Научная статья на тему 'К вопросу о либерализации финансовой системы Японии'

К вопросу о либерализации финансовой системы Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Д. Л.

The case of financial deregulation in Japan is now under discussion in the country and abroad. The point of the discussion is the ways and the issues of reform. The liberalization process of financial markets means deregulation of interest rates on the one hand and deregulation of financial business itself on the other hand. During past half of 1980's many new financial products appeared and new markets established. The role of personal investor has also risen and the global informatization of financial activities in Japan became very remarkable in the end of 1980's.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Liberalization of Financial System in Japan

The case of financial deregulation in Japan is now under discussion in the country and abroad. The point of the discussion is the ways and the issues of reform. The liberalization process of financial markets means deregulation of interest rates on the one hand and deregulation of financial business itself on the other hand. During past half of 1980's many new financial products appeared and new markets established. The role of personal investor has also risen and the global informatization of financial activities in Japan became very remarkable in the end of 1980's.

Текст научной работы на тему «К вопросу о либерализации финансовой системы Японии»

Д. Л. Радченко

ассистент кафедры международных экономических и гуманитарных отношений, ДВГУ

К ВОПРОСУ О ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

Круг проблем, определяющих современное состояние финансовой системы в Японии, ход комплексной реформы представляет собой достаточно обширное поле для исследования, и особенно с точки зрения возможности применения японского опыта в отношении экономической реформы в России. Весьма интересным представляется анализ преобразований в области финансов, которые рассматривались отечественными ориенталистами в контексте более общей, т.н. административно-финансовой реформы (АФР)1. Вместе с тем, в период второй половины 1980-х начала 1990-х гг. модернизация финансовой сферы как в государственном, так и частном секторах приобрела в известной мере самостоятельный характер. Одновременно существенно возросло и число исследований данной проблемы в первую очередь в самой Японии, стали выделяться и специальные аспекты реформы.

Понятие «финансовая революция» по отношению к реформе финансов стало встречаться в журналах и газетных публикациях сравнительно недавно. Так, в июньском номере журнала «Тайм» за 1981 г. была опубликована статья под названием «Революция в системе (частных) сбережений». Это была реакция на стремительный рост в США т.н. «фондов взаимного кредитования» (МММР), которые стали вытеснять с финансовых рынков традиционных участников — банки, страховые компании, компании по операциям с ценными бумагами и др. Хотя рассматриваемое понятие довольно широко используется и в научной литературе, его трактовку удалось

обнаружить лишь в популярных изданиях2.

Так, подразумевается, что в ходе преобразований коренным изменениям подвергаются прежде всего 1) финансовые продукты, которые являются объектом финансовых операций, 2) финансовые рынки, являющиеся местом осуществления последних, 3) система организации информационного обмена в ходе проведения

финансовых операций. Иными словами, происходит полное

изменение среды, W появляются новые потребители новой продукции.

В Японии весьма значительно были затронуты финансовые рынки. Это выразилось в 1) диверсификации потребностей

пользовате-

лей финансовых услуг, 2) увеличении на рынке доли ценных бумаг в качестве платежного средства —т.н. «секьютеризация рынка», 3) интернационализации финансовой деятельности, вызванной интернационализацией экономики вообще и ростом объемов финансовых потоков между Японией и внешним миром в частности, 4) открытии новых возможностей в финансовой сфере вследствие развития новых информационных технологий.

Реформа финансов в Японии (как, впрочем, и в других странах, прошедших путь модернизации финансов) представляет собой комплексный и достаточно длительный процесс. Такой характер преобразований, пожалуй, можно объяснить в первую очередь тем, что элементы финансовой системы встроены практически во все уровни экономического механизма, включая государство, корпорации и домашние хозяйства. Следовательно, любые изменения в сложной организации финансов прямо или косвенно отзываются как на экономике в целом, так и на положении отдельного субъекта в частности. Иными словами, высокая чувствительность финансовой сферы к внешним (реформирующим) воздействиям требует точности и скоординиро-ванности в осуществлении финансовой политики. Финансовая реформа 1980-х гг. шла одновременно по нескольким направлениям и затронула различные стороны экономической действительности, поэтому для удобства представляется правильным в дальнейшем рассматривать самостоятельные аспекты реформы: собственно либерализацию финансов, интернационализацию, информатизацию и автоматизацию финансовой деятельности.

