РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
99.01.013. ПОВЕН С. ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ И НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ЯПОНИИ, ЮЖНОЙ КОРЕИ И ИНДИИ.
PAWAN..S. Legal measures and tax incentives for encouraging science and technology development: the examples of Japan, Korea and India // Technology in soc. -N.Y. etc., 1998. - Vol.20, N 1.-P.45-60.
Автор - советник министерства науки и технологии Индии. В реферируемой статье представлены результата исследования, проведенного им в Оксфордском университете (Великобритания), в рамках "Плана Коломбо". Заявленную в названии статьи тему Повен рассматривает в рамках следующих разделов: научно-техническая политика; правовое обеспечение технологического развития; налоговые стимулы для программ ИР.
Характеризуя значимость взвешенной политики ИР, автор отмечает во введении, что она должна нивелировать неблагоприятные тенденции, неизбежные при распространении западных технологий на развивавшиеся страны. Речь идет прежде всего о том, что подобная практика ведет к поляризации отраслей: быстро развиваются те из них, которые ориентированы на внешний рынок, и недостаточное внимание получают отрасли, призванные решать национальные экономические задачи.
Становление государственной политики в сфере науки началось после окончания второй мировой войны. Признавая роль науки и технологии в ускорении экономического развития своих стран, правительства приступили к разработке мер по стимулированию национальных научно-технических систем. В 1980-1990-е годы миро-
вые вложения в данный сектор хозяйства характеризовались параметрами, представленными в таблице.
Таблица (с 46).
Абсолютные и относительные затраты на ИР, 1980-1990 гг.
Регион Абсолютные затраты Доля затрат на ИР в ВНП
(в млрд до л л США) (в%)
1980 1985 1990 1980 1985 1990
Все страны 208,4 271,9 452,6 1,85 2,22 2,55
Развитые 195,8 258,9 434,3 2,22 2,62 2.95
Развивающиеся 12,6 13,0 18,3 0,52 0,54 0,64
Научно-технический потенциал стран - объектов исследования автора определяется следующими показателями: доля затрат на ИР в ВНП Японии составляла в 1987 г. 2,8% , Южная Корея выделила в 1988 г. на указанные цели 1,9% своего ВНП; аналогичный показать для Индии за 1990 г. - 0,9%. Удельные расходы (на душу населения) составили соответственно в 1987-1990 гг. в среднем (в долл. США): 558,9 - в Японии; 75,2 - в Южной Корее и 2,76 - в Индии (с.46).
В 1990 г. число исследователей, инженеров и техников в расчете на 1 тыс. человек населения составило в Японии 111,14; в Юж.Корее - 75,21 и в Индии - 4,05(с.46).
Научно-техническая политика. Приоритеты Японии в данной области сформулированы в докладе министерства промышленности и внешней торговли - "Долгосрочная перспектива структуры промышленности". В качестве главных научно-политических задач выдвинуты четыре следующих направления:
1. Снижение зависимости от зарубежных энергетических источников, достигаемое за счет разработки альтернативной энергетики, прежде всего - ядерной, и экономии энергозатрат.
2. Снижение зависимости от зарубежных сырьевых материалов. Путь к этому - освоение ресурсов океана и развитие высокотехнологичной продукции, не требующей больших сырьевых затрат.
3. Стимулирование исследований в ключевых областях высоких технологий.
4. Повышение инновационного промышленного потенциала путем поощрения сотрудничества промышленных, правительственных и университетских подразделений. В рамках данной задачи предлагается развивать междисциплинарные и фундаментальные исследования.
Формирование национальной научной политики в Южной Корее происходило с начала 60-х годов. Корейский подход характеризуется тремя направлениями: развитие кадрового потенциала; ускоренное освоение зарубежных технологий; стимулирование отечественных ИР. Реализации перечисленных задач должны были служить программы, ориентированные, в частности, на следующие цели: 1) создание инфраструктуры науки и технологии; 2) качественное кадровое обеспечение ИР; 3) разработка промышленной технологии; 4) поощрение фундаментальной науки как базы для последующих технологических нововведений.
Автор отмечает, что успехи Южной Кореи в сфере науки и технологии могут быть отнесены на счет нескольких факторов, среди которых он особенно выделяет активную разработку решений по планированию, координации и стимулированию науки; усилия по формированию образовательной структуры и институциональной структуры ИР; поощрение нововведений правовыми методами и стимулирование промышленно-университетских связей.
