Научная статья на тему '2004. 01. 018. САЭС К. Б. , Марко Т. Г. , Аррибас Э. У. Сотрудничество в ИР с университетами и исследовательскими центрами:опыт испанских фирм. Saez C. B. , Marco T. G. , Arribas E. H. collaboration in r&d with universities and research centres: an empirical study of Spanish firms// r&d management, Oxford. 2002. - Vol. 32. N4. - p321-341'

2004. 01. 018. САЭС К. Б. , Марко Т. Г. , Аррибас Э. У. Сотрудничество в ИР с университетами и исследовательскими центрами:опыт испанских фирм. Saez C. B. , Marco T. G. , Arribas E. H. collaboration in r&d with universities and research centres: an empirical study of Spanish firms// r&d management, Oxford. 2002. - Vol. 32. N4. - p321-341 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В ИСПАНСКИХ ФИРМАХ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕНТРАМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 018. САЭС К. Б. , Марко Т. Г. , Аррибас Э. У. Сотрудничество в ИР с университетами и исследовательскими центрами:опыт испанских фирм. Saez C. B. , Marco T. G. , Arribas E. H. collaboration in r&d with universities and research centres: an empirical study of Spanish firms// r&d management, Oxford. 2002. - Vol. 32. N4. - p321-341»

ся возможным. Авторы утверждают, что опыт датских фирм не подтвердил гипотезу "городской иерархии". Эта гипотеза не объясняет существенные различия в решениях датских фирм о проведении ИР, ни разной интенсивности такого рода деятельности.

Т. В. Горбунова

2004.01.018. САЭС К.Б., МАРКО Т. Г., АРРИБАС Э.У. СОТРУДНИЧЕСТВО В ИР С УНИВЕРСИТЕТАМИ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ЦЕНТРАМИ:ОПЫТ ИСПАНСКИХ ФИРМ.

Sáez C.B., Marco T.G., Arribas E.H. Collaboration in R&D with universities and research centres: an empirical study of Spanish firms// R&D management, Oxford. 2002. - Vol.32. N4. - P321-341.

Ключевые слова: ИР в испанских фирмах; научно-техническое партнерство с государственными центрами.

Сотрудники Государственного университета Наварры (г.Памплона, Испания) рассматривают в реферируемой статье причины, побуждающие компании сотрудничать с университетами и исследовательскими центрами

За последние годы, пишут они, появилось много работ, посвященных проблемам кооперации университетов, исследовательских центров государственных организаций, однако лишь немногие из них базируются на таком массиве данных, который авторы предлагают в настоящей ..исследовании.

Для наиболее полного раскрытия темы авторы предлагают следующий план изложения: характеристика инновационной системы в Испании; обзор литературы, в которой рассматриваются проблемы сотрудничества фирм с университетами и прочими организациями; эмпирический анализ такого поведения испанских фирм; результаты и выводы.

Национальная инновационная система Испании. Такая система, подчеркивают авторы, обладает рядом специфических особенностей, которые делают Испанию интересным объектом для анализа. Это касается, в частности объемов финансирования национальных ИР. Испания тратит на ИР половину от среднеевропейского показателя. По данным за 1997 и 1998 гг. годовые затраты страны составляют менее 0,9% от ВВП, аналогичная среднеевропейская доля - 1,9%. Возможное объяснение, полагают авторы, следует искать в том, что испанские фирмы вынуждены функционировать в менее благоприятной среде чем та, в которой существуют

компании других стран Европы. Так, в Испании - меньше спрос на высокотехнологичные товары и услуги. Это обстоятельство в сочетании с ограниченными финансовыми ресурсами отвращает фирмы от инновационной деятельности. В итоге, коммерческий сектор является самым слабым звеном в инновационной системе данной страны (с.323).

Испанские компании действуют главным образом в традиционных секторах, правда в последние годы наметилась тенденция к росту предприятий в более динамичных и инновационных отраслях. В целом, однако лишь 11% испанских фирм могут быть отнесены к категории инновационных; аналогичный среднеевропейский показатель - 23% (по состоянию на 1994 г.). Испанские предприниматели, подчеркивают авторы, занимаются нововведениями не из стремления осваивать новые технологические возможности, а из желания удовлетворить спрос потребителей или под давлением конкурентов (с.323).

В вопросах кооперирования усилий испанские фирмы более пассивны по сравнению с их европейскими партнерами. По утверждению авторов, в Испании отсутствует "культура кооперационных соглашений". Предприятия не только на проводят внутренних ИР, но и не сотрудничают в этом плане с другими фирмами или государственными исследовательскими учреждениями. По состоянию на 2000 г. 11,2% европейских малых и средних фирм участвовали в совместных инновационных программам аналогичный показатель для Испании - 4,6% (с.323) .

Главным источником знаний в испанской инновационной системе являются университеты, государственные исследовательские организации исследовательские центры. По состоянию на 1996 г. в данной системе работало 40 тыс. исследователей, кадровый потенциал промышленных ИР характеризовался цифрой в 11 тыс. Подобное соотношение отличается от общеевропейского, где в частном секторе ИВ занята половина национального кадрового потенциала.

Главным участником государственной системы ИР являются университеты: здесь сосредоточено свыше 60% исследователей государственного сектора и осваивается до 63% государственных затрат на ИР. Ротация исследовательского персонала затруднена существующими правилами, которые ограничивают контакты и обмен персоналом между государственными и частными научными подразделениями (с.323 ).

Поскольку основную роль в инновационной деятельности играют в Испании государственные институты, а фирмы не проявляют должной активности, логичным выходом могло бы стать сотрудничество таких

секторов в целях переноса знаний и технологий. Такова точка зрения экспертов Еврокомиссии, ее разделяет и испанское правительство. Тем не менее заметных сдвигов в этом плане пока не произошло: в 1994-1996 гг. лишь 3% инновационных испанских компаний кооперировались в ИР с университетами, а 2,5% - с государственными учреждениями (соответствующие показатели для стран ЕС - 10%) (с.323) .

Приведенная характеристика испанской инновационной системы, полагают авторы, придает особую значимость проблемам причин, побуждающих компании кооперировать усилия с государственными НИИ и университетами. Важным представляется также вопрос о формах такой кооперации.

Кооперация с исследовательскими центрами: основные причины и особенности. Характеризуя причины, побуждающие партнеров вступать в кооперационные отношения, авторы обращают внимание на то, что главным стимулом кооперации является желание "приобрести знания, которые стали бы дополнительными для собственных знаний партнеров". Речь может идти как о фундаментальных знаниях, так и более специальных, ориентированных на решение проблем и разработку определенной продукции. В этой связи составители отмечают, что несмотря на растущий спрос со стороны фирм на знания целевого характера, университеты и исследовательские центры в массе своей оказываются неготовыми для удовлетворения этого спроса.

Одна из причин, побуждающих бизнес искать сотрудничества с университетами и исследовательскими центрами состоит в расширении возможностей выхода на международную сеть знаний. Кооперация с исследовательскими центрами позволяет фирмам получить доступ к сетям знания, "заявить себя" на международных рынках .

Мотивом для вступления в кооперационные отношения может стать стремление получить дополнительные фонды для проведения ИР. В этою плане сотрудничество фирм с университетами и исследовательскими центрами реализуется часто при поддержке национальных или международных программ стимулирования ИР. Например, Испанская национальная программа ИР предусматривает поддержку проектов, спонсируемых правительством. В ее рамках выделяются беспроцентные ссуды на доконкурентные проекты, разрабатываемые на кооперативной основе частным бизнесом и университетскими или государственными исследовательскими подразделениями.

В чем состоят главные особенности кооперации в ИР? Что отличает сотрудничество фирм с университетами и исследовательскими центрами от других форм кооперации? Основная особенность рассматриваемого партнерства - его долговременный характер. Считается, что бизнес нуждается в долговременной технологической стратегии, которая позволит компании наиболее полно воспользоваться возможностями, предлагаемыми государственной системой ИР.

Еще один отличительный признак партнерства бизнеса с университетами и исследовательскими центрами состоит в том, что фирма, вступающая в подобные отношения должна иметь специально подготовленный персонал и хотя бы минимальную организационную структуру. Это условие успешного переноса знаний, полученных от партнера, в прочие подразделения. Условием эффективного партнерства считается также географическая близость сторон, участвующих в кооперации.

