РОССИЙОИЛЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.04.001 -98.04.020
МОСКВА 1998
рено придерживаться этого принципа и в дальнейшем, независимо от того, в какой области данные исследования проводятся.
Т В Гороунови
98.04.015. ИОСИДА П.Г. ОБОСТРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ - СТИМУЛ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЯПОНСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИР.
YOSH1DA P.G. Japan's industrial R&D spending revives, as rising international competition puts premium on research // Research-technology management. - Lancaster, 1998. - Vol.41, №1. - P.2-3.
Сотрудник министерства торговли США, руководитель отдела международной технологической политики, анализирует новейшие тенденции в развитии японских промышленных ИР. Он отмечает, что после периода стагнации, который начался в 1971 г., промышленность Японии обнаруживает признаки начавшегося роста своих затрат на ИР. Данные за 1995 фин.г. (который начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года), опубликованные правительственным Агентством по управлению и координации (Management and coordination agency) свидетельствуют, что такие затраты выросли на 4,6% по сравнению с предыдущим финансовым годом (с. 2).
Обследование крупнейших японских компаний, проведеннее консультативной фирмой "Toyo Keizai Tokei Geppo" показало, что тенденция к росту продолжилась и в следующем, 1996 фин.г. Каковы причины этого роста? В целом японская экономика находится в состоянии застоя. Структурные реформы, призванные активизировать экономическую активность с помощью мер финансовой политики и политики дерегуляции (сокращения государственного вмешательства), пока далеки от завершения. Однако, отмечает автор, на общем неблагополучном фоне действуют и процветают крупные промышленные компании, ориентированные на экспорт. Именно на долю таких фирм приходится недавний рост затрат на ИР.
Автор полагает, что стимулом для крупных компаний проводить более активные ИР и нововведения явилось кризисное состоя-
ние промышленности. К выпуску прогрессивной наукоемкой продукции японские фирмы были вынуждены приступить перед лицом обострившейся конкуренции со стороны американских компаний. Крупные правительственные чиновники и руководители фирм подтвердили в беседах с автором, что усиление позиций США и некоторых азиатских стран на рынках наукоемкой продукции является для них главным фактором и стимулом к активизации собственных ИР.
Начиная с 1980 г. многие японские предприятия размещали свои исследовательские подразделения заграницей. В то же время значительная часть ИР крупных компаний продолжала выполняться в их центральных отечественных лабораториях. В целом с 1985 г. Япония обгоняет США по показателю доли ученых и инженеров на 10 тыс. занятых в промышленности. По данным последнего доклада ННФ США, к 1993 г. соответствующие показатели для Японии и США составили 622 и 520 человек (с.2).
Характеризуя ситуацию в исследовательском секторе японской промышленности, автор отмечает, что здесь резко возросла интенсивность труда ученых и инженеров. Второй фактора отличающий обстановку в сфере промышленных ИР Японии, - развитие кооперационных форм проведения исследований. В качестве партнеров могут выступать как отечественные, так, и Зарубежные исполнители.
В начале 90-х годов японское правительстве попыталось оживить промышленный исследовательский потенциал с помощью роста государственных затрат и путем реструктуризации инфраструктуры национальной науки и технологии. В 1996 г. был одобрен Основной план в сфере науки и технологии, призванный реформировать научно-техническую систему страны, сделать ее более новаторской и эффективной. Параллельно предусматривалось радикально улучшить условия для японских исследователей. Для реализации провозглашенных целей составители плана рекомендовали довести в 1996-2000 гг. суммарный объем государственных затрат на ИР до 17 трлн. иен, или 155 млрд. долл. США, что составляет 31 млрд. долл. в год (с.З). Хотя названный план был отвергнут в 1997 г. в связи с проведением правительственных мер по экономии затрат, тем не менее расходы на науку и технологию остались одной из немногих бюд-
жетных статей, в которых предусматривался рост вложений. Среди программ ИР, которые в будущем могут пострадать от правительственных инициатив по экономии- затрат, автор упоминает в первую очередь программы финансирования крупных установок и "больших проектов", последнее относится прежде всего к ядерным ИР. В то же время предполагается дальнейший рост затрат на промышленные, ориентированные на новую технологию программы, которые курируются министерством промышленности и внешней торговли.
Проект бюджета науки и технологии на 1998 фин.г. определяет общую сумму затрат в 3045,9 млрд. иен, что на 1,4% выше уровня предшествующего 1997 фин.г. Автор обращает внимание на то, что указанный показатель является самым низким за период с 1983 г. и ни в какое сравнение не идет о соответствующими данными за 1996 фин.г., когда прирост затрат по сравнению с 1995 фин.г. составил 12,5% (с.З).
Рост государственных затрат на науку и технологию изменил соотношение правительственных и частных вложений в общем объеме национальных затрат на ИР. Доля финансируемых промышленностью ИР снизилась с 78% в 1990 г. до 73% в 1994 г. Автор отмечает в этой связи, что пока нельзя утверждать о заметном воздействии увеличившегося правительственного бюджета науки на состояние этого сектора в целом, и в частности на повышение качества фундаментальных исследований (с.З).
Касаясь перспектив японских ИР, автор отмечает: Япония в течение ближайшего десятилетия сохранит свои позиции ведущего технологического конкурента на мировых рынках; она останется одним из мировых лидеров после США в качестве источника промышленных ИР. Здесь произойдет дальнейшее наращивание доли национальных затрат на ИР: по указанному показателю Япония уже опережает США - 2,6 % против 2,5 % в 1994 г. (с.З).
По сравнению с "благодатными" 80-ми годами затраты на ИР ‘ будут все в большей степени "сфокусированными", а труд ученых и инженеров отмечен возрастающей степенью интенсивности. Главная ^ идея, определяющая нынешнюю и будущую политику правительства и промышленных компаний в сфере ИР, состоит в том, что вложения
в эту деятельность являются самым важным условием экономического роста”.
Т. В Горбунова
98.04.016. ОДАГИРИ X., НАКАМУРА Е„ СИБАЯ М. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОНСОРЦИУМ КАК БАЗА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА КОМПЬЮТЕРА ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ (ЯПОНИЯ). ODAGIRI Н., NAKAMURA Y., SHIBUYA М. Research consortia as а vehicle for basic research: the case of a fifth generation computer project in Japan // Research policy. - Amsterdam, 1997. - Vol.26, №2. - P.191-207.
Х.Одагири - сотрудник Института политики и планирования науки при университете в г. Цукуба (префектура Ибараки, Япония); Е.Накамура работает в японском министерстве промышленности и внешней торговли; М.Сибая - в банке "Sakura" (г.Токио).
Японский опыт оригинальной организации работ над компьютерными системами пятого поколения авторы рассматривают, выделяя следующие моменты: общая оценка плюсов и минусов объединенных ИР; история организации проекта; структура деятельности Института компьютерной технологии нового поколения; положительные итоги; показатели количественной и качественной оценки проекта; может ли проект служить моделью будущей организации аналогичных работ. Каждому из перечисленных направлений посвящены специальные разделы реферируемой статьи.
Компьютерные системы пятого поколения (Fifth generation computer systems - FGCS), отмечают авторы во введении, привлекли внимание японского правительства и промышленности перспективой создания ЭВМ с самообучением и возможностью проведения логических операций. Соответствующий проект просуществовал с 1982 по 1995 г. Главным исполнителем ИР в рамках данного проекта стал Институт компьютерной технологии нового поколения (Institute for new generation computer technology - ICOT). Финансовую поддержку этому институту взяло на себя министерство промышленности и