Научная статья на тему '97. 02. 053. Аджиев A. M. зарубежный опыт решенияпроблем занятости/ ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т соц. -экон. Исслед. Махачкала, 1995. 16 с'

97. 02. 053. Аджиев A. M. зарубежный опыт решенияпроблем занятости/ ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т соц. -экон. Исслед. Махачкала, 1995. 16 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ -ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 053. Аджиев A. M. зарубежный опыт решенияпроблем занятости/ ДАГ. Науч. Центр РАН. Ин-т соц. -экон. Исслед. Махачкала, 1995. 16 с»

российская академия наук

институт наумвзюамммцшя по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

реферативный журнал серия 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс рж 2 индекс серии 2.2 рефераты 97.02.001-97.02.095

москва 1997

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

97.02.053. АДЖИЕВ A.M. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ/ Даг. науч. центр РАН. Ин-т соц.-экон. исслед. - Махачкала, 1995. - 16 с.

В эволюции послевоенной политики занятости промышленно развитых стран (ПРС) автор выделяет четыре этапа.

Первый этап приходится на начало 60-х годов и продолжается до середины 70-х годов, когда в обстановке экономического подъема и нехватки рабочей силы главной задачей государственной политики становятся развитие человеческих ресурсов, ориентация рабочей силы на структурные изменения в экономике, смягчение социальных последствий циклических колебаний производства. На этом этапе создаются организационные структуры рынка труда, а также научные центры по изучению проблем этого рынка.

Второй этап приходится на завершение глубокого экономического кризиса 70-х годов, когда в результате резкого роста безработица приобрела массовый и длительный характер. На этом проводится линия на децентрализацию и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости, повышается роль государственного субсидирования найма, в первую очередь молодежи и лиц слабой социальной защищенности. Важным средством создания рабочих мест становятся общественные работы.

Третий этап развернулся в начале 80-х годов и характеризовался повышением прибыльности и

конкурентоспособности производства. На этом этапе осуществляется курс на либерализацию правил рынка и увольнения; для ограничения предложения рабочей силы поощряются частичная и временная занятость, досрочный перевод на пенсию, ограничение притока рабочей силы; стимулируется мелкое предпринимательство

С конца 80-х годов начался четвертый этап, характеризующийся существенным замедлением экономического роста. В этих условиях потребовалась новая стратегия регулирования занятости, которая связывает увеличение числа рабочих мест с широким участием трудящихся в экономической и общественной деятельности, с их приобщением к предпринимательству. Главной целью современной политики занятости является повышение трудового потенциала отрасли путем выявления способностей людей, создания более эффективной системы распределения труда.

Среди приоритетных направлений в стратегии развития занятости называются: сочетание материальной поддержки безработных и других функций службы занятости с использованием всех имеющихся активных средств (обучение, субсидии для найма, поддержка создания собственного дела); обеспечение взаимодополняемости внутреннего и внешнего рынка труда; замещение пассивных мер, связанных с перераспределением доходов, активными.

Среди тактических решений автор считает чрезвычайно важным государственное содействие малому бизнесу, работающему непосредственно на рынок. Малые предприятия (МП), производя продукцию потребительского назначения, в большей степени, чем крупные, содействуют ускорению темпов структурных преобразований в экономике, способны быстро менять ассортимент, осваивать новые виды продукции, выпускать мелкие партии товаров по индивидуальному заказу, приспосабливаясь к меняющимся требованиям рынка.

Начавшийся в 90-е годы переход к рыночной экономике в восточноевропейских странах, казалось бы, должен был способствовать развитию МП. Но пока наметился спад в сфере частного бизнеса по причине отмены налоговых льгот, ужесточения условий кредитования, увеличения барьера спроса. Результатом явилась ликвидация или приостановление деятельности многих МП в сфере производства и услуг. В Польше, например, в течение 11 месяцев 1990 г. было создано 93 тыс. новых частных фирм, а ликвидированы или приостановили деятельность - 108,6 тыс.(с.6). Социологический опрос показал, что только 36% руководителей планируют расширение деятельности своих МП, остальные либо не предусматривают изменений (45%), либо хотят сократить масштабы

ю*

деятельности (с.7). Трудности, мешающие частным предприятиям развиваться, польские ученые объединяют в три основные группы: организационного, правового и экономического характера. Первые включают проблемы, связанные с производственными помещениями, снабжением фирм сырьем и оборудованием; вторые -с несовершенством действующего законодательства. Но основные препятствия на пути развития МП имеют экономический характер и связаны с финансово-кредитной политикой государства и барьером спроса.

