Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика основных инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, используемых в российской и зарубежной практике'

Сравнительная характеристика основных инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, используемых в российской и зарубежной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишневская Надежда Геннадьевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа представительной совокупности налоговых льгот, применяемых в мировой практике для стимулирования развития инновационный экономики и российских льгот. Такой углубленных анализ позволяетсделать выводы относительно основных направлений реформирования российской сис1темы налоговых льгот, а также определить перспективные направления совершенство)вания российского законодательства по налогам и сборам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика основных инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности, используемых в российской и зарубежной практике»

/

1...,!...''.,1 .-1..1 .'' .1; ■' .'

Шшмлмеёснал сУбадяжда, Зетимд/ьеёош,

ошюёшмх, шёст^лиешпюё шилюъоёож стммум^ёбюшл ишюёшцшмтои, реятельнюспш,

4^оссиасшш а ^сфуДзжшш, п^шммве

В статье представлены результаты сравнительного анализа представительной совокупности налоговых льгот, применяемых в мировой практике для стимулирования развития инновационный экономики и российских льгот. Такой углубленных анализ позволяет сделать выводы относительно основных направлений реформирования российской системы налоговых льгот, а также определить перспективные направления совершенствования российского законодательства по налогам и сборам.

Налоговые льготы, стимулирование инновационной экономики, зарубежный опыт

настоящее время разрыв между Россией и ведущими государствами, перешедшими на инновационный тип экономики, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10-12 раз. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии, Корее и Малайзии - примерно в 13 раз, Германии и Великобритании - в 27, Японии - в 38, США - в 70 раз [1].

Место России в мировых инновационных процессах1 пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

На уровень развития экономики по инновационному типу влияет целый ряд факторов, таких как социально-политическая обстановка в стране, инвестиционная политика, налоговая политика, уровень и характер администрирования государством деятельности хозяйственных субъектов, правоприменительная практика. Налоговые льготы - не единственный инструмент инновационного стимулирования, но один из самых действенных, т.е. инструмент прямого действия на субъекты инновационной деятельности, получающих дополнительные средства в свое распоряжение в результате применения налоговых льгот. Это доказывает опыт Ирландии, Китая, Израиля, в которых применение льгот стало фактором интенсивного роста экономики и ее ускоренной переориентации на высокие технологии.

В связи с этим изучение наиболее успешного зарубежного опыта предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности как важнейшего элемента эффективной инновационной политики с целью его использования при совершенствовании российского законодательства по налогам и сборам приобретает большую актуальность.

Общий взгляд на направления налогового стимулирования в англосаксонских странах, в частности, в США, Великобритании и Ирландии [2], показал, что основными налоговыми льготами в этих странах являются:

о

о ...

О

Ьтл;!;-'-:--':^

г хз ей

о

1 Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 г. №2473п-П7)

- скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на НИОКР;

- отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;

- налоговые каникулы;

- создание за счет прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом;

- налогообложение прибыли по пониженным ставкам (для малых и средних предприятий).

В табл. 1 приведена более детальная общая характеристика особенностей применения налоговых стимулов в отношении инновационной активности предприятий в разных зарубежных странах.

Однако эффективность фискальных инструментов считается зависимой как от факторов общей экономической конъюнктуры, например, провалов рынка, так и от самой организации этих инструментов. В этих обстоятельствах, фискальные меры, популярные в странах ОЭСД, вряд ли с легкостью могут быть применены в российской экономике. Как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, несмотря на многообразие используемых налоговых инструментов, государство стремится к разумному сочетанию прогрессивных, нейтральных и регрессивных налоговых механизмов для достижения поставленных целей.

Исходя из необходимости оценки возможности и целесообразности применения зарубежного опыта в российской практике, целесообразно предпринять его углубленный анализ. При этом исходной позицией считать специфику организаций - субъектов инновационной деятельности, а именно черты, которые должны быть учтены при внедрении специфических налоговых льгот, влияющих целенаправленно на инновации, а именно:

- в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату взносов на обязательное страхование социального назначения;

- инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС);

- проблемой для научных и инновационных организаций является налоговая нагрузка по корпоративному подоходному налогу (налогу на прибыль организаций) с точки зрения ее размера и распределения по времени.

