Научная статья на тему '2005. 04. 019. Йошида Ф. Г. Новая промышленная политика Японии, пересмотр старых методов. Yoshida Р. G. Japan's «New» industrial policy revives old successful ways // Research-technology management. - Lancaster, 2004. - Vol. 47, n 6. - P. 2-4'

2005. 04. 019. Йошида Ф. Г. Новая промышленная политика Японии, пересмотр старых методов. Yoshida Р. G. Japan's «New» industrial policy revives old successful ways // Research-technology management. - Lancaster, 2004. - Vol. 47, n 6. - P. 2-4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ НОВЫЕ ПОДХОДЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ФИНАНСОВЫЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 019. Йошида Ф. Г. Новая промышленная политика Японии, пересмотр старых методов. Yoshida Р. G. Japan's «New» industrial policy revives old successful ways // Research-technology management. - Lancaster, 2004. - Vol. 47, n 6. - P. 2-4»

ствовали в 44% ТА, при этом большая часть таких ТА по составу была межнациональной или межрегиональной.

Анализ ТА в разрезе тематики ИР показывает, что приоритетным направлением в последнее десятилетие стала информационная технология, это положение характерно прежде всего для американских ТА. Что касается американо-европейских альянсов, то здесь на первой позиции оказались ИР в области биотехнологии, оттеснившие информационную технологию на второе место. Превалирование указанных двух направлений привело к изменениям в базе данных о ТА: введена особая область ИР проектов, в рамках которой комбинируются информационная и биотехнология, - «биоинформатика». По данным за 1995-2001 гг., проведением ИР в сфере биоинформатики занимались 46 ТА (с. 4-44).

Т.В. Горбунова

2005.04.019. ЙОШИДА Ф. Г. НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ, ПЕРЕСМОТР СТАРЫХ МЕТОДОВ.

YOSHIDA Р. G. Japan’s «new» industrial policy revives old successful ways // Re-search-technology management. - Lancaster, 2004. - Vol. 47, N 6. - P. 2-4.

Ключевые слова: научная политика Японии - новые подходы, стимулирование новых технологий, финансовый и кадровый потенциал ИР.

Автор - сотрудница Министерства торговли США - занимается проблемами технологии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В реферируемой статье отмечается, что перед лицом обострившейся международной конкуренции и угрозы преимущественным позициям Японии власти этой страны, отвечающие за выработку научно-технической политики, решили пересмотреть подходы к промышленно-правительственному сотрудничеству, которое по общему признанию в прошлом считалось весьма успешным.

С инициативой по модернизации японской экономической и промышленной политики выступил в марте 2004 г. министр экономики, торговли и промышленности. Подготовленный им проект был передан в Совет экономической и фискальной политики - консультативный орган при премьер-министре. Основная идея проекта заключалась в необходимости развития так называемых стратегических отраслей.

Новая политика должна базироваться на подходах, разработанных в течение 90-х годов, - реформе банковской системы, усилении защиты

интеллектуальной собственности, поддержке науки и технологии, поощрении инновационной деятельности. Считается необходимым уделить особое внимание консорциумам ИР, как условиям технологического роста в таких областях, как нанотехнология, индикаторные панели, новейшие материалы, топливные элементы.

Автор подчеркивает, что, хотя японские эксперты и не считают предлагаемую политику «резким сдвигом», тем не менее ее отличает от прошлого подхода гораздо более ярко выраженный акцент на развитии инновационных мелких и средних фирм, а также технологий в необрабатывающих отраслях. Для прежнего подхода типичным было подчеркивание значимости крупного бизнеса, а также традиционных обрабатывающих отраслей.

Политика поддержки мелких и средних компаний требует диверсификации источников их финансирования. Предлагаемая новая политика делает акцент на венчурном капитале, электронном рынке обязательств, поддержке компаний, создаваемых на базе университетских подразделений. Один из аспектов проекта модернизации научнотехнической политики касается новых подходов к использованию кадровых ресурсов. Предлагается стимулировать профессиональные качества персонала, необходимые для развития «высокотехнологичного, наукоемкого общества». В данной связи рекомендуется ввести подготовку специалистов, обладающих предпринимательскими навыками, необходимыми при организации стартовых фирм, для управления технологиями.

Министерство экономики, торговли и промышленности разработало план поощрения для создания сетей кадровых ресурсов, призванных осуществлять развитие технологии на уровне отдельных регионов и областей. Существуют также планы интернационализации исследовательских институтов, призванные содействовать взаимодействию японских ученых с их зарубежными коллегами.

Одно из направлений новой политики - создание нового «экоэнер-гетического» общества, формирование системы стабильного энергообеспечения, гибкой и экологически безопасной. Особое внимание предполагается уделить повышению безопасности атомных электростанций, расширению местной энергетической базы, разработке «водородной экономики».

Значительная часть проекта модернизации промышленной политики посвящена проблемам новых подходов к развитию науки и техники. В этой связи рассматриваются такие направления, как инвестиции в науку и тех-

нологию, формирование национальных целей научно-технического развития, промышленно-университетское сотрудничество в ИР, повышение технологической конкурентоспособности.

В проекте признается, что успех новой экономической и промышленной политики в конечном счете зависит от готовности Японии стимулировать вложения в промышленные ИР и переносить в коммерческий сектор результаты ИР, профинансированные из государственных фондов. В этой связи эксперты отмечают, что на смену существенному росту ИР затрат в течение последнего десятилетия пришло некоторое замедление: в 2003 фин. г. валовые затраты Японии на ИР выросли по сравнению с предыдущим годом менее чем на 1%, доля ИР затрат в ВВП составила в 2003 г. 3,35%, что на 0,05% выше, чем в 2002 фин. г. (с. 3).