База данных, использованные показатели и методология. В какой степени условия и характеристики успешного партнерства существуют в Испании? Для ответа на этот вопрос авторы провели обследование фирм обрабатывающей промышленности. Для анализа отобрано 747 компаний, которые сообщили, что в 1994-1996 гг. они участвовали в разработке проектов ИР на кооперационных началах с другими организациями.

Анализ полученных авторами данных показал: 64% фирм - участниц кооперационной деятельности имели в качестве партнеров исследовательские центры, 49,5% - осуществляли "вертикальную кооперацию". Что касается "горизонтальной кооперации", то в ней участвовало лишь 9,6% фирм. В случае вертикальной кооперации речь шла о сотрудничестве с компаниями клиентами и поставщиками, горизонтальная кооперация - совместная разработка проектов с фирмами, потенциальными конкурентами.

Подробное описание показателей, использованных авторами, представлено ими в таблице на с.327-328 .

Среди использованных для анализа переменных - кооперация с центрами, наличие систематических ИР, цели сотрудничества, заявленные фирмами - респондентами, наличие специальной структуры и т.п.

Комментируя результаты обследования, авторы обращают внимание на то, что подавляющее число компаний-респондентов (90,76%) кооперировали свои усилия в ИР с отечественными исполнителями. Считается, что географическая близость упрощает задачу контроля и повышает

эффективность партнерства. Далее в порядке убывания следуют кооперационные связи с партнерами из Европы, США и Японии.

Из полученных данных следует, что 82% компаний, участвовавших в кооперационных ИР, параллельно проводили собственные исследования на постоянной базе. Из числа тех фирм, которые сотрудничали с исследовательскими центрами, 86,82% показали, что одновременно вели собственные ИР, соответствующая доля для прочих компаний составила 72,86% (с.330).

Соотнесение: частоты партнерства с государственными центрами, и с размерами профилем компании показало, что среди тех, кто сотрудничал с исследовательскими центрами, выше доля крупных или высокотехнологичных фирм.

В ходе обследования выяснялся вопрос о главных источниках идей для инновационной деятельности. Как показали респонденты особое значение в этой связи имеют внутренние ИР. Среди внешних источников самый высокий рейтинг получили потребители, в то же время исследовательские центры оказались в нижней границе спектра. Авторы отмечают в этой связи, что на указанный показатель не повлияло даже то обстоятельство, что именно центры занимают приоритетные позиции при выборе кооперационного партнера. Данное обстоятельство, на взгляд авторов, показывает, что компании проводят четкое отличие между генерацией инновационных идей, ассоциируемой обычно с потребителями и возможностью развивать такие идеи, которую могут предоставить центры. Привлекательность центров в качестве партнеров авторы склонны объяснять и такими мотивами, как возможность дополнительного финансирования за счет участия в спонсируемых правительством программах.

Одно из заключений, которые делают авторы на основании проведенного ими обследования, состоит в том, что фирмы, желающие проводить фундаментальные исследования, обычно стремятся получить поддержку университетов и исследовательских центров. В этом плане правительству следует поддерживать национальные исследования, не ориентированные на краткосрочные цели. Не исключено, однако, подчеркивают авторы, что атмосфера дискуссий, разных подходов и творчества, которая типична для таких государственных организаций, может превратить их в "лучшее место" для выполнения исследований более коммерческого характера.

Для повышения инновационного потенциала испанских фирм следует, по мнению авторов, поощрять привлечение государственных ис-

следователей для работы в промышленных фирмах на временной основе. Перспективной им представляется также практика стимулирования миграции специалистов между различными типами организаций, в том числе не только на уровне национальном, но и на уровне международных учреждений.

Практика Испании свидетельствует: в кооперационных программах участвуют в основном крупные фирмы. В этой связи авторы считают необходимым выяснение позиции малых фирм. Что мешает им? Возможно отсутствие необходимой информации, сложная бюрократическая процедура, или нехватка необходимых ресурсов? Информация, полученная авторами в ходе обследования - недостаточна для выяснения названных проблем. Если правительство заинтересовано в том, чтобы инновационная деятельность "проникла" в малые фирмы, следует разработать новые рычаги, которые позволили бы таким компаниям получить доступ к инновационным программам. Среди возможных мер - налоговые стимулы, субсидии мелким фирмам на подготовку персонала, помощь в поиске подходящего партнерства.

Т.В.Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.