Комплексные мероприятия, проводившиеся в Японии в финансовой сфере в период 1980-х — начала 1990-х, получили наименование реформы финансов (параллельно используется также термин «либерализация финансов», что, в сущности, отражает смысл преобразований, в конечном счете сводящихся к ликвидации ограничений в данной области). Логика подготовки и проведения реформ определяется теми реалиями, которые сложились в Японии в сфере финансов к началу 1980-х гг. В принципе, специфические черты построения и функционирования национального финансового механизма довольно широко известны3, тем не менее, характеристика основных мероприятий реформы рассматриваемого периода едва ли будет понятной и полной, если не вспомнить хотя бы о наиболее важных моментах.

Основными принципами японской модели организации финансовой системы являются следующие: 1) разделение кратко- и долгосрочного финансирования, 2) разграничение банковской и трастовой деятельности, 3) разделение банковских операций с ценными бумагами4. Охарактеризуем кратко каждый из этих аспектов.

1. Разделение кратко- и долгосрочного финансирования базируется на основных принципах организации системы британских коммерческих банков, заимствованных Японией еще в прошлом веке5. Так, в «Предложениях об учреждении Банка Японии» (1881 г.) декларировалась дифференциация коммерческого и т.н. промышленно-

сельскохозяйственного капитала. Таким образом, сложилась система, в которой обычные банки (сюда также входят и другие финансовые институты, привлекающие средства при помощи депозитов) оперируют с краткосрочными ресурсами, а операции с долгосрочным капиталом выносятся в самостоятельный раздел, для чего и организуются специализированные структуры. Смысл подобного разделения сводится к различным способам привлечения финансов. Так, обычные банки (вообще говоря, депозитные институты) могут привлекать заемные средства на депозиты, но их возможности по эмиссии займов строго ограничены. В то же время специализированным банкам предоставлены широкие права по выпуску в обращение различных долгосрочных облигаций, тогда как всякая возможность операций с депозитами практически отсутствует. Такими специализированными кредитно-финансовыми учреждениями в Японии являются банки долгосрочного кредитования. Деятельность названных финансовых институтов регламентируется специальным законодательством и контролируется Министерством финансов, и, хотя нормативные положения особенно в отношении обычных банков неоднократно уточнялись и даже пересматривались в сторону их смягчения еще в 1970-е гг., едва ли можно ожидать полной ревизии данной системы в ближайшей перспективе.

2. Разграничение банковской и трастовой деятельности. Этот принцип реализуется не только в Японии. Так, уже с 20-х гг. в США помимо того, что все банковские и трастовые операции проводятся по разным счетам, категорически запрещен всякий обмен коммер ческой информацией и ограничено перемещение специалистов меж ду этими финансовыми рынками. В Японии ограничения в данной сфере финансовой деятельности считаются наиболее строгими. Трас товый бизнес также регулируется специальным законом, за исполне нием которого следит Министерство финансов. На рынке трастовых услуг действуют т.н. траст-банки, образованные из трастовых компа ний, созданных после второй мировой войны; городские и местные банки на данный рынок не допускаются.

3. Разделение банковских операций и операций с ценными бума гами. Одной из причин, определяющих существование этого принци па, является необходимость обеспечения стабильности активов ком мерческих банков, т.к. цены на акции корпораций и на облигации в значительной мере подвержены конъюнктурным колебаниям и не га рантируют упомянутой стабильности. Помимо этого, процентные ставки депозитных вкладов и норма доходности от инвестиций являются кон курирующими нефинансовом рынке, что также делает необходимым разделение банковской и фондовой деятельности. Наиболее строго данный принцип соблюдается в США, Великобритании и Канаде. До второй мировой войны в Японии не предусматривались какие-либо ограничения в этой сфере, однако в послевоенный период соответ ствующие нормы были уточнены и ст.65 «Закона об операциях с цен ными бумагами» уже прямо запрещала банкам и другим финансовым

институтам банковского типа (т.е. депозитным кредитно-финансовым, учреждениям) проводить любые сделки с ценными бумагами.

