Научная статья на тему '97. 01. 004. Дюме А. , жёнмэтр А. Приватизация во Франции 1983-1993 гг. Dumez Н. , Jeunemaitr A. Privatization in France: 1983-1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. L. , 1994. P. 83-104'

97. 01. 004. Дюме А. , жёнмэтр А. Приватизация во Франции 1983-1993 гг. Dumez Н. , Jeunemaitr A. Privatization in France: 1983-1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. L. , 1994. P. 83-104 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ФРАНЦИЯ / ЮГОСЛАВИЯ НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ФИРМЫ ПРИВАТИЗАЦИЯ / РУБЛЬ - ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 004. Дюме А. , жёнмэтр А. Приватизация во Франции 1983-1993 гг. Dumez Н. , Jeunemaitr A. Privatization in France: 1983-1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. L. , 1994. P. 83-104»

РОССИЙСКАЯ АКАИЕМИЯ НАУК

институт научной информации по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА 1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.01.001 -97.01.097

москва 1997

97.01.004. ДЮМЕ А., ЖЁНМЭТР А. ПРИВАТИЗАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ 1983-1993 гг.

DUMEZ Н„ JEUNEMAITR A. Privatization in France: 1983-1993 // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes. - L., 1994. -P.83-104.

Государственная собственность во Франции, отмечают французские исследователи, формировалась под воздействием комплекса социально-экономических, политических и исторических факторов.

В послевоенный период во Франции сформировался обширный государственный сектор (ГС), предприятия которого стали играть значительную роль в макроэкономической политике страны. Его функционирование было нацелено на обеспечение устойчивого экономического роста и создание условий для стабилизации экономики Франции. Предпринимались меры со стороны государства по контролю над инфляционными процессами и поддержанию стабильности платежного баланса. Централизованный контроль со стороны государства охватил не только уровень инвестиций, но и уровень цен, зарплаты и пенсионного обеспечения. В послевоенный период сфера государственной собственности распространилась помимо ряда отраслей промышленности и транспорта на кредитно-банковский сектор.

Кризисные явления в экономике конца 60-х годов и 1974-1975 гг. возродили интерес к ГС. Именно государственные предприятия использовались в целях антикризисного регулирования. Однако установление контроля над ценами не смогло сдержать инфляцию. Широкое использование массированных бюджетных вливаний при низком уровне самофинансирования и послабления в сфере налогообложения привели к структурным изменениям финансового рынка страны. Постепенно все отчетливее становилась необходимость перевода ГС на коммерческие начала и привлечения частного капитала к его финансированию, а также поощрения конкуренции государственных предприятий с частными фирмами.

В 1981 г. с приходом к власти Французской социалистической партии (ФСП) страну поглотила волна национализации, охватившая промышленность и кредитно-банковскую сферу. В середине 80-х годов ГС во Франции был одним из самых крупных в Западной

Европе. Национализация, проведенная левым правительством, поставила вопрос об эффективности государственных предприятий. В рамках промышленной стратегии реорганизации ГС 1982-1985 гг. государство расширило централизованное финансирование национализированных предприятий, стоящих на грани банкротства или начинающих расширение производства. За период 1982-1985 гг. госпредприятия получили 50 млрд. фр. дотаций и 6 млрд. фр. льготных кредитов (с.85). Вскоре был достигнут предел возможностей государственного бюджета, и государство отказалось от дальнейшего наращивания финансирования ГС.

Постепенно готовилась почва для будущей приватизации. К этому подталкивали и кризисные явления в экономике. В период 1981-1985 гг. государство, имея ограниченные финансовые ресурсы для инвестирования и препятствуя слияниям госпредприятий, в частности с частными компаниями, тем самым сдерживало расширение их хозяйственной деятельности и жизнеспособность. Государственное предпринимательство несло большие убытки.

Интеграционные процессы, расширение и диверсификация рынков, вынуждали государственные предприятия переключаться на конкурентный режим хозяйствования, предполагающий опору на собственные силы, реорганизацию и повышение прибыльности.

В середине 80-х годов закончился этап кейнсианской антикризисной и антиинфляционной политики. У большинства предприятий ГС были расстроены финансы. Время "государства благосостояния" заканчивалось.

Автор выделяет четыре позитивных момента приватизации во Франции. Во-первых, это касается размаха национализации 1981-1982 гг. Число госпредприятий достигло 600. На них было занято 2,3 млн. человек. По доле в ВНП эти предприятия превосходили аналогичные показатели для Великобритании и Германии. Поэтому в некотором смысле приватизация стала не более чем возвращением к международным нормам после социалистического эксперимента в 1981-1982 гг. Во-вторых, приватизация позволяла развязать гордиев узел, поскольку облегчала бремя государственного бюджета, позволяла ликвидировать дотации ГС и увеличить поступления в доходную часть бюджета. Приватизация способствовала укреплению внешнеэкономических связей и благоприятствовала развитию внутреннего финансового рынка. В-третьих, политика правительства

социалистов 1981-1982 гг., явилась фактором, приведшим к дестабилизирующим экономическим последствиям. Вставал вопрос о последствиях пребывания Франции в Европейской валютной системе для всего европейского интеграционного механизма. В-четвертых, приватизация позволяла осуществить демократизацию собственности за счет мер, направленных на расширение числа индивидуальных акционеров и поощрения участия работников предприятий в их управлении.

