Научная статья на тему '2005. 03. 015. Форбс Н. , Уилд Д. Что представляют собой ир? Почему важен ответ на этот вопрос? Forbes N. , wield D. What is r&d? Why does it matter? // Science a. publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 267-277'

2005. 03. 015. Форбс Н. , Уилд Д. Что представляют собой ир? Почему важен ответ на этот вопрос? Forbes N. , wield D. What is r&d? Why does it matter? // Science a. publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 267-277 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ / НАТУРАЛИЗАЦИЯ ИР / ИР КАК ПРОЦЕСС МЕЖФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИР РАЗНОВИДНОСТЬ БИЗНЕСА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 015. Форбс Н. , Уилд Д. Что представляют собой ир? Почему важен ответ на этот вопрос? Forbes N. , wield D. What is r&d? Why does it matter? // Science a. publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 267-277»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

2005.03.015. ФОРБС Н., УИЛД Д. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ИР? ПОЧЕМУ ВАЖЕН ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС?

FORBES N., WIELD D. What is R&D? Why does it matter? // Science a. publ. policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, N 4. - P. 267-277.

Ключевые слова: ИР в развивающихся странах, натурализация ИР, ИР как процесс межфирменного обучения, ИР - разновидность бизнеса.

Н. Форбс - консультирующий профессор Стэнфордского университета в США (Программа «Наука, технология и общество»), директор компании «Forbes Marshall» (г. Пуна, Индия); Д. Уилд - профессор технологического факультета Открытого университета (Лондон, Великобритания).

Оценивая значимость темы, предложенной для обсуждения, авторы отмечают: и политики, и представители университетского сообщества, и бизнесмены обычно считают, что ИР являются понятием «четко определенным с легко очерченными границами». На самом деле подобное представление является, на взгляд авторов, «неполным и ограниченным». Задача предлагаемого ими исследования - выяснить, чем на самом деле занимается компания в новой индустриальной стране, когда ее руководители заявляют, что проводят ИР.

Деятельность, связанная с проведением ИР, требует значительных вложений. Некоторые направления оказываются тяжелым бременем даже для высокоразвитых стран. Что касается «догоняющих» экономик, то, как полагают авторы, в таких регионах успех промышленных инноваций определяется не столько размерами вложений, сколько их ориентацией. «Фокус усилий гораздо более важен, чем уровень затрат на ИР».

Проблему содержания ИР-деятельности авторы рассматривают на примере «догоняющих фирм в догоняющих странах». Указанная тема

арактеризуется в статье в рамках нескольких аспектов, заявленных в следующих разделах: роль ИР в новых индустриальных странах (НИС); «натурализация» ИР; ИР как процесс обучения у других фирм; ИР - способ улучшения существующей продукции; ИР как бизнес; ИР как исследовательская деятельность; ИР - координатор и интегратор знаний.

Роль ИР в новых индустриальных странах. В НИС задачу активизации усилий в ИР первыми приняли на себя государственные лаборатории. В 30-е годы ХХ в. такого рода лаборатории были сформированы Индией и Бразилией; правительственные лаборатории в Южной Корее и на Тайване появились в конце 60-х - начале 70-х годов. В течение 60-х годов крупные промышленные фирмы в НИС приступили к организации своих собственных лабораторий. К 2000 г. крупные НИС тратили на ИР свыше 2 млрд. долл. США (каждая). Освоением таких средств занимались примерно на равных основах государственные и частные исследовательские подразделения. Некоторая часть такого рода работ выполнялась в университетах. Примерно половина государственных затрат на ИР приходилась на исследования, при этом большая часть фундаментальных исследований, профинансированных из правительственного бюджета, выполнялась в вузовских подразделениях.