Описанные выше принципы построения финансовой системы в определенной мере сдерживают ее развитие, существенно усложняя циркуляцию финансовых потоков между различными рынками капиталов, и в то же время являются стержнем современной модели финансов, гарантирующим стабильность в этой области национальной, экономики.

Специфика проведения реформы финансов в Японии во многом определяется современной структурой финансовой системы. Рассмотрим кратко ее основные особенности.

Банковская система Японии организована по классическому для стран с рыночной экономикой т.н. «двухуровневому принципу», когда на вершине национальной финансовой системы находится Центральный банк

— Банк Японии. В его компетенцию входят эмиссия национальных банкнот, предоставление кредитных ресурсов коммерческим банкам, а также проведение операций со средствами правительства (в т.ч. обслуживание государственного долга, управление казной и

др.).

В основании финансовой системы находятся различные кредитно-финансовые учреждения, как государственные, так и частные6. К ним относятся: коммерческие банки (городские, местные и т.н. вторые местные банки, траст-банки и банки долгосрочного кредитования), финансовые учреждения для средних и мелких предприятий (Общенациональное объединение кредитных ассоциаций, Центральный банк для торговых и промышленных кооперативов, Общенациональное объединение кредитных кооперативов, Объединение трудовых кредитных ассоциаций и др.), финансовые учреждения для сельского, лесного и рыбного хозяйства (Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйства, сельскохозяйственные и рыболовецкие кооперативы), финансовые институты по операциям с ценными бумагами, страховые компании, правительственные финансовые институты, филиалы иностранных банков в Японии, почто-во-сберегательная сеть и др.

Проводником национальной кредитно-денежной политики в Японии является центральный банк (разумеется, что действия ЦБ координируются с правительством и, в частности, с Министерством финансов). К основным средствам регулирования кредитноденежной политики (КДП) Банка Японии относятся, в общем-то, традиционные для большинства рыночных экономик мероприятия: определение официальной учетной ставки, установление требований к нормам обязательных банковских резервов, операции на открытом рынке. Есть также и специфический японский механизм КДП—т.н. «мадогути сидо», который состоит в регулировании кредитной эмиссии административными методами. Однако в последнее время вследствие активно идущего процесса либерализации финансов его роль неуклонно снижается.

Послевоенная модель финансовой системы, которая в принципе довольно удачно вписывалась в экономический механизм периода высоких темпов роста, к началу 1980-х гг. очевидно уже перестала удовлетворять возросшие требования. Причиной тому послужил переход к новой модели роста. В самом деле, окончательная переориентация экономики страны на преимущественное развитие третичного сектора (в 1970 и 1980 гг. соотношение долей ВВП, произведенного во вторичном и третичном секторах, соответственно, составило 43,1% к 51,0% и 37,8% к 58,6%), где скорость оборота капитала существенно выше, потребовала от финансовых институтов приспосабливать перечень предоставляемых услуг к выросшим запросам рынка7.

Кредитно-финансовые учреждения осознали, что операции на новых рынках значительно более выгодны с точки зрения увеличения прибыли. Источник развития третичного сектора находится как бы в нем самом: расширение номенклатуры услуг вызывает, в свою очередь, появление все новых их видов. Соответственно в этих условиях постоянно возрастает и практическая ценность информации в широком смысле, как одного из главных продуктов, производимых и потребляемых в том числе и финансовыми институтами8.

Весьма важным фактором, способствовавшим усилению процессов перестройки финансовой системы, стала

интернационализация японской экономики. Кроме существенного роста объемов внешнеторговых операций в чисто физическом выражении (в 1970—1985 гг. экспорт увеличился более чем в 9, а импорт — в 6,8 раза) значительно возросли чистые зарубежные активы и инвестиции (например, за тот же период японские прямые частные зарубежные инвестиции увеличились с 8,3 до 44,0 млрд ам. дол.)9. Изменение геополитической роли Японии весьма красноречиво характеризует тот факт, что к концу 1980-х эта страна стала одним из главных кредиторов государственного долга США. Такие факторы, как укрепление международного положения иены, рост интереса к ней со стороны инвесторов, повлекли за собой появление новых видов операций с данной валютой.

