РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
но быть простым и гибким, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность. Существуют разнообразные типы организационных моделей управления: линейная структура, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная, множественная структура и т. д. Разбираются некоторые типичные тактические задачи управления в коллективе и подходы к их решению.
Для стимулирования творческой активности работников предлагается разработать систему методов морального и материального воздействия. Можно использовать различные системы оплаты труда (вознаграждения, премии и т. д.), а также систему участия в прибылях. В качестве "гуманитарного" стимула к труду рекомендуется использовать фактор свободного времени: предоставление дополнительного свободного времени (изменение продолжительности основного отпуска, его дробление на части, сокращение рабочего дня и т. д.), перераспределение рабочего времени путем предоставления работнику возможности самому определить режим работы (начала, окончания рабочего дня и т. д.); сокращение продолжительности рабочего дня за счет его экономии в результате высокой производительности труда.
По мнению авторов, истинный предприниматель отличается от чиновника по многим признакам и, прежде всего, по личным качествам. Необходимый минимум предпринимательских способностей всегда можно воспитать, выработать у себя. Главное, предприниматель обязан быть оптимистом по натуре и всегда верить в конечный успех своего дела. Он должен иметь желание достигать высот в своем деле, так как тот, кто не ставит перед собой высоких целей, естественно, и не предпринимает особых усилий к самосовершенствованию, повышению своей деловой квалификации.
Отличительным достоинством предпринимателя является бережное отношение ко времени. Необходимо научиться планировать использование своего рабочего времени и создать необходимые условия для продуктивной работы. Знание правил служебного этикета и продуманный внешний вид также необходимы деловому человеку.
В приложении приводятся тесты на выявление способности к предпринимательской деятельности: тест на определение качеств предпринимателя, тест на предпринимательскую интуицию и способность трезвого расчета при инвестировании капитала.
Г. В. Семеко
96.02.086. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ: Учеб. пособие / Под ред. Градова А. П. — СПб.: Спец. лит., 1995. — 414 с.
Учитывая бедность отечественной литературы изданиями, посвященными стратегии управления (СУ) вообще и экономическим аспек-
207
96.02.086
там стратегии предприятия (фирмы), авторский коллектив предлагает читателю свою концепцию понятия и принципов экономической стратегии фирмы, базирующуюся на трех основных посылках:
— ресурсной концепции фирмы, как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, т. е. возможностей фирмы определять и достигать долговременных стратегических целей;
— теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей фирмы и экономически эффективных средств их достижения;
— теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные, порой аморфные стратегические цели, придавая им четко выраженный имплицитный характер.
Основная идея предлагаемой концепции состоит в том, что экономическая стратегия фирмы (ЭСФ) должна вырабатывать преимущественно экономические, а не командно-административные средства достижения стратегических целей фирмы, т. е. средства, побуждающие всех участников производственного процесса — от исследователей рынка до обслуживающего персонала, — заинтересован но выполнять свои роли в обеспечении процветания фирмы.
Пособие состоит из четырех разделов (18 глав).
В первом разделе "Фирма как объект СУ" (гл. 1-Н) рассматриваются основы ресурсной концепции фирмы, понятие стратегического потенциала и его структура, а также место фирмы во внешней среде, ее взаимосвязи с факторами макро- и микросреды.
Авторы отмечают, что важнейшим условием успешной производительной деятельности является выбор стратегической концепции развития производственной системы (ПС) любого уровня иерархии. Фирма — это начальная и наиболее уязвимая ступень иерархии. От ее выбора в конечном счете зависит судьба всей национальной экономики любой страны. При рассмотрении экономических ПС отмечается, что наиболее сложной проблемой, возникающей при определении ПС как объекта СУ, становится проблема вычисления элементов, совокупность и взаимодействие которых создают объективные предпосылки для целеполагания, с одной стороны, и для выбора предпочтительной стратегии достижения долговременных глобальных целей — с другой. По мнению авторов, в качестве признаков для такого вычисления элементов не должны выступать и традиционные формальные признаки производственного аппарата предприятия — орудия труда, предметы труда и собственно труд. Необходимы иные критерии, позволяющие дифференцировать ПС на элементы, совокупность и взаимодействие которых открывают возможности выдвижения и достижения стратегических целей. Основополагающий принцип выделения элементов ПС для СУ авторы видят в оценке возможностей дости-
жения стратегический целей ПС при использовании данного элемента системы (с. 17), т. е. речь идет не о материализованных средствах производства, предметах труда или кадрах, а также о тех возможностях достижения стратегический целей, которые открываются лри их использовании. Они объединяются понятием "стратегические ресурсы ПС", и тогда ПС как объект стратегического управления представляется в виде совокупности взаимоувязанных стратегических ресурсов (с. 17). Рассматриваются влияние условий внешней среды на выбор целей и средств их достижения, а также соответствующее влияние условий внутренней среды на предельные возможности ПС. Условия сведены в матрицу, в которой реализована ресурсная концепция ПС и представлены составляющие ее стратегического потенциала.
