Научная статья на тему '97. 03. 063. Ушаков Н. А. Правопреемство государств / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права - Уфа: Вост. Ун-т, 1996. - 147 с'

97. 03. 063. Ушаков Н. А. Правопреемство государств / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права - Уфа: Вост. Ун-т, 1996. - 147 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
982
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ 03.064 - - ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 063. Ушаков Н. А. Правопреемство государств / Вост. Ин-т экономики, гуманит. Наук, упр. И права - Уфа: Вост. Ун-т, 1996. - 147 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 97.03.001 -97.03.065

МОСКВА 1997

195

97 03 063

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

97 03 063 УШАКОВ НА ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ / Воет ин-т экономики, гуманит наук, упр и права - Уфа Воет ун-т, 1996 - 147 с

Работа посвящена юридическому анализу положений двух международных конвенций Венской конвенции о правопреемственности государств в отношении договоров 1978 г и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г , их доктринальному осмыслению и практике применения в международных отношениях

Применительно к международным отношениям и международному праву под правопреемством понимается переход в установленных международным правом случаях прав и обязательств субъекта международного права к другому его субъекту Общепризнанными субъектами международного права являются государства и международные (межгосударственные) организации Однако правопреемство международных организаций весьма редкое событие, редчайшее в случае универсальных международных организаций, открытых для участия всех государств Новой организации-преемницы и соответственно правопреемства обычно в этом случае не возникает Появляются, как правило, проблемы ликвидации имущества и сохранения архивов прекратившей существование организации, решаемые во взаимоотношениях ее государств-членов

В современном международном праве событиями (юридическими фактами), порождающими правопреемство государств, являются три блока случаев изменения юридического статуса их территории: когда часть государственной территории становится частью территории другого государства или когда зависимая территория присоединяется к существующему государству; когда на зависимой территории возникает новое независимое государство; когда два или несколько государств объединяются в единое государство или когда на территории какого-либо государства возникает два или несколько самостоятельных государств. В случае изменения в государстве правящего режима правопреемства как такового в международном праве не возникает. Обе конвенции понимают под "правопреемством государств" смену одного государства другим в несении ответственности по международным отношениям какой-либо территории.

В зависимости от предмета правопреемства сторонами правоотношений в них выступают: по межгосударственным договорам - государство-перемник и то государство, которое стало либо участником договора между ним и государством-предшественником, либо договаривающимся государством, либо приняло текст договора под условием последующего утверждения или ратификации; в случае правопреемства государственной собственности - государство-преемник и государство-предшественник, либо государства-преемники, если государство-предшественник прекратило свое существование. Другое государство становится участником таких правоотношений только тогда, когда на его территории находится какая-либо часть собственности государства-предшественника. Сторонами правоотношений правопреемства государственных архивов становятся практически государство-преемник и государство-предшественник, либо государства-преемники; по государственным долгам - государства преемник и предшественник в качестве должников и другое государство - держатель долговых требований, либо государства-преемники как должники и государство-держатель долговых требований.

Далее автор последовательно раскрывает правопреемство международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и долгов, следуя тексту Венских конвенций

1978 и 1983 гг. Для целей правопреемства государствами договоров важную роль играет также Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В соответствии с этой конвенцией имеет место правопреемство только тех договоров, на которые она распространяется, т.е. договоров между государствами. Подчеркивается, что сущность правопреемства в отношении договоров являются последствия правопреемства государств как такового для договоров государства-предшественника. Сами же эти договоры остаются неизменными.

Венская конвенция 1978 г. основывается на принципе "изменчивости территориальных пределов применения договоров", а также на общепризнанной норме права договоров между государствами, изложенной в ст. 29 Венской конвенции 1969 г., гласящей: "Если иное намерение не явствует из договора или не установлено другим образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории", т.е. если территория государства-предшественника изменилась, то изменился и пространственный предел применения его договоров. Если государство-предшественник перестало управлять зависимой территорией, то его договоры также утрачивают силу применительно к этой территории.

Обширная часть Конвенции 1978 г. посвящена правопреемству договоров новыми независимыми государствами. Общее правило гласит: "Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств". Иным образом, новое независимое государство не связано договорами государства-предшественника, в отношении которого последнее выразило согласие на обязательность для него этих договоров и распространяло их на зависимую территорию, которой оно управляло. В этом правиле выражен так называемый принцип tabula rasa, т.е. чистой дощечки или листа. Что касается правопреемства многосторонних договоров, то оно осуществляется новым независимым государством путем уведомления о правопреемстве или путем направления соответствующих грамот о ратификации, принятии или утверждении договора. В отношении двухсторонних договоров государства-

предшественника, вступивших в силу и применявшихся к данной территории, для нового государства сохраняется принцип tabula rasa.

Часть статей Венской конвенции 1978 г. посвящена правопреемству в случае объединения, отделения или разъединения государств. Новое государство, образованное путем объединения, становится субъектом международного права. Согласно ст. 31 п 1. "Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства государств в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника, за исключением случаев, когда: а) государство-преемник и другое государство-участник или другие государства-участники договорились об ином; или б) из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия". Положения этого пункта излагают общий принцип правопреемства договоров в случае объединения или отделения государств, а именно - принцип континуитета действующих договоров. Этот принцип противоположен принципу tabula rasa, лежащему в основе правопреемства договоров новыми независимыми государствами. Суть указанного принципа: договоры продолжают связывать новое государство и других участников, если нет оснований прекратить их применение.

В случае отделения государства или разделения государства действует тот же принцип континуитета ipso jure договоров государства-предшественника в новых территориальных пределах каждого из государств-преемников и в новых территориальных пределах государства-предшественника, когда последнее продолжает существовать. Специальное исключение - локализованный договор, касающийся территории лишь одного из государств-преемников.

Венская конвенция 1983 г. решает проблемы правопреемства государственной собственности, государственных архивов и долгов. Автор раскрывает положения статей, относящиеся к определенным категориям правопреемства государств. Так, конвенция содержит нормы правопреемства государственной собственности в случаях передачи части территории государства другому государству; образования нового независимого государства; объединения

государств; отделения части или частей территории государства и разделения государств.

Материальные нормы Конвенции о правопреемстве государствами-преемниками государственной собственности государства-предшественника основываются на практике государств и в этом смысле являются кодифйкацией обычных международно-правовых норм и служат лишь ориентиром для решения соответствующих проблем заинтересованных государств. Международно-правовая норма отсылает здесь к внутреннему праву государств, поскольку любой вид собственности в пределах данного государства существует лишь на основании его национального права, и принадлежность данной собственности тому или иному субъекту этого национального права также определяется в соответствии с этим правом. Если возникает спор о принадлежности данной собственности иностранному государству-предшественнику, то он, если заинтересованные государства не договорились об ином, подлежит разрешению компетентными органами данного государства на основании как его собственного национального права, так и национального права государства-предшественника.

Е.В.Алферова

97.03.064. СМУЛЬСКИЙ C.B., ПРОСКУРИН С.А., ПУТИЛИН Б.Г. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНФЛИКТА / Под общ. ред. Мунтяна М.А.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 103 с. - Библиогр.: с. 101-102.

В книге предпринята попытка системного освещения природы и содержания конфликтов в сфере международных отношений, их типологизации, опыта разрешения конфликтных ситуаций. Прежде всего авторы исследуют методологические проблемы теории социального конфликта: понятие социального конфликта; сферы его проявления и типология; структура, процесс и функции социального конфликта. Далее речь идет о международном конфликте, его причинах, формах проявления и характере развития.

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.