Не стоит сбрасывать со счетов и повышение роли частных инвесторов в общем финансовом механизме. Это стало возможным, с одной стороны, благодаря переориентации экономики на внутренний спрос, а с другой — в связи с фактическим ростом доходов населения и необходимостью выгодного помещения временно свободных средств. Иными словами, для многочисленных финансовых институтов был открыт широкий рынок сбыта для новых продуктов (домашние хозяйства), который прежде был монополизирован почтово-сберегательной системой.

В частности, именно к периоду экономического бума «Хэйсэй» относится лавинообразный выход на рынок новых финансовых товаров, сориентированных, в первую очередь, на частного инвестора (удобство купли-продажи, обращения, сравнительная доступность по

цене, солидная информационная поддержка и т.д.). Различные финансовые институты стали активно конкурировать между собой, стремясь сделать свои услуги (в конечном счете свою продукцию) максимально привлекательной для потенциальных клиентов.

4 февраля 1987 г. Исследовательский комитет по структурным проблемам финансовой системы подготовил доклад «Об эффективной структуре специализированных финансовых институтов», в котором указал на необходимость реформ в области и функционального разделения в системе финансов. После чего, уже вторым комитетом, на основе принципов «максимального удовлетворения потребностей пользователя, создания организации, соответствующей международным нормам и поддержания порядка финансов», было предложено изучить пять возможных сценариев реформы. Предполагалось, что перестройка финансовой системы может пойти по пути 1) конгломерации функций, 2) создания специализированных дочерних компаний, 3) создания

специального законодательства, 4) варианта холдинг-фирмы, 5)

варианта универсального банкинга10.

Позднее обсуждение рекомендаций упомянутого исследовательского комитета было продолжено. В мае 1989 г. был сделан промежуточный доклад, который носил название «О новой системе финансов». В этом докладе провозглашался т.н. «новый курс модернизации». В частности, в качестве возможных вариантов трансформации остались только два: создание

специализированных дочерних компаний и выработка специального законодательства как «относительно менее проблемные». Подчеркивалась и принципиальная необходимость смягчения функциональных ограничений в сфере деятельности финансовых институтов на основе наиболее полного учета интересов клиента.

Затем, в июне 1990 г., тем же комитетом был подготовлен второй промежуточный доклад, который предлагал как основной вариант реформы создание дочерних компаний, осуществляющих специализированные функции. При этом различные виды банковских операций должны будут выполнять самостоятельные структурные подразделения банков. Предполагалось также разрешить ограниченный допуск региональных банков и других местных финансовых органов в сферу трастовых операций и т.д. Поскольку финансовый бизнес интегрирован в экономику в целом, то считается необходимым проведение таких реформ, в результате которых к началу следующего тысячелетия была бы создана система, в которой оказались бы сбалансированными различные виды финансовой деятельности и уравнены шансы в конкурентной борьбе.

Важнейшим элементом реформы признается финансовая политика. Япония, являясь государством с рыночной экономикой, всегда уделяла повышенное внимание экономическому планированию, которое традиционно носит индикативный характер. Вообще, политика регулирования опирается на «сложный комплекс сочетания общеэко-

номического законодательства, законов об отраслевом

регулировании и законов о статусе министерств и ведомств»11. При этом структура общегосударственного механизма планирования и управления включает собственно правительство, консультативные и аналитические советы и т.д. Но главная роль принадлежит при этом Управлению экономического планирования и Экономическому Совету.

В качестве объективных предпосылок, побудивших Японию активизировать усилия по модернизации системы финансов в 1980-е гг., можно назвать следующие:

- необходимость погашения дефицитных займов, активно вы пускавшихся с 1975 г.;

- необходимость активизации экспортной деятельности пред приятий в условиях депрессии, вызванной вторым нефтяным шоком;

- нарастание требований к Японии со стороны США по поводу установления истинного курса иены к доллару;

- снижение внутренних инвестиций предприятий в условиях за медления темпов экономического роста и в то же время стремление получить прибыль из управления финансовыми ресурсами12.

