Научная статья на тему '97. 04. 015. Молина А. Нововведения в контексте европейских кооперационных программ ИР: на примере мультимедийной и газетной индустрии. Molina A. innovation in the context of European r & d Collaborative programmes: the case of multimedia and the newspaper industry // in- tern. J. of technology management = j. intern. De la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 271-289. - bibliogr. : P. 288-290'

97. 04. 015. Молина А. Нововведения в контексте европейских кооперационных программ ИР: на примере мультимедийной и газетной индустрии. Molina A. innovation in the context of European r & d Collaborative programmes: the case of multimedia and the newspaper industry // in- tern. J. of technology management = j. intern. De la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 271-289. - bibliogr. : P. 288-290 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ИР КООПЕРАЦИОННЫЕ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ {{-}}-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ --ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 015. Молина А. Нововведения в контексте европейских кооперационных программ ИР: на примере мультимедийной и газетной индустрии. Molina A. innovation in the context of European r & d Collaborative programmes: the case of multimedia and the newspaper industry // in- tern. J. of technology management = j. intern. De la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 3. - P. 271-289. - bibliogr. : P. 288-290»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

лось, что горизонтальные кооперационные связи типичны для фирм, занимающих одинаковые позиции "на шкале бизнеса". Вертикальное сотрудничество более характерно для подразделений (фирм) производителей с подразделениями пользователей. Анализ показал также, что государственное финансирование не оказывает заметного воздействия на успех (или неудачу) сотрудничества. В то же время респонденты признали, что 1/3 успешных проектов не могла бы быть получена без государственной поддержки (с. 17).

Сопоставление обследования Е1ЯМА с аналогичным опросом, проведенным в Японии, представлено в таблице.

Таблица (с. 18).

Стимулы для кооперационных программ в европейских и японских фирмах.

Европейские фирмы (E1RMA) Японские фирмы

Основания для сотрудничества

1. Сокращение затрат на ИР 2. Сокращение сроков ИР 3. Разделение риска с партнерами 4. Управление людскими ресурсами 1. Сокращение сроков ИР 2. Стимулирование исследователей и инженеров 3. Управление людскими ресурсами 4. Сокращение затрат на ИР

Авторы отмечают: и в том и в другом обследовании признается важность кооперации в ИР и выражено намерение расширять объемы подобного сотрудничества. В то же время бросающееся в глаза отличие обнаружено при сравнении приоритетных стимулов для кооперации в ИР.

Т. В. Горбунова

97.04.015. МОЛИНА А. НОВОВВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ КООПЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ИР: НА ПРИМЕРЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ И ГАЗЕТНОЙ ИНДУСТРИИ.

MOLINA A. Innovation in the context of European R & D collaborative programmes: the case of multimedia and the newspaper industry // In-

tern. j. of technology management = J. intern, de la gestion technologique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, N 3. - P. 271-289. - Bibliogr.: p. 288-290.

Автор реферируемой статьи — организатор и руководитель Программы технологии и политики менеджмента в Эдинбургском университете (Великобритания).

В рассматриваемой проблеме он считает необходимым обратить внимание на три момента:

1. Характеристика программ ЕС в области информационных технологий.

2. Инновационный "вызов" мультимедиа для газетной индустрии.

3. Анализ реализации Европейского проекта ИР по стимулированию мультимедийных инновационных технологий.

Программы ЕС в области информационных технологий.

В 80-е годы страны ЕС столкнулись с серьезным отставанием европейской промышленности в сфере информационных технологий (ИТ). Это обстоятельство вызывало серьезную озабоченность европейских политиков, поскольку ИТ считается главным стратегическим резервом для экономического роста. В этот период Комиссия ЕС уже запустила ряд программ, в рамках которых потенциал компаний, университетов, государственных лабораторий стран - членов ЕС использовался для решения важных технологических проблем, определяющих повышение конкурентоспособности промышленности данного региона.

Одна из самых известных программ в сфере ИТ - Европейская стратегическая программа ИР в области информационных технологий - ESPRIT (European strategic programme for research and development in information technology). Эта программа начата в 1984 году и была рассчитана на десять лет. Цель "ESPRIT" ее организаторы формулировали следующим образом: "Обеспечить европейскую промышленность ИТ технологической базой, необходимой для того, чтобы в 90-е гг. принять конкурентный вызов США и Японии" (с. 273). На первые пять лет действия Программы было выделено 1,5 млрд. экю, причем 50 % указанной суммы покрывалось из бюджета ЕС. Вторая пятилетняя фаза ESPRIT обеспечивалась суммой в 3,2 млрд. экю на таких же условиях, как и первая фаза, т.е. из бюджета ЕС выделялось 50 %, а остальные средства предоставляли промышленные,

университетские и прочие исследовательские подразделения, участвовавшие в программе (с.273).