Индия, как подчеркивает автор, "является, возможно, единственной страной вне социалистического мира, которая инициировала плановый подход к развитию науки и технологии". В каждом из пятилетних планов особое место отводилось науке. При формировании национальной научно-технической инфраструктуры особое внимание было направлено на два аспекта: необходимость установления и поддержания тесной связи сектора науки и технологии с сектором образования; обоснованность кадрового планирования на базе анализа будущего спроса и предложения на рынке труда специалистов.
Первый план по науке и технологии, рассчитанный на 1974 -1979 гг., был разработан Национальным комитетом по науке и технике. Этот план стал частью общего пятилетнего плана экономического развития. В последующие годы раздел о научно-технических
программах стал неотъемлемой частью каждого пятилетнего плана. В 1990 г. Консультативный совет по науке при премьер-министре обнародовал свой долгосрочный план (до 2001 г.); тенденции развития к 2020 г. в ключевых областях науки и технологии представлены в документе, подготовленном специальным Советом технологической информации по прогнозу и опенке (TIFAC-Technology information forecasting and assessment council).
Правовое обеспечение технологического развития. Достижения в данной сфере наиболее убедительно демонстрирует Япония. С 1949 по 1957 гг. здесь были приняты законы, направленные на поощрение освоения передовых зарубежных технологий. Задачи внедрения новой техники, стимулирования разработки национальных ресурсов, стандартизации и субсидирования ИР в частном секторе возложены на Агентство по промышленной науке и технологии при министерстве промышленности и внешней торговли. В начале 80-х годов это Агентство приняло меры по стимулированию регионального технологического развития в провинциях. В 1982 г. была начата реализация так называемой "Региональной системы развития технологии", а в 1984 г. - "Региональной системы поощрения технического сотрудничества".
Политика развития и переноса технологии нацелена на следующие ориентиры: ввоз зарубежных базовых технологий, дополненный производством оборудования на местах; распространение импортируемых технологий в отечественных компаниях с целью создания "конкурентного прессинга" для стимулирования нововведений; рыночная политика, направленная на активизацию инновационной деятельности; меры по регулированию технологического импорта в интересах отечественных производителей; формирование благоприятного климата в сфере научно-технического образования и для деятельности соответствующих исследовательских учреждений.
Южная Корея за последние три десятилетия добилась значительных успехов в науке и технологии. Автор отмечает, что этому способствовали, в частности, законы, принятые в 1967 - 1976 гг. Активную роль в их реализации сыграло созданное в 1967 г. министерство науки и технологии. Среди указанных законодательных актов:
Закон о поощрении науки (1967), Закон о стимулировании технологического развития (1972), Закон о развитии специальных исследовательских организаций (1973). В последнем предусматривались, в частности, правовые, финансовые и налоговые стимулы для исследовательских организаций, в развитии которых были особенно заинтересованы правительство и частный бизнес: это НИИ в области судостроения, электроники, коммуникаций, материаловедения, энергетики и т.п.
В 1976 г. был принят Закон о Корейском фонде науки и техники, этот Фонд призван был содействовать формированию базы фундаментальных, прикладных и инженерных исследований при корейских университетах. Разработчики закона полагали, что такой фонд сможет внести вклад в ускорение переноса результатов ИР из исследовательского сектора в промышленность.
Дальнейшие шаги по стимулированию национальных ИР правительство предприняло в 1977 г., включив в сферу льготного налогообложения более широкий спектр отраслей и образовав Исследовательскую ассоциацию по промышленной технологии, призванную активизировать инновационную деятельность в мелких и средних компаниях.
»
Характеризуя наиболее заметные достижения в южнокорейском опыте технологического развития, автор обращает внимание на три момента: 1) "селективная концентрация" усилий на немногих направлениях; 2) постепенное "накопление" стратегий сбалансированного технологического развития; 3) контролируемый и увеличивающийся импорт зарубежной технологии.
В Индии политическая поддержка правительством отечественных технологий была продемонстрирована в "Декларации о технологической политике", обнародованной в 1983 г. Спустя три года принят закон, по которому вводился налог на все платежи за импортируемую технологию. Таким образом поощрялось коммерческое использование отечественной технологии. Национальные лаборатории, входившие в систему Совета по научным и промышленным исследованиям, получили указание "зарабатывать на свои ИР" за счет коммерциализации отечественных технологий.
