Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования'

Научно-исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2336
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / НИОКР / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / R&D / INDIA / INNOVATION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Татьяна Владимировна

В последнее время в мире наблюдается процесс интернационализации научно-технической деятельности. Особый интерес вызывают быстроразвивающиеся страны. Статья посвящена анализу научно-технического комплекса Индии. Дана характеристика основных составляющих современного экономического роста Индии; выделены роль и значение национального государства в стремительном развитии научно-исследовательской деятельности; определено отношение государства к иностранным инвестициям в научно-технической сфере, совместному проведению НИОКР; дана прогнозная оценка степени участия иностранного капитала в проведении НИОКР в Индии, интернационализации индийской науки. Приводится периодизация развития научно-технического комплекса страны, даны прогнозные оценки его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Research in India: Peculiarities of the State Regulation

At the last time we can see the process of the internationalization the R&D activities. The special interest stays in scientific-and-engineering fields of the growing countries. The article is dedicated to analysis of scientific and technical complex in India. The author has characterized the basics of the Indian current economic growth; distinguished role and significance of the national State in the rash development of R&D; determined State's attitude to the foreign investments in scientific-and-engineering fields, co-investigation; appreciated the participation of the foreign investments in R&D activities in India, internationalization of the Indian science. The article gives the periodization of the scientific and technical complex's evaluation in India, forecasts its development.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность в Индии: особенности государственного регулирования»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДИИ: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Т.В. Никифорова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В последнее время в мире наблюдается процесс интернационализации научно-технической деятельности. Особый интерес вызывают быстроразвивающиеся страны. Статья посвящена анализу научно-технического комплекса Индии. Дана характеристика основных составляющих современного экономического роста Индии; выделены роль и значение национального государства в стремительном развитии научно-исследовательской деятельности; определено отношение государства к иностранным инвестициям в научно-технической сфере, совместному проведению НИОКР; дана прогнозная оценка степени участия иностранного капитала в проведении НИОКР в Индии, интернационализации индийской науки. Приводится периодизация развития научно-технического комплекса страны, даны прогнозные оценки его развития.

Ключевые слова: Индия, НИОКР, инновации, государственное регулирование.

Индия — страна с богатой научной историей, родина многочисленных изобретений и научных открытий, снискавших мировое признание. В настоящее время, несмотря на все трудности и сложности социально-экономического положения, Индия является ядерной державой, страной способной самостоятельно добывать, расщеплять и утилизировать уран. Индийские ученые проводят исследования в самых современных отраслях знаний, достигая порой очень высоких результатов. По отдельным научным направлениям Индия занимает лидирующие позиции в мировой науке, активно сотрудничает с ведущими европейскими странами.

Рост экономики страны впечатляет. Уже сегодня при населении 1,1 млрд средний класс в Индии составляет 300 млн человек. По прогнозу инвестбанка Goldman Sachs, к 2050 г. Индия займет 3-е место в мире по ВВП и войдет в десятку стран-лидеров по ВВП на душу населения [10].

В чем же основа такого оптимистичного прогноза? Каковы основные стимулы и предпосылки этого развития? В данном исследовании мы постараемся дать ответы на поставленные выше вопросы, проанализировать составляющие инновационного роста индийской экономики, оценить роль и значение государства и национальных институтов в развитии научно-технического комплекса страны, определить качественный и количественный вклад иностранного капитала, ТНК в развитие индийской науки и экономики в целом.

Государственная научно-техническая политика Индии. Правительство Индии в течение многих лет поддерживает технологическое развитие страны. После объявления независимости в 1947 г. Индия стала проводить политику индустриализации, импортозамещения. Первым ключевым законодательным актом стала резолюция по научной политике (Scientific Policy Resolution) 1958 г., призванная поддержать начальные стадии индустриализации. В 1970 г. вступил в силу акт

о патентовании (Indian Patents Act), предоставляющий субсидии на патентование технологических процессов в большем объеме, чем на патентование самого про-

дукта. Данный документ предоставил широкие возможности индийским компаниям и активизировал их научно-исследовательскую деятельность.