Анализ ИР по исполнителям дает следующую картину: 69,4% выполнялось в промышленных компаниях, 10,9 - в исследовательских институтах, 19,7% - в университетах. Подобное соотношение остается стабильным на протяжении последних нескольких лет. Главным источником фондов являются промышленные фирмы: они обеспечивают 78,9% затрат. Доминирующую роль при этом играют компании обрабатывающей промышленности. По оценке Министерства экономики, торговли и промышленности, в 2004 фин. г. затраты фирм на ИР увеличились на 6,4% по сравнению с уровнем предыдущего года.

По оценке экспертов, число исследователей (на 31 марта 2003 г.) составило 757,3 тыс. человек, общее число занятых в секторе ИР равнялось 968,1 тыс., что на 0,5% ниже уровня 2002 фин. г. (с. 3).

Специальный раздел реферируемой публикации посвящен характеристике правительственного бюджета науки и техники. В 2004 фин. г. правительственный бюджет ИР составил 3626,1 млрд. иен и вырос на

34,5 млрд. по сравнению с уровнем 2003 фин. г. Наибольшая доля такого рода затрат приходится на Министерство образования, культуры, спорта и науки. Из бюджета этого ведомства, составлявшего в 2004 фин. г. 2283,9 млрд. иен, финансируются ИР в университетских исследовательских подразделениях, на второй позиции находится Министерство экономики, торговли и промышленности с бюджетом в 622,6 млрд. иен. Далее следуют ведомства обороны, здравоохранения, сельского хозяйства, землепользования и транспорта с размерами бюджетов ИР от 185,5 млрд. до 83,7 млрд. иен (с. 3).

Структура затрат по характеру работ и наиболее значимым статьям целевого бюджета ИР выглядит следующим образом: фундаментальная

наука - 257,3 млн. иен; энергетика - 96,7 млн. иен; науки о жизни - 72,4 млн. иен; новые области исследований (включая участие в программе международной космической станции) - 46,0 млн. иен; информационная технология - 29,9 млн. иен; экология - 21,4 млн. иен; социальная инфраструктура (включая ИР по смягчению результатов стихийных бедствий) -

16,6 млн. иен и нанотехнология - 5,2 млн. иен. Специальные средства в сумме 272,66 млн. иен предусмотрены для конкурсных фондов, выделяющих гранты на научные исследования (с. 3).

Характеризуя национальные цели в сфере науки и техники, автор публикации отмечает, что в Японии реализуется «Второй пятилетний план науки и техники» (2001-2005), который провозгласил реструктуризацию правительственных усилий в данной области в целях улучшения конкурентных позиций страны на глобальном уровне. В указанном плане идентифицированы три главные цели: 1) превращение Японии в страну, которая вносит свой вклад в мировое развитие путем создания и использования научных знаний; 2) формирование конкурентоспособной нации, обладающей потенциалом длительного развития; 3) организация безопасной среды с высоким уровнем качества жизни граждан.

Два заключительных раздела статьи посвящены проблемам промышленно-университетского сотрудничества и росту технологической конкурентоспособности национальной промышленности. Автор отмечает, что уже начаты многие из предлагаемых реформ, однако нереализованной осталась одна крупная задача - реформирование государственной университетской системы. Японские политики полагают, что взаимодействие университетов с промышленностью все еще не является достаточным для того, чтобы позволить японским компаниям соперничать с США, с западноевропейскими и азиатскими фирмами.

В статье отмечается, что, хотя контакты промышленности с отечественными вузами растут, тем не менее для решения своих научных задач многие японские фирмы по-прежнему обращаются в первую очередь к зарубежным университетским подразделениям. На пути расширения и укрепления внутринационального сотрудничества промышленного и вузовского сектора за последние годы были предприняты определенные шаги, в том числе: 1) наращивание долевых фондов для реализации кооперационных ИР с промышленностью; 2) поддержка университетского венчурного бизнеса; 3) снижение регламентирования рабочего времени университетских профессоров; 4) поощрение формирования региональ-

ных кластеров научной экспертизы и 5) организация встреч представителей компаний и университетов на местном уровне.

В числе значимых проектов для реализации задач промышленноуниверситетского сотрудничества автор упоминает разработанную Министерством образования «Программу центра превосходства для XXI в.» («21st century certOT of excellence»), запущенную в 2002 г. В ее рамках осуществляется приоритетное финансирование университетских центров мирового уровня, осуществляющих ИР и подготовку специалистов в специально отобранных областях науки. В 2003 фин. г. за счет данной программы было профинансировано 246 проектов в 85 университетах. Еще один пример - «Программа промышленных кластеров» («Industrial cluster program»), запущенная Министерством экономики, торговли и промышленности. В ее рамках финансируются многосекторные кооперационные сети, в которых участвуют компании, университеты и прочие организации из 19 регионов.

Японские политики, занимающиеся проблемами науки и технологии, объявляют о твердом намерении оказывать широкую поддержку тем отраслям и технологиям, которые, на их взгляд, имеют жизненно важное значение для сохранения Японией достигнутых ею конкурентных преимуществ и в XXI в. В качестве важного инструмента для достижения провозглашенных целей рассматривается модернизация системы промышленно-правительственного сотрудничества, которая успешно проявила себя в предшествующее десятилетие.

Однако серьезную озабоченность организаторов реформы вызывает растущее падение интереса общественности к проблемам науки и техники. В этой связи автор подчеркивает, что среди стран ОЭСР Япония занимает по этому показателю одну из самых последних позиций. Организаторы национальной науки полагают, что, если Япония намерена добиться провозглашенных целей на XXI в., ей следует приложить большие усилия для стимулирования общественного интереса к данной сфере. Без решения этой задачи невозможно формирование кадровых ресурсов, способных создавать высокотехнологичные коммерческие компании.

Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.