Научная статья на тему 'Налоговые аспекты организации и управления интеллектуально-промышленным комплексом Омской области'

Налоговые аспекты организации и управления интеллектуально-промышленным комплексом Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшков Евгений Геннадьевич

In the article the questions of organization both management of a intellect-industrial complex and necessity of resolution of problems of the taxation are considered. The purpose of tax regulation of activity is the support innovate of activity of intellect-industrial complexes. The state gives attention to those branches, in which innovate processes have received a wide circulation for maintenance of their competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горшков Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые аспекты организации и управления интеллектуально-промышленным комплексом Омской области»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С. 26-31. © Е.Г. Горшков, 2007

УДК 338.24

НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.Г. Горшков

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In the article the questions of organization both management of a intellect-industrial complex and necessity of resolution of problems of the taxation are considered. The purpose of tax regulation of activity is the support innovate of activity of intellect-industrial complexes.

The state gives attention to those branches, in which innovate processes have received a wide circulation for maintenance of their competitiveness.

Организация и управление интеллектуально-промышленным комплексом - технопарком -сопряжены с необходимостью разрешения проблем налогообложения с целью поддержки инновационной деятельности в рамках технопарка.

Государство акцентирует внимание на те отрасли, в которых инновационные процессы получили широкое распространение для обеспечения их конкурентоспособности.

Примером стимулирования развития научно-технического потенциала является применение льготных условий развития национальных и региональных технопарков. Поощряется участие фирм в развитии технопарков вне зависимости от форм их собственности. Так, предприятия и организации, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в меньшем размере. Фирмы, продукция которых идет на экспорт в определенном размере, платят минимальный подоходный налог. Вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов с момента разрешения работы в национальных и региональных технопарках. Предприятия освобождаются от экспортных налогов при реализации своей продукции на внешних рынках. Если возведение новых производственных и научных корпусов осуществляется за счет собственных денежных ресурсов, не взимается налог на строения. На развитие и освоение инфраструктуры научно-производственных комплексов правительство должно ежегодно выделять льготные займы и инвестиции. Кроме того, в целях поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, местные администрации также должны вырабатывать дополнительные льготные условия.

Таким образом, при обеспечении аналогичных условий в сибирском регионе, государство может применить подобные льготы для отечественных научно-производственных комплексов.

Омская область, являясь динамично развивающимся регионом, может претендовать на

налоговые преференции при организации регионального интеллектуально-промышленного комплекса как формы научно-производственной деятельности.

Положительная динамика финансовых результатов деятельности предприятий и доходов населения расширяет возможности увеличения доходов бюджетной системы. Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней по Омску составило 21,6 млрд рублей, что на 34 % выше поступлений января-июня 2005 г. При этом суммы налогов и сборов, поступившие от налогоплательщиков Омска в федеральный бюджет, увеличились в 1,8 раза, в консолидированный бюджет Омской области - на 9,2 %.

Рассмотрение вопросов налогообложения при формировании модели интеллектуальнопромышленного комплекса Омской области является неотъемлемой частью рассматриваемого вопроса. Исходя из того, что налоговые отчисления являются одним из показателей прибыльности технопарка, необходимо рассчитывать предполагаемые отчисления в бюджет. В данном вопросе нужно учесть тот факт, что для создания и успешного функционирования интеллектуальнопромышленного комплекса на этапе становления необходимы налоговые льготы. Таким образом, этот критерий будет рассчитываться на перспективу и будет служить одним из аргументов в пользу создания технопарка.

Одним из направлений указанной деятельности явилось создание зон развития научнопроизводственных комплексов, или технопарков. Их основное назначение - это стимулирование наукоемких сфер производства, требующих инновационных решений, и продвижение продукции на потребительский рынок, как внешний, так и внутренний. Также преследуется цель привлечения в Омский регион инвестиций и передовых технологий, создание благоприятных условий для научно-технических достижений и производство продукции на собственной промышленной базе.

Основная стратегическая задача по развитию технопарков - развитие выбранной специализации и налаживание межотраслевых связей между ними, как следствие - предотвращение дублирования деятельности научно-производственных комплексов. Отметим, что примерно половину всех доходов интеллектуально-производственные комплексы получают от заказов частных компаний, тем самым повышают научно-технологический уровень местной национальной промышленности.