Выявленные в процессе анализа зарубежной и российской практики направления и проблемные точки в налоговом регулировании (стимулировании) инновационной деятельности позволили с использованием соответствующих методических подходов (сравнения, наложения, дедукции и др.) определить еще два разреза в проведении углубленного анализа.

Во-первых, все льготы были разделены на группы в зависимости от специфики субъектов инновационной деятельности:

1) льготы в отношении «зарплатных» налогов и сборов,

2) льготы по НДС,

3) льготы по корпоративному подоходному налогу (налогу на прибыль организаций),

4) специальные режимы (комплексные льготы), действующие в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах,

5) прочие льготы.

Во-вторых, в процессе анализа учитывались этапы инновационной деятельности. Так, российское законодательство выделяет укрупненно этап НИОКР и этап коммерциализации результатов исследований [3]. Основываясь на этой классификации дополнительно был выделен этап использования инновационных продуктов, что само по себе имеет огромное значение для стимулирования инновационного процесса за счет увеличения спроса. При проведении анализа оценивался эффект от применения льготы, отражая его силу интенсивностью заливки цвета в табл. 1.

Таблица 1

Оценка эффекта применения налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности

Льгота, механизм применения Характер стимулирующего влияние на НИОКР Характер стимулирующего влияние на коммерциализацию результатов разработок Характер стимулирующего влияние на использование результатов разработок Наличие аналогичной льготы в российском законодательстве Вывод

1 2 3 4 5 6

1. Льготы в отношении зарплатных налогов и сборов

Вычет из налоговой базы по социальному страхованию, либо вычет из обязательств по социальному страхованию части затрат на выплату заработной платы работникам, участвующим в осуществлении НИОКР (R&D wage-costs) В Нидерландах льгота в веде вычета из налоговых обязательств составляет 12,5-35% от величины соответствующих затрат на заработную плату с ограничением по максимальному размеру вычета. Во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налоге». Льгота прямого действия. Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на интеллектуальную собственность Косвенный эффект льготы за счет влияния на снижение цены на высокотехнологичный товар Пониженная ставка для резидентов технико-внедренческих зон [ТВЗ}, участников проекта «Сколково» Необходимы льготы так же для всех исследовательских организаций, в том числе не являющихся резидентами ТВЗ и участниками проекта «Сколково»

Пониженная ставка налога на доходы физических лиц для высококвалифицированных зарубежных специалистов. Может применяться во всех сферах экономики (включая НИОКР) Льгота косвенного действия - привлечение в НИОКР/проиэводство/маркетянговые компаний большего количества высококвалифицированных специалистов за счет снижения их персональной налоговой нагрузки ■ ■ 1) гл, 23 НК РФ предусмотрен социальный налоговый вычет на обучение; 2} для высококвалифицированных иностранных специалистов предусмотрено применение ставки НДФ/113% с первого дня работы (если годовой ФЗП специалиста > 2млн руб.)

2. Льготы по НДС и прочим косвенным налогам

Освобождение от НДС, либо применение пониженной ставки к оказанию НИОКР Льгота косвенного действия 1) пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ: не подлежат обложению НДС операции по выполнению НИОКР, отвечающих критериям новизны и высокотехнологич ности; 2) пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация; исключительных прав на перечисленную интеллектуальную собственность 3) ставка 0% для резидентов ТВЗ. Преимущества освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ значительно снижаются за счет существенного увеличения учетной работы, связанной с необходимостью ведения раздельного учета сумм входного НДС. Как дополнительное преимущество следует предоставить компаниям, пользующимся данной льготой, право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов, либо распространить на подобные компании 5%-ый барьер, предусмотренный для производственных компаний абз. 9 п. 4ст. 170 НК РФ.

