Научная статья на тему '95. 04. 016. Омта С. В. Ф. , Боутер Л. М. , Ван Энгелен Й. М. Л. Управление исследованиями и разработками в фармацевтической промышленности. Сравнительное исследование менеджмента и эффективности нововведений в европейских и англо-американских компаниях. Омта S. W. F. , Bouter L. M. , van Engelen J. M. L. managing industrial pharmaceutical r&d. A comparative study of management control and innovative effectiveness in European and Anglo-American companies // r&d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 4. - P. 303-315'

95. 04. 016. Омта С. В. Ф. , Боутер Л. М. , Ван Энгелен Й. М. Л. Управление исследованиями и разработками в фармацевтической промышленности. Сравнительное исследование менеджмента и эффективности нововведений в европейских и англо-американских компаниях. Омта S. W. F. , Bouter L. M. , van Engelen J. M. L. managing industrial pharmaceutical r&d. A comparative study of management control and innovative effectiveness in European and Anglo-American companies // r&d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 4. - P. 303-315 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР -ПРИОРИТЕТЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИР ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ -ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИР В ФИРМАХ -ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИР -ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 016. Омта С. В. Ф. , Боутер Л. М. , Ван Энгелен Й. М. Л. Управление исследованиями и разработками в фармацевтической промышленности. Сравнительное исследование менеджмента и эффективности нововведений в европейских и англо-американских компаниях. Омта S. W. F. , Bouter L. M. , van Engelen J. M. L. managing industrial pharmaceutical r&d. A comparative study of management control and innovative effectiveness in European and Anglo-American companies // r&d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 4. - P. 303-315»

РОССИЙСКАЯ АКОДЕМИЯ-НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧН0ЙЙНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННВТМ-НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.04.001-95.04.028

МОСКВА 1995

15 лет. В качестве таковых выбраны восемь стран Азии. По степени развития потенциала ВТО они подразделены на две группы: "новые индустриалы" (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) и страны, только вступающие на путь конкурентной борьбы (к ним отнесены Китай, Индия, Индонезия и Малайзия). Материалы по названным странам собраны и опубликованы международными экспертными организациями.

В первой группе эксперты поставили на. лидирующие позиции Гонконг, во второй доминирует Малайзия. По показателям развития со-циоэкономической инфраструктуры и уровню технологической базы в первой группе особенно благоприятная ситуация отмечена на Тайване. С точки зрения темпов повышения конкурентоспособности особенно опасными соперниками США на рынках ВТО могут стать такие страны, как Тайвань и Южная Корея (с. 189).

Т. В. Горбунова

95.04.016. ОМТА С. В. Ф., БОУТЕР Л. М., ван ЭНГЕЛЕН Й. М. Л. УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОВВЕДЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКИХ И АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЯХ.

ОМТА S. W. F., BOUTER L. M., van ENGELEN J. M. L. Managing industrial pharmaceutical R&D. A comparative study of management control and innovative effectiveness in European and Anglo-American companies // R&D management.— Oxford, 1994 .— Vol. 24, № 4 .— P. 303-315.

Авторы реферируемой статьи — ученые из Нидерландов. Один из них (Омта) занимается проблемами организации и управления в Гро-нингенском университете (г. Гронинген, Нидерланды); двое других ведут научную работу на медицинском факультете Свободного университета в Амстердаме.

В статье излагаются некоторые результаты проведенного авторами обследования крупных и средних фармацевтических фирм в континентальной Европе, Великобритании и США. Характеризуя особенности инновационной деятельности последнего времени в рассматривав емой отрасли, они отмечают влияние такого фактора, как ужесточение правил и процедур государственного надзора. Необходимость соответствия лекарственных препаратов строгим стандартам приводит к удлинению сроков выпуска новой продукции. Если в 60-е годы соответствующий показатель составлял в среднем пять лет, то в настоящее

73

95.04.016

время, по утверждению авторов, он увеличился более чем вдвое. Такие сроки лишают фирмы — исполнители ИР возможностей получать адекватную быструю отдачу от "прошлых исследовательских вложений". Ссылаясь на расчеты экономистов, авторы утверждают, что "эффективный период действия патентной защиты" сократился в среднем с 13 лет (в 1965 г.) до 8-10 лет в 80-е годы (с. 303). Инновационная деятельность фармацевтической промышленности, подчеркивается в статье, в растущей степени приобретает черты "сферы рискованных инвестиций".

В новых условиях фирмы рассматриваемой отрасли прибегают к различным стратегическим подходам, призванным решить перечисленные проблемы. Литература по .проблемам управления различает три инновационных стратегии: фундаментальную, радикальную и приростную. Первая ставит во главу угла фундаментальные и частично прикладные исследования; вторая наряду с фундаментальными и прикладными исследованиями ориентируется и на разработки; наконец, третья — рассматривает в качестве приоритета опытно-конструк-торскую деятельность (разработки). В фармацевтических фирмах, по мнению авторов, используются в основном два последних подхода.

Какие компании — диверсифицированные корпорации или более узко ориентированные фармацевтические фирмы — лучше адаптируются к запросам рынка и, следовательно, имеют более эффективную инновационную стратегию? Среди экономистов нет единой точки зрения по этому вопросу. Выяснить проблему условий и стимулов для активною инновационной деятельности авторы решили в ходе специального обследования. Готовясь к нему, они разработали вопросник, в который включили такие "мерила" эффективности, как доля от продаж, идущая на ИР; число патентов, соотнесенное с объемом вложений в ИР; число новых продуктов, разработанных компанией. Хотя каждый из названных методов измерения, отмечают авторы, имеет свои плюсы и минусы, однако если все они обнаруживают одну общую тенденцию, тогда можно оценить эффективность инновационной деятельности.