Указанное обстоятельство непосредственно повлияет на увеличение налогооблагаемой базы предприятий, экономически связанных с интеллектуально-промышленным комплексом Омской области.

В регионе сложилась благоприятная обстановка для увеличения налогового потенциала. Сальдо прибыли и убытков, полученных организациями города за 6 месяцев 2006 г., составило около 44 млрд рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросло почти в 1,5 раза. Сумма прибыли, полученная предприятиями, составила 48 млрд рублей и увеличилась на 56 %, а убытки организаций города увеличились в 3,4 раза. Число убыточных организаций снизилось до 38 % от общего числа 40 %. На указанной экономической основе состояния предприятий региона предлагается рассматривать финансово-экономические показатели проектов создания модели интеллектуальнопромышленного комплекса Омской области. Немаловажен факт уменьшения убыточных предприятий, поскольку возрастает конкуренция и создаются условия для вхождения в проект более развитых структур.

Таким образом, сложившаяся ситуация является дополнительным аргументом для обоснования привлечения наиболее развитых структур при организации интеллектуально-промышленного комплекса Омской области.

Более того, налоговый контроль более эффективен относительно фирм, непосредственно связанных партнерскими отношениями, нежели самостоятельно действующих. Следовательно, в отношении укрупненной структуры интеллектуально-промышленного комплекса экономический мониторинг деятельности в целях налогообложения эффективнее по сравнению с отдельными предприятиями.

Мировой опыт показывает, что для достижения инновационно-промышленого развития экономики необходим комплекс мер по осуществлению инновационной политики, включающий налоговое стимулирование, прямое государственное финансирование, инвестиционное участие, кредитование, предоставление грантов,

способствование созданию отношений между рынком венчурного капитала и источниками научных разработок, технологий.

Исходя из мировой практики можно отметить, что государство юридически закрепляет различные льготы. Так, в налоговом законодательстве проводятся мероприятия для стимулирования инновационной деятельности. В частности, предусмотрены вычеты по расходам на научно-исследовательские, проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы из налогооблагаемой базы, освобождаются от НДС научно-исследовательское услуги и работы, осуществляемые в рамках государственного заказа, предусматривается особый режим налогообложения предприятий, осуществляющих деятельность в специальных экономических зонах (СЭЗ). Особый режим предполагает снижение суммы корпоративного подоходного налога, освобождение от уплаты налога на имущество, освобождение от уплаты земельного налога, НДС.

Общепринятым является то, что организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ, признаются юридические лица, соответствующие одновременно следующим условиям:

- состоят на регистрационном учете в налоговых органах на территориях СЭЗ;

- не имеют структурных подразделений за пределами территорий СЭЗ;

- не менее 90 % совокупного годового дохода получено от деятельности в СЭЗ.

При этом доходы, полученные в результате осуществления на территории СЭЗ определенных видов деятельности, соответствующих целям их создания, можно классифицировать следующим образом:

- проектирование, разработка, внедрение опытного производства и производства программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств;

- создание новых информационных технологий на основе искусственных иммунных и нейронных систем;

- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.

Кроме того, применяется комплекс инвестиционных налоговых и таможенных преференций, которые в совокупности предоставляют на определенный срок юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода, освобождение от уплаты земельного налога, от уплаты налога на имущество, от уплаты таможенных пошлин.

Как показывает мировой опыт, прямое государственное финансирование является более эффективным, чем налоговое стимулирование, если целью государственной политики является увеличение объема НИОКР, технологий и инноваций. Прямое финансирование расширяет НИОКР в зависимости от размеров инвестиций государства, тогда как налоговое стимулирование в виде налоговых льгот производит меньший эффект на каждую единицу льгот.

Однако если государственная политика направлена на достижение большего объема коммерциализации новых технологий, процессов и услуг, то именно налоговое стимулирование имеет большее преимущество перед прямым финансированием. Как показывает опыт, успех коммерциализации зависит от сложившегося внешнего и внутреннего рынка и дополнительные налоговые льготы дают возможность предпринимателям вместо государственных институтов развития принимать самостоятельные инвестиционные решения.

Таким образом, основные инвестиционные риски будут отражаться на ресурсах предпринимателей, а не на налогоплательщиках в целом. Также существует риск того, что прямое государственное финансирование в различных формах будет способствовать неоптимальному и неэффективному распределению ресурсов среди основных секторов экономики. Объем прямого государственного инвестирования считается менее предсказуемым из-за ежегодного колебания заложенного объема инвестирования в бюджете государства.