Вплоть до середины 1980-х гг. в стране наблюдалось довольно жесткое государственное вмешательство в экономику, характеризующееся протекционизмом, защитой национальных компаний как со стороны международной, так и внутренней конкуренции. Высокие тарифные барьеры, импортное лицензирование и квотирование защищали национальных производителей от внешней конкуренции. В то же время индийский протекционизм был менее экстремальным чем, например, государственное регулирование в Китае, поскольку режим включал как частный, так и государственный сектор и базировался на прямых и косвенных методах государственного регулирования. В сфере науки усилия центральной власти были направлены на создание сильной инновационной инфраструктуры и предоставление квалифицированных специалистов исследовательским институтам и промышленности.

Низкий экономический рост с 1947 по 1980 гг. не соответствовал ожиданиям правительства; рост ВВП на душу населения составил в 1960—1980 гг. менее 1,1% в год. Более высокий годовой рост ВВП на душу населения в течение 1980— 2005 гг. может быть объяснен реформами, которые осуществлялись в две стадии: 1) инициативами Раджива Ганди, направленными на защиту интересов частного бизнеса в 1980 г., и 2) процессом экономической либерализации, инициированным премьер-министром Нарашима Рао и министром финансов Манмоханом Сингом в 1991 г.

С середины 1980-х гг. правительство Индии проводит серию реформ, направленных на модернизацию экономики, в том числе и на ее научно-техническую составляющую. Среди мер, используемых правительством, либерализация экономики, отмена импортного лицензирования, снижение тарифных ставок, пересмотр и упрощение тарифной структуры. Другие важные инициативы — корректировка валютного курса путем девальвации рупии, либерализация финансового рынка и допуск иностранного капитала, стимулирование притока иностранных технологий.

В либерализационном ключе была проведена также реформа промышленных исследовательских институтов, целью которой было продвижение национальных технологических ноу-хау и помощь предприятиям в представлении новых продуктов и процессов. Индийские исследовательские центры работали над теоретическими научными проблемами и имели ограниченное коммерческое внедрение. В ходе либерализации и открытия национального рынка лаборатории и исследовательские центры столкнулись с проблемой нехватки денежных средств, появлением конкуренции со стороны иностранных компаний.

Важным шагом со стороны государства явилась серия законодательных инициатив, направленных на создание венчурных фондов и стимулирование инновационной активности в стране, ставшая новым этапом реформирования научно-технического комплекса Индии. Официальный отчет о технологической политики 1983 г. (Technology Policy Statement), акт по налогам в сфере исследований и развития (Research and Development Cess Act) 1986 г., акт совета по технологическому развитию (Technology Development Board Act) 1995 г. открыли доступ к сред-

ствам венчурных фондов и способствовали использованию управленческих знаний для технологического развития и коммерциализации научных достижений.

На основании акта 1986 г. был создан специальный фонд, средства которого стимулировали развитие НИОКР на местах, направлялись на покупку и адаптацию новых технологий. Финансирование и стимулирование НИОКР осуществлялось также в рамках специальных программ отдельных профильных государственных учреждений и общественных фондов.

В то же время правительство прекратило существовавшую ранее практику полного государственного финансирования научно-исследовательских центров и институтов. Теперь только 50—70% средств поступало из центрального и регионального бюджетов. Недостающее финансирование должно было обеспечиваться за счет коммерциализации и патентования местных изобретений. При составлении бюджета на 1997—1998 гг. учитывалось, что научно-исследовательским центрам, официально признанным департаментом по науке и технологиям, разрешалось владеть акциями предприятий, использующих их разработки и изобретения.

К 1998 г. в Индии насчитывалось уже порядка 3000 научных институтов, 2000 из которых проводили НИОКР (академические институты, исследовательские отделы промышленно сектора, технологические центры и промышленные лаборатории).

Основные правительственные инициативы в области научно-технической политики в Индии приведены ниже.

Год Инициативы

1958 1970 1983 1986 1988 1995 1996 1999 2000 2003 Резолюция по научной политике Индийский акт по патентованию Технологическая политика Акт по налогам в сфере исследований и развития Объявление принципов венчурного капитала Акт совета по технологическому развитию Меры по регулированию фондового и валютного рынков Поправки в акт по патентованию от 1970 г. Объявление программы технологического лидерства Индии в новом тысячелетии Новая научно-техническая политика

Источник: составлено автором по [6].

В 2003 г. правительство объявило новую научно-техническую политику, амбициозной целью которой было достижение уровня отчислений на НИОКР в 2% ВВП к марту 2007 г.

Важной задачей реформирования науки стало привлечение частных компаний, бизнеса в финансирование и проведение НИОКР; обеспечение слаженной совместной работы государственных и частных научно-исследовательских институтов. Продуманный баланс между импортом технологий и развитием собственного научно-технического комплекса дал свои результаты.

Основные составляющие экономического роста страны с 1990-х гг. Начиная с 1980-х гг. прошлого столетия темп роста ВВП Индии стабильно превышает 5% в год. В 2005—2006 гг. годовой рост ВВП составил уже 9,2%. В основе роста ВВП Индии можно выделить три основные составляющие: 1) влияние иностранного капитала, инвестиций; 2) количественные и качественные характеристики рабочей силы; 3) технологическое воздействие.

Как видно из данных, приведенных на рис. 1, в начале периода реформирования экономики Индии в 1981—1985 гг. в основе роста ВВП вклад НТП, рабочей силы и капитала составил соответственно 1,4%, 1,5%, 2,5%. Основной вклад НТП в росте ВВП связан с периодом 1986—1990 и 1996—2000 гг. С 2000 г. заметно существенное усиление влияние иностранного капитала на рост ВВП. Это 73% всего роста ВВП. Влияние рабочей силы на рост ВВП в Индии стабильно и достаточно существенно: около 1,3% ВВП в год.

Рис. 1. Основные составляющие роста ВВП Индии, 1981—2004 гг. Источник: [7]

Рассмотрим перечисленные составляющие роста ВВП Индии более детально.

Квалифицированная рабочая сила. Экономическое развитие любой страны опирается в первую очередь на внутренние факторы и ресурсы. Численность населения страны и его качественные характеристики являются основными для понимания перспектив социально экономического развития страны.

Индия — второе (после Китая) государство мира по численности населения. По данным Всемирного банка, численность населения в 2006 г. составила

1 109,81 млн человек. Темп прироста населения постепенно снижается. В 2006 г. показатель составил 1,4%, что на 0,3% ниже по сравнению, например, с уровнем 2000 г.

Избыточные трудовые ресурсы, используемые в значительной степени неэффективно, серьезно осложняют решение экономических и социальных проблем, обостряя безработицу, бедность. В то же время наличие такого трудового резерва является одним из преимуществ Индии, привлекающим в страну ведущие мировые транснациональные компании. Среди других преимуществ отметим следующее:

— повсеместное знание английского языка, что облегчает процесс общения и обмена знаниями;

— очень тесные связи в рамках диаспор, взаимовыручка и повсеместная поддержка;

— большинство высокообразованных сотрудников готово работать за сравнительно небольшую плату по сравнению с такими же сотрудниками в развитых странах.

Если рассматривать качественные характеристики рабочей силы, такие как образовательный и профессионально-квалификационный уровень, условия жизни и производительность труда, отмечено, что за последнее время произошли существенные сдвиги в сторону их улучшения: растет число обучающихся в средней и высшей школе, сокращается доля детского труда.

