000 фин. г. Всего в 2001 г. в США действовали 3603 СЯЛЭЛ, 80% из них приходились на три агентства: министерства обороны (54,5%), энергетики (15,4%) и здравоохранения (13,6%) (с. 4-41).

Помимо СЯЛОЛ с начала 80-х годов федеральное правительство реализует так называемую Программу инновационных исследований мелкого бизнеса (8ВГЯ). Целью 8ВГЯ объявлено стимулирование из федерального бюджета ИР в мелких фирмах (с числом занятых менее 500 человек). Хотя в основном исполнением ИР заняты крупные компании, специалисты полагают, что мелкие фирмы могут вносить важный вклад в

инновационную деятельность. В то же время их потенциал может оказаться нереализованным, прежде всего в силу финансовых причин.

В 1992 г. правительство приняло родственную 8БГЯ Программу переноса технологий в сферу мелкого бизнеса (8ТТЯ). И 8Б1Я, и 8ТТК ориентированы на стимулирование инноваций, перенос технологий и коммерциализацию результатов ИР, осуществляемых в мелких компаниях. Руководство программами находится в руках участвующих в них министерств, а координацией деятельности занимается Администрация по делам мелкого бизнеса (8БЛ).

Программа 8БГЯ финансируется за счет отчислений из исследовательского бюджета ведомств, если последний превышает 100 млн. долл. Начиная с 1997 г. доля отчислений составляет 2,5%. Компания, претендующая на участие в 8БГЯ, подает заявку и, в случае ее удовлетворения, получает грант в размере до 100 тыс. долл. Эти средства направляются на реализацию первого этапа программы, в ходе которого оцениваются научные и технические возможности проекта, его коммерческий потенциал. Если оценка оказывается положительной, фирма-соискатель может получить грант в рамках второго этапа 8БГЯ в размере до 750 тыс. долл. на двухлетний срок (с. 4-42).

В 2001 г. в рамках 8Б1Я велась разработка 64,3 тыс. проектов на сумму 12 млрд. долл. Доминировали проекты коммерческой ориентации в области компьютерной техники, обработки информации, электроники, новых материалов, энергетики, охраны среды и наук о жизни. На новые ИР проекты в указанном году по данной программе было выделено 1,18 млрд. долл. (в ценах 1996 г.). Основные средства предоставили два ведомства - обороны и здравоохранения: соответственно 45 и 32% (с. 442).

Характеризуя профиль другой программы, ориентированной на перенос технологий (8ТТЯ), составители отмечают, что она предназначена для поощрения кооперационных ИР, выполняемых совместно мелким бизнесом и исследовательскими организациями. При этом организация-партнер должна быть некоммерческим подразделением. В данной программе задействовано пять федеральных агентств с бюджетом внешних ИР, превышающем 1 млрд. долл. «Отчуждаемая сумма» остается неизменной на протяжении 1996-2003 гг. и составляет 0,15% соответствующих ведомственных бюджетов ИР. В период с 1994 по 2001 г. в рамках 8ТТЯ профинансировано свыше 2,4 тыс. проектов на сумму 460 млн. долл. (с. 4-42).

С 1988 г. в рамках Министерства торговли реализуется еще одна инициатива, связанная с переносом технологий, - Программа новейших технологий (ATP). ATP ориентируется на поощрение разработки и коммерциализации так называемых «генерирующих» или «широкопрофильных» технологий. В рамках данной программы финансируются проекты с высокой степенью риска. Соответствующий грант выделяется с использованием процедуры конкурсного отбора, при этом обязательным условием является участие в затратах фирм-партнеров. С момента запуска программы в 1988 г. и до начала 2003 фин. г. в ATP приняли участие свыше 1300 компаний, бесприбыльных учреждений и вузов; в рамках программы велась разработка 642 проектов на сумму 3,8 млрд. долл., предоставленных на паритетных началах ее участниками. 447 проектов разрабатывались в кооперации с отдельными фирмами и 195 - с участием объединенных венчурных компаний (с. 4-42).

Отечественные и международные технологические альянсы. За последние 20 лет, отмечают составители, американские компании не только занимались поиском новых технологий с использованием внешних источников, но и усилили свое присутствие в отечественных и зарубежных технологических альянсах. Понятие «технологический альянс» в реферируемом докладе трактуется следующим образом: «"Технологический альянс" (ТА) - это кооперационные связи или объединения партнеров, предусматривающие совместные ИР или деятельность по совместной разработке новых технологий».

Такая форма позволяет участникам экономить на затратах, снижать степень технического и коммерческого риска, расширять свой внутренний потенциал ИР. Составители обращают внимание и на некоторые издержки участия в ТА: растет риск утечки секретной коммерческой информации, сотрудничеству могут помешать национальные различия, разница в традиционном поведении партнеров - государственных, вузовских и частных организаций.

Характеризуя организационные типы ТА, составители выделяют: «долевые альянсы» (equity alliances) и «недолевые альянсы» (nonequity alliances). В первом случае речь идет о совместных исследовательских венчурных компаниях, в рамках которых два или более партнеров организуют особое коммерческое предприятие с долгосрочными целями. ТА второго типа выступают в форме контрактных соглашений по проведению и управлению краткосрочными проектами.

С точки зрения членства в ТА различают два типа таких объединений: ТА с участием исключительно частных партнеров и частно-государственные ТА - с участием правительственных лабораторий и вузов.

ТА ориентируются на разные типы инновационной деятельности - от фундаментальных исследований и доконкурентных ИР до специальных прикладных проектов, которыми интересуются конкретные компании. Точной статистики технологических альянсов не существует. Единственный источник такого рода - «База данных о кооперационных исследованиях», размещенная в Университете Северной Каролины в г. Гринсборо (CORE). Сведения о международных ТА содержатся также в базе данных, собранной Маастрихтским институтом экономических исследований инноваций и технологии (Нидерланды).

Составители отмечают, что, если основываться на информации, предлагаемой CORE, в 1985-2001 гг. существовало свыше 860 ТА. В 2001 г. было зарегистрировано 26 новых ТА, в 2000 г. их было 40. Около половины ТА, зарегистрированных в 1985-2001 гг., включали программы, ориентированные на три промышленные отрасли: электронное и электротехническое оборудование, коммуникационные услуги и транспортное машиностроение.

Данными о международных ТА занимались эксперты из Нидерландов. Их база данных (CATI - MERIT) строится на ежегодной регистрации новых ТА, сформированных отечественными и многонациональными корпорациями и их зарубежными филиалами. В большинстве альянсов рассматриваемого типа представлены партнеры из США, Западной Европы, Японии и стран третьего мира. Как следует из базы данных CATI-MERIT, в период 1991-2001 гг. в мире было зарегистрировано 5892 ТА. За год (2001) было сформировано свыше 600 международных ТА. Преобладающим типом являются «недолевые» ТА: их доля выросла с 61% в 19801990 гг. до 86% в 1991-2001 гг. (с. 4-44). Эксперты считают, что более гибкая форма «недолевых» ТА способствует развитию деятельности в таких высоко-динамичных и высокотехнологичных секторах, как информационная технология и биотехнология.

Характеризуя международные ТА, составители реферируемого доклада обращают внимание на преобладание в них американских компаний и их филиалов. В 1991-2001 гг. около 80% ТА в мире имели в своем составе по меньшей мере одну американскую компанию; в эти же годы 39% ТА были чисто американскими; фирмы из Западной Европы уча-

ствовали в 44% ТА, при этом большая часть таких ТА по составу была межнациональной или межрегиональной.

Анализ ТА в разрезе тематики ИР показывает, что приоритетным направлением в последнее десятилетие стала информационная технология, это положение характерно прежде всего для американских ТА. Что касается американо-европейских альянсов, то здесь на первой позиции оказались ИР в области биотехнологии, оттеснившие информационную технологию на второе место. Превалирование указанных двух направлений привело к изменениям в базе данных о ТА: введена особая область ИР проектов, в рамках которой комбинируются информационная и биотехнология, - «биоинформатика». По данным за 1995-2001 гг., проведением ИР в сфере биоинформатики занимались 46 ТА (с. 4-44).

Т.В. Горбунова

2005.04.019. ЙОШИДА Ф. Г. НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ, ПЕРЕСМОТР СТАРЫХ МЕТОДОВ.

YOSHIDA Р. G. Japan's «new» industrial policy revives old successful ways // Research-technology management. - Lancaster, 2004. - Vol. 47, N 6. - P. 2-4.

Ключевые слова: научная политика Японии - новые подходы, стимулирование новых технологий, финансовый и кадровый потенциал ИР.

Автор - сотрудница Министерства торговли США - занимается проблемами технологии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В реферируемой статье отмечается, что перед лицом обострившейся международной конкуренции и угрозы преимущественным позициям Японии власти этой страны, отвечающие за выработку научно-технической политики, решили пересмотреть подходы к промышленно-правительственному сотрудничеству, которое по общему признанию в прошлом считалось весьма успешным.

С инициативой по модернизации японской экономической и промышленной политики выступил в марте 2004 г. министр экономики, торговли и промышленности. Подготовленный им проект был передан в Совет экономической и фискальной политики - консультативный орган при премьер-министре. Основная идея проекта заключалась в необходимости развития так называемых стратегических отраслей.

Новая политика должна базироваться на подходах, разработанных в течение 90-х годов, - реформе банковской системы, усилении защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.