Вместе с тем существуют некоторые негативные моменты налогового стимулирования. К общим недостаткам налогового стимулирования в развивающихся странах и странах членах Организации экономического и социального развития относят следующие:

- трудность определения НИОКР и отделения расходов на научные исследования от прочих расходов, которые по определению не являются инновационными;

- частные венчурные инвестиционные ресурсы, стимулируемые налоговыми льготами, не всегда направляются на значимые для государства и общества объекты.

Ряд общих тенденций для развивающихся стран и стран-членов ОЭСР в области налогового стимулирования заключаются в следующем:

- около половины стран предусматривают дополнительные льготы в виде налоговых зачетов по расходам на НИОКР от суммы корпоративного подоходного налога;

- снижение ставок корпоративного подоходного налога, а также временное освобождение от уплаты подоходного налога;

- применение простой, дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств исходя из соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим капиталовложениям, расходам;

- полное или частичное отнесение расходов по НИОКР к вычетам;

- применение полной или частичной капитализации расходов на НИОКР;

- применение дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств исходя из соотношения НИОКР капитальных вложений;

- ускоренная амортизация;

- перенос убытков от инновационной деятельности на долгосрочные периоды;

- освобождение оборотов по НДС для предприятий со значительными расходами и капиталовложениями по НИОКР;

- освобождение от импортных тарифов и НДС по импортируемому оборудованию, технологиям и товарам, используемым в инновационной деятельности;

- рост числа стран, где налоговое стимулирование по НИОКР дополнительно предоставляется на национальном и региональном уровнях.

В качестве примера приведем обобщение налоговых льгот в некоторых развивающихся странах касательно расходов на научно-исследовательские, проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы (см. таблицу).

Наряду с преимуществами и недостатками налогового стимулирования мировой опыт показывает, что для достижения инновационного развития экономики необходим комплекс мер по осуществлению инновационной политики, включающий налоговое стимулирование, прямое государственное финансирование, инвестиционное участие, кредитование, предоставление грантов, способствование созданию отношений между рынком венчурного капитала и источниками научных разработок, технологий.

При этом, учитывая мировой опыт в области налоговой политики, направленной на поддержание инновационной деятельности и текущее состояние налогового стимулирования, предлагается предусмотреть такие дополнения и изменения в нормах налогового законодательства, которые будут распространяться на все субъекты инновационной деятельности, независимо от того, зарегистрированы они в СЭЗ или нет.

Налоговое стимулирование зарубежных стран

Страна Определение НИОКР для целей налогообложения Вычет из налогооблагаемого дохода, % Ставка налогового зачета по НИОКР, % Ставка амортизации по капитализированным НИОКР, %

Бразилия НИОКР в индустрии информационных технологий 100 Нет 100

Индия Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау 100 Нет 100 (кроме земли)

Корея Научно-исследовательские расходы 100 10-25 18-20

Мексика НИОКР 100 Нет Методом равномерного распределения сроком на 3 года

Сингапур НИОКР, кроме расходов в социальной отрасли, рутинных расходов по контролю над качеством продукции 100 Дополнительный вычет НИОКР на 200 %, вместо налоговых зачетов Ставка амортизации обычная

ЮАР Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау, технологий 100 Нет 25

Тайвань Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау, технологий 100 15 Ставка амортизации обычная

Данные субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и/или исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций. Как один из инструментариев достижения указанной цели предлагается организация регионального интеллектуально-промышленного комплекса. По мнению автора, управление инновациями в технопарке наиболее эффективное по сравнению с другими формами организации деятельности в указанных комплексах.

Таким образом, предлагается ряд мероприятий, направленных на стимулирование инновационной деятельности путем снижения налоговой нагрузки. Первая группа предложений касается субъектов инновационной деятельности, являющихся исполнителями или потребителями инновационного проекта.

1. Уменьшение ставок корпоративного подоходного налога или временное освобождение от уплаты налога при законодательно закрепленных условиях. Примером такого условия может служить требование к участнику реинвестировать 70-90 % от чистого дохода в инновационную деятельность, выпускать экспортируемую продукцию в пределах 40-50 % от общей стоимости производимых товаров и т. д.