В научной сфере Индия входит в список сильнейших по абсолютному количеству специалистов, занятых в сфере науки, и отстает по показателю численности исследователей на 1000 человек (7,08) не только от стран ОЭСР или НИС, но и от таких развивающихся стран, как Куба, Бразилия, Болгария, Филиппины. В то же время количество выпускников технических вузов в Индии сопоставимо с количеством таких выпускников в США! Этот факт раскрывает потенциал развития индийской науки. Сегодняшние выпускники, молодые, амбициозные специалисты, завтра пополнят ряды ученых, программистов, квалифицированных сотрудников инновационных и быстрорастущих индийских компаний.

Многие индийские специалисты получили образование в Европе, США. Обучение за рубежом представляет обоюдный интерес. Для принимающих стран присутствие иностранных студентов расширяет границы научно-технического сотрудничества, дает возможность использовать знания молодых, талантливых специалистов, формирует плацдарм американского или европейского присутствия в зарубежных странах. Для индийцев обучение за рубежом дает возможность приобщиться к современным достижениям технологически развитых стран, получить новые знания и опыт по организации и проведению научно-исследовательской деятельности.

Студенты из Индии трудятся в таких отраслях, как технические науки, биология, программное обеспечение, социальные науки.

Любопытным фактом является повышенное внимание индийской диаспоры за рубежом к родине. Диаспора активно помогает стране, спонсирует и основывает образовательные учреждения. Усилия индийского правительства направлены на репатриацию квалифицированных специалистов, возвращение научной элиты в страну в надежде повторить успешный опыт Тайваня в электронной промышленности.

Иностранные инвестиции. Объем иностранных инвестиций, поступивших в Индию в 2006 г., составил 6676 млн долл. США, что в 3 раза превышает уровень 2004 г. Количество накопленных иностранных инвестиций в 2006 г. (50 680 млн долл.) несравненно мало по сравнению, например, с Китаем, где объем накопленных инвестиций в том же году составил 292 559 млн долл. США. Однако рост иностранного финансирования в Индии намного превышает рост притока капитала в экономику Китая. Такая тенденция, на наш взгляд, говорит о высоком потенциале индийской экономике и ее привлекательности для иностранных инвесторов.

В Индии разрешен свободный вывоз прибыли из страны, подписаны договоры об отмене двойного налогообложения с 45 государствами мира. Осуществляется беспошлинный импорт комплектующих для экспортного производства (на-

пример, компьютерного оборудования для экспортируемого программного обеспечения); разрешен ввоз товаров по сниженным таможенным пошлинам; практикуется выборочное освобождение компаний от подоходного налога вплоть до 2010 г.

Наиболее интересными для инвесторов являются такие отрасли, как молекулярная химия (включая drug исследования), биотехнологии (включая crop breeding) и инженерия дизайна. Привлекательными являются направления в области развития инфраструктуры портов, аэропортов, санитарных предприятий, телекоммуникаций, геологоразведки.

Научно-техническое развитие страны. Финансирование НИОКР. Динамика финансирования НИОКР в Индии показана на рис. 2. В стоимостном выражении на протяжении всего исследуемого периода наблюдается постоянный рост денежных средств. За 15 лет (с 1990 по 2005 г.) произошло пятикратное увеличение финансирования НИОКР. Динамика отношения средств, идущих на науку к ВВП, не так очевидна, но находится в рамках 0,7—0,9% ВВП. Расходы на НИОКР росли пропорционально росту экономики и ВВП страны в целом. По данным Всемирного банка в 2004—2005 гг. Индия инвестировала 5,38 млрд долл. США на НИОКР.

Рис. 2. Расходы Индии на НИОКР, в стоимостном выражении и как процент к ВВП

Источник: [6].

Значительная доля в финансировании научно-исследовательской деятельности принадлежит государству и его институтам. По данным статистического справочника (Research and Development Statistic) министерства науки и технологии Индии, в 1998—1999 гг. около 80% средств, выделяемых на НИОКР, поступало от государства. Из них 32% направлялось на военные исследования, 21% на исследования космоса, 12% на атомную энергию. Сельское хозяйство получало 12%, и еще 10% передавалось консульству по научным и промышленным исследованиям (Concil of Scientific and Industrial Research). В 2003 г. на долю государственного финансирования приходится уже 70% всех финансовых поступлений, остаток средств покрывался за счет частного финансирования.

