Научная статья на тему '2001. 03. 051. Хайтгер Б. , Шрадер К. , штен Й. Торговля, технология и занятость. Heitger B. , Schrader K. , stehn J. Handel, Technologie und Beschaftigung. Tubingen : Mohr, 1999. XII, 167 S'

2001. 03. 051. Хайтгер Б. , Шрадер К. , штен Й. Торговля, технология и занятость. Heitger B. , Schrader K. , stehn J. Handel, Technologie und Beschaftigung. Tubingen : Mohr, 1999. XII, 167 S Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФРГ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ И ЗАНЯТОСТЬ - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ЗАНЯТОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 051. Хайтгер Б. , Шрадер К. , штен Й. Торговля, технология и занятость. Heitger B. , Schrader K. , stehn J. Handel, Technologie und Beschaftigung. Tubingen : Mohr, 1999. XII, 167 S»

2001.03.051. ХАЙТГЕР Б., ШРАДЕР К., ШТЕН Й. ТОРГОВЛЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ЗАНЯТОСТЬ.

HEITGER B., SCHRADER K., STEHN J. Handel, Technologie und Beschaftigung. - Tubingen : Mohr, 1999. - XII, 167 S.

Как отмечают авторы исследования, противники международной торговли (МТ) считают, что наибольший ущерб она наносит неквалифицированной рабочей силе в относительно богатых странах; сторонники МТ, напротив, указывают на ее положительное воздействие и существенный вклад в повышение благосостояния людей во всем мире. Кроме того, по их мнению, не МТ, а прогресс трудосберегающих технологий является причиной бедствий неквалифицированных работников.

Межотраслевые структурные изменения в МТ в настоящее время быстро усиливаются. В результате реформ в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и в Китае в мировую экономику включаются ранее сравнительно замкнутые густонаселенные регионы. Укрепляет свои позиции в международном разделении труда Индия. В результате предложение неквалифицированной рабочей силы на мировых рынках быстро растет. Одновременно на мировых рынках происходит интенсификация внутриотраслевого разделения труда между высокоразвитыми экономиками. Меж- и внутриотраслевые структурные изменения в международном разделении труда сопряжены со значительными структурными проблемами на рынке рабочей силы (которые в конечном счете оборачиваются высокой безработицей).

В настоящее время предметом оживленного обсуждения является возрастающая дифференциация заработной платы между высоко- и малоквалифицированной рабочей силой, особенно в США. В ходе дебатов появилось два объяснения этой тенденции: «торговый лагерь» объясняет расхождение в зарплате углублением межотраслевого разделения труда между промышленно развитыми странами (ПРС) и «пороговыми» странами; конкурирующий «технологический лагерь» -прогрессом трудосберегающих технологий.

Развитие региональной структуры в международном разделении труда характеризуется прежде всего (за исключением стран ЦВЕ) высокой динамикой трансграничных товарообменов внутри торговых блоков. Так, доля внутриазиатской торговли в общем объеме мировой торговли увеличилась за период 1980-1996 гг. почти на 50%. В Западной Европе внутрирегиональная торговля тоже приобретает все больший вес - в мировом товарообмене она составляет более 30% (с.5). Торговые потоки внутри Северной Америки тоже развиваются весьма динамично.

Однако при этом следует отметить и высокие темпы роста азиатского экспорта в Северную Америку.

В странах Западной Европы и Северной Америки в 1989-1995 гг. отмечается тенденция к сокращению занятости в промышленности. Такое же развитие наблюдается сейчас и в Японии. Изменение занятости в промышленности можно объяснить интенсификацией технологического прогресса в отдельных отраслях промышленности, что предполагает и повышение уровня квалификации рабочей силы. Анализируя общую занятость, авторы подразделяют промышленность на четыре сектора в зависимости от используемых технологий: высокие технологии, высокие средние, низкие средние и низкие технологии. Исследования охватывают Германию, США, Японию, Францию и Великобританию за период 1980-1994 гг.

По сравнению с другими ПРС, в Германии доля занятых в высокотехнологичном секторе (производство бытовой техники, авиационной техники), несмотря на некоторое увеличение с начала 80-х годов, осталась сравнительно низкой. Во всех рассматриваемых странах в этот период не отмечено существенных изменений доли высокотехнологичных отраслей; соответственно, занятость в этом секторе выросла не очень сильно.