2. Так как инновационная деятельность предполагает большой риск, кредитные учреж-

дения в кредитовании инновационных проектов, соответственно, будут устанавливать повышенные кредитные ставки. Поэтому необходимо рассмотреть возможность увеличения максимально допустимого размера вычетов из налогооблагаемого дохода по кредитным и займовым вознаграждениям, в том числе по финансовому лизингу, ценным долговым бумагам юридических лиц, занимающихся инновационной деятельностью.

3. Применение простой, дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств, например корпоративный подоходный налог или НДС, исходя из соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим капиталовложениям, расходам.

Кроме того, для стимулирования увеличения расходов на НИОКР предприятий можно предусмотреть предоставление права уменьшения суммы корпоративного подоходного налога на сумму прироста размера расходов на НИОКР. В применении данного механизма налогового стимулирования необходимо рассмотреть такой момент, как порядок определения базового года с расходами на НИОКР, в котором будут сравниваться расходы на НИОКР в последующие годы. Также нужно рассмотреть ограничение в виде стоимостного, процентного предела прироста затрат на НИОКР по сравнению с уровнем затрат базового года, вычитае-

мых из суммы корпоративного подоходного налога отчетного года.

Во избежание риска злоупотребления этими налоговыми льготами при уклонении от уплаты налогов можно установить определенные ограничения по применению льготы. Например, зачет за налоговый год не должен быть больше 20 % от суммы налога на прибыль организаций.

Для того чтобы данная льгота была направлена на стимулирование разработки, производство и приобретение технологий и оборудования с определенными техническими характеристиками, можно предусмотреть такие дополнительные условия по предоставлению налоговой льготы, как энергосберегающие технологии, использование вторичного производства.

4. Применение более высоких ставок амортизации для отсрочки уплаты налога на прибыль организаций.

5. Возмещение убытков, связанных со значительными расходами, капиталовложениями по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам, инновационной деятельности на длительный период.

6. Полное или частичное освобождение на период деятельности технопарка от НДС на объем продаж инновационных товаров, работ, услуг. Необходимо введение понятия «реализация инновационных товаров, работ, услуг» или введение в налоговое законодательство такого понятия, как «реализация результатов инновационного проекта».

7. Снижение или применение дифференцированных ставок на период деятельности технопарка, в зависимости от соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим капиталовложениям, расходам по налогу на имущество организаций, занимающихся инновационной деятельностью.

8. Снижение на период деятельности технопарка ставок по земельному налогу для юридических лиц вплоть до освобождения.

9. Снижение на период деятельности технопарка ставок по социальному налогу в зависимости от соотношения сотрудников предприятия, непосредственно занятых в осуществлении инновационного проекта, к общему количеству сотрудников.

10. Освобождение от импортных тарифов и НДС по импортируемому оборудованию, технологиям и товарам, используемым в инновационной деятельности.

Вторая группа предложений касается субъектов инновационной деятельности, являющихся инвесторами инновационного проекта.

1. Рассмотрение возможности на определенный период снижения или применения нулевых ставок по налогу на прирост стоимости акций или доли участия в инновационных проектах юридических лиц, занимающихся инновационной предпринимательской деятельностью.

2. Рассмотрение возможности на определенный период снижения или применения нулевых ставок по налогу на дивиденды акций или доли участия в инновационных проектах юридических лиц, занимающихся инновационной предпринимательской деятельностью.

При реализации этого проекта по налоговому стимулированию инновационной деятельности очень важно оценить нагрузку на бюджеты всех уровней вследствие применений льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности. Однако при снижении налоговых поступлений в краткосрочном периоде в перспективе следует ожидать позитивного эффекта экономического развития субъектов инновационной деятельности.

Кроме того, необходимо закрепить такой налоговый статус за технопарком, который способствовал бы его поддержке, развитию и управляемости, в том числе с точки зрения территориальной привязки к особым экономическим зонам.

Помимо налоговых льгот, рассмотренных в отношении технопарков, действующих в Китае, Азии, Европе и США, автор предлагает разработку специального налогового режима по типу соглашения о разделе продукции - систему налогообложения для участников интеллектуально-промышленных комплексов. Характерной особенностью такой системы налогообложения является активное участие и поддержка государства. По аналогии с традиционным специальным режимом налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции новый налоговый режим для участников интеллектуально-промышленного комплекса предполагает уплату налога разделом продукции в натуральной или стоимостной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.