В 2007—2008 гг. министерством было санкционировано 495 научно-исследовательских проектов общей стоимостью 1318, 87 млн рупий [1] (табл. 1).

Таблица 1

Показатели научно-исследовательских проектов

Область исследования Количество проектов Стоимость, млн рупий

Химия 89 242,13

Земля и атмосфера 19 23,63

Машиностроение 78 241,1

Науки о жизни 170 364,69

Математика 20 82,9

Физика 119 364,43

Итого: 495 1 318,87

Источник: составлено автором по [1].

Наибольшее количество проектов под патронажем государства проходят в таких областях, как медицина, биология, физика, химия, машиностроение.

Одним из приоритетных направлений научных исследований названы нанотехнологии, входящие в одно из шести направлений, интересных для инвестирования. Их развитие стоит в списке задач одиннадцатого пятилетнего плана с 2007 по 2012 гг. Правительство Индии планирует увеличить продуктивность сельскохозяйственного сектора страны за счет применения нанотехнологий.

Доминирующая роль в выполнении НИОКР в Индии все еще принадлежит государственным институтам и научно-исследовательским центрам. Центральное правительство и правительства штатов финансируют около 70% научно-исследовательской работы. На вузы и государственные предприятия приходится соответственно 4 и 5%. Роль частных предприятий (20% в финансировании НИОКР) постоянно растет. В дальнейшем ожидается снижение роли государственных институтов в финансировании и выполнении НИОКР за счет усиления активности частных компаний, что связано и с присутствием на внутреннем рынке большого числа иностранных компаний и их исследовательских центров.

, Частные предприятия,

/ 20%

Г осударственные предприятия,

5%

Высшее образование,

4%

Правительство

штатов,

9%

Рис. 3. Структура финансирования НИОКР в Индии, 2002—2003 гг.

Рассчитано по [6]

Такая динамика подтверждается ростом отчислений, например, индийских фармацевтических компаний на НИОКР. Этот инновационный сектор экономики Индии в последние годы стремительно развивается. За десятилетие (1990— 2000 гг.), объем финансирования научных разработок компаниями увеличился вдвое, достигнув уровня 2% от объема продаж компаний.

Таблица 2

Расходы индийских фармацевтических компаний на НИОКР

Год Сумма (млн долл. США) НИОКР (% от продаж)

1991 36,5 1,3

1992 29,4 1,4

1993 37,0 1,5

1994 39,8 1,9

1995 44,6 2,0

1996 45,5 1,8

1997 51,5 1,9

1998 56,0 1,9

1999 61,2 2,0

2000 73,6 1,9

2001 79,2 1,9

2002 82,8 2,0

2003 85,0 1,9

Источник: [9], [5]

Финансирование науки отдельными индийскими фармацевтическими компаниями достигает 5—7% объема их продаж (Dr Reddy’s, Ranbaxy, Wockhards).

Большая часть всех научных исследований страны ведется в г. Бангалор, штате Карнатака. Если в 1985 г. в этой особой экономической зоне работало 12 компаний, разрабатывающих информационные технологии, то в настоящее время их число составляют порядка 1400 компаний. Помимо институтов и конструкторских бюро, занимающихся космической программой, здесь находятся Национальная лаборатория аэронавтики, Институт наук Индии, университет, большое число колледжей.

Индия является лидером по производству программного обеспечения. Такая ситуация сложилась отчасти благодаря везению индийцев: они вовремя позиционировали себя в качестве дешевой мастерской по решению нашумевшей «проблемы 2000». Но значительную роль сыграли и своевременные инвестиции в сектор информационных технологий. Именно в процессе сотрудничества по доведению программного обеспечения индийцы сумели убедить своих западных заказчиков в своей компетентности и профессионализме.