Пониженные вывозные ставки к высокотехнологичным товарам 1 Льгота косвенного действ« и ввозные к научному оборудованию Таможенные льготы для резидентов ТВЗ Ввести в таможенное законодательство льготы на ввоз научного оборудования и пониженные вывозные ставки к высокотехнологичным товарам

Продолжение таблицы

3. Льготы по налогу на прибыль

Налоговые кредиты (R&D credits), снижающие исчисленный налог на прибыль в случае целевого направления прибыли на инвестиция в инновационную деятельность в размере доли целевых расходов, либо доли приращения этих расходов + перенос льготы на будущие периоды

Налолйый кредит как вычет иэ суммы исчисленного налога ■.: в размерйдояйсрвдств; нвлравйвнныхнэ жкледевадайи> -разработки, является льготой прямого действий. Б США налоговый кредит составляет 20% прироста расходов на отредетенные виды ИИОКР по сравнению с базовым периодов {берется среднее' за четЬфе грдв, исчисляемое

, , , по установленной законом формуле). Во Франции налоговый кредит составляет 50% прироста ..: затратна; НИО№:(та срав»в(Ш со средними расходами : ■

„ , в предыдущие два года. ' В Испании в с 2002 г компании могли претендовать на налоговый

кредит в размере 30% объема расходов в текущем налоговом гаду,:и:50% превышения средних расхбдоё за последние два год. Ёепктйпэниялсущ^

. дошйочнр лр^аЛидпя трпа,Чтобы аостольэоевтьсй в полном .:■ обш»енагюговьккрадмш;.в законодагайыядарядастран -: лре^емз^эется'возможность пербносвтгкого права на: : : буд^е:Лериод действ ия:отл6*е«нЬг^ составляет ётвдйога годэ до 15дав!зависимости отхарвхтера:' Осущйгтвгмем'Ых инвестиций.

в

■ К'

< ■! w | глгтжй^Й^^Ш J

^ьЛ^ > ^ vi^ ^i'

3 TiiMl'^ k»Is: tf? i! 5,; N: ^Г; >4:: , s i;

if,

Налоговый кредит как вычет; из суммы исчислимого налога в размере доли средств, направленных на производство инновацион-■ шх нро^адяв^яе^ся ■ ■' йьг^лряшго действия::

i ft 41. И (р-рт jflfcftW j *Чг . * -

? т I

' nf^irl % » J -~ti Чр.мЬ.''*

Апйийийнйи mjfmj

Яш

Льгота применялась до 2002 г.

Льгота стимулирует всех участников инновационной деятельности, но при этом -

практически единственная льгота, стимулирующая спрос на высокотехнологическое оборудование. Необходимо восстановление льготы в гл. 25 НК РФ с правом переноса неиспользованной льготы на будущие периоды

Налоговые списания (R&D allowances), уменьшающие базу для исчисления налога на прибыль -

позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки (например, Австралия -150%, Сингапур - 200%)

Вычет из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки

Австралия -150%, затем 125%, Сингапур - в 90-х гг. до 200% (в результате затраты НИОКР увеличились в 6 раз), является льготой прямого действия. Критерии применения льготы: существенная новизна, важное

практическое значение, сумма направленных средств. В некоторых странах при определенных условиях (превышении скользящею базового уровня затрат на НИОКР за три года) воздажно-списание дьполнитеда» 50% затрат на НИОКР (а фйе 170% - в Австралии

Дополнительное списание не применяется

Дополнительное списание не применяется

1)150% расходов на НИОКР (по перечню Правительства) признаются единовременно при расчете налога на прибыль -

п. 2 ст. 262 НК

2) до 1,5% дохода налогоплательщика составляет лимит, в пределах которого могут признаваться как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке (п. 3 ст, 262 НК РФ)._

Льгота присутствует в российском законодательстве, но для большей результативности применения возможно увеличение норматива признания расходов на НИОКР, в случае роста объемов НИОКР либо увеличении рентабельности компании (с учетом корректировки на инфляционную составляющую)