Существует распространенное мнение, что в НИС «догоняющего» типа преобладают разработки, ориентированные не на получение совершенно новых продуктов или процессов, а на совершенствование уже существующих. Авторы полагают, что опыт НИС говорит об обратном. Статистика ИР по таким странам, как Индия, Мексика или Бразилия, свидетельствует: правилом для большинства фирм стало в последние годы использование разработок для получения продуктов или процессов, новых даже для развитых индустриальных стран.

ИР как процесс «натурализации». Почти все НИС, отмечают авторы, прошли фазу «замещения импорта», причем восточно-азиатские страны приступили к реализации такой политики раньше, чем государства Латинской Америки, Африки или Индии. На взгляд авторов, именно индийская ориентация на собственные силы является примером спектра деятельности, которая может быть охарактеризована как ИР.

До последнего времени разработки в индийских фирмах носили характер «натурализации». Содержание промышленных ИР - чаще всего это разработка местных материалов и компонентов, местных производственных процессов. Правительство этой страны стимулирует такие усилия. Авторы обращают внимание на тот факт, что индийская промыш-

ленность создала «существенные технические возможности». Проблема состоит в том, насколько качественными оказываются такого рода усилия, насколько полезны они для разработки продукции, конкурентоспособной для международных рынков.

ИР как процесс обучения у других компаний. Специалисты рассматривают успешное промышленное развитие НИС как результат «открытости» для зарубежных знаний, способности и желания использовать рынки международной технологии. Частью такого рода процессов является проведение ИР, стимулированных «обучением у иностранных фирм». Такое обучение проходит в ходе лицензирования и приобретения зарубежной технологии. Особенно активно за последние десятилетия указанное обучение осуществляют компании Японии и Южной Кореи. За 1960-1998 гг. технологические платежи Японии выросли с 95 млн. до 9,0 млрд. долл. США. В Южной Корее аналогичный показатель за 1970-1998 гг. увеличился с 10 млн. до 2,37 млрд. долл. (с. 270).

Параллельно с ростом платежей за приобретение зарубежной технологии в названных странах заметно росли затраты на промышленные ИР. Так, в Японии с 1970 по 1990 г. такого рода расходы увеличились (в неизменных ценах) с 6,1 млрд. до 83,650 млрд. долл. В Южной Корее за 1970-1995 гг. соответствующие показатели составили 2 млн. и 9,37 млрд. долл. (с. 271).

ИР как процесс улучшения существующих продуктов. Обычно в центре внимания промышленных ИР находятся разработки, при этом, подчеркивают авторы, существенная доля таких разработок ориентирована на улучшение существующей продукции. В НИС на протяжении долгого времени главным предназначением промышленных ИР считалось «приспособление зарубежной технологии к местным условиям». Наиболее распространенным типом разработок были «приростные» низкотехнологические проекты.

ИР как бизнес. ИР в качестве коммерческой деятельности, подчеркивают авторы, возможны при трех следующих условиях: транснациональное размещение исследовательских подразделений; контрактные ИР; партнерство промышленных исследовательских лабораторий с местными университетами. Ведущие международные фирмы наращивают присутствие своих ИР в различных странах. Особенно привлекательными базами такого размещения стали Индия и Израиль. Данному процессу благоприятствуют такие факторы, как наличие дешевых квалифицированных кадров, возможность приблизить базу ИР к местным партнерам.

Характеризуя тенденцию глобализации ИР, авторы ссылаются, в частности, на пример крупнейшей скандинавской фармацевтической компании «Astra AB». В 1985 г. эта компания организовала свой исследовательский центр в Индии. Главный стимул для такого шага - наличие высококвалифицированного местного персонала, соответствующего стандартам, принятым в компании. Учитывалось и то обстоятельство, что в Скандинавских странах, в частности в Швеции, ощущалась нехватка в специалистах такого рода.

Главной целью Исследовательского центра «Astra AB» (ARCI) стало спонсирование биомедицинских исследований инфекционных болезней и разработка новых методов диагностики и терапии. Почти половина персонала ARCI имела докторские степени. Охват разрабатываемых проектов позволяет отнести данный центр к категории «глобального технологического подразделения».