Сектор более высоких средних технологий (машиностроение, электроника) традиционно является сферой наибольшей занятости в Германии. В период 1990-1994 гг. на него приходилось более 47% занятых. Такого высокого показателя нет ни в одной другой ПРС (с.14). Занятость в отраслях высоких средних технологий заметно выросла в Германии в 80-х годах, тогда как в США и Великобритании здесь наблюдалась тенденция к небольшому снижению.

Во всех странах отмечено небольшое сокращение доли занятости в отраслях, относящихся к группе низких средних технологий. В Германии на эту группу приходится порядка 28% занятых. Это самый высокий показатель среди обследованных стран. Основная часть занятых здесь работает на предприятиях металлообрабатывающей, металлургической промышленности и в производстве синтетических материалов.

По сравнению с другими ПРС уровень занятости в сфере низких технологий в Германии невысок: в период 1990-1994 гг. на него приходилась примерно четвертая часть занятых, тогда как в США -почти 38% (с.15). Разная значимость технологических секторов объясняет и квалификационную структуру занятых: в отраслях высоких технологий более высокая доля высококвалифицированных работников и

оплата труда выше средней; в отраслях низких технологий занято относительно большое число низкоквалифицированных работников, получающих оплату ниже средней.

В рассмотренных ПРС при анализе были выделены четыре квалификационные группы занятых: высоко- и низкоквалифицированные служащие и высоко- и низкоквалифицированные рабочие. В высокотехнологичных отраслях (высокие и высокие средние технологии) всех пяти стран отмечена довольно высокая доля высококвалифицированных служащих. По мере снижения уровня технологий доля этой группы уменьшается. Менее очевидной является связь между уровнем используемых технологий и рабочими низкой квалификации. Только в США и во Франции со снижением технологического уровня отрасли наблюдается заметный рост доли низкоквалифицированных рабочих. В Германии, напротив, эта зависимость не так однозначна.

Как и в других ПРС, в Германии доля рабочих в отраслях низких средних и низких технологий выше. Она составляет около 70% всех занятых (с .17). Именно в двух секторах происходит процесс структурной перестройки, который уже привел к заметному снижению занятости, особенно за счет низкоквалифицированных рабочих. Это объясняет быстрый рост с начала 90-х годов доли безработных среди рабочих низкой квалификации.

Анализируя взаимозависимость межотраслевого разделения труда и национальной структуры занятости, авторы приходят к выводу, что относительно высокая безработица среди низкоквалифицированной рабочей силы в Германии лишь отчасти объясняется интенсификацией межотраслевого разделения труда. Выяснилось, что динамика и структура сравнительной конкурентоспособности отраслей соответствуют ожидаемой динамике международного разделения труда. Тем не менее отрасли промышленности с долей низкоквалифицированных рабочих выше среднего уровня в плане международной торговли, особенно с РС, находятся в менее выгодной ситуации.

О значительном влиянии внешней торговли на занятость неквалифицированных рабочих свидетельствует также оценка спроса на рабочую силу. Она показывает, что основную роль здесь играли технологический прогресс (и/или обусловленные спросом изменения в квалификационной структуре рабочих), а также изменения в зарплате. Таким образом, констатируют авторы, значительная часть проблем на немецком рынке рабочей силы обусловлена не столько

внешнеэкономическими факторами, сколько технологическими и политикой оплаты труда.

Далее авторы рассматривают внутриотраслевое разделение труда и национальную структуру занятости. Внутриотраслевая торговля включает трансграничные обмены различными продуктами внутри одной товарной группы. С ростом дифференциации продуктов доля этой торговли возрастает. Как показали итоги развития за два последних десятилетия, интенсификация внутриотраслевой торговли может оказывать воздействие на структуру занятости внутри страны. При этом авторы исходят из того, что внутриотраслевая торговля характеризуется преимущественно обменом вертикально (качественно)

дифференцированных товаров внутри отдельной категории продуктов. Как и межотраслевая, внутриотраслевая торговля может влиять на динамику доходов и безработицу среди низкоквалифицированных рабочих в ПРС. Исследование структуры цен при вертикальной внутриотраслевой торговле показало, что увеличение обмена вертикально дифференцированными товарами до сих пор почти не влияло на структуру занятости в ФРГ.