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

Льготные нормы для амортизации капитальных расходов на научное оборудование 1В США установлен срок амормэации б 5 лет'для оборудования и приборов, используемых для НЙ0КР,1 со сроком службы более 4 и менее 10 лет,. 8 Аргентине и Авсфзлии расхода связанные с приобретением оборудования для исследований и разработок, йе выделяются в отдельную группу капитальных затрат и еписьйаютсяв порядке, определенном доя налоговых выканий. Льгота лряКюго Действий В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует аффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среда. В Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. Льгота прямого действия 1) в НК РФ установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше 3 к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности; 2} в отношении основных средств, относящихся к 3-7 группам, организациям разрешено списывать до 30% первоначальной стоимости основных средств единовременно; 3) организации информационной сферы стоимость ВТ признают единовременно. Усилит эффект применения амортизационной премии для субъектов инновационной деятельности отмена восстановления премии в случае реализации научного оборудования в пределах 5-летнего срока, ввиду того, что оборудование, используемое в инновационной деятельности должно быть высокотехнологичным и современным

4. Специальные режимы (комплексные льготы), действующие в отношении специфических налогоплательщиков либо налогоплательщиков, зарегистрированных в особых зонах

Освобождение от налогов («Налоговые каникулы») или применение пониженных ставок для вновь созданных компаний в наукоемком секторе производства Во Фпячиии тагщчии, оасхэды ><а НИДО* которых превышают 15% обороте, получают освобождение отуп/оты налогов до 8 лет В Малайзии полностью освобождены от налога на прибыль '¡юты на Ь пет. в Kmao »новь созданные »омранйи-разработч*>*и программного обеспечения уплачивают 50% от налога нэ прибыль в течение 2 лет, начиная с первого прибыльного годе», Лыота прямого действия Аналогичные льготы могут применяться для предприятий-производителей Инвестиционный налоговый кредит ИНК не компенсирует отсутствие данной льготы в российском законодательстве. Льгота учитывает специфику экономики инновационных компаний, имеет сильный стимулирующий эффект. Должна присутствовать в российском законодательстве

Налоговые льготы для физических и юридических лиц, инвестирующих собственные средства в инновационные компании на ранних стадиях исследований или в стартовые инновационные фирмы ("бизнес-ангелы") Пониженные ставки налога на прирост капитала (обычно примерно в 2 раза меныш обычных ставок налогов с доходов) или полное освобождение от налогообложения доходов от вложения в компании. : Австрия (базовая ставка 50%): 25%; доходы, полученные ? : компанией резидентом от долевого участия в компании-резиденте, налогом не облагаются. Испания (базовая ставка 45%): для активов, находившихся в собственности менее года - 45%; более -15%. Финляндия (базовая ставка 58%): 28%. Льгота имеет косвенный характер за счет повышения доступности и снижения стоимости финансовых ресурсов для исследовательских компаний

Окончание таблиц

1 2 3 4 5 G

Налоговые льготы в режиме «инновационной/патентной копилки» (innovation/patent box) имеют положительный результат в виде патента и доходов, ' - ' Р^м г1рИ1даняётйя в таких странахкак Нидерланды, . ' ■ Бельпга, Испания, с 2013 г., ' -."■ Механизм стимулирования: обложение по пониженной ■ i ■... с использованием патента. ■ . Легота.йряМ0г0деЙ<^ ^мулирманш имеет! '.. : льготйдаштоткб . . результативные исследования. * ■> Я.-':,-:-' Целесообразно применение льготы в РФ

Свободные экономические зоны Примеры: Ирландия: предоставляет компаниям, включая исследовательские и произвойстенныё налоговь» льготы: всвободной зоне Шэннон (Ш % налог на прибыль, освобождение от уплаты НДС и таможенных гюшлин). Гонконг на 60 лет получил статус особого административного района с собственной. системой налогообложения;: В том числе к крмпаниямОЭЗможетприменятъсяетавка НДС 0%, . - ■ ■ ■ - Льпеталрятго действия. - Льготы для ТВЗ, СЭЗ в Калининградской области, льготы в рамках проекта «Скопково»

