Научная статья на тему '97. 04. 016. Бёрчел Д. , шанарон Ж. , Содерквист К. Управление нововведениями в мелких и средних фирмах: сравнение британских, французских и португальских компаний. Birchall D. , chanaron J. , Soderquist К. Managing innovation in SMEs: a comparison of companies in the UK, France and Portugal // Intern. J. of technology management - J. Intern, de la gestion technologique. - Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 291-305. - bibliogr. : P. 304-305'

97. 04. 016. Бёрчел Д. , шанарон Ж. , Содерквист К. Управление нововведениями в мелких и средних фирмах: сравнение британских, французских и португальских компаний. Birchall D. , chanaron J. , Soderquist К. Managing innovation in SMEs: a comparison of companies in the UK, France and Portugal // Intern. J. of technology management - J. Intern, de la gestion technologique. - Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 291-305. - bibliogr. : P. 304-305 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В ФИРМАХ / -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ {{-}}-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ {{-}}-УПРАВЛЕНИЕ --ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 016. Бёрчел Д. , шанарон Ж. , Содерквист К. Управление нововведениями в мелких и средних фирмах: сравнение британских, французских и португальских компаний. Birchall D. , chanaron J. , Soderquist К. Managing innovation in SMEs: a comparison of companies in the UK, France and Portugal // Intern. J. of technology management - J. Intern, de la gestion technologique. - Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 291-305. - bibliogr. : P. 304-305»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

пять организаций из четырех стран ЕС: Испании, Франции, Великобритании и Греции. Инициаторы проекта не обещают быстрых конкретных результатов, поскольку это невозможно в силу новизны поля исследований и высокой степени риска. Считается, что потребуется довольно длительное время, пока "электронная газета" не станет коммерчески выгодной. В силу указанных причин подобный проект не может рассчитывать в ближайшее время на частные инвестиции и вряд ли был бы возможен без поддержки ЕС. Каждая из организаций, участвующих в разработке "News pad", вносит свой вклад в виде "накопленных знаний и опыта". Из объединения таких потенциалов складывается, таким образом, многодисциплинарный и многосторонний подход, который призван обеспечить решение проблемы. Так, испанская компания "El periodico" имеет опыт в проведении мультимедийных разработок; французская "CARAT expert" специализируется на электронной рекламе; британская "Acorn computers ltd." берет на себя разработку аппаратного и программного обеспечения; греческая "Archimedes ltd." осуществляет специальные программы оперативного электронного новостного вещания. Аналогичными проблемами занимается еще одна испанская фирма -участник проекта. Это "Instituí Catala de technologia - ICT".

В заключение автор отмечает, что рассматриваемый проект находится на начальном этапе разработки и пока рано подводить какие-либо итоги. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, с какой проблемой неизбежно столкнутся создатели "электронной газеты будущего": как обеспечить эффективное внедрение нового средства мультимедийной оперативной информации в нынешнюю систему изготовления печатной продукции.

Т.В.Горбунова

97.04.016. БЁРЧЕЛ Д., ШАНАРОН Ж., СОДЕРКВИСТ К. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В МЕЛКИХ И СРЕДНИХ ФИРМАХ: СРАВНЕНИЕ БРИТАНСКИХ, ФРАНЦУЗСКИХ И ПОРТУГАЛЬСКИХ КОМПАНИЙ.

BIRCHALL D..CHANARON J., SODERQUIST К. Managing innovation in SMEs: a comparison of companies in the UK, France and Portugal // Intern. j. of technology management - J. íntern. de la gestión

technologique. - Geneva, 1996. - Vol.12, N 3. - P. 291-305. - Bibliogr.: p. 304-305.

Один из авторов реферируемой статьи (Д.Бёрчел) британский ученый, два других - французские исследователи. Они отмечают, что управление технологией является главным фактором, определяющим успех нововведений в мелких и средних фирмах (SMEs - small and médium sized enterprises). Обосновывая выбор SMEs в качестве объекта исследования, авторы пишут,что для компаний данного типа характерна более высокая инновационная активность, чем для промышленности в целом. Подобное суждение разделяют многие экономисты и организаторы ИР. Не случайно, в последние годы в разных странах реализуются специальные программы, ориентированные на SMEs. Считается, что успешные малые фирмы лучше справляются с решением инновационных технологических задач, используя такие рычаги, как внутренние и внешние ИР, оперативное реагирование на запросы рынка, привлечение потребителей к проектированию и производству продукции, разумное использование финансовых ресурсов и др. Располагая ограниченными материальными и трудовыми ресурсами, SMEs активно обращаются к внешним исполнителям и устанавливают партнерские отношения в сфере инновационных технологий с аналогичными малыми фирмами, государственными научными учреждениями и крупными корпорациями. Чтобы конкурировать с последними, SMEs "должны быть гибкими и использовать преимущества быстрого реагирования" на меняющиеся запросы рынка.

Большую часть реферируемой статьи авторы посвятили анализу результатов специального обследования SMEs, которое было проведено в трех регионах ЕС в 1994-1995 гг. Указанные регионы расположены в Великобритании (Долина Темзы), Франции (Рона-Альпы) и в Португалии (окрестности Лиссабона). Анкету составили британские эксперты и опробовали ее среди SMEs в регионе "Долина Темзы". Респондентов просили, в частности, представить данные по десяти вопросам. В их числе: 1) прибыльность фирмы; 2) вложения в ИР; 3) основные рынки и их предполагаемая динамика; 4) условия для основного бизнеса; 5) движущие сйлы перемен; 6) меры, предпринимаемые для улучшения краткосрочной отдачи от вложений; 7) меры для долгосрочного успеха; 8) источники инноваций продукции; 9) источники инновационных процессов; 10) модель организации ком-

пании: ее структура и управление, инновационная стратегия, политика маркетинга и т.п.