Другой формой ИР в качестве коммерческой деятельности является организация и эксплуатация исследовательских лабораторий в партнерстве с местными университетами. Так, в 1993 г. в Сингапуре был учрежден Центр исследования природных продуктов (CNPR). Организаторами центра стали Национальный Сингапурский университет и корпорация «Glaxo wellcome». Среди партнеров CNPR числились также Совет экономического развития Сингапура и Институт молекулярной и клеточной биологии.

ИР как исследовательская деятельность. Современные промышленные инновации, подчеркивают авторы, создают условия для развития ИР как сферы исследовательской деятельности. Так, исследовательские усилия все меньше ориентируются на специфические нужды компании и в большей степени концентрируются на разработке новой продукции на основе внешних источников инноваций. В качестве таких источников выступают университеты или другие компании, в том числе -зарубежные. Еще одно обстоятельство, определяющее роль ИР в исследовательской деятельности компаний, это значимость инноваций в технологическом прогрессе некоторых областей, таких, например, как биотехнология или производство полупроводников.

Фактор использования ИР в качестве процесса исследовательской деятельности в догоняющих странах проявляется не так широко, как в развитых промышленных регионах. В этой связи авторы подчеркивают, что страны, определяемые как «технологические последователи», проводят ИР, которые не требуют крупных исследовательских усилий. Так,

затраты на ИР в 20 крупнейших международных фармацевтических компаниях в среднем в 7 раз превышают совокупные затраты 20 ведущих индийских фирм. В 1999 г. такого рода компании тратили на ИР 2% своего оборота, соответствующий показатель для международных фирм -14% (с. 273).

Авторы обращают внимание на то обстоятельство, что за последние годы индийская фармацевтическая промышленность наращивает усилия в сфере ИР. Так, здесь происходит переориентация усилий от разработки текущих процессов в сторону открытия и разработки новых лекарственных препаратов, изменяется содержание внутрифирменных ИР. В 1995 г. крупнейшая индийская фармацевтическая компания «Ranbaxy» развернула программы исследования и открытия новых лекарств, реализацией которых занимается Исследовательский центр компании в г. Гур-гаон в штате Харьяна. Затраты на ИР составляют в данной фирме 5% от суммы продаж (с. 273).

ИР как координатор/интегратор знаний. В догоняющих странах указанная роль ИР находится, по определению авторов, «в зачаточном состоянии». Считается, что ключевая роль ИР состоит в координировании внешних источников знаний и соединении их с внутренними усилиями исполнителей ИР. Речь идет, например, не только об обучении у других компаний, о контрактных исследованиях, о субконтрактах с местными подразделениями в развивающихся странах и учреждении систем мониторинга аналогичной деятельности в фирмах-конкурентах. Авторы полагают, что к указанному перечню можно добавить совместное использование патентов с фирмами-партнерами, доступ к университетской базе знаний. Они подчеркивают в данной связи, что проекты, спонсируемые промышленностью, составляют растущую долю университетских бюджетов.

Пример координирующей и интегрирующей роли ИР в догоняющих НИС дает индийская фармацевтическая компания «Ranbaxy». Эта фирма сформировала совместное подразделение с компанией «Eli Lilli» для проведения на партнерских началах фармацевтических ИР. Исследовательское подразделение «Ranbaxy» действует на территории США; кооперационное исследовательское соглашение заключено с Индийским институтом химической технологии и с британским университетом в г. Бат. Компания установила лицензионные контакты с германской фирмой «Байер», что позволило «Ranbaxy» получить доступ на европейские рынки.

