Научная статья на тему 'Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса'

Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байков А. И.

Проведен анализ перестройки кредитно-финансовой системы Японии на рубеже XXI века. Обсуждаются экономические меры по преодолению последствий азиатского кризиса и экономического застоя, структурная перестройка финансового сектора, их воздействие на экономику страны. Дан обзор современной организационной структуры финансовой системы Японии, организации электронных систем платежей и расчетов. Выявлены явные признаки экономического возрождения Японии на рубеже 2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan's financial system after the Asian crisis

The analysis of restructuring in the Japan's financial sector is carried out. The economic simulative measures on overcoming consequences of the Asian crises and economic stagnation, structural changes of financial sector, their influence on a national economy are discussed. The review of modern organizational structure of the Japan's financial system, organization of electronic payment and account systems is given. The obvious attributes of economic revival of Japan on a boundary of 2000 are revealed.

Текст научной работы на тему «Кредитно-финансовая система Японии после азиатского кризиса»

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ ПОСЛЕ АЗИАТСКОГО

КРИЗИСА

А.И. БАЙКОВ1

Институт экономики РАН Нахимовский пр., 32; 117218, Москва, Россия

Проведен анализ перестройки кредитно-финансовой системы Японии на рубеже XXI века. Обсуждаются экономические меры по преодолению последствий азиатского кризиса и экономического застоя, структурная перестройка финансового сектора, их воздействие на экономику страны. Дан обзор современной организационной структуры финансовой системы Японии, организации электронных систем платежей и расчетов. Выявлены явные признаки экономического возрождения Японии на рубеже 2000 г.

Япония занимает второе место в мире после США по объему выпускаемой продукции, ее ВВП составляет 13% от мирового (1998 г.), а по ВВП на душу населения она опережает все страны Большой семерки. Денежные сбережения населения в 1998 г. составили 10,9 триллионов долл.. В середине 80-х годов Япония стала крупнейшим в мире кредитором: внешние займы и непогашенные ссуды на 1998 год составили 1153 млрд. долл. (30.5% от ВВП). Она является вторым пайщиком МВФ (более 10 млрд. долл.) и лидером в оказании помощи развивающимся странам в части официальной помощи развитию (9.1 млрд. долл по линии ОБА, 1999 г.). Японский экспорт (особенно высокотехнологичной продукции) является источником финансирования развития экономики Японии, поскольку существенно превышает импорт (большое сальдо внешнеторгового баланса). За счет импорта (преимущественно топливно-энергетических и сырьевых товаров) обеспечиваются в основном потребности энергетики и отраслей обрабатывающей промышленности.

Экономическое послевоенное чудо Японии объясняют сотрудничеством правительства с промышленностью, сильными моральными стимулами, внедрением высоких технологий, сравнительно маленькими военными расходами (1 % ВВП); все это помогло Японии необыкновенно быстро стать второй из самых мощных экономических держав мира. Самая замечательная черта ее экономики - работа вместе производителей, поставщиков и дистрибьюторов в единой команде, названа “кейретсу”. Вторая основная особенность была гарантия пожизненной работы для существенной части городской рабочей силы; эта гарантия сейчас разрушается. Промышленность, наиболее важный сектор экономики, существенно зависит от импортированного сырья и топлива. Небольшой сельскохозяйственный сектор высоко субсидирован и защищен, сбор урожая на уровне самых высоких в мире. Обычно самообеспеченная по рису, Япония должна импортировать приблизительно 50 % своих потребностей по другим зерновым и фуражу. Япония имеет один из самых больших рыболовных флотов в мире и на ее долю приходится почти 15 % мирового улова. В течение трех десятилетий реальный экономический рост был захватывающим: в среднем 10 % годовых в 1960-х, 5 % в 1970-х и 4 % в 1980-х.

В 80-90-е годы ведущие японские корпорации активно переносили производственную базу за рубеж. В результате вывоза японского капитала в США, и особенно в страны ЮВА, по японским лицензиям был освоен выпуск многих видов машиностроительной продукции. В этот период прямые зарубежные инвестиции направлялись в основном в автомобильную и электронную промышленность. Наиболее предпочтительными для японских машиностроительных компаний были капиталовложения в производство электробытовой техники и полупроводников в странах ЮВА и КНР, в США - в автомобилестроение. В результате этого доля зарубежного производства превысила 15% общего объема выпуска продукции японскими компаниями в этих отраслях. Перенос производства машин и оборудования в страны Азии является стратегическим направлением деятельности многих японских машиностроительных компаний, в том числе японских автомобильных фирм.