Промышленная политика правительства, сформулированная впервые в 1948 г., была пересмотрена в 1956, 1970 и 1991 гг. Согласно последней резолюции о промышленной политике, правительство объявило, что наряду с мерами поощрения отечественной технологии будут сделаны шаги по пути привлечения зарубежных инвестиций и активизации международного технического сотрудничества индийских компаний.
Одна из последних инициатив правительства - создание Фонда разработки и применения технологии. Его задача - ускорить инновационный процесс. В распоряжение Фонда предоставлены средства, полученные от 5% налога на выплаты за импортируемую технологию. Еще одна программа, ориентированная на стимулирование промышленных технологий, так называемая Программа, нацеленная на технологическую самостоятельность ("PASTER-Program aimed at technological self-reliance). Автор выделяет следующие цели "PASTER": поддержка усилий промышленности в разработке и демонстрации новых технологий; формирование отечественного потенциала по разработке и коммерциализации современных продуктов и процессов; вовлечение национальных исследовательских организаций в совместные проекты с промышленностью.
Характеризуя подход Индии к выработке стратегии управления ИР, автор обращает внимание на главное правило, которого стараются придерживаться: это следование девизу "что-то сделай сам, а что-то - купи". Такой подход позволяет стране воспользоваться "преимуществом позднего старта" и выбирать те области специализации, которые обеспечат ей позиции на мировом рынке.
Налоговые стимулы для программ ИР. В Японии система льготного налогообложения распространяется на приростные вложения в экспериментальные исследования; на технологические исследовательские ассоциации в обрабатывающей и добывающей промышленности; разрешены ускоренные амортизационные списания основного оборудования, используемого для проведения ИР. Еще одна налоговая льгота - пожертвования на исследования разрешается проводить по статье "потери".
Наряду с налоговыми стимулами в Японии дли поощрения промышленных ИР используется система льготных ссуд Так, Японский банк развития предоставляет под выгодный для получателя процент ссуды на коммерциализацию важных промышленных технологий и на сооружение специальных установок для проведения новейших фундаментальных исследований, которые могут сыграть ключевую роль в становлении передовой промышленной структуры
Поддержку частному сектору ИР осуществляет и Японский центр ключевых технологий. Среди наиболее важных направлений его деятельности - инвестирование средств в объединенные ИР, реализуемые несколькими фирмами; предоставление беспроцентных ссуд на проведение ИР, связанных с высоким риском, посреднические услуги частным компаниям, стремящимся проводить кооперационные ИР программы с национальными исследовательскими институтами; проведение контрактных ИР: Центр использует для выполнения заказов частных фирм на такого рода работы экспертов из правительственных, промышленных и университетских подразделений.
Одно из направлений деятельности Японского центра ключевых технологий - создание и эксплуатация трастового фонда. Прибыль от его деятельности используется для приглашения в страну зарубежных специалистов в области ключевых технологий.
Система налоговых и прочих стимулов ИР в Южной Корее включает: резервный фонд ИР; освобождение от уплаты налога при затратах на технологию и содержание персонала (аналогично освобождаются от уплаты местного налога вложения в частные исследовательские установки); снижение тарифных ставок на исследовательское оборудование; благоприятный подход в вопросах прав промышленной собственности.
Резервный фонд ИР. По действующему закону о поощрении технологического развития, соответствующие затраты, например, на разработку новых продуктов и процессов, на ассимиляцию и усовершенствование импортируемой технологии, на приобретение технической информации и научного оборудования и т.п. рассматриваются как необлагаемые налогами "потери". Это позволяет промыш-
ленным компаниям резервировать средства для инвестирования в ИР. Размер таких резервных фондов не должен превышать 20% от общей суммы дохода (до выплаты налога), или 1% от суммы продаж (с.56).
Освобождение от некоторых налогов. Если фирмы создают собственные лаборатории, то 8% затрат на приобретение крупного оборудования (при условии, что 10% его закуплено у отечественных производителей) исключаются от обложения корпоративным и подоходные налогом. Кроме того, до 90% затрат на экспериментальные и аналитические установки, используемые для технологических разработок, могут быть в разовом порядке проведены по статье необлагаемого налогом специального амортизационного резерва. Компании, занятые сооружением крупных установок, или приобретающие экспериментальное оборудование, могут также воспользоваться долгосрочными ссудами под низкий процент (с.56).