Следует отметить, что в последнее время возрастает роль ТНК в финансировании НИОКР Индии. Государственный совет Индии по вопросам технологического прогнозирования и поддержки (TIFAC Technology Information Forecasting and Assestment Council) в феврале 2006 г. выделяет сумму более чем 1,1 млрд долл. США, полученную Индией на НИОКР от иностранных инвесторов с 1998 по 2003 гг. [5]. Филиалы иностранных ТНК выделили в 2003 г. 70,5 млн долл. США на НИОКР в Индии. Это больше, чем иностранные инвестиции на научно-исследовательские работы в Польше, и сопоставимо с уровнем Финляндии.

Наибольшие средства, около 70%, поступили из материнских компаний ТНК, зарегистрированных в США. Далее идут компании из Южной Кореи, Германии, Дании и Великобритании. Отмечается наиболее существенная причина таких инвестиций: исследователь в США обходится работодателю ровно в 10 раз дороже, чем в Индии.

150 компаний из списка Fortune 500 уже открыли свои научные лаборатории в Индии, и еще больше иностранных компаний должны прийти [3]. В 2003 г. общее число филиалов иностранных ТНК в Индии составило 508 компаний. Сотня крупнейших иностранных исследовательских центров в Индии обеспечивает рабочими местами свыше 23 000 местных ученых и инженеров.

Такое сотрудничество носит плодотворный характер для всех участвующих в нем сторон. Исследования, проводимые некоторыми учеными (V. Agrawal and D. Farell, «Who wins in Offshoring?» The McKinsey Quarterly, Spécial Edition: Global Directions) подтверждают, что каждый американский доллар, затраченный на бизнес-процессы и инвестированный в Индию, приносит индийской стороне 0,33 цента прибыли в форме государственных налогов, заработной платы местного персонала, дохода индийских продавцов бизнес услуг и их поставщиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международное научно-техническое сотрудничество Индии. Департамент по науке и технологии Индии при содействии Министерства иностранных дел, индийских миссий за рубежом активно сотрудничают с международными научноисследовательскими центрами, государственными институтами и промышленными лабораториями. Сфера и география международного научно-технического сотрудничества Индии широка и многообразна. Так, в ноябре 2007 г. было подписано четыре новых соглашения о сотрудничестве с Австрией, ЕС, Мексикой, Перу, в апреле 2007 — с Грецией, в июне 2007 г. — с Испанией. В целом правительство Индии поддерживает в 2007—2008 гг. свыше 500 международных двухсторонних научно-исследовательских проектов с такими странами, как США, Россия, Германия, Италия, Украина, Япония, Израиль, Австралия, Хорватия, Словения, Республика Беларусь, Португалия, Аргентина, Болгария, Мексика, Великобритания, Венгрия, Таджикистан, Тайланд, Китай и др.

По словам некоторых специалистов, сотрудничество между Индий и Китаем приведет к «азиатскому веку информационных технологий» [4]. Китай заинтересован в совместной работе с Индией в области космических исследований, в частности в применении данных космического компьютерного мониторинга для сельского хозяйства и экологических программ. Интерес Китая связан также с индийскими технологиями производства микрочипов, генной инженерии, биологических исследований, исследований материалов, оптической и радиоастрономии.

До недавнего времени работа индийско-российских ученых была ограничена теоретическими исследованиями в рамках академических институтов двух стран. Новые соглашения между нашими странами позволят всем высшим учебным заведениям присоединиться к исследовательским проектам. Уже подано 82 заявки по проведению совместных НИОКР и 8 заявок по организации научных симпозиумов [1].