Значительное снижение курса иены способствовало повышению конкурентоспособности японского экспорта.

В 90-е годы в Японии обострились экономические проблемы в связи с исчерпанием ресурсов экстенсивного развития. В этот период Япония продолжает ограничивать импорт товаров (по ряду товарных групп), а также капитала. Усилилось также колебание курса иены, продолжалось государственное вмешательство в экономику, что ограничивало действие рыночных механизмов. В 1992-95 гг. рост ВВП заметно снижается, в значительной степени из-за последствий чрезмерного вложения капитала в конце 1980-х и жесткой финансово-кредитной внутренней политики с целью ликвидации спекулятивные доходов от рынков недвижимости и акций. Подъем до 5 % в 1996 г. в значительной степени был стимулирован финансовой и валютной политикой, а также низкой инфляцией. Но в 1997-98 гг. экономика Японии испытала мучительный спад (как и все страны АТР), проявившийся прежде всего в финансовых трудностях в банковской системе, в рынках недвижимости, ценных бумаг и рабочей силы. В конце 1998 экономика продолжила ухудшаться, состояние финансов вызывало беспокойство. Повышение долгосрочных кредитных ставок ссуд, падение цен акций и неустойчивость иены отрицательно отражалось на экономике.

В 1998 году принимается план экономического стимулирования экономики Японии, правительство отказывается от ранее проводившейся политики жесткой бюджетной экономии2. Государственный бюджет на 1999 ф. г. предусматривает увеличение расходной части на 5,4%. Суммарный дефицит бюджетов правительства Японии и местных администраций составляет 9,2% ВВП (самая большая доля из промышленно развитых стран мира). Бюджет на 19^9 ф. г. и принятая программа займов и инвестиций направлены на преодоление застоя в экономике Японии путем стимулирования инвестиций и побуждения финансовых институтов к активизации кредитной деятельности.

Таблица 1. Реальный экономический рост в 1983-1999 гг. (в %, при сопоставимых ценах)3

1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

2.3 3.9 4.4 2.9 4.2 6.2 4.8 5.1 3.8 1.0 0.3 0.6 1.5 5.0 1.4 -2.5 0,3

Предпринятые правительством чрезвычайные меры позволили добиться перелома, в первой половине 1999 г. начался процесс стабилизации экономики, но во втором полугодии снова зафиксировано падение ВВП. Однако первый квартал 2000 года обнадеживает, проведенные мероприятия все-таки дали положительные результаты. Нерешенных проблем еще немало, и среди них две главные проблемы будущего - скученность пригодных для проживания районов и старение населения Японии.

Таблица 2. Валовой внутренний продукт в 1983-1998 гг. 3

ВВП (млн.долл.) ВВП на душу населения (долл.)

1983 1209234 10122

1984 1250901 10403

1985 1489218 12310

1986 2126662 17489

1987 2580071 21119

1988 2963708 24160

1989 2846350 23116

1990 3132001 25350

1991 3486065 28119

1992 3786213 30444

1993 442,229 35467

1994 4821912 38581

1995 5098298 40668

1996 4478739 35607

1997 4117990 32654

1998 3754687 -

2 Агентство экономического планирования, Японская экономика в 1994-1999 гг., Япония

3 Данные статистики 1980-1999 гг., Министерство финансов, Япония

Меры по преодолению последствий азиатского кризиса и экономического застоя

Объем японской экономики снизился на 2.5 % в 1998 г. в том числе из-за факторов типа реструктурирования в финансовом секторе и уменьшения инвестиций капитала. В дополнение к экономическому застою серьезной проблемой стала безработица, процент безработных повысился до 4.6 % в декабре 1999. Уровень безработицы Японии теперь приблизительно равен уровню США, но все еще низок по сравнению с Европейскими странами.

Таблица 3. Уровень безработицы Японии в 1994-1999 гг.4

1994 1995 1996 1997 1998 1999

2.9% 3.2% 3.4% 3.4% 4.1% 4.6%

Японское правительство осуществило экономические стимулирующие меры, такие как сокращение налогов и дополнительное бюджетное финансирование2.

Самый большой набор всесторонних экономических мер, объявленных в ноябре 1998, как ожидается, увеличит в ближайшие годы реальный рост ВВП по крайней мере до 2.3 %.

Финансовые вливания.

Апрель '98 Пакет, стоящий приблизительно 16.6 триллионов иен чистых дополнительных финансовых расходов

Ноябрь '98 и декабрь '98 Пакет, стоящий приблизительно 4 триллиона иен: 1) Проекты стоимостью, превышающей 17 триллионов иен для стабилизации финансовой системы и стимулирования экономического восстановления 2) Сокращение налогов более чем на 6 триллионов иен

Ноябрь'99 Пакет, стоящий приблизительно 18 триллионов иен, включая 1 триллион иен для программы социальной помощи

В сентябре 1998 Банк Японии смягчает валютную политику, поощряя ставку однодневных кредитов в среднем (около 0.25 %) слегка ниже официальной нормы 0.5 %. В феврале 1999 Банк Японии еще далее ослабляет валютную политику, поощряя ставку однодневных кредитов настолько низкую, насколько возможно (политика нулевого интереса). В ноябре 1998 Банк Японии одобряет новые меры по получению ссуд и облегчению финансирования фирм; среди них учреждение краткосрочных ссуд для поддержания финансовой активности фирм при временном недостатке фондов, возможность использования общих долговых обязательств в качестве приемлемого имущественного залога на финансовом рынке и др.

Банк Японии также поощряет открытые конкурентоспособные аукционы по выпуску и размещению краткосрочных ценных бумаг правительства, которые способствуют достижению ценовой стабильности и улучшают прозрачность процесса принятия решения.

В мае-июне 1998 ряд малых финансовых учреждений обанкротился, вскрылись финансовые трудности Банка долгосрочного кредитования Японии, что подрывало доверие к японским финансовым учреждениям внутри страны и за рубежом. Летом этого же года банки Японии должны были увеличить основные фонды своих филиалов за рубежом, оплатив и премии по срочным сделкам.

Как ответ на эту ситуацию, были приняты законы о «Чрезвычайных мерах для реконструкции функций финансовой системы» и «Предварительного усиления

финансирования» на внеочередной сессии Парламента в октябре 1998 года, выделено 18 триллионов иен для мер по правительственным гарантиям неудач финансовых учреждений и 25 триллионов иен для мер, чтобы увеличить основной капитал финансовых учреждений. Согласно этим законам Банк долгосрочного кредитования Японии и Ниппон кредитный банк были срочно национализированы в октябре и декабре, соответственно, а 12 марта 1999 г. Комиссия по реконструкции финансов одобрила выделение 7,459.2 млрд. иен (примерно 70

* Белая книга о внешней торговле, ДЖЕТРО, 1995-1999 гг., Япония

млрд. долларов) для увеличения основного капитала тех 15 городских банков, которые обратились с такой просьбой. В результате этих мер и ослабления денежно-кредитной политики Банка Японии премии по срочным сделкам почти исчезли к концу марта 1999 г. Банк Японии также предоставил ссуды Корпорации страхования депозита (01С), чтобы обеспечить ее фондами для неплатежеспособных финансовых учреждений и других операций. В первой половине 1999 г. ссуды Банка Японии неплатежеспособным финансовым учреждениям составили 599.0 млрд. иен, а Б1С 6,652.7 миллиарда, иен 13 сентября 1999 г. Комиссия по реконструкции финансов одобрила выделение еще 260 млрд. иен 4-м региональным финансовым учреждениям. Ожидается, что через эти схемы рефинансирования основы управления этих финансовых учреждений будут усилены, и их бизнес будет существенно восстановлен.

Финансовые вливания осуществляются правительством Японии а рамках Программы финансовых инвестиций и ссуд (Р1ЬР) - системы для использования общественных фондов, образованных из таких источников, как сбережения на почтово-сберегательных счетах и страховые пенсионные взносы, которые собраны учреждениями, и кредитов правительства, чтобы достичь различных политических целей, типа социального и экономического развития и повышения общественного благосостояния. Р1ЬР утверждается каждый бюджетный год как составная часть бюджета. В этом смысле, Р1ЬР можно рассматривать как средство, чтобы проводить финансовую политику с конкретными организационными мерами. Бюро трастового фонда Министерства финансов играет ключевую роль в Р1ЬР системе.

В ходе реформы банковской системы было отменено большинство ограничений на валютные операции, а также на банковские сделки, связанные с ввозом и вывозом капитала. Сняты многие запреты, препятствующие банкам вводить новые финансовые продукты. Банки смогут свободно работать на рынке фондов общественного потребления. Резко увеличивается портфель операций по управлению банковскими активами, особенно по пенсионным фондам.

Развитие рынка фондов общественного потребления создает привлекательные возможности для портфельных инвестиций как японских, так и западных компаний. Перелив огромной денежной массы личных сбережений с депозитных счетов в ценные бумаги будет содействовать подъему рынка капитала. Широкий спектр предлагаемых на рынке финансовых продуктов снизит зависимость корпоративных клиентов от конкретных банковских структур, заставит последних идти на все новые и новые инновации.

Чтобы восполнить потребность в фондах малых и средних предприятий, правительство предприняло ряд мер по предотвращению сокращения кредита для них и обеспечению вполне достаточных фондов через правительственные финансовые учреждения и активному использованию программы гарантии кредита.

С целью воспрепятствовать сокращению кредита малым предприятиям, в октябре 1998 г. была принята специальная программа гарантии кредита (на гарантии выделено ¥ 20 триллионов). В мерах экономического возрождения, объявленных в ноябре 1999 г., разрешено расширить гарантии на 10 триллионов иен, а программа была продлена на один год до конца марта 2001 г.

В декабре 1999 г. принято решение отложить еще на один год завершение специальных мер по полной защите депозитов, соответствующие законопроекты утверждены парламентом в первом квартале 2000 г.

В дополнение к этим экономическим мерам крупные инвестиции были сделаны в телекоммуникации и другие ключевые отрасли социальной инфраструктуры.

Сокращение налогов.

В 1999 ф. г. налоги сокращены на семь триллионов иен: на три триллиона иен общие налоги и на четыре триллиона иен налоги на доходы.

Сокращение общих налогов

Апрель 98 с 1998 ф. г., эффективная общая налоговая норма уменьшена с 49.98 % до 46.36%

Апрель 99 с 1999 ф. г., эффективная общая налоговая норма была уменьшена от 46.36 % до 40.8 %

Эффективные нормы общих налогов в 1998-1999 гг. (в %)

Налоги 1998 г. 1999 г.

Национальные 15,28 13,50

Местные 31,08 27,37

Действующая в последние годы 0.5% официальная учетная ставка самая низкая из когда-либо существовавших в стране, этот дешевый источник денежных средств открывает перспективы для расширения бизнеса.

Рис. 1. Официальная учетная ставка и доход по 10-летним обязательствам правительства5

Таблица 4. Усредненные доходы по ценным бумагам по годам5

1986 1989 1992 1995 2000*

ставка дисконта 3.00% 4.25% 3.25% 0.50% 0.50%

по 10-летним обязательствам 5.26% 5.72% 4.52% 2.91% 1.85%

по краткосрочным базовая ставка 3.75% 5.75% 4.50% 1.625% 1.375%

по долгосрочным базовая ставка 6.20% 6.50% 5.50% 2.60% 2.2%

* На 17 февраля 2000 г.

В настоящее время трудовые затраты в Японии меньше, чем в Германии и Нидерландах, но немного больше, чем в США, Италии и Франции, согласно данным Конфедерации европейских предпринимателей.

Правительство Японии предлагает ссуды с низким интересом и налоговые привилегии для продвижения инвестиций в Японии.

Японский экспорт и его доходность сильно зависят от дешевой иены. Укрепление японской денежной единицы негативно сказывается на экспортных поставках из Японии, зато способствует притоку внешних инвестиций и в целом оказывает стабилизирующее влияние на экономику страны. В период 1990-1995 гг. средний курс иены повышался, с осени 1995 г. до середины 1998 г. наблюдалась обратная тенденция. Начатая после кризиса 1997 г. в АТР реформа экономики и финансов позволила Японии укрепить свою денежную единицу, и курс иены с середины 1998 г. устойчиво повышается. Курс иены по отношению к доллару США и немецкой марке в 1988-1999 гг. показан на Рис. 3.

3 Годовой отчет Банк Японии, 1990-1999 фин. годы

Ежемесячно

---- До востребования (ночные, необеспеченные)

—«■» Евро-иена фьючерсы (3-иесячные)

• — СИ ставка (3-месяца)

Ежедневно

7 Ш-2000 Евро пе ка

фшчерсы 0.29 44) СО ставки 0Л7ВД> До востребоваяня ставки 0Д)2%

V© <*? «*>* У9 00

Рис. 2. Снижение процентной ставки по краткосрочным обязательствам по годам

В начале 2000 г. наблюдалось небольшое падение курса иены, обусловленное сбоями японской экономики в конце 1999 г., но сейчас иена снова усиливает свои позиции, получая новые бюджетные стимулы в рамках программы экономического возрождения, подкрепленные явными признаками экономического восстановления.

Повышение курса иены

Понижение курса иены

Рис. 3. Курс иены по отношению к доллару сша и немецкой марке5

Инвестиционные стимулы местных органов власти

Местные органы власти пытаются привлекать инвестиции, предлагая помощь в финансировании и аренде земли, независимо от того, являются ли бизнесы внутренними или иностранными. Малым и среднего размера предприятиям предоставляются субсидии для обучения технического персонала в японских университетах, различные льготы по внедрению передовых технологий и информационному обслуживанию и др. Ряд префектур обеспечивают

программы финансирования компаниям, вкладывающим капитал в строительство фабрик, выдают ссуды на приобретение земли и прочие.

Организационная структура финансовой системы Японии (рисунок 4)

Центральный

банк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частные

Финансовые

учреждения

•Дипозитные

учреждения

Банк Японии Банки --------

_ Финансовые ____

учреждения

корпоративного

типа

г

Городские банки (10)

- Региональные банки (64)

-Банки - члены 2-ой Ассоциации региональных банков (Є4) Иностранные банки (93)

* Банки долгосрочных кредитов (3)

* Т расговые банки (3)

Зенсшинрен Банк

Шинкин Банк (401)

Прочие

Финансовые-

учреждения

Страховые компании "

С Национальная Федерация Кредитных кооперативов —Кредитные кооперативы (351)

----Шоко Чукин Банк

-і—Рокинрен Банк I—_ Рабочие банки (47}

Норинчукин Банк

^ Кредитная Федерация Сельскохозяйственных кооперативов (47)

- Сельскохозяйственные кооперативы (1.999) Кредитная Федерация Рыболовных кооперативов (35)

1---Рыболовные кооперативы (1,1 43)

Компании по страхованию жизни (43) Компании по другим видам страхования (33)

I

Общественные

Финансовые

учреждения

Компании ведущие операции с ценными бумагами (223)

I- Компании с доверительным управлением, занимающиеся инвестициями е ценные бумаги (40]

сбережения на почтово-сберегательных счетах Банк Развития Японии

— Экспорто'Импоргный Банк Японии

— Финансовые корпорации (9}

• Г осударственные Финансовые учреждения

Примечание: Числа в скобках - число финансовых учреждений в каждой категории (1998

г.).

Система межбанковских компьютеризированных платежей в Японии.

Система платежей (рис. 5) состоит из частных систем типа системы Зенкин, систем клиринговых центров, систем заключения сделок по обмену валюты, системы финансовой сети Банка Японии (BOJ-NET). Система Зенкин - внутренняя электронная сеть расчетов, связывающая все депозитные учреждения в Японии и управляемая Ассоциацией банкиров Токио. Чеки и счета оплачивают клиринговые центры, управляемые местными ассоциациями банкиров. Клиринговые центры Токио и Осака также имеют свои автоматизированные расчетные системы. Система заключения сделок по обмену иена-инвалюта управляется Ассоциацией банкиров Токио и использует сеть Банка Японии.

Банкоматы и автоматизированные электронные расчетные сети

Сеть выдачи наличных денег (CD - текущие депозиты, банкоматы) и автоматизированные электронные расчетные сети (ATMS) - другой важный электронный механизм платежей в Японии. Банки и другие депозитные учреждения строят свои собственные CD/ATM сети, показано на Рис. 6, а каждая сеть связана с другими через центральную систему MICS.