Большинство опрошенных (61,4%) указывают на отрицательное влияние условий кредитования на развитие МП, рост числа занятых. Не способствует этому и налоговая система. Для развития малого частного бизнеса необходимо создание широкомасштабных программ, включающих: во-первых, создание благоприятной правовой среды (стимулирующих развитие МП финансовых и налоговых условий); во-вторых, создание в обществе соответствующего стимулирующего "предпринимательского" климата, повышение престижа частного предпринимательства; в-третьих, обеспечение свободного доступа лицам, желающим заняться частным бизнесом, к информации, консультациям. Важная роль в обеспечении этих программ отводится службе занятости, которая должна оказывать предпринимателям финансовую поддержку за счет средств фонда содействия занятостит. Кроме этого фонда в ряде стран созданы и другие целевые фонды помощи мелким предпринимателям.

Рассматривая вопросы профессиональной подготовки в ПРС, автор счел наиболее интересным опыт Японии. Японская система профподготовки делится на три звена: первое - начальная подготовка молодежи, окончившей школу (один - два года); второе -переподготовка лиц, уволенных с работы или нуждающихся в переподготовке (от трех месяцев до года): третье - повышение квалификации для лиц, имеющих рботу, но испытывющих затруднения из-за недостаточной профессиональной подготовки (на краткосрочной основе, главным образом по 12-часовой программе). Во второй половине 60-х годов, когда японская экономика вступила в период интенсификации на базе достижений НТП и потребовались высококвалифицированные кадры новых специальностей, эта система перестала удовлетворять запросы общества. Потребовалась

ее реорганизация. В том же направлении действовало и стремление к непрерывному самосовершенствованию через обучение, коренящееся в сознании японцев, что соответствует концепции непрерывной профессиональной подготовки.

Современный рынок труда в западных странах опирается на мощные организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, национальную систему образования. Автор называет три формы социальной помощи трудящимся ПРС, потерявшим работу, и членам их семей: пособия по безработице, помощь по безработице, "коммунальная помощь". Пособия в большинстве ПРС составляют до 60-70% от средней зарплаты и выделяются из фонда по безработице. В ФРГ в его создании участвуют в равных долях трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше -соответственно 70 и 60%, а в США и Италии фонд создается полностью за счет средств работодателей. Сроки выплаты пособий везде ограничены - от 7,5 месцев в США до 26 и 65 месяцев в Германии и Франции (с. 14). По истечении этого срока выделяется помощь по безработице. Наконец, если человек не работает и не может получать пособие по безработице, местные органы выделяют без ограничения срока ему и его семье денежные средства и оплачивают пользование коммунальными услугами.

Большое значение в ПРС придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и

предпринимательской деятельности. В Швеции, например, мелкое и семейное предпринимательство поощряется государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал владельца может составить 10%; 70% дают государственные субсидии, оставшиеся 20% составляют кредиты. На четыре года предприятия освобождаются от налогов, для увеличения региональной мобильности им компенсируются транспортные ресурсы и расходы по переезду на новое место работы. На государственное регулирование занятости расходуются большие средства - от 1,6% ВВП в Италии до 3,1% - во Франции (с. 15).

Как показывает западный опыт, широкое поле для личной инициативы в вопросах трудоустройства, создания безработными собственного дела лткрывает сфера услуг. В США и

западноевропейских странах в периоды структурных кризисов при резком сокращении занятости на крупных предприятиях новые рабочие места создавались именно в сфере мелкого и среднего бизнеса: в Великобритании с 1979 по 1986 г. при сокращении наемных работников на 7% численность мелких собственников в сфере услуг увеличилась на 38%(с. 15).

Большое значение при решении проблем занятости имеет организация общественных работ (строительство и ремонт дорог, мостов). В любом случае поддержание стабильных темпов экономического роста считается главным направлением обеспечения занятости. Как правило, правительство создает фонды финансирования этих работ, но за их реализацию отвечают местные органы власти.

В заключение автор подчеркивает, что формирование рынка труда в ПРС не обходится без государственного вмешательства. На аналогичной основе будет, вероятно, формироваться и российский рынок труда, но здесь необходимо ограничивать государственное вмешательство с тем, чтобы не мешать развитию рыночных отношений, не лишать рабочих и предпринимателей свободы выбора. В то же время государство должно играть большую роль в качестве катализатора сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов и местных органов власти в обеспечении эффективной занятости.

В.И.Шабаева

97.02.054. ХЕВЕЛЛ К. РАБОЧИЕ МЕСТА ИЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

HEWELL Chr. Jobs versus pollution // Labour research. - L., 1996. -Vol.85, N 4. - P. 15-16.

Имевший место в прошлом конфликт сторонников сохранения и расширения занятости, с одной стороны, и защитников окружающей среды, с другой, отмечает английский специалист в области экологии, в основном исчерпал себя. Об этом свидетельствуют, итоги проведенной в феврале 1996 г. в Великобритании конференции "Работа ради зеленого будущего". Экологи и профлидеры согласились, что полная занятость и экономическое процветание могут идти рука об руку с сохранением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.