2000.03.036. ЗАНЯТОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ: РАБОЧИЕ МЕСТА, ИНФЛЯЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Employment and economic performance: Jobs, inflation, a. growth /Ed. by Michie J., Smith J.G. — Oxford: Oxford univ. press, 1997. — XVI, 262 p. — Библиогр. в конце ст.
Сборник подготовлен западными экономистами с целью привлечь внимание правительств промышленно развитых стран (ПРС) к проблеме занятости в связи с ростом уровня безработицы (в том числе в скрытой форме) в последние 20 лет. Сборник состоит из предисловия почетного профессора Кембриджского университета Б.Реддауэя, введения и четырех разделов (объединяющих 11 глав, написанных английскими и американскими экономистами), посвященных проблемам безработицы и неравенства, оплаты труда и занятости, политике в области занятости.
Авторы признают существование больших трудностей в реализации экономической политики в целом и политики в области занятости в частности. Кроме достижения полной занятости в ПРС есть и другие приоритеты, в том числе рост реального национального дохода, достижение равенства в доходах или возможностях, обеспечение свободы людей в принятии решений, достижение положительного сальдо платежного баланса. Среди населения ПРС существуют разные оценки значимости проблемы занятости на фоне прочих проблем. При этом, очевидно, что во многих ПРС достижение полной занятости является весьма отдаленной целью, учитывая, в частности, что многие правительства не считают ее зоной своей ответственности.
Первый раздел посвящен глобальным сдвигам в сфере занятости и перспективам расширения занятости. Профессор Кембриджского университета А.Сингх (A.Singh) анализирует экономические отношения Север-Юг, уровень занятости в мире и в ПРС, преимущественно в Великобритании и ФРГ. Нынешняя эйфория в экономических сферах, считает автор, относительно перспектив либерализации и глобализации не оправдана как с точки зрения теории, так и практики. Ведущие ПРС активно осуществляли меры по либерализации мирового экономического механизма с начала 80-х годов, однако конечные результаты их действий неутешительны из-за негативных процессов в экономике отдельных стран. По мнению автора, современные политические режимы не способны обеспечить существенное ускорение экономического роста, необходимое для обеспечения приемлемого с точки зрения общества уровня занятости. Это в будущем будет создавать угрозу процессу либерализации. Хотя
либерализация и глобализация могут не обеспечить быстрый экономический рост, сохраняется потребность в стабилизации либерального мирового экономического порядка. Автор наметил альтернативную стратегию достижения устойчивого роста реального мирового спроса и производства. Эта стратегия вместо ограниченно рыночных мер на первое место выдвигает проведение совместных экономических мер странами и отдельными регионами.
Профессор экономики университета Калифорнии Риверсайд (США) Р.Поллин (R.Pollin) и докторант того же университета Э.Зарт указывают, что на общем фоне высокой безработицы среди ПРС экономика США за последние 25 лет была исключением: в стране было создано несколько миллионов новых рабочих мест. В то же время материальное благополучие большинства населения США осталось на прежнем уровне или даже ухудшилось: все более сложно найти стабильное рабочее место, которое позволяет зарабатывать на жизнь. Резко возросло неравенство в доходах и богатстве, в частности из-за сильного повышения уровня жизни 1% самых богатых семейств. Пока не будут успешно решены проблемы расширения производства и распределения доходов, нет необходимости, по мнению авторов, углубляться в вопросы мировой конкуренции и научно-технического прогресса, которые часто влекут за собой ухудшение условий жизни для большинства населения.
Президент Куинс колледжа Кембриджского университета Дж.Итуэлл (J.Eatwell) рассматривает эффективный спрос и скрытую безработицу в ПРС. Он отмечает общий рост безработицы в ПРС и различие в масштабах этого роста между ПРС Европейского союза (ЕС), с одной стороны, и Японии и США — с другой. Это различие, по его мнению, вызвано взаимодействием сдвигов в эффективном спросе и в структуре национальных рынков труда. Занятость, созданная благодаря политике на рынке труда, может оказаться излишней с точки зрения роста эффективного спроса. Если затраты на дополнительную занятость будут превышать расходы на пособия по безработице, то эта занятость будет малопроизводительной и для ее сохранения потребуются субсидии или специальный механизм защиты. Такую занятость можно считать замаскированной безработицей. Более высокий уровень эффективного спроса приведет к перемещению людей на рабочие места с более высокой производительностью.