Основными составляющими финансовой реформы в Японии являются либерализация процентных ставок и либерализация в области разделения сфер деятельности финансовых институтов. Необходимость новых подходов при определении процентных ставок возникла на фоне массовой эмиссии государственных займов и смягчения требований к зарубежным операциям уже во второй половине 70-х гг.13. Начиная с октября 1985 г. процентные ставки по крупным депозитам (свыше 100 млн иен) были либерализованы, и последовательно снижался минимальный размер вклада, который к 1989 г. достиг 10 млн иен. В ноябре 1991 г. на рынок вышел уже новый финансовый продукт—депозит со свободно определяемой ставкой процента и минимальной величиной вклада 3 млн иен, что фактически означало полную отмену всех ограничений в данном секторе финансового рынка.

На рынках депозитов ММС (депозитов, процент доходности по которым изменяется вместе с другими рыночными ставками) нижняя граница вклада также последовательно снижалась, что повышало их доступность для средних инвесторов, а в июне 1992 г. эти ограничения были и вовсе отменены. Но примерно через год операции с ММС были полностью прекращены, а вместо них появились три новых финансовых продукта: «супер-депозит», крупный депозит .и депозит с установленной датой. В обычных вкладах также произошли изменения. Так, в июне 1992 г. на рынок вышел новый депозит, процент доходности по которому определялся в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Наметилась тенденция отхода от жесткого государственного контроля и в области внешних финансов. Например, в апреле 1984 г. были существенно ослаблены ограничения по кредитам за границу в иенах, разрешены купля-продажа иностранных депозитных сертифи-

катов и кредитные операции для резидентов. В следующем году Министерство финансов выдало лицензии на право ведения трастовой деятельности девяти иностранным банкам. В июне 1985 г. начал, функционировать рынок акцептованных векселей (ВА), а в октябре — рынок облигаций ГЭНСАКИ.

На рынке ценных бумаг процесс либерализации шел не менее интенсивно. Так, компании по операциям с ценными бумагами приступили к сделкам с депозитными сертификатами и коммерческими бумагами корпораций в апреле 1984, а уже в 1985 г. началась работа на вторичном рынке Ой. На фондовой бирже в г. Осака с июня 1987 г. дилеры открыли фьючерсные операции на базе индекса цен. В 1992 г. фондовыми компаниями была начата торговля ММС, и тогда же Министерство финансов пошло на смягчение требований к размерам собственного капитала этих финансовых институтов.

Либерализация финансовой деятельности непосредственно затронула сферу банков и банковских учреждений. В частности, в 1985 г. банкам было разрешено создавать консалтинговые компании по вопросам инвестиций, одновременно были отменены ограничения по среднесрочным евроиеновым кредитам, и начались операции дилеров с общественными займами. Банки долгосрочного кредитования приступили к сделкам на рынке онкольных ссуд без обеспечения. В 1987 г. банковские учреждения открыли операции с коммерческими бумагами корпораций (СР) на внутреннем рынке, при этом разрешались ведение дилерских операций, эмиссия и погашение ценных бумаг. Большим прогрессом в сфере интернационализации банковской системы было решение определять уровень собственного капитала банка по общепринятой в мире схеме. В феврале 1989 г. успешно прошла конверсия «СОГОГИНКО» (банков взаимного кредитования) в систему обычных банков. Депозитные финансовые учреждения получили возможность вести опционные операции с ценными бумагами непосредственно с клиентами.

На протяжении трех лет, с 1990 по 1992 г., были последовательно сняты ограничения на рекламную деятельность банков. Так, в марте 1990 г. в отношении Всеяпонской банковской ассоциации было принято решение допустить свободную рекламу на радио, а с декабря — на телевидении. Через месяц реклама на телевидении была разрешена для отдельных банков, и, наконец, с 1992 г. все ограничения, касающиеся рекламного времени на ТВ и рекламного поля в печатных СМИ, отменялись.

Банковские учреждения сельского хозяйства и рыбной промышленности, кредитные ассоциации, кооперативы и др. начиная с 1991 г. получили возможность оказывать услуги клиентам, непосредственно не являющимся членами этих объединений. В то же время банки, имеющие лицензии на эмиссию облигаций, приступили к выпуску финансовых займов со сроком погашения два года (ранее период обращения ограничивался 12 мес). Таким образом, к концу 1992 г.