Заключительный раздел реферируемой статьи авторы посвятили обоснованию значимости рассмотренной ими темы. Они обращают внимание на многоаспектность термина ИР. На взгляд авторов, учет такой многоаспектности - необходимое условие успешной инновационной деятельности компании. Общая характеристика ИР зависит от того, утверждают авторы, где, когда и с какими целями они проводятся. Представление о комплексной природе ИР необходимо для тех, кто разрабатывает государственную научную политику в догоняющих странах. До последнего времени научная политика в развивающихся регионах концентрировалась в основном на одной стороне ИР - на исследованиях. Считается, что они принесут с собой инновационные успехи. В данной связи встает вопрос: может ли расширенное представление об ИР-деятельности оказать влияние на государственную инновационную и технологическую политику?

В период 50-80-х годов политика ИР во многих догоняющих странах (включая Индию, Бразилию и Мексику) фокусировалась не на промышленных инновациях, а на поощрении ИР в целом. Фирма как база ИР и соответственно объект такой политики выступала на первый план лишь тогда, когда анализировалась роль инвестиций транснациональных компаний. В последнее время в некоторых странах рассматриваемого типа частные промышленные вложения в ИР росли темпами, опережающими рост государственных затрат. В связи с этим на первый план выдвинулся «фирменный уровень» промышленных инноваций, государственная политика оказалась отодвинутой на второй план.

Авторы утверждают, что для эффективной государственной политики необходима ее ориентация на ИР в частных фирмах, при этом следует учитывать специфику ИР-деятельности в каждой конкретной стране. Так, если речь идет о такой стороне ИР, как «натурализация» и обучение, то государственная политика должна поощрять экспортную направленность промышленности. Такой подход стимулирует международную конкурентоспособность национальных компаний. Если фирмы реализуют такой аспект ИР, как вид коммерческой деятельности, то в этом случае, на взгляд авторов, особой необходимости в их прямой поддержке со стороны государственной политики не существует. Достаточно поощрять качество высшего образования. Хотя государственная поддержка науки имеет решающее значение для технического прогресса в наукоемких отраслях, такое направление политики «не актуально для догоняющих

стран». Для НИС достаточно стимулирования исследований в университетском секторе.

Из названного правила, утверждают авторы, есть исключения. Так, в том случае, если специальные знания являются особым приоритетом для догоняющей страны и их развитие невозможно без особой государственной политики, подобная поддержка представляется разумным направлением государственных усилий. Существует также ситуация, когда исследования «являются пропуском» для доступа к зарубежной технологии. Наконец, государственная политика в НИС может ориентироваться на поддержку университетских исследований, особенно на организацию исследовательских лабораторий, для формирования «стимулирования исследовательского потенциала».

Т. В. Горбунова

2005.03.016. САЛАЗАР М., ХОЛБРУК А. ДЕБАТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. SALAZAR M., HOLBROOK A. A debate on innovation surveys // Science a. publ. policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, N4. - P. 254-266.

Ключевые слова: учет инновационных усилий, инновации в сфере услуг, инновационные кластеры, критерии новизны продукции, выбор респондентов при обследовании инноваций.

Авторы реферируемой публикации - сотрудники Центра политических исследований науки и технологии при Университете Симона Фразера (г. Ванкувер, Канада). Обследование инновационной деятельности, пишут авторы, ведется уже в течение 10 лет. Это достаточный срок для того, чтобы оценить сложившуюся практику, ответить на вопрос, позволяет ли одобренная ОЭСР методика («Методика Осло») получить объективную информацию о процессах и результатах инновационных усилий.

В дебатах по проблеме обследования и анализа инновационной деятельности наиболее интересны, на взгляд авторов, следующие семь аспектов: 1) инновации в производственных или обслуживающих секторах; 2) особенности учета в частном и государственном секторе; 3) обследование высокотехнологичных или низкотехнологичных компаний; 4) учет отраслевой структуры, или «кластеров»; 5) новизна продукции с точки зрения фирмы или с учетом интересов рынка; 6) обследование успешных компаний и фирм-неудачников; 7) выбор респондентов: менеджеров или инноваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.