Научная статья на тему 'Меры налогового администрирования инновационной деятельности'

Меры налогового администрирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / МЕРЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INNOVATION / TAX SYSTEM / TAX INCENTIVES / MEASURES OF TAX ADMINISTRATION / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыкусова Анастасия Геннадьевна

Рассматриваются проблемы развития инновационного предпринимательства, задачи государства в рамках развития инновационной политики. Проведен анализ мер налогового администрирования в России и за рубежом. Рассмотрены основные налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ для предприятий, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Предложен комплекс мер, направленных на регулирование механизма налогового администрирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION MEASURES FOR INNOVATION

The paper deals with the development problems of innovative enterpreneurship, the goals of the state within the development of innovation policy. Russian and foreign measures of tax administration are analyzed. The main tax incentives for the enterprises engaged in research activities are considered in accordance with the legislation of the Russian Federation. A package of measures aimed at regulating the mechanism of innovation tax administration is proposed.

Текст научной работы на тему «Меры налогового администрирования инновационной деятельности»

УДК 336.621.31

МЕРЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

л

© А.Г. Дыкусова1

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются проблемы развития инновационного предпринимательства, задачи государства в рамках развития инновационной политики. Проведен анализ мер налогового администрирования в России и за рубежом. Рассмотрены основные налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ для предприятий, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Предложен комплекс мер, направленных на регулирование механизма налогового администрирования инновационной деятельности.

Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: инновационная деятельность; налоговая система; налоговые льготы; меры налогового администрирования; государственное регулирование.

TAX ADMINISTRATION MEASURES FOR INNOVATION A.G. Dykusova

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The paper deals with the development problems of innovative enterpreneurship, the goals of the state within the development of innovation policy. Russian and foreign measures of tax administration are analyzed. The main tax incentives for the enterprises engaged in research activities are considered in accordance with the legislation of the Russian Federation. A package of measures aimed at regulating the mechanism of innovation tax administration is proposed.

7 sources.

Key words: innovation; tax system; tax incentives; measures of tax administration; government regulation.

На сегодняшний день в России имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию инновационного предпринимательства, в том числе несовершенство правовой и налоговой среды, недостаточно стимулирующей финансирование инновационной деятельности. Данные проблемы связаны с: немногочисленностью источников финансирования компаний; слабым уровнем защиты интеллектуальной собственности; неразвитостью инновационной инфраструктуры; отсутствием стимулов для привлечения инвестиций в высокотехнологичную сферу.

Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволило бы значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающего в России механизма инвестирования инновационной деятельности.

Среди текущих задач инновационной политики государства, направленных на решение указанных проблем, можно выделить следующие:

• совершенствование механизмов стимулирования инновационного процесса;

• создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности;

• развитие инфраструктуры поддержки инновационного процесса;

• развитие малого инновационного предпринимательства;

• совершенствование конкурсной системы отбора

инновационных проектов и программ;

• поддержка приоритетных направлений науки, техники и технологии.

В большинстве стран (США, Япония, странах ЕС и до недавнего времени в России) используются методы налогового стимулирования инновационной деятельности, основанные на так называемых «потоковых» типах налоговых систем. Эти системы базируются на налогообложении фактических объемов производства, реализации продукции, доходов и потребления. По мнению многих экономистов, такой тип налоговой системы имеет два существенных недостатка:

• во-первых, он предусматривает высокую степень государственного контроля (особенного налогового администрирования) над хозяйственной деятельностью;

• во-вторых, он сформировался в эпоху расцвета индустриального общества, в котором доминировало национальное производство, а масштабы внешней торговли и международного движения капитала были относительно небольшими.

В силу указанных недостатков многие страны перешли к широкому использованию налогов с конечного потребителя, снижая нагрузку на предпринимательскую деятельность и доходы с капитала. Основной упор делается, как правило, на налог с добавленной стоимости, акцизы, таможенные пошлины. Однако такая практика приносит плоды лишь при наличии мощной системы налогового и таможенного контроля,

1Дыкусова Анастасия Геннадьевна, ст. преподаватель кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89027665284, e-mail: [email protected]

Dykusova Anastasiya, Senior Lecturer of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89027665284, e-mail: [email protected]

способной воспрепятствовать возникновению «теневого сектора» в крупных масштабах.

Однако стоит отметить, что система налогообложения преимущественно конечного потребителя имеет свои недостатки для инновационной деятельности, особенно ярко проявляющиеся в отсутствии развитой системы господдержки. Так, в частности, практика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) в российских условиях не стимулирует инновационную активность, поскольку инновационная продукция, как правило, имеет достаточно длительный срок разработки и изготовления, что требует ее авансирования со стороны потребителей. В то же время суммы, полученные в порядке авансовых платежей и поступающие на расчетный счет, подлежат обложению НДС еще до поставки товаров или выполнения работ. В ситуации нехватки собственных средств у инновационных предприятий и крайне ограниченных возможностей заказчиков по авансированию инновационной деятельности такой порядок не выгоден ни той, ни другой стороне. Поэтому целесообразно исключать из обложения НДС средства, направляемые на авансирование инновационной деятельности.