банковская система имела в своем арсенале достаточно большой выбор возможностей, что позволяло проводить различные виды операций, в том числе и с новыми финансовыми продуктами.

На фоне активно идущего процесса либерализации процентных ставок в конце 1980-х гг. можно было бы ожидать большой амплитуды колебаний уровня процентов по различным финансовым товарам, однако в действительности этого не наблюдалось. Пожалуй, можно говорить скорее о влиянии на рыночные ставки общеэкономических факторов. Обращает на себя внимание и крайне низкий уровень официальной учетной ставки, сниженной в 1993 г. до 1,75%.

Во второй половине 80-х гг. японское общество вступило в новый период — эпоху глобальной информатизации. Этот процесс коренным образом затронул все сферы общественной жизни. При этом информатизация и внедрение новых технологий шли параллельно.

Сфера финансов стала одним из лидеров процесса автоматизации, как наиболее гибкая для внедрения новых информационных технологий. Так, уже в 1983 г. благодаря поправкам к законодательству об общественной связи было разрешено широкое использование обычных телефонных линий для передачи финансовой информации.. Но первыми в перевооружении информационных систем стали все-таки банки: в 1980 г. была организована интегральная сеть банкоматов CD на основе объединения локальных сетей различных финансовых структур, что завершило второй этап создания Межбанковской информационной системы (МИС). В 1981 г. уже 42 японских и 3 зарубежных банка подключились к системе SWIFT, а в 1984 г. началась работа системы BANCS для городских банков, тогда же к МИС присоединились кредитно-финансовые учреждения для сельского, лесного и рыбного хозяйства, кредитные ассоциации и кооперативы.

Практическая информатизация банковской деятельности началась с построения внутренней архитектуры банков. Примерно со второй половины 60-х гг. стартовал процесс внедрения систем реального времени ON LINE в результате чего стали возможны расчеты между подразделениями банка при помощи локальных сетей. Затем, в 70-е гг., наступил т.н. «второй этап» ON LINE, благодаря чему были внедрены банкоматы и появился новый банковский финансовый продукт — генеральный счет. Наконец, в 1987 г. вступил в действие модернизированный контур МИС, дав начало третьему этапу развития системы расчетов реального времени.

Япония, ориентируясь на самые высокие стандарты в области потребления, стремится к внедрению новейших достижений в области информатизации в повседневную жизнь населения. Примером тому может служить система POS (POINT OF SALES), которая позволяет производить оплату покупки немедленно со своего банковского счета, используя торгово-банковскую сеть. Но еще большее развитие получила система банкоматов CD-ATM, с помощью которой возможно получить наличные деньги посредством банковской карточки.

В 1988 г. Специальный комитет по «электронному банкингу» подготовил доклад по проблеме осуществления сделок в электронной системе расчетов. В докладе однозначно говорилось о необходимости дальнейшего продвижения по пути автоматизации финансов. Был определен новый вид банковской деятельности, так называемый «фирменный банкинг» (FIRM BANKING), который представляет собой полный комплекс электронно-информационных услуг, предоставляемый компаниям посредством сопряжения компьютерных сетей банков. В этот комплекс входят проведение сделок и расчетов, информирование о поступлении денег на счета, предоставление данных о балансе и рыночных котировках курсов валют, а также процентных ставках. Аналогичная система под названием «домашний банкинг» (HOME BANKING), рассчитанная на физических лиц, начала внедряться в конце 1980-х гг.12.

В сфере автоматизации и информатизации финансов процесс реформ уже достиг довольно высокой стадии, и замедления темпов здесь, похоже, не предвидится. Считается, что, несмотря на высокие удельные расходы, модернизация позволит кредитно-финансовым организациям выстоять в конкурентной борьбе и расширить сферу деятельности.