Характеризуя воздействие кооперационных программ, автор подчеркивает, что они способствуют укреплению современной базы европейской промышленности, повышению ее конкурентоспособности. В то же время подобные инициативы стимулировали тесные связи между разнотипными исследовательскими организациями стран Европы.

Инновационный вызов мультимедиа для газетной индустрии. Автор отмечает, что термин "мультимедиа” является сравнительно новым понятием. Как правило чаще всего его употребляют для обозначения "совокупности технологий, продуктов и прикладных программ, включающих компьютерную обработку двух и более типов представления информации: таких, как текст, рисунок, статическое изображение, анимация, голос, звук, полноэкранное видео" (с.274). Мультимедиа предусматривают новый тип коммуникаций в системе - "человек-машина" и создают огромные возможности для расширения информационного обмена. Характеризуя воздействие мультимедиа на газетную индустрию, автор подчеркивает, что первые шаги на пути разработки прототипа "электронной газеты" были сделаны в конце 70-х - начале 80-х годов. Так в конце 70-х годов Массачусетский технологический институт в США (МИТ) приступил к работам по проблемам электронного издания и в начале 80-х годов здесь была создана Лаборатория средств информации (Media laboratory). Через пятнадцать лет "волна" электронных продуктов и услуг "захлестнула" газетную индустрию.

Вызов мультимедиа заставляет издательские фирмы включать такого рода проблемы в собственные инновационные программы. Поскольку ИР, ориентированные на развитие мультимедиа относятся к категории высокого риска и требуют мультидисциплинарного подхода, объединение исследовательских усилий компаний в рамках кооперационных программ представляется для таких фирм необходимым способом решения проблемы. Особенно перспективным, с точки зрения газетной индустрии является проект "Блокнот новостей" (News pad),ориентированный на разработку "портативной мультимедийной газеты будущего".

Проект "Блокнот новостей". "News pad" осуществляется на кооперационной основе в рамках программы "ESPRIT". В нем участвуют

пять организаций из четырех стран ЕС: Испании, Франции, Великобритании и Греции. Инициаторы проекта не обещают быстрых конкретных результатов, поскольку это невозможно в силу новизны поля исследований и высокой степени риска. Считается, что потребуется довольно длительное время, пока "электронная газета" не станет коммерчески выгодной. В силу указанных причин подобный проект не может рассчитывать в ближайшее время на частные инвестиции и вряд ли был бы возможен без поддержки ЕС. Каждая из организаций, участвующих в разработке "News pad", вносит свой вклад в виде "накопленных знаний и опыта". Из объединения таких потенциалов складывается, таким образом, многодисциплинарный и многосторонний подход, который призван обеспечить решение проблемы. Так, испанская компания "El periodico" имеет опыт в проведении мультимедийных разработок; французская "CARAT expert" специализируется на электронной рекламе; британская "Acorn computers ltd." берет на себя разработку аппаратного и программного обеспечения; греческая "Archimedes ltd." осуществляет специальные программы оперативного электронного новостного вещания. Аналогичными проблемами занимается еще одна испанская фирма -участник проекта. Это "Institut Catala de technologia — ICT".

В заключение автор отмечает, что рассматриваемый проект находится на начальном этапе разработки и пока рано подводить какие-либо итоги. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, с какой проблемой неизбежно столкнутся создатели "электронной газеты будущего": как обеспечить эффективное внедрение нового средства мультимедийной оперативной информации в нынешнюю систему изготовления печатной продукции.

Т.В.Горбунова

97.04.016. БЁРЧЕЛ Д., ШАНАРОН Ж., СОДЕРКВИСТ К. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В МЕЛКИХ И СРЕДНИХ ФИРМАХ: СРАВНЕНИЕ БРИТАНСКИХ, ФРАНЦУЗСКИХ И ПОРТУГАЛЬСКИХ КОМПАНИЙ.

BIRCHALL D.,CHANARON J., SODERQUIST К. Managing innovation in SMEs: a comparison of companies in the UK, France and Portugal // Intern, j. of technology management - J. intern, de la gestion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.