Согласно пункту 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации: выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ учреждениями и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Основные проблемы по применению данной нормы связаны с определением научной организации, вопросами подтверждения выполнения НИОКР за счет средств бюджетов, а также с толкованием договоров, на основании которых выполнялись работы. Так, согласно Письму Федеральной налоговой службы РФ от 15 марта 2006 года № ММ-6-03/274, под учреждением науки (научной организацией), в том числе в целях применения НДС, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, подтвердившая в указанном порядке факт осуществления в качестве основной деятельности научной и (или) научно-технической деятельности [1].

Также не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

В настоящее время все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие НИОКР (занимающиеся инновационной деятельностью), имеют право на освобождение от НДС. Основанием для применения налоговой преференции является научноисследовательский характер работ. Однако, для подтверждения права на льготу по НИОКР одного догово-

ра и спецификаций недостаточно, необходимо также представить акты выполнения работ и копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств заказчиком на выполнение НИОКР. При таких условиях отношения налогоплательщика с налоговым органом будут максимально формализованы, что снижает риски государства и налогоплательщиков по процедуре налогового администрирования НДС.

При подготовке системы мер, направленных на поддержку инновационной деятельности в экономике, был проведен анализ основных инструментов налоговой поддержки спроса и предложения инноваций, используемых в развитых государствах с инновационным сектором экономики. Результаты такого анализа показали, что основные инструменты поддержки в странах с развитой экономикой включают в себя следующие:

- вычет с повышающим коэффициентом расходов на НИОКР и аналогичных расходов из базы корпоративного налога на прибыль;

- предоставление налогового кредита на сумму затрат на проведенные НИОКР2; при этом различают абсолютный налоговый кредит, который представляет собой вычет полной суммы осуществленных затрат на НИОКР из суммы налога на прибыль и приростной налоговый кредит, который связан с вычетом из суммы налога на прибыль по итогам не всей суммы затрат на НИОКР, а лишь ее прироста по сравнению с некоторым базовым периодом;

- ускоренная амортизация (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;

- перенос убытков в прошлое и будущее для всех налогоплательщиков или отдельных инновационных компаний;

- освобождение от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР;

- налоговые каникулы по налогу на прибыль и (или) социальным платежам для отдельных налогоплательщиков (по деятельности, связанной с НИОКР, либо для компаний, осуществляющих НИОКР);

- инвестиционные налоговые кредиты (отсрочка уплаты налога на прибыль на сумму осуществленных инвестиций) для инвестиций в высокотехнологичное оборудование [5].

Все эти инструменты в той или иной степени используются в России, но требуют доработки.

Создание благоприятных условий налогового администрирования имеет особое значение для иннова-

2Понятие «налоговый кредит» в зарубежной практике отличается от понятия «инвестиционный налоговый кредит», применяющегося в российском налоговом законодательстве. В отличие от России в большинстве зарубежных стран налоговым кредитом признается вычет определенной суммы из суммы налога к уплате без обязательства впоследствии выплатить эту сумму в бюджет.

ционных компаний, особенно на этапе поиска инвестора и в процессе выбора источника инвестиций. Разработка регулирующих мер в области налогового администрирования позволит обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний.

В связи с этим можно предложить следующие меры налогового администрирования, позволяющие регулировать механизм инвестирования инновационной деятельности со стороны государства:

1. Решить вопросы, связанные с налогообложением. Наряду с предоставлением налоговых льгот и преференций, необходимо снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, земельному налогу.

Подобная мера не только снизит размер налоговых платежей, а наоборот увеличит и даст возможность высвободить часть капитала для реализации новых проектов или расширения уже имеющихся. Использование налогового кредита и изменение сроков его использования также позволит уменьшить налоговые платежи. Российское законодательство не предусматривает каких-либо льгот по налогу на прирост капитала, что в значительной степени тормозит рост малого и среднего бизнеса.

Государству следует расширять рамки деятельности малого и среднего бизнеса. Учитывая, что не всякий бизнес способен развиваться (давать прирост оборота) с такой же динамикой, как это делают компании, получившие венчурные инвестиции, представляется целесообразным дополнить главы Налогового кодекса РФ, регулирующие вопросы специальных налоговых режимов, предусмотренных для налогообложения малого бизнеса таким образом, чтобы малое предприятие при получении существенного годового прироста оборота имело возможность сохранить упрощенную систему налогообложения.

Также следует рассмотреть вопрос о расширении перечня расходов, которые налогоплательщики, ведущие инновационную деятельность, в том числе, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшении доходов при исчислении налога на прибыль организаций. Кроме того, руководствуясь примером ряда западных стран, следует рассмотреть возможность применения специального амортизационного режима расходов, направляемых на инновационную деятельность.

Необходимо обеспечить возможность беспрепятственного перехода на упрощенную систему налогообложения создаваемых при вузах малых внедренческих предприятий.