Несмотря на небольшое влияние международной торговли на рост безработицы среди низкоквалифицированных рабочих, в будущем в Германии все равно придется проводить стратегию соответствующего приспособления национального рынка рабочей силы. Такая стратегия фактически уже осуществляется через протекционистские меры. С помощью этих мер можно замедлить сокращение числа рабочих мест в трудоемких отраслях экономики, однако такая защита занятости связана со значительными издержками.

Задержка структурных преобразований в промышленности препятствует получению выгод от специализации на производстве наукоемких товаров. Исследование, проведенное под эгидой ОЭСР в 1998 г., показало, что у стран, активно проводивших политику либерализации торговли, за пять послевоенных десятилетий темпы экономического роста были почти в два раза выше, чем в странах, масштабы открытия экономики которых были ограничены (с.130).

Учитывая влияние внешней торговли на внутриэкономические пропорции, следует подумать о стратегии, которая позволит компенсировать потери от структурных изменений, обусловленных торговлей, за счет перераспределения выгод от ее либерализации. Для выравнивания возможностей получения доходов от внешней торговли в ПРС используется обычно политика перераспределения доходов и социального обеспечения. Интенсификация международного разделения

труда до середины 80-х годов сопровождалась постоянным увеличением государственных социальных расходов в США, Японии, Германии, Франции и Великобритании. В последующий период социальные расходы этих стран стабилизировались на высоком уровне.

Среди аргументов против использования политики перераспределения доходов авторы особо выделяют два: во-первых, постоянное расширение социальных программ не может решить основные проблемы приспособления рынка рабочей силы, вызванные меж- и внутриотраслевым разделением труда, но может стать причиной банкротства национальной экономической политики; во-вторых, национальная экономическая политика оказывается перед труднейшей дилеммой, поскольку, с одной стороны, в ответ на углубление международной экономической интеграции приходится увеличивать социальные расходы, а с другой, - противостоять постоянному

разрушению налоговой базы внутри страны.

В этих условиях автор считает целесообразным использовать стратегию, которая предоставила бы «жертвам» мировой экономической интеграции новые возможности занятости. В центре этой стратегии должны быть мероприятия, обеспечивающие постоянное приспособление квалификационной структуры работающих к требованиям, появляющимся в ходе интеграции. Интенсификация межотраслевого разделения труда ведет к сокращению промышленного сектора и численности рабочей силы, занятой физическим трудом. Внутриотраслевое разделение труда затрагивает в большей степени работников средней квалификации. Вертикальная внутриотраслевая торговля требует постоянного расширения номенклатуры продуктов, а следовательно, профессиональной гибкости занятой рабочей силы. Полученная в результате профессионального обучения квалификация быстро утрачивает свою ценность, поэтому должна постоянно расширяться и обновляться. Структура предложения рабочих мест тоже приспосабливается к меняющимся требованиям в отношении качества труда. В период 1953-1989 гг. в Германии было ликвидировано почти 4,7 млн. рабочих мест (из них 2,4 млн. - в промышленности), но одновременно на 5,3 млн. рабочих мест увеличилось предложение рабочих мест для квалифицированной рабочей силы, из них 3,7 млн. - в секторе услуг (с .133).

Немецкая система профессионального образования весьма дифференцирована, она готовит специалистов по 360 профессиям, при этом преобладающая часть курсов обучения рассчитана на промышленность и ремесленное производство. Быстрые технологические

изменения ведут к постоянному обесценению человеческого капитала, сокращению периода амортизации инвестиций в профессиональное образование. Узкая профессиональная специализация затрудняет внедрение инноваций в сфере организации труда. Между тем для немецкой системы профессионального образования характерна подготовка узкоспециализированных и высококомпетентных специалистов, что несет в себе опасность сдерживания технологических сдвигов. Поэтому переориентация политики образования от предоставления относительно узких профессиональных знаний к предоставлению знаний, выходящих за пределы отдельных профессий, может оказать благотворное влияние на рынок труда в долгосрочном плане.

В.И.Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.