Современные тенденции научно-технического развития Индии. В последние годы наблюдается интересная тенденция — индийский аутсорсинг НИОКР в третьи страны. Рост заработной платы индийских программистов (в 2007 г. на 18,7%) и курса рупии (10%) заставил индийские компании задуматься о возможности переноса научно-технической деятельности за пределы страны. К тому же основными заказчиками информационных технологий являются США и стра-

ны ЕС. Tata Consultancy, Infosys, Wipro, Satyam организуют слияния с местными компаниями и открывают свои подразделения поближе к потребителям. Tata Consultancy открыла отделение в Гвадалахаре, Мексика. Satyam, среди клиентов которой гигант GlaxoSmithKline, открыла офис в Малайзии. Уже нанято 300 программистов, в основном малазийцев. Через четыре года, по заявлению официальных представителей компании, в штате будет уже до 2000 специалистов.

Индийский аутсорсинг продиктован не только стремлением оптимизировать затраты. Близость к клиенту, географический и культурный факторы также важны. Индийские компании закрепляются в США для создания более тесных связей с заказчиками, требуемых для успешной конкуренции в бизнесе высококачественных консалтинговых услуг. Это встречное движение рабочей силы порождает интересную динамику конкуренции по мере выравнивания структуры цены и развития соперничества компаний за лидерство в наукоемких отраслях.

За последние годы Индия сделала в своем развитии большой скачок — сегодня это едва ли не единственная страна третьего мира, экономический успех которой, вызван не эксплуатацией природных ресурсов, не дешевизной рабочей силы, а использованием ее интеллектуального потенциала.

Западные социологи, заинтересованные особенностью индийского менталитета, считают, что одной из причин такой массовости самородков может быть традиционная индуистская религия, которая обладает сложной философией, охватывающей как метафизические законы земной жизни, так и понятие и закономерности развития космоса как системы.

Индия сделала ставку на развитие высоких технологий и образования. Поэтому на фоне Китая ее успехи пока не слишком заметны. Однако реализация этой стратегии позволит в ближайшие десятилетия стать не только развитой страной, но и мозговым центром мира. В условиях мирового финансового кризиса и ухудшения конъюнктуры мировых товарных рынков вопрос эффективности и инновационного развития национальной экономики является определяющим. Высокотехнологичный сектор экономики Индии может помочь стране преодолеть негативные экономические последствий кризиса и вывести страну на новый качественный уровень социально-экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Annual Report 2007—2008, Department of Science and Technology.

[2] A tale of two databases: India’s R&D dilemma, SDN, 13.06.2005.

[3] Boeyman Babu // Times of India, 30.04.2006.

[4] China’s premier wants stronger science links with India //Science and Development Network, 14.04.2005.

[5] India’ must track impact of foreign R& investment // Science and Development Network, 16.02.2006.

[6] Major Highlights 2007—2008, Department of Science and Technology.

[7] Peilei Fan \\ Innovation Capacity and Economic Development: Chna and India, Research Paper № 2008\31 UNI-WIDER, March 2008. P. 4.

[8] World Investment Report 2007.

[9] Xuan Li. The Impact of Higher Standards in patent Protection for Pharmaceutical Industries under the TRIPS Agreement // UNI-WIDER, 2008.

[10] Власова О. Лестница между мирами // Эксперт. — 2003. — № 48 (403).

[11] www.education.nic.in — официальный сайт Министерства образовании Индии.

SCIENTIFIC RESEARCH IN INDIA: PECULIARITY OF THE STATE REGULATION

T.V. Nikiforova

Russian People Friendship University Mikluho-Maklaja str., 6, Moscow, Russia, 117198

At the last time we can see the process of the internationalization the R&D activities. The special interest stays in scientific-and-engineering fields of the growing countries. The article is dedicated to analysis of scientific and technical complex in India. The author has characterized the basics of the Indian current economic growth; distinguished role and significance of the national State in the rash development of R&D; determined State’s attitude to the foreign investments in scientific-and-engineering fields, co-investigation; appreciated the participation of the foreign investments in R&D activities in India, internationalization of the Indian science. The article gives the periodization of the scientific and technical complex’s evaluation in India, forecasts its development.

Key words: India, R&D, innovation, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.