Парламентские выборы 1986 г. и победа правых сил на волне либерализации экономики изменили экономическую политику страны. Первая волна приватизации 1986-1987 гг. связана с деятельностью правительства Ж.Ширака. Вся полнота хозяйственной власти была сконцентрирована в руках Э.Балладюра, главы министерства экономики и финансов. Предполагалось приватизировать 66 компаний: 42 - в кредитно-банковском секторе, 13 - в страховании, 9 - крупных промышленных компаний и 2 - в сфере связи и передачи информации. Итоговая сумма приватизированных активов должна была составить 275-300 млрд. фр., а число охваченных приватизацией наемных работников - 750 тыс. человек (с.88). Программа приватизации во Франции по своим масштабам и объему приватизируемых активов была гораздо шире, чем в Великобритании, хотя фондовый рынок был в четыре раза уже.

В 1986 г. во Франции была создана Комиссия по приватизации, в задачи которой входила оценка активов предприятий, подлежащих приватизации. Комиссия устанавливала нижний предел цены, исходя из которого министр экономики и финансов установил окончательный уровень цены. Таким образом, цена фиксировалась централизованными методами. Объем выпускаемых ценных бумаг для продажи на финансовом рынке определялся в зависимости от того, каких инвесторов хотели привлечь.

Оценка стоимости предприятий проводилась исходя из соотношения их доходов и доходов частных компаний. Учитывалась также капитализация потока ожидаемых дивидендов, подсчитывалась стоимость чистых активов в сравнении с активами частных предприятий тех же отраслей внутри страны.

Одной из первых крупных приватизированных в стране компаний была промышленная компания "Сен-Гобен". Разность

между номинальной и рыночной стоимостью акций этой компании составит 19%. У банка "Париба" соответствующий показатель равнялся 18,6%, банка ККФ - 18,6, информационного агентства "Авас" - 8, банка "Сосьетеженераль" - 6, телекомпании ТФ1 - 7%.

Приватизация происходила по определенной схеме, закрепленной законом 1986 г. Согласно закону, иностранные инвесторы могли приобретать не более 20% капитала. Продажа ценных бумаг регулировалась согласно принципу сегментации предложения. Однако, следует отметить, сама процедура продажи ценных бумаг не подчинялась какой-либо определенной схеме. Применялись различные организационно-технические методы приватизации, что отражало различную роль, которую играл каждый участник рыночного сегмента в общем процессе приватизации.

Образование "твердых ядер" акционеров составляет основное содержание всей операции по приватизации. Суть этой стратегии заключалась в предоставлении определенному числу инвесторов исключительного права покупки акций приватизированных компаний. Каждый из этих инвесторов мог владеть не более 5% капитала. Группа акционеров, владеющая в целом 30% капитала, в течение двух лет образует "твердое ядро" приватизируемого предприятия, обеспечивая его стабильное функционирование, контролируя управлением, защищая от инвесторов, в том числе и иностранных, которые могут скупить акции и захватить контроль.

Персонал приватизируемых компаний мог владеть 10% капитала.

"Твердые ядра" создавались на основе переговоров министра Балладюра с заинтересованными инвесторами и представителями компаний. Эти акционеры получали часть капитала по более высоким ценам, чем индивидуальные акционеры.

Средства, полученные приватизации, направлялись на выплату государственного долга и дотации другим предприятиям. Приватизация имела положительный эффект, так как вела к реорганизации промышленности. Кроме того процесс приватизации сопровождался расширением системы взаимных участий, в результате чего предприятия оказывались более тесно связанными друг с другом.

В 1988 г. президентом Франции снова был избран Ф.Миттеран, который заявил, что "в стране не будет ни

приватизации, ни национализации". Однако летом 1993 г. правительством была обнародована новая программа приватизации. Предполагалось, что она охватит 21 предприятие в том числе два крупнейших банка "Банк насиональ де Пари" и "Креди лионне") и ведущие страховые компании (UAP, AGF, GAN), общая сумма активов оценивалась в 500 млрд. фр.

По сравнению с первой волной приватизация 1993 г. имела некоторые особенности. Так, изменилась структура квот для потенциальных инвесторов. Кроме того, хотя Комиссия по приватизации сохранила за собой право устанавливать начальную стоимость активов, она должна была ее согласовывать с министерством экономики и финансов.

Осенью 1993 г. началась реализация одной из самых больших в Западной Европе программ приватизации конкурентоспособных государственных предприятий. Первые шаги по приватизации БНП в 1993г. оказались успешными. Спрос более, чем в пять раз превышал общую стоимость активов, составлявшую 464 млрд. фр. БНП.