Депоненты всех частных финансовых учреждений могут получить свои вклады в любом

CDS/ATMS Японии.

Рис. 5. Система межбанковских платежей

Межбанковская система Инструмент Участники (март 1998) Операции за 1997 год

Число (млн.) Сумма (трлн. иен)

Система Зенкин (Межбанковская телекоммуникационная сеть) Клиринговые центры (КЦ) • кредиты ый перевод • инкасса ция Обычные банки 149 Другие учреждения 2844 1068 2311

Всего 2993

181 КЦ по всей стране Чеки, межбанковские расписки Токио КЦ Члены 133 Агентства участники 389 по стране 278 (Токио) 98 по стране 1516 (Токио) 1112

Всего 522

Автоматизирован ный КЦ (перевод МП) Кредитный перевод (зарплаты, пенсии, дивиденды) Токио АКЦ • платежные документы (94) • дивиденды (81) • пенсии (88) 33 7

Система конвертирования иен в другие валюты с использованием ВОМНЕТ Обмен валюты (относительно иен) члены 144 ассоциированные 119 11 10452

Всего 263

BOJ-NET Операции по текущим счетам; конвертация иены в другие валюты; государственные кредитные обязательства \2\ Банки 349 Фондовые компании 126 Другие 67 9,2 [1] 82484 [1]

Всего 542

Акционерные сети ATM [3] • изъятие наличных денег BANCS (10 городских банков), ACS (64 региональных банков), SOCS (7 трастовых банков), SCS (64 банка -членов 2-ой ассоциации региональных банков), Сеть банкоматов Шинкин (401), SANCS (304 кредитных кооператива), ROCS (47 рабочих банков), Сельскохозяйственная сеть Сбербанков (1194 сельскохозяйственный кооператив), LONGS (3 банка долгосрочного кредитования), M1CS (система банковского обслуживания между вышеупомянутыми учреждениями).

Примечания:

1. Сделки через Банк Японии.

2. Обслуживание обеспечивает диалоговую обработку поставки правительственных облигаций для сделок на вторичных рынках, а также торги по новым выпускам.

3. Число участников каждой отдельной АТМ сети на конец марта 1998 г

Рис. 6 Банкоматы и автоматизированные электронные расчетные сети

Примечания:

1. Числа в круглых скобках показывают число банкоматов и ATMS на конец марта 1998 г.

2. CD/ATM сеть городских банков связана с сетью BANCS.

3. Расшифровка обозначений приведена на Рис. 5.

ВАЖНЕЙШИЕ БАНКИ

• Банк Японии - центральный национальный банк, организован в 1882. Новый закон о Банке принят 1 апреля 1998 г. и провозглашает два принципа - «независимость» и «прозрачность». Главные задачи: Банк Японии, как центральный банк Японии, должен выпускать банкноты и выполнять валютный и денежно-кредитный контроль; распределять фонды среди банков и других финансовых учреждений, способствуя обслуживанию существующей финансовой системы, добиваясь ценовой стабильности и способствуя нормальному развитию экономики страны. Капитал банка - ¥ 100 миллионов, из них ¥ 55,033,400 вклад правительства, остальное - подписка частного сектора, Закон о Банке не предоставляет держателям удостоверения подписки.

• Экспортно-импортный Банк Японии (JEXIM) - правительственное финансовое учреждение, созданное в декабре 1950 г., осуществляет поддержку экспорта, гарантируя доступ к энергоресурсам, продвигая прямые заграничные инвестиции и улучшая внешний дисбаланс Японии через финансовую помощь торговым и инвестиционным действиям японских компаний. Финансовые средства, предлагаемые банком, включают экспортные ссуды, импортные ссуды, заграничные инвестиционные ссуды и несвязываемые ссуды. Банк также обеспечивает гарантии частным финансовым учреждениям, краткосрочные

ссуды, предназначенные для финансирования внешних сделок правительств развивающихся стран, долевое участие в заграничных проектах японских компаний. На конец 1998 ф. г., ссуды Банка, доля в активах и гарантиях по выданным ссудам составили 12,158.9 млрд. иен (долл.ЮО. 9 млрд.). Фонды Банка поступают в основном из официальных источников; капиталовложения правительства Японии (долл.8. 2 миллиарда в конце 1998 ф. г), кредиты Бюро трастового фонда по Программе финансовых инвестиций и ссуд, дополненной выпуском обязательств на международных рынках капитала. 1 октября 1999 JEXIM объединился с Фондом международного экономического сотрудничества Японии (OECF), был установлен Банк Международного Сотрудничества Японии (Japan Bank for International Cooperation, JBIC).