2. В области таможенной политики также необходимо регулировать нормы, связанные с налогообложением, в частности, снизить размер таможенной пошлины на импортное оборудование, снизить размер ввозного НДС, ставок по акцизам при вывозе продукции.

3. Кроме того необходимо не только ввести возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью немедленного списания на расходы 10%

(30% для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств, но и уменьшить срок полезного использования.

Во многих странах устанавливаются льготные нормы для амортизации расходов на научное оборудование; они бывают более благоприятными по сравнению с амортизацией других видов оборудования. Помимо стимулирующего значения указанные нормы способствуют поддержанию конкурентоспособности самих научных исследований и разработок.

Амортизационная политика предусматривает применение нелинейного и линейного метода начисления амортизации, и часто возникает вопрос о выборе наиболее приемлемого способа расчета износа основных средств. Так, например, при действующих экономических параметрах нелинейная амортизация объектов всегда выгоднее линейной, особенно, если организация не имеет на своем балансе основных средств, попадающих в 8-10 группы. Если предприятие имеет на балансе разные основные фонды, включая средства из 8-10 групп, то ведение нелинейной схемы амортизации по-настоящему оправдывает себя только для основных фондов с периодом эксплуатации в 7-8 лет; для оборудования с более длительным жизненным циклом стоит использовать линейную схему амортизации для облегчения бухгалтерского учета.

Таким образом, государству имеет смысл отказаться от применения нелинейной схемы амортизации, заменив повышенную норму нелинейной амортизации сокращением нормативного срока эксплуатации основных средств в рамках линейного метода начисления амортизации. При дальнейшем же применении нелинейной схемы амортизации имеет смысл отменить действующий запрет на ее использование в 8-10 группах, так это препятствует унификации учета на многих предприятиях.

Во многих странах устанавливаются льготные нормы для амортизации расходов на научное оборудование. Они бывают более благоприятными по сравнению с амортизацией других видов оборудования. Помимо стимулирующего значения указанные нормы способствуют поддержанию конкурентоспособности самих научных исследований и разработок.

4. В области лизинговой политики предлагается увеличить: число амортизационных групп, по отношению к которым применяется коэффициент ускорения; размер коэффициента ускорения и число нормативно-регламентированных видов лизинга.

5. Так как наряду с множеством различных источников финансирования кредит играет немаловажную роль, необходимо со стороны государства в области кредитной политики внести следующие поправки: снизить ставку кредита по приобретению оборудования, что даст возможность малым и средним инновационным компаниям начать производство в полном объеме; снизить издержки по кредиторской задолженности и размер вознаграждения по факторинговым и аккредитивным операциям; увеличить размер лимита кредитования [4].

Кроме этого в качестве перспективы сами налогоплательщики говорят о необходимости сближения

правил бухгалтерского и налогового учета, снижении затрат на подготовку налоговой отчетности. Также в Основных направлениях налоговой политики Российской федерации на 2014 и 2015 гг. речь идет о введении в российское законодательство механизма, который позволял бы взимать налог при выплатах доходы в оффшоры в зависимости от того, кто является конечным бенефициаром данного дохода [2].

Говоря о новых приоритетах в налоговом администрировании, также стоит сказать, что сами компании (в том числе инновационные) готовы стать более прозрачными для налоговых органов, готовы раскрывать больший объем информации в обмен на возможность обсуждения налоговых рисков и снижения затрат при проведении выездных налоговых проверок. Такое взаимодействие можно назвать горизонтальным мониторингом, практика применения которого пришла к нам из Нидерландов, Великобритании и США. Основной принцип такого мониторинга - интенсивность мероприятий налогового контроля обратно пропорцио-

Библиограф

1. Гордеева О.В. Особенности налогового регулирования инновационной деятельности. // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 7. С. 43-51.

2. Налоговые приоритеты в налоговом администрировании // Налоговая политика и практика. 2012. № 6 (114) июнь. С. 6-7.

3. Мельникова Н.П., Пинская Н.Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 48-52.

4. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 и

нальна готовности и способности налогоплательщиков добровольно соблюдать требования налогового законодательства. В рамках программ горизонтального мониторинга предполагается заменять для налогоплательщиков последующий налоговый контроль системой предварительного урегулирования спорных вопросов в рамках доверительного и профессионального общения с представителями налогового органа на этапе подготовки налоговой отчетности.

Таким образом, перечисленные меры позволят увеличить привлекательность российского инновационного предпринимательства, с точки зрения получения прибыли и снижения издержек производства. Инновационной составляющей данного подхода является применение в совокупности всех предложенных мер, что обеспечит инвестиционную привлекательность российских инновационных компаний, как со стороны отечественных, так и зарубежных инвесторов и повысит их конкурентоспособность в условиях обновления российской экономики.

ский список

на плановый период 2013, 2014 и 2015 годов: проект от 5.07.2011 г. // Налоги и налогообложение. 2011. № 7. С. 7-25.

5. Федораев С.В. Механизм налогового стимулирования науки и инноваций в России: современное состояние и перспективы развития // Менеджмент сегодня. 2010. № 5. С. 266-275.

6. Министерство финансов РФ [Электроннный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru.

7. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.