Резюмируя сказанное выше, хочется отметить, что будущая структура финансовой системы представляется далеко не столь очевидной вследствие незавершенности ее перестройки. Например, в соответствии с существующими планами отменить все ограничения на процентные ставки можно ожидать, что воздействие правительственных финансовых институтов на кредитно-денежную политику будет более ограниченным, чем прежде. В свою очередь, универсализация банковской деятельности повлечет за собой активную экспансию последних в смежные сферы, такие как фондовый и трастовый бизнес, долгосрочные кредитные операции. В этом случае возникает опасение, что из-за предстоящей конкуренции далеко не все кредитные учреждения для малого и среднего бизнеса, сельского, лесного и рыбного хозяйства смогут сохранить позиции на рынке. В небанковской сфере (фондовые компании, страховые, консалтинговые фирмы), очевидно, смогут развиваться только те организации, которые на основе наиболее эффективного использования особенностей специальных видов услуг добьются максимально полного удовлетворения запросов клиентов.

Реформы в финансовой сфере еще далеко не завершены и, видимо, будут продолжаться и далее, но уже сейчас очевидны некоторые результаты: усиление глобализации финансовой

деятельности, переключение финансовых институтов на обслуживание индивидуальных потребителей, либерализация существующих и создание новых финансовых рынков и открытие внутренних финансовых рынков для нерезидентов.

1 См. напр.: Певзнер Я. А. Кризис государственно-монополистического регули рования в Японии и административно-финансовая реформа//Япония. 1983. Ежегодник. М.: Наука, 1984. С.123—142; или зарубежные источники, напр.: Судзуки Ёсио. Нихон но кинъю сэйсаку (Судзуки Ё. Финансовая политика в Японии). Токио, 1993 С. 109-130.

2 См. напр.: Кинъю га вакару дзитэн (Словарь финансовых знаний). Токио, 1993. С.84; или Кинъю его 100 (100 финансовых терминов). Токио, 1993. С.72.

3 Вагакуни но кинъю сэйдо (финансовая система нашей страны). Токио, 1993. С.44-59.

4 Там же. С.44.

5 Там же. С.48.

6 См. напр, структуру фин. системы в кн.: Брагинский СВ. Кредитно-денежная политика в Японии. М.: Наука, 1989. С.158.

7 См. напр.: Лебедева И. П. Японская экономика в условиях развертывания но вой модели роста//Япония. 1989. Ежегодник. М.: Наука, 1990. С.5—25.

8 Под информацией в широком смысле, как продукции кредитно-финансовых институтов, понимается сбор и анализ сведений о состоянии экономики в целом, конкретных рынков, конкретных субъектов хозяйственной деятельности; эффектив ная работа с различными данными с целью максимально выгодного использования финансовых ресурсов и, таким образом, увеличения прибыли. Это объясняется тем фактом, что финансовые институты в большинстве случаев в различных операциях используют привлеченные средства, а их доход составляет часть прибыли от сделок.

9 Здесь и далее стат. данные заимствованы в: Кэйдзай токэй немпо 1994. Токио, 1995.

0 Кинъю его... С.98.

1 Леонтьева Е.Л. Взаимодействие административного аппарата и хозяйствен ной системы в Японии //Мировая экономика и международные отношения. 1989. №1. С. 122—132.

2 Кинъю га вакару дзитэн... С.85—88.

3 Вообще говоря, методики определения процентных ставок могут быть раз личными. Так, на рубеже 1980— 1990-х гг. в Японии активно обсуждалась проблема расчета процентных ставок по банковским депозитам и сберегательным почтовым, вкладам. В конце 1980-х гг. первую устанавливал Комитет по регулированию про центных ставок, а вторую — Комитет Министерства связи. В начале 1990-х годов на уровне Правительства неоднократно заявлялось о необходимости интегрального метода расчета обеих величин.

4 Кинъю сёкэн его дзитэн (Словарь финансовых и фондовых терминов). Токио, 1993. С.49.

Dmitri L. Radtchenko

The Problem of Liberalization of Financial System in Japan

The case of financial deregulation in Japan is now under discussion in the country and abroad. The point of the discussion is the ways and the issues of reform. The liberalization process of financial markets means deregulation of interest rates on the one hand and deregulation of financial business itself on the other hand.

During past half of 1980's many new financial products appeared and new markets established. The role of personal investor has also risen and the global informatization of financial activities in Japan became very remarkable in the end of 1980's.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.