• Японский банк развития (Japan Development Bank). Цель - гибко реагировать на изменение потребностей через разнообразные действия в областях от индустриального и регионального развития до защиты окружающей среды и социальному благосостоянию.

• Народная финансовая корпорация (People's Finance Corporation). Квази-правительственный кредитор мелких бизнесменов, студентов и прочих, не имеющих доступа к традиционному кредиту.

• Japan Finance Corporation for Small Business. Поддержка малого бизнеса.

• Городские коммерческие банки (9): Asahi Bank, Bank of Tokyo-Mitsubishi (крупнейший в мире частный банк), Dai-Ichi Kangyo Bank, Daiwa Bank, Fuji Bank, Sakura Bank, Sanwa Bank, Sumitomo Bank (второй по величине в Японии и третий в мире), Tokai Bank.

• Банки долгосрочного кредитования (3): Industrial Bank of Japan, Long-Term Credit Bank of Japan, Nippon Credit Bank.

Итак, в заключение можно привести некоторые важнейшие выводы:

1) финансовая система Японии начала стабилизироваться в результате вливания общественных фондов;

2) решительные меры, которые ослабили жесткую кредитно-денежную политику, включая нулевые учетные процентные ставки, остановили повышение норм интереса долгосрочных обязательств; курс иены и цены акций начали подниматься;

3) поток инвестиций из-за границы также увеличивается;

4) инвестиции капитала, вероятно, достигнут своего предела в течение 2000;

5) несомненны первые результаты реализации структурной реформы финансовой системы Японии, прогнозы на рост ВВП на 1% в 2000 г. и на 2 % в 2001 г. вполне реальны.

Ключ к стабильному восстановлению - рост персонального потребления и инвестиций в промышленность. Потребление вряд ли повысится значительно в обозримом будущем из-за таких факторов, как низкий рост дохода, высокий уровень безработицы и возрастающее бремя социального обеспечения (старение населения). Существенный рост инвестиций капитала, тем не менее, можно ожидать в информационном секторе - телекоммуникационные технологии. Инвестиции в США в эту отрасль составляют 4.5 % ВВП, в Японии сейчас это - только 2.0 %. Если эту долю довести до американского уровня, повысив еще на 2.5 %, то дополнительный расход капитала 2.5 % ВВП, приблизительно 12 триллионов иен, означает рост на 17 % текущих инвестиций (они сейчас около 70 триллионов иен). Но приведет ли это к росту инвестиций в производственную сферу, никто не знает. Бесспорно, что общее поведение радикально меняется, когда фирмы связывают с информационными технологиями свой будущий новый рост. Вход корпораций через Интернет в банковский бизнес сделает этот сектор еще более привлекательным. Нужно понять, как существующие банковские законы будут иметь дело с появлением банков "типа виртуального магазина", которые новые рыночные участники будут основывать. Связанные единой информационной сетью фирмы будут вынуждены в большей степени доказывать свою конкурентоспособность стоящим инвесторам, а нерентабельные будут видеть, что их цены нереальны. Новые стандарты, твердо

придерживающиеся глобальных норм, уже сейчас постепенно внедряются в бухгалтерском учете и деловой жизни. Срочная задача для Японии будет, таким образом, развить человеческие ресурсы, способные к приспосабливанию в новых условиях глобальной информатизации.

JAPAN'S FINANCIAL SYSTEM AFTER THE ASIAN CRISIS

A.I. BAIKOV, POST-GRADUATE STUDENT Institute of Economy of RAS Nahimovsky Pr., 32; 117218, Moscow, Russia

The analysis of restructuring in the Japan’s financial sector is carried out. The economic simulative measures on overcoming consequences of the Asian crises and economic stagnation, structural changes of financial sector, their influence on a national economy are discussed. The review of modem organizational structure of the Japan’s financial system, organization of electronic payment and account systems is given. The obvious attributes of economic revival of Japan on a boundary of 2000 are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.