• Разработанную авторами анкету они предложили руководителям 20 крупных и средних фармацевтических компаний; 14 из них согласились участвовать в обследовании. Среди респондентов оказались 10 фирм, входящих в число 20 мировых производителей фармацевтической продукции. В таких фирмах авторы провели опрос среди руководителей исследовательских подразделений, последним предлагалось оценить кадровую, бюджетную и научную политику своих организаций. Роздано 59 анкет, ответы получены от 38 респондентов (с. 307).

Обследование показало, что затраты на ИР в данной группе фирм составляют в среднем 15,6% от суммы продаж. Чтобы получить представление об эффективности деятельности на этапе "открытия", сред-

10-2953

ние годовые затраты на каждое открытие в 1988-1991 гг. сопоставлялись со среднегодовыми показателями числа патентов. Цифры первого типа составили в указанные годы соответственно 50 млн. и 200 млн. долл; число патентов у опрошенных компаний выросло за те же годы с 10 до 175. В ходе обследования авторы пытались выяснить разницу в показателях эффективности у крупных и средних фирм. Оказалось, что на 10 млн. долл., вложенных в открытие, крупные фирмы представляли ежегодно 9,6 патентов, средние — 2,7 (с. 307).

Еще один параметр, характеризующий изобретательскую эффективность компании — соотношение затрат на ИР и сроков разработки изобретения. Обследование показало заметную корреляцию: чем выше показатели затрат на ИР и нововведения, тем меньше по срокам фаза разработки. При сумме затрат в 120 млн. доля, указанный срок равен 12 годам, при 250 млн. он сокращается до 9-10 лет, а при 600 млн. и выше — до 6-7 лет (с. 307).

Сопоставление двух управленческих стратегий, радикальной и приростной, позволило обследователям на основе полученной информации прийти к следующим выводам:

1. "Радикальные компании" тратят на открытия в среднем более 30% своего бюджета ИР и используют в этих целях свыше 30% персонала, занятого ИР.

2. "Приростные фирмы" выделяют на открытие менее 20% своего инновационного бюджета и привлекают к указанной деятельности не более 20% кадрового научно-технического персонала, занятого ИР (с. 309).

Еще одна зависимость, вытекающая из типа управленческой стратегии, — интенсивность внешних контакте». Обнаружилось, что "радикальные фирмы" более склонны к широким внешним, в том числе и международным, контактам. Сводные данные о некоторых результатах обследования представлены в таблице (с. 311).

В заключительном разделе реферируемой статьи отмечается, что, хотя представительность выборки является довольно высокой, or par ниченное число респондентов требует от обследователей определенной осторожности при оценке результатов. Тем ве менее авторы считают правомерным сделать некоторые общие заключения.

Во-первых, англо-американские компании в своей управленческой стратегии уделяют большее внимание кадровой политике. Здесь широко практикуется стимулирование персонала, в том числе и методами так называемой "двойной лестницы", которые предлагают более разнообразные пути для карьерного продвижения талантливых работников.

Во-вторых, практика фирм, осуществляющих приростную стратегию управления, свидетельствует, что им удается более успешно со-

75

95.04.017

кращать сроки разработок (в том числе с помощью параллельных проектных групп).

В-третьих, более узко специализированные фармацевтические фирмы имеют больше шансов на проведение успешной инновационной деятельности, чем крупные диверсифицированные компании. Последним, по мнению авторов, стоит подумать о выделении фармацевтических подразделений в автономные организации.

В-четвертых, эффективное функционирование инновационного потенциала невозможно без "порогового капитала", который должен составлять не менее 150-200 млн. долл. (с. 315).

Т. В. Горбунова

95.04.017. ВАСКОНЦЕЛЛОС Э. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИР И ПРОИЗВОДСТВА В ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ

VASCONCELLOS Е. Improving the R&D — production interface in industrial companies // IEEE trans. on engineering management.— N. Y., 1994 .— Vol. 41, H 3 .— P. 315-321.

Автор — сотрудник Школы экономического менеджмента и бухгалтерского дела при университете Сан-Пауло (Бразилия). Обосновывая важность предлагаемой темы, он подчеркивает, что эффективное взаимодействие исследовательских подразделений компании с производственными отделами является ключевым условием ее успешной деятельности. Ответ на вопрос о барьерах и стимулах на пути налаживания такого взаимодействия призвано было дать обследование 61 бразильской фирмы. Результаты данного обследования представлены в реферируемой статье.

В анкетах, подготовленных обследователем, респондентов просили указать факторы, препятствующие эффективным научно-производ-ственным связям, и пути устранения такого рода барьеров. В опросе участвовало 60 руководителей научных подразделений фирм и 58 менеджеров из производственных отделов. Полученная таким образом информация была классифицирована в виде двух блоков: по размерам подразделений ИР и по характеру деятельности (высокие или традиционные технологии). Подразделения с числом занятых свыше 150 человек классифицировались как "крупные"; те, в которых работало не болёе 18 сотрудников, были отнесены к разряду "мелких"; остальные составили группу "прочих" (с. 316).

Для упрощения анализа респондентов просили указать не все факторы, стимулирующие или затрудняющие их контакты с другими подразделениями, а лишь три наиболее важных, с их точки зрения. Для сбора дополнительной информации в ходе обследования проведены по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.