Снижение тарифных ставок на научное оборудование. Освобождению от налогов подлежат затраты на освоение и коммерциализацию исследовательских результатов. Так, до 6% затрат на приобретение крупного оборудования, непосредственно используемого при коммерциализации новых идей (при условии, что не менее 10% таких затрат предназначено для отечественных установок) исключаются из сумм, подлежащих обложению подоходным налогом и налогом на корпорации (с.57.).
Право промышленной собственности. Определенные льготы распространяются на освоение результатов ИР, спонсированных правительством. В этом случае исполнитель получает право собственности на такие результаты, в частности на их коммерциализацию. Государство предоставляет полную или частичную бесплатную лицензию институту, получившему соответствующий результат ИР, или фирмам, участвующим в инвестировании средств в такого рода ИР.
Финансовое и налоговое обеспечение исследовательских усилий в промышленности Индии осуществляют несколько специализированных учреждений. В их числе Индийский банк промышленного развития, Индийская промышленно-финансовая корпорация,
Индийская промышленно-кредитная и инвестиционная корпорация, Корпорация промышленного развития и Государственная финансовая корпорация. Характеризуя основные методы стимулирования промышленных ИР, автор выделяет следующие направления: законодательство о подоходном налоге; политика и стимулы для зарубежных инвестиций; новая промышленная политика.
Законодательство о подоходном налоге. Налоговые льготы предоставляются прежде всего подразделениям, относящимся к компетенции департамента научных и промышленных исследований.
Специальные меры предусмотрены для поощрения тех фирм, которые спонсируют исследовательские проекты, полученные в национальных лабораториях. В этом случае компания-исполнитель может быть полностью освобождена от уплаты налога на соответствующие затраты. Среди прочих мер по стимулированию промышленных ИР автор упоминает присуждение национальных премий за выдающиеся результаты в ИР; предоставление консультативных услуг; либеральное законодательство в отношении импорта оборудования, запчастей, химикалиев и т.п.
Политика и стимулы для зарубежных инвестиций. Позиция правительства в этом вопросе была сформулирована в документах, относящихся к 1948-1949 гг Согласно этим постановлениям, зарубежные компании в Индии свободно распоряжались размещением прибыли и капитала с учетом своих внешнеторговых связей; в случае принудительного выкупа предприятия от иностранного владельца последнему гарантировалось "честное и справедливое вознаграждение".
Новая промышленная политика. Новый подход был объявлен индийским правительством в 1991 г. Программа включала несколько инициатив в области промышленного лицензирования, зарубежных инвестиций, технологических соглашений с зарубежными исполнителями, политики в сфере государственного сектора и в сфере мелкого бизнеса.
Предусмотрено, в частности, поощрять зарубежные инвестиции в высокоприоритетных областях по 34 направлениям. При этом доля иностранцев в акционерном капитале не должна превышать
51% (с.58). Для переговоров с зарубежными компаниями и контроля за иностранными вложениями предлагалось учредить специальный Совет.
В заключение автор отмечает, что стратегии, принятые в трех рассмотренных странах, по-разному сказались на развитии отечественной технологии или на адаптации зарубежных ноу-хау. Определяющими факторами являются различия в местных условиях, в обеспечении природными ресурсами, в состоянии кадрового потенциала и уровня образования населения в целом. Наиболее типичными направлениями научно-технической политики в каждой из рассмотренных стран автор считает следующие:
В Японии - ориентировка на "совершенное" технологическое развитие отдельных видов потребительской продукции.
В Южной Корее - достижение "промышленной компетентности в некоторых областях".
В Индии - развитие научной базы, как условия роста "самостоятельной экономики".
Т.В.Горбунова
99.01.014. БЛАУ ДЖ. ЕС НАМЕРЕН В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ ПЯТИ ЛЕТ СОКРАТИТЬ ПРОГРАММУ ДОКОНКУРЕНТНЫХ КООПЕРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
BLAU J. European union set to trim funding for next five-year pre-competitive collaborative research program // Research-technology management. - Lancaster, 1998. - Vol.41, №3. - P.2-3.
Американский журнал "Управление наукой и технологией" публикует информацию своего брюссельского обозревателя об очередной "Концептуальной программе ИР" Европейского Союза. В статье утверждается, что если министрам по науке стран ЕС "удастся настоять на своем", то в течение ближайших пяти лет объем затрат на ИР в бюджете Европейского Союза окажется меньшим, чем в течение предшествующего пятилетия. После длительной дискуссии министры пришли к соглашению о финансировании Концептуальной программы ИР. На указанные цели в течение ближайших пяти лет