Второй раздел посвящен проблемам безработицы и неравенства. Политический консультант Кембриджского университета Р.Тарлинг
(R.Tarling) и сотрудник департамента прикладной экономики Кембриджского университета Ф.Уилкинсон (F.Wilkinson) считают, что низкая оплата и плохие условия труда являются средством, с помощью которого компании компенсируют свою слабость и недостатки, в том числе организационную и управленческую неадекватность, использование устаревшего оборудования, низкую конкурентоспособность своей продукции. В результате выживают отсталые с точки зрения технологии и менеджмента компании, сохраняются низкий уровень производительности и медленные темпы внедрения новой технологии, а в более широком плане — создается среда, в которой предпринимательство основывается на ухудшении условий занятости и эксплуатации малооплачиваемых работников.
Если компании не соответствуют требованиям конкуренции, они сталкиваются с сокращением рынка для своей продукции, хотя при этом, сокращая издержки на рабочую силу, они могут сохранить жизнеспособность и даже значительную долю рынка. Однако это окажется только краткосрочным эпизодом. Длительные перспективы компании зависят от успехов в неценовой конкуренции, что предполагает большое внимание к НИОКР, внедрение их результатов, позволяющих улучшить дизайн и качество продуктов.
Профессор Лондонской школы бизнеса Б.Генри (B.Henry) и профессор университета Лейчестера К.Ли (K.Lee) пытаются ответить на вопрос, существуют ли признаки того, что бихевиористские отношения, которые определяют уровни оплаты труда и занятости, изменились в результате последних реформ. При этом они уделяют особое внимание взаимодействию оплаты труда и уровня безработицы. Они дают пессимистическую оценку деятельности институтов по обеспечению занятости в Великобритании за последние 10-15 лет.
Преподаватель Центра исследования бизнеса Кембриджского университета С.Дикин (S.Deakin) и профессор Кингс колледжа в Лондоне К.Эвинг (K.Ewing) предлагают систему юридических институтов по регулированию труда, которые должны быть созданы в Великобритании для повышения конкурентоспособности ее экономики без использования безработицы как инструмента по поддержанию дисциплины труда. Основными элементами подобной системы должны стать: гарантия представительства работников в руководящих органах компании; создание механизма стимулирования рамочных соглашений на уровне отрасли по таким вопросам, как продолжительность рабочего времени и разделение
ответственности работников между семейными и профессиональными обязанностями, что предусмотрено в законодательстве ЕС; принятие минимума гарантий в области оплаты и условиях труда, в частности, гарантированного минимума зарплаты и гарантий проведения переговоров на уровне отрасли; принятие трудового законодательства, предусматривающего защиту основных прав наемного работника. По мнению авторов, представления о конфликте между правом на занятость и процессами модернизации экономики преувеличены, а трудовое законодательство должно быть усилено за счет координации социальной и экономической политики.
В третьем разделе рассматривается стратегия оплаты труда и занятости. Сотрудник центра экономического развития Лондонской школы экономики П.Робинсон (P.Robinson) считает слишком вольными трактовки показателей естественного уровня (natural rate) и не усиливающего инфляцию уровня безработицы (non-accelerating inflation rate of unemployment).
Преподаватель университета Аделаиды (Австралия) Г.Харкурт (G.Harcourt) предлагает программу действий для обеспечения стабильной полной занятости. По мнению автора, можно использовать ранее предложенную концепцию, согласно которой обеспечение наиболее благоприятных условий для высоких темпов экономического роста возможно за счет высоких темпов развития процветающих и свертывания депрессивных отраслей. Это позволит переместить рабочую силу из депрессивных в процветающие отрасли. Экономика страны в целом должна быть достаточно гибкой, должна существовать возможность перемещения ресурсов из отраслей с высокими издержками и себестоимостью продукции в отрасли с низкими издержками и низкой себестоимостью продукции. Для это требуются высокие темпы инвестирования, позволяющие быстро изменять структуру производства в соответствии со спросом, повышать производительность труда в тех отраслях, где технический прогресс осуществляется быстрее всего.
