Научная статья на тему 'Особенности исследования конкурентоспособности региона'

Особенности исследования конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Г. Д.

В статье показана актуальность исследования конкурентоспособности региона наряду с конкурентоспособностью предприятий и стран. Рассмотрены некоторые особенности категории «конкурентоспособность региона», основные составляющие данного понятия. Приведены отдельные точки зрения на систему факторов, обусловливающих конкурентоспособность региона, в том числе международную. Рассмотрены факторы стратегической конкурентоспособности региона, в том числе международной. Намечены направления исследования конкурентоспособности Омской области в области действующих факторов конкурентоспособности и стратегических (перспективных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исследования конкурентоспособности региона»

пособности предприятий АПК; рост потенциала предприятий в области маркетинга, консалтинга и продаж; обеспечение квалифицированными кадрами, эффективное взаимодействие с органами государственной власти.

Библиографический список

2.Стукач В.Ф., Помогаев В.М. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг: Монография. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. - С.35 - 44.

АЛИМБАЕВТамирАлимбаевич, президентООО «Корпорация «Енисей».

1.Портер М. Международная конкуренция. — М., Международные отношения, 1993.

Дата поступления статьи в редакцию: 20. 09. 06 г. © Алимбаев Т.А.

УДК 339.1 (571.13) Г. Д. БОУШ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

В статье показана актуальность исследования конкурентоспособности региона наряду с конкурентоспособностью предприятий и стран. Рассмотрены некоторые особенности категории «конкурентоспособность региона», основные составляющие данного понятия. Приведены отдельные точки зрения на систему факторов, обусловливающих конкурентоспособность региона, в том числе международную. Рассмотрены факторы стратегической конкурентоспособности региона, в том числе международной. Намечены направления исследования конкурентоспособности Омской области в области действующих факторов конкурентоспособности и стратегических (перспективных).

Введение

Исследование конкурентоспособности региона как направление в экономической теории и практике анализа диагностики и рег ионального управления начало формироваться относительно недавно. В данной проблемной области до недавнего времени акцент делался на конкурентоспособности компаний. Но сегодня сформировалось понимание того факта, что в большой степени успех и устойчивость компаний в конкурентной борьбе, особенно на международных рынках, обусловливается территориальными факторами. Программы поддержки отраслей и экспортных производств, развития внутреннего рынка дают внушительный результат в разных странах. Однако пока мало внимания уделяется собственно территориальному аспекту в повышении конкурентоспособности национальных компаний на международном уровне. Особенно актуальным этот аспект представляется для экономики России, гак как количество и величина ее региональных субъектов велики. С этой точки зрения представляет интерес выявление особенностей конкурентоспособности региона и факторов, ее обусловливающих, применительно к российской экономики и, что важно, к конкретному российскому региону.

Современные процессы экономического развития, такие как глобализация, регионализация, формирование «новой экономики», оказывают существенