Научная статья на тему '96. 02. 027. Бараньяно А. М. Испанская инновационная фирма и европейские программы ("esprit", "race", "Эврика"): организационный аспект. Baranano А. М. The Spanish innovative firm and the esprit, race and Eureka programmes: an organizational approach // Technovation. - Amsterdam, 1995. - Vol. 15, № 6. - P. 339-350'

96. 02. 027. Бараньяно А. М. Испанская инновационная фирма и европейские программы ("esprit", "race", "Эврика"): организационный аспект. Baranano А. М. The Spanish innovative firm and the esprit, race and Eureka programmes: an organizational approach // Technovation. - Amsterdam, 1995. - Vol. 15, № 6. - P. 339-350 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ -ЕС СТРАНЫ / НАУЧНЫЕ СВЯЗИ -ЕС СТРАНЫ / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ -ИСПАНИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ФИРМ {{-}}СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -ИСПАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 027. Бараньяно А. М. Испанская инновационная фирма и европейские программы ("esprit", "race", "Эврика"): организационный аспект. Baranano А. М. The Spanish innovative firm and the esprit, race and Eureka programmes: an organizational approach // Technovation. - Amsterdam, 1995. - Vol. 15, № 6. - P. 339-350»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

ства государственных и частных партнеров на “послепатентноб стадии” . В ходе такого сотрудничества изобретения и идеи новой продукции “должны быть адаптированы к конкретным условиям и нуждам данной компании”.

Повышение эффективности деятельности по переносу технологии из государственного сектора, пишет в заключение автор, требует выработки нового подхода: развитие технологии должно рассматриваться как часть процесса, в котором собственные ресурсы и опыт соответствующей фирмы являются важным составным элементом на пути превращения знаний в новую продукцию.

Опыт реализации схемы Р1 в Дании, убежден автор, показывает, что компании испытывают большие трудности в усвоении “внешних знаний”, даже если последние выступают в форме “идеи нового продукта” . В итоге, результативность усилий по переносу технологии пока оказывается весьма незначительной. Обследование датских фирм свидетельствует: разработанные на стороне патенты “не играют большой роли в процессе нововведений и модернизации продукции в компаниях” (с. 396).

Т. В. Горбунова

96.02.027. БАРАНЬЯНО А. М. ИСПАНСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ФИРМА И ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОГРАММЫ (“ESPRIT”, “RACE”, “ЭВРИКА”): ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ.

BARANANO А. М. The Spanish innovative firm and the ESPRIT, RACE and EUREKA programmes: an organizational approach // Technovation.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 15, H 6 .— P. 339-350.

Автор с сентября 1994 г. — сотрудница Открытого университета в Лиссабоне (Португалия), в течение пяти предшествующих лет занималась исследовательской работой в Независимом мадридском университете. Цель реферируемой статьи формулируется ею следующим образом: анализ организационных и управленческих факторов, определяющих инновационный успех испанской фирмы; выявление связи названных факторов с возможностями компании участвовать в объединенных европейских программах ИР.

Указанная цель определила и объект исследования — испанские фирмы, участвующие в кооперационных ИР программах и проектах стран ЕС. Поскольку существуем множество подобных программ, для удобства анализа отобраны две области — информационная технология (ИТ) и телекоммуникации (ТК). В рамках последних реализуются, в частности, программы “ESPRIT” (Европейская стратегическая программа ИР в области ИТ), “RACE” (ИР в области авангардных

телекоммуникационных технологий) и “Эврика” (“EUREKA” — Европейская программа по координации исследований).

Для получения необходимого материала проведено специальное обследование. На первом этапе было отобрано 136 компаний, для дальнейшего анализа оставлена — 51. В целом, выборка выглядит так, как показано в табл. 1.

Таблица 1 (с. 342)

Участке испанских фирм в европейских программах ИР, (1991 г.)

Программы Число фирм Программы Число фирм

RACE 5 RACE+EURECA 0

ESPRIT 17 ESPRIT+EU REC А 7

EURECA 13 RACE+ESPRIT+EURECA 5

RACE+ESPRIT 4 Всего 51

Респондентам предложили 48 вопросов, сгруппированных в четыре блока. Ответы, полученные в ходе обследования, стали главной информационной базой для анализа. Кроме того привлекалась дополнительная информация о рассматриваемых европейских проектах, и, в целом, об организациях в Испании (фирмы, университеты, государственные учреждения), участвующих в названных проектах. Материалы, полученные обследователями, систематизировались с учетом следующих параметров: степень формализации подразделений ИР; однородность квалификационной подготовки персонала; статус компании (является ли она самостоятельной или выступает в качестве филиала более крупной фирмы), национальная принадлежность фирмы — доля иностранного участия в капитале компании; степень дифференциации деятельности компании.

Картина, выявленная в результате полученной информации, характеризуется автором как “не слишком замечательная”. В разряд “идеальных фирм”, с точки зрения всех условий для успешного участия в европейских проектах ИР, попади лишь три компании. Следующим этапом анализа стало выяснение того, насколько “идеальные фирмы” обладают всеми компонентами, необходимыми для “интегрированных инновационных усилий”. Оказалось, что такого рода фирмы активно

участвуют в переносе технологии в другие организации Руководители таких компаний признают: они в большей степени передают знания вовне, нежели получают их от сторонних исполнителей. Следующий признак “идеальной фирмы” — хорошо налаженная внутрифирменная информационная связь.

Одна из важных характеристик успешной инновационной компании — высокое качество кадрового потенциала. В этой связи автор подчеркивает, что, как выяснилось в ходе обследования, для испанской промышленности не характерна тенденция широкого обмена специалистами с другими исследовательскими организациями. Лишь 37% опрошенных признали, что практиковали (на непостоянной основе) таг кого рода обмены (с. 344).

Обследование показало также, что “идеальной компании” свойствен высокий уровень “синергического” воздействия реализуемых здесь проектов ИР. Этот синергический эффект усиливается за счет активного вовлечения такой компании в национальные программы ИР. Из 51 фирмы-респондента 35 признали, что участвуют в национальных программах. Столь высокая степень “национальной ориентации” является, на взгляд автора, свидетельством невысоких конкурентных возможностей испанских фирм на рынке европейских программ ИР, их недостаточного потенциала, не позволяющего участвовать в таких программах (с. 344).

Еще один характерный признак “идеальной испанской фирмы” — высокая степень финансовой независимости. В ходе опроса 67% респондентов объявили, что не зависят от ЕС или испанского правительства в субсидировании реализуемых ими проектов, а получаемые ими гранты не являются фактором, определяющим решение об организации новых проектов ИР (с. 344).

Обследование показало, что общий уровень инновационой активности испанских фирм является не очень высоким: 45% опрошенных компаний признались, что не получают новых результатов от проводимых ими проектов ИР, а 63% никогда не патентовали такие результаты (с. 344).

Особый раздел реферируемой статьи посвящен проблемам и преимуществам участия испанских фирм в европейских программах ИР. Автор отмечает, что анализ информационных материалов, собранных в ходе обследования, призван был дать ответ на следующие три вопроса: 1) связан ли “идеальный” инновационный характер фирмы со степенью ее успеха в борьбе за участие в европейских программах; 2) существует ли прямая связь между эффективной деятельностью фирмы внутри страны и ее успешным функционированием в рамках европейских программ; 3) какие главные преимущества получает испанская промышленность от участия в программах ИР, реализуемых ЕС.

Выяснилось, что успешные фирмы более активно участвуют в конкурсе заявок и чаще в нем побеждают: обычно на каждые 100 ноданных заявок они нмеют 65 принятых предложений (с. 345). Отвечая на вопрос о трудностях, с которыми они сталкиваются в хоце реализации программ ЕС, большинство руководителей фирм отметили, что главные проблемы создают им не испанские власти, а администрация ЕС. Нерешенными остаются и проблемы координации усилий всех европейских партнеров, реализующих программы ИР.

Для выяснения наиболее полной картины тех преимуществ, кото-

Таблица % (с. 34б)

Преимущества, получаемые испанскими фирмами от участия в европейских кооперационных программах ИР. Ранжирование по степени приоритетности фирмамя-респондентами (%)

Программы ИР

Преимущества RACE и ESPRIT EUREKA Три программы в целом

Повышение имиджа фирмы 82 87 84

Доступ к использованию новых технологий 64 70 64

Приобретение технических ноу-хау 68 65 67

Повышение квалификации персонала 71 65 67

Контакты с фирмами своей отрасли 66 48 57

Установление полезных связей с европейскими учреждениями 53 56,5 51

Контакты с фирмами других отраслей 42 41 42

Полезные свази с испанской администрацией 39,5 52 41

Приобретение знаний о международном рынке 42 39 41

рые получает испанская промышленность от участия в программах ЕС, обследователи предложили респондентам список из 18 пунктов, который они должны были ранжировать по степени приоритетности. Оказалось, что наибольшее значение имеют девять преимуществ; соответствующее ранжирование представлено в табл. 2.

Выяснилось, что наибольшие преимущества от такого участия получают фирмы с ограниченным потенциалом ИР, но с высокой структурной гибкостью. Было отмечено, что именно такого типа организации легче всего “встраиваются” в европейские программы и меньше всего жалуются на помехи со стороны бюрократического аппарата центральных органов ЕС.

В заключение автор подчеркивает, что к выводам, полученным на основе описанного обследования, надо подходить с учетом ограниченного характера “статистического пространства”: особенности поведения и преимущественные признаки фирм, участвующих лишь в трех программах ИР в рамках ЕС, нельзя распространять на все испанские компании, реализующие европейские проекты и, тем более, на промышленность данной страны в целом.

Делая выводы о размерах и активности участия испанских фирм в европейских программах, подчеркивает автор, надо иметь в виду “быстро меняющийся объект исследования”. Испанское участие в европейском научном сотрудничестве постоянно расширяется, поэтому серьезный анализ этого явления требует непрерывного обновления информационного материала. Более или менее точная картина может быть получена лишь для определенного периода. Результаты анализа, представленные в реферируемой статье, касаются 1984-1991 гг., когда в ЕС реализовывались Первая и Вторая основные программы ИР.

Характеризуя значимость изучения выбранной темы, автор отмечает, что исследование роли ИР в качестве фактора, генерирующего инновации, позволяет сделать вывод об отсутствии прямой корреляции между затратами на ИР и получением нововведений. Положительная связь существует лишь там, где исследовательские затраты являются неотъемлемой частью интегрированной инновационной политики.

Не подтверждается мнение о прямой связи размеров компании с производством нововведений. Гибкая структура мелких фирм позволяет им быстрее приспосабливаться к запросам меняющегося рыночного спроса, оперативнее действовать в сфере научно-технических контактов на национальной и международной арене.

Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.