Обследованием охвачены фирмы следующих отраслей: обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, строительство. В выборку включено 233 компании: 68 британских, 88 португальских и 77 французских (с.295).

Источники инновационной продукции. Респондентам предложили оценить по четырехбалльной шкале источники новой продукции, разработанной в их компании. Выше всего во всех трех регионах котировался такой источник, как требования потребителя: 3,70 балла в британских фирмах; 3,84 — в португальских и 3,49 во французских компаниях. К указанному источнику подходят близко по количеству баллов еще два - тесная связь с основным потребителем и анализ продукции конкурента. В первом случае показатели составили 3,34 балла в Великобритании, 3,30 - во Франции и 3,06 в Португалии. Во втором - соответственно: 3,05; 2,79 и 3,28. Четвертый источник инноваций — ИР в собственных подразделениях. Британские фирмы оценили его цифрой 2,84 балла, португальские и французские соответственно - 2,47 и 3,01. Внешние источники ИР выше всего (2,31 балла) оценили португальцы. У британцев и французов они получили 1,88 и 1,93 балла (с.297).

Чтобы составить представление о различиях в расходовании средств на ИР, обследователи предложили респондентам три специальных вопроса: доля оборота, истраченная на ИР; динамика уровня затрат за последние три года; планируемые затраты на ближайший трехлетний период. Соответствующая информация представлена в таблице (см. ниже). Обследователи отдают себе отчет в том, что указанные данные - не точная информация, а всего лишь оценка вложений в ИР, следует также иметь в виду особенности национальной практики учета затрат. Тем не менее, подчеркивают авторы, собранная при опросе информация может служить косвенным показателем исследовательской интенсивности опрошенных компаний.

Как видно из данных таблицы наименьшим баллом оценили уровень своих исследовательских затрат португальцы. У французов и британцев этот показатель почти одинаков: 2,50 и 2,30. Обследование не обнаружило значительной прямой зависимости между долей оборота, направляемой на ИР и формальными контактами с исследова-

тельскими подразделениями - внешними источниками инноваций для рассматриваемой компании.

Таблица (с. 298). Оценка затрат на ИР в некоторых фирмах Великобритании, Португалии и Франции (по пятибалльной шкале)

Затраты на ИР Великобритани я Португалия Франция

Доля в обороте фирмы 2,30 0,85 2,50

Динамика за последние 3 3,21 3,28 3,43

года

Ожидаемая динамика на 3,50 3,47 3,59

предстоящие 3 года

Специальная информация в ходе опроса по аналогичной модели касалась оценки деятельности 8МЕв в сфере разработки инновационных процессов.

Факторы, определяющие удовлетворенность инновационной деятельностью в Фирме. Группа вопросов анкеты, предложенной респондентам, касалась характера бизнеса в фирме, ее организационной структуры, краткосрочной и долгосрочной политики компании. На основании полученной информации выделены следующие шесть факторов, определяющих удовлетворенность респондентов инновационной деятельностью их фирмы: 1 Деятельность, направленная на постоянное улучшение; 2) управление технологией; 3)системы внутреннего управления; 4) необходимость сокращения затрат; 5) состояние инновационного потенциала отрасли; 6) структуры по управлению технологией. Наиболее важными, с точки зрения формирования удовлетворенности от состояния нововведений в фирме в целом по всем трем регионам признаны первые два из перечисленных выше факторов (с.301). При этом особое внимание обследователи обратили на то, каким образом на ранжирование приведенных факторов влияют национальные особенности.

Так, французские респонденты отдали первое место фактору номер два (управление технологией). Обследователи напрямую связывают это со сравнительно высокими затратами на ИР во француз-

ских БМЕя. В то же время португальские респонденты наивысший приоритет отдали фактору номер шесть (структуры по управлению технологией). Для британских фирм наибольшее значение имеют такие моменты, как инновационный потенциал отрасли и постоянное усовершенствование деятельности (факторы номер пять и номер один) (с.302).

Т. В. Горбунова

97.04.017. КЬЕЗА В. СТРАТЕГИИ ДЛЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК.

CHIESA V. Stratégies for global R & D // Researchtechnology management. - Lancaster, 1996. - Vol. 39, N 5. - P. 19-25.

Автор - ведущий сотрудник Национального исследовательского совета Италии (Институт промышленной технологии и автоматизации). Обострение международной конкуренции и глобализация на-учно-технической деятельности, пишет он, вызвали к жизни новые модели управления ИР.

Компании, взявшие на вооружение "чистую глобальную модель" обычно концентрируют свою производственную и коммерческую деятельность в одной или нескольких странах. Однако ИР остаются по-прежнему в штаб-квартире материнской компании. Сторонники подобного подхода считают, что он позволяет "ускорять процессы обучения", обеспечивая эффективные и оперативные коммуникации. Кроме того сокращаются издержки на ИР и достигается "экономия на масштабах".

Вторую модель управления автор определяет как "множественную международную стратегию" (multidomestic international strategy). Ее сторонники склонны размещать подразделения ИР на базе своих производственных и коммерческих филиалов. Управление такими исследовательскими подразделениями также переходит в руки местных менеджеров.

Третий подход к глобализации ИР реализуется в так называемых "компаниях координируемой сети" (coordinated network company - CNC). Данная модель исходит из того, что фирмы должны капитализировать ресурсы различных филиалов, используя при этом уникальность базы каждого подразделения для "глобальной иннова-

14-3835

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.