Сотрудник Кембриджского университета Дж.Г.Смит (J.G.Smith) отмечает, что в настоящее время важно сделать фундаментальный социальный и политический выбор - либо высокая безработица как цена за снижение инфляции, либо отказ от подобного жесткого метода регулирования инфляции. По мнению автора, подобный выбор предусматривает участие правительства, предпринимателей и профсоюзов в национальной дискуссии по вопросу о политике полной занятости и обеспечении инве-
стиций со стороны компаний с учетом тенденций в изменении спроса и предложения. При этом следует учитывать возможность возникновения нехватки работников определенных профессий и квалификации, что потребует принятия соответствующих программ в области образования и профессиональной подготовки.
Четвертый раздел, посвященный политике полной занятости, начинается статьей сотрудника Оксфордского университета А.Глена ^^уп), в которой рассматриваются возможности финансирования расширенных программ сокращения безработицы в Великобритании. Как отмечает автор, существуют ограничения на увеличение такого финансирования, поскольку это приведет к росту государственной задолженности. Кроме того, существует неопределенность в отношении реакции частного сектора на программы с преимущественно государственным финансированием и в отношении возможных налоговых поступлений от частного сектора. Может оказаться нежелательным повышение уровня налогообложения без улучшения государственных услуг, замедления роста неравенства и повышения уровня занятости. Учитывая относительно низкий уровень налогообложения в этой стране, значительное увеличение бедности и недостаточность социальных услуг, осуществление программ сокращения безработицы возможно лишь при значительных государственных расходах. Восстановление прогрессивного налогообложения с целью увеличения государственных доходов означало бы увеличение налогового бремени для 10-процентного дециля самых богатых, а в более длительной перспективе — для среднего класса, что едва ли встретит поддержку населения.
Сотрудники Кембриджского университета М.Китсон (M.Kitson), Дж.Мичи (J.Michie) и Х.Сатерленд (H.Sutherland) оценивают расходы на экономическую политику, направленную на расширение занятости, и воздействие сокращения безработицы на госбюджет, в том числе прямое (в результате изменения уровня пособий по безработице и налоговых поступлений) и косвенное (в результате изменений системы поддержания доходов, жилищных субсидий). При расширении занятости в государственном секторе Великобритании путем создания 1 млн. рабочих мест (что реально, оправдано экономически и политически) можно получить несомненные выгоды в виде улучшения образования, здравоохранения, жилищного строительства.
Авторы отмечают, что безработица является не только несомненным социальным злом, но и колоссальным экономическим расточитель-
ством. Растущая безработица увеличивает заболеваемость населения, преступность (особенно квартирные кражи). Она является главной причиной угрожающего роста неравенства и бедности в Великобритании и прочих ПРС. В частности, в Великобритании с 1979 г. богатство высшего дециля населения возросло на 60%, а низшего — сократилось на 20%, неравенство в оплате достигло наивысшего уровня с 1886 г. Подобное неравенство и бедность оказали отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку ресурсы перераспределялись в пользу более обеспеченных семей, которые тратили большую часть своих доходов на покупку импортных товаров; на реальную экономику, поскольку сократились потребительские расходы, которые стимулируют производственные процессы; на государственный бюджет, в связи с сокращением налоговых поступлений. Рост бедности означает рост государственных расходов на пособия и поддержание доходов, что означает перераспределение бремени социальных расходов предпринимателей на налогоплательщиков.
В подобных условиях многие экономисты сомневаются в способности правительств ПРС создавать рабочие места и сократить неравенство. Однако многие эксперты настроены оптимистично, считая, что государство может создавать не просто рабочие места, а высокооплачиваемые места, которые не только удовлетворят социальные потребности, но и обеспечат экономическое процветание. Это может стать альтернативой высокой безработице и социальному и экономическому неравенству.
В.Г.Былов