Во втором разделе "Конкурентоспособность фирмы" (гл. 3-5) исследуются параметры конкурентной среды, в которой функционирует фирма. Центральным вопросом раздела является изложение теории конкурентного преимущества и конкурентного статуса фирмы — важнейших условий выживания и процветания фирмы в стратегической перспективе. Анализируя категорию конкуренции, ее понятие, виды и политику, авторы подробно рассматривают модель пяти сил конкуренции. М. Е. Портера, являющуюся концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Пять сил конкуренции определяют условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной ПС в конкурентной борьбе и ее потенциал.
Важнейший для выработки стратегии фирмы вопрос об условиях захвата лидерства в конкурентной борьбе непосредственно связан с конкурентоспособностью фирмы и теорией сравнительных преимуществ (Хекшер, Олин, Леонтьев), развитой в 90-е годы Портером в теорию конкурентного преимущества. Анализируя различные подходы к конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики, последний утверждает, что в основе ее как на уровне фирмы, так и страны лежит постоянная забота о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов (с. 77).
В качестве измерителя положения фирмы на рынке вводится понятие конкурентного статуса фирмы (КСФ), который должен характеризовать предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества. Последние определяются как стратегическим потенциалом фирмы, так и совокупным воздействием детерминантов "национального ромба" на условия достижения этого уровня. Форму-
209
96.02.086
лйруются принципы количественной оценки уровня КСФ и приводится методика их исчисления.
В третьем разделе "Принципы формирования экономической стратегии" (гл. 6-8) рассматриваются основные понятия, связанные с выдвижением стратегических целей и выбором средств их достижения. Разработка экономической стратегии фирмы включает определение понятия экономической стратегии, анализ основных ее составляющих и ее локальные цели. Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Она вырабатывает: 1) правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; 2) правила и приемы достижения стратегических целей, базирующихся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей. Обязательным условием является выработка таких правил и приемов, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии — создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, выделяются этапы формирования экономической стратегии:
1) анализ нестабильности внешней среды фирмы и выбор наиболее приемлемого вида стратегического управления для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе;
2) анализ достигнутого уровня конкурентного статуса фирмы и выявление локальных стратегических целей, достижение которых позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности внешней среды обеспечить конкурентное преимущество фирмы;
3) выбор экономически наиболее эффективных средств достижения стратегических целей за счет усиления стратегического потенциала фирмы и более полного использования благоприятных условий, формируемых детерминантами "национального ромба";
4) разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития фирмы на планируемую перспективу.
В четвертом разделе "Составляющие экономической стратегии" (гл. 9-18) рассматриваются основные направления экономической стратегии фирмы: от формирования товарной стратегии до стратегии предотвращения несостоятельности (банкротства). Здесь представлены: стратегия ценообразования; стратегия взаимодействия фирмы с рынком производственных ресурсов; стратегия поведения на рынках денег и ценных бумаг; стратегия снижения трансакциональных издер-
27 - 619
жек; стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы; стратегия снижения производственных издержек; стратегия инвестиционной деятельности фирмы; стратегия стимулирования персонала.
Подводя итоги, в заключение авторы делают вывод, что экономическая стратегия — это совокупность правил и приемов реализации стратегической концепции, сканирование рынка и правила выбора миссии фирмы; правила выбора стратегических зон хозяйствования зон стратегических ресурсов и правила взаимодействия с группами стратегического влияния; приемы ценообразования и методы минимизации кумулятивных издержек и т. п. Основополагающие принципы экономической стратегии выражены авторами в виде анаграммы из 22 афористических правил. В их числе: экономический подход к выбору долговременных целей и средств их достижения — важнейшая задача стратегического управления фирмой; конкурентное преимущество — глобальная цель экономической стратегии фирмы и отрасли национальной экономики; оценка степени продуктивности использования ресурсов — метод отображения уровня конкурентного преимущества фирмы и др.
М. А. Павлова
96.02.087. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений повышения квалификации, обучающихся по направлению "Менеджмент" / Зин-гель Э. С., Шульц Л. А., Форд Б. Р., Карни Д. С.; Науч. ред. Мике-рин Г.; Пер. с англ. Павлова Н. — 2-е изд. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1995 — 223 с.
Пособие, подготовленное американскими специалистами в области бизнеса и управления, входит в серию книг о практике предпринимательства в США. Инициатором издания является международная консультационно-аудиторская фирма "Эрнст янд Янг". Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе студентов, преподавателей вузов, предпринимателей, менеджеров. Текст книги существенно переработан и по возможности адаптирован для российского читателя.
Многие предприниматели, отмечают авторы в предисловии, недооценивают важность написания бизнес-плана. Они плохо представляют себе, как бизнес-план может помочь им добыть капитал, спланировать свою деятельность на будущее, оценить достигнутое и принять правильное решение. Недооценка бизнес-плана может привести к неудаче в бизнесе. В этой связи авторы анализируют основные аспекты бизнес-плана и дают конкретные рекомендации предпринимателям.
В первой части "Как предпринимателям планировать свою деятельность?" содержатся важнейшие сведения, касающиеся бизнес-плана; Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, кото-