5. Прочие льготы

Льготы на региональном уровне Региональные льготы на НИОКР. Например,.в Испании - Канарские острова, . Наеаррская область, Страна басков Возможно применение : : аналогичных льгот и на этапе производства высокотехнологичной продукции Закон Нижегородской области, г. Санкт-Петербурга, Чувашской Республики За счет региональных льгот решается вопрос предоставления льготы по региональным налогам: налога на имущество, транспортного налога, налога на прибыль в части, причитающейся бюджету субъекта РФ

Адресные налоговые льготы для фирм, осуществляющих фундаментальные или общественно значимые исследования Льготируются работыпо созданию вакцин (Великобритания). Поддержка исследований, проводимых в бизнес-инкубаторах (Израиль). АДрёсмЫельга™ прямой) действия Возможно применение аналогичных льгот и на этапе производства высокотехнологичной продукции пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ: не учитываются как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности согласно перечню.

Положения соглашений об устранении двойного налогообложения, в соответствии с которыми полностью или частично от налогов «у источника» освобождаются проценты по ссудам, платежи роялти, рентные платежи от владения высокотехнологичным оборудованием (самолеты Льгота косвенного действия, стимулирующая инвесторов существенной экономией на налогах, что в свою очередь на уровне исследовательской/производственной/сбытовой компании влияет на размер стоимости привлекаемых ресурсов и лицензионных платежей Аналогичные положения присутствуют во многих международных соглашениях России

При составлении таблицы были использованы следующие источники: Raising EU R&D intensity. Report of European Commission by an Independent Expert Group. L, 2003. http://www.kylbakov.ru/page110/page136/index.html; R&D tax inoentives: rationale, design, evaluation// OECD, 29 November 2010; Global guide to R&D lax incentives -Tax and Economic Interest Grouping, 2009; http://alecon.co.il/articleflaxJsraeljOl .html;

http:/№mopenbusiness,m/html_euro/iriand_open1,htm^ http:/^vww.shannon-dev.ie/Shttp:/Aftww.ig,m/2011/04/19/vasiliev.html; http://tax.eycis.info; http://tax.eycis.info; http://chinatax.gov.cn

Дополнительно отметим, что проведенный анализ инновационных льгот, одной из основных задач имел определение максимально полного ассортимента инновационных льгот, применявшихся когда-либо в мире. Анализ проводился без привязки к отдельным странам, потому что в каждый конкретный момент можно говорить об определенном наборе сбалансированных для конкретной экономической ситуации в стране льгот, а не всех, применявшихся в этой стране инновационных льготах.

Помимо представленных в таблице выводов, анализ позволил сформулировать также следующие закономерности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) первое системное применение налоговых льгот, стимулирующих научные разработки и производство высокотехнологичной продукции, началось в 60-х годах прошлого века и имело место в наиболее развитых странах,

2) как правило, начало применения льгот, стимулирующих инновации, характеризовалось массированным наполнением налогового законодательства льготами, предоставляющими существенные скидки по сравнению с базовым уровнем ставок,

3) в зависимости от эффективности действия льготы в конкретной стране в конкретной экономической ситуации, механизм применения льготы, а также ее процентные и стоимостные показатели менялись как в сторону уменьшения (например, Австралия снизила налоговый вычет на расходы на НИОКР с 150% до 125% с одновременным введением дополнительного вычета на прирост расходов на НИОКР), так и в сторону повышения,

4) в некоторых странах считают, что более эффективным механизмом является общее сокращение налога на прибыль корпораций, учитывая тот факт, что поддержание льгот в сфере НИОКР заметно усложняет общее налоговое законодательство,

5) несмотря на существенные трудности в разработке методологических подходов к льготам и их применении на практике, исследования, проведенные во многих странах за последние 20 лет подтверждают, что снижение затрат на проведение НИОКР в результате использования частными компаниями дополнительных налоговых льгот ведет к дополнительным инвестициям в разработку высоких технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время не существует единого подхода к определению механизмов налогового стимулирования в обеспечении научно-технического развития и инновационного роста. Тем не менее в целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования этих механизмов в современной инновационной политике индустриальных стран.