В процессе приватизации концерна "Рон-Пуленк" были получены ожидаемые доходы благодаря согласованности действий Комиссии по приватизации и правительства при установлении цен на акции для отдельных категорий инвесторов. Транша первоначального предложения для индивидуальных инвесторов составляла 47 млн. сертификатов. Правительство оставило за собой право увеличения транши до 52 млн. и тем самым сокращения доли институциональных инвесторов как французских, так и иностранных, которые впоследствии покупали акции по ценам выше, чем предложенные для индивидуальных инвесторов, но ниже рыночных котировок. Прослеживается четкая тенденция максимального увеличения доли индивидуальных держателей акций.

До того, как началась публичная продажа акций "Рон-Пуленк", было объявлено о создании "твердого ядра" из таких крупных держателей акций, как АЖФ, "Сосьете женераль", БНП, "Акса", "Фиат", "Креди сюис". Они должны были покупать акции по цене на 2% более высокой, чем цена, установленная для индивидуальных акционеров. Однако это гарантировало им положение держателей контрольного пакета акций и возможность контролировать деятельность приватизируемой компании. В течение

первых трех месяцев эти крупные акционеры не имели права продавать акции; в течение последующих 15 месяцев каждый должен был сохранять в собственности не менее 80% своей доли. В последующие три года только акционеры "твердого ядра" имели преимущественное право на покупку акций.

Таким образом, процесс приватизации в 1993 г. разворачивался по тому же сценарию, что и во время первой волны приватизации. Однако имеются и некоторые различия. Во-первых, состояние фондового рынка (снижение ликвидности активов, перелив активов из паевых доверительных инвестиционных фондов на фондовую биржу, в то время как финансовые инвестиции в недвижимость сокращались) и усиление финансовых трудностей у ряда намеченных для приватизации компаний. К их числу относился БНП, прибыль которого в первой половине 1993 г. сократилась на 60%. Доходы компании "Рон-Пуленк" за первую половину 1993 г. уменьшились в два раза по сравнению с уровнем 1992 г. Банк "Эрве" также нес огромные убытки. Складывалась ситуация, когда чем тяжелее оказывалось финансовое положение государственного предприятия, тем выше была вероятность его приватизации в 1993-1994 гг. в первую очередь. Во-вторых, различия прослеживаются и в целях приватизации. В 1986-1988 гг. доходы от приватизации шли на уменьшение дефицита государственного бюджета и внешнего долга. Во время второй волны приватизации предполагалось полученные доходы направить в первую очередь на финансирование правительственных программ и создания рабочих мест. В-третьих, в 90-е годы серьезно рассматривалась проблема политических последствий широкой приватизации для страны и возможность изменения ее роли в международном разделении труда. В связи с этим вопрос о приватизации ряда крупных корпораций, таких, как СНЕКМА, "Аэроспасьаль", "Эр Франс", откладывался.

Что касается особенностей приватизации во Франции, то до середины 1993 г. приватизировались преимущественно стабильные предприятия, хотя теоретически этот процесс в первую очередь должен был затрагивать убыточные предприятия с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Имели место случаи, когда служащие компаний, которые предполагалось приватизировать, возражали в связи с возможным ростом конкуренции со стороны других компаний, которая могла бы

привести к снижению их доходов в условиях ликвидации финансовой поддержки со стороны государства. Это приводило к откладыванию приватизации. Зачастую подобное случалось в компаниях, которые больше других нуждались в структурной реорганизации.

В целом автор отмечает, что рыночные механизмы использовались ограничено как во время первой, так и второй волны приватизации. В основном это делалось для размещения активов преимущественно среди индивидуальных акционеров. Причем эта процедура осуществлялась централизованными методами. Таким образом, приватизация отличалась выраженным преобладанием нерыночных методов.

Л.Д.Капранова

97.01.005. КИСТАНОВ В.О. ЯПОНИЯ В АТР: Анатомия экон. и полит, отношений / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 1995. - 335 с. - Библиогр.: с.327-331.

В монографии комплексно рассматриваются экономическая роль и политическое значение Японии в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), тенденции, особенности взаимодействия Японии с отдельными странами региона, дается прогноз развития этих отношений. Автор использовал большое количество новых фактических и статистических материалов из японских оригинальных источников.

Работа включает введение, восемь глав, заключение, примечания и список использованной литературы. Беспрецедентно динамичное экономическое развитие азиатских стран в последние десятилетия, отмечает автор во введении, связано с такими факторами, как экспортнориентированная стратегия роста промышленности, динамичное развитие мировой экономики в 70-80-е годы, промышленная и торговая политика, нацеленная на использование преимущества, обусловленного наличием дешевой рабочей силы, помощь извне и др. Рост торговли и капиталовложений, дополненный НТП, углубляет и расширяет в бассейне Тихого океана тенденцию к регионализму и экономической интеграции. Все это ведет к возрастанию влияния "азиатского фактора" в мировой экономике. Автор ставит задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.