Сформулированный вывод, а также проведенный сравнительный анализ представительной совокупности налоговых льгот, применяемых в мировой практике для стимулирования развития инновационной экономики, с одной стороны, и российских льгот, с другой - позволяет сделать следующие выводы о целесообразности реформирования российской системы налоговых льгот, направленных на стимулирование инноваций:

- необходимо введение в гл, 25 НК РФ льготы в виде вычета из исчисленной суммы налога на прибыль организаций средств, направленных налогоплательщиком в налоговом периоде на инвестиции в инновационную деятельность в размере доли целевых расходов, либо доли приращения этих расходов с правом переноса неиспользованной льготы на будущие периоды (налоговые KpeflHTbi/R&D credits). Применение данной льготы имеет сильный эффект на всех участников инновационной деятельности и в максимальной степени стимулирует спрос на высокотехнологичное оборудование,

- целесообразно усилить присутствующую в российском налоговом законодательстве льготу о признании расходов на НИОКР в размере до 150% (на выборочной основе) -ст. 262 НК РФ - положением о дополнительном списании расходов на НИОКР по более высокому коэффициенту (1,6-2) по суммам расходов на положительные НИОКР в части превышения расходов на положительные НИОКР предыдущего налогового периода, и/или при условии увеличении рентабельности компании с учетом корректировки на инфляционную составляющую (Налоговые списания/Р?&0 allowances),

- взамен малоэффективного и сложного в применении ИНК целесообразно дополнение российского налогового законодательства льготами по освобождению от налогов («Налоговые каникулы») или применению пониженных ставок для вновь созданных компаний в наукоемком

И О

О

SnCjMM

fcd о

секторе производства, а также льготами, предоставляемыми на выборочной основе в рамках приоритетных проектов, в режиме «инновационной/патентной копилки» (innovation/patent box),

- следует предоставить компаниям, пользующимся льготой по НДС (ст. 149, п. 2, пп, 16.1, 16.2) право не вести раздельный учет общехозяйственных расходов и принимать к вычету входной НДС, предъявленный в отношении таких расходов, либо распространить на подобные компании 5%-ный барьер, предусмотренный для производственных компаний абз. 9 п. 4 ст. 170НКРФ.

- нуждается в общем снижении бремя на зарплатную составляющую добавленной стоимости: как минимум - для всех участников инновационной деятельности, как максимум - для всех категорий налогоплательщиков.

Реализация сделанных предложений позволит привести в систему существующую совокупность российских налоговых льгот, стимулирующих инновационный тип развития экономики, и оптимизировать целенаправленное влияние этих льгот на налогоплательщиков.

Проведенный анализ инновационных льгот одной из основных задач имел также определение максимально полного ассортимента инновационных льгот, применявшихся когда-либо в мире. Окончательное формирование итогов углубленного анализа в отличие от общей характеристики проводился без привязки к отдельным странам, поскольку в каждый конкретный момент можно говорить об определенном наборе сбалансированных для конкретной экономической ситуации в стране льгот, а не всех, применявшихся в этой стране инновационных льготах.

Углубленный сравнительный анализ позволил также определить перспективные направления совершенствования российского законодательства по налогам и сборам в отношении всех участников инновационного процесса, причем как в механизме исчисления отдельных налогов (по элементам налогообложения), так и в отношении снижения уровня налоговых рисков при проведении контрольных мероприятий.

Литература

[1 ] Гордеева О.В. Особенности налогового регулирования инновационной деятельности.//Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - №7.

[2] Погорлецкий А.И. Международное налогообложение: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С. 243.

[3] Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» №244-ФЗ от 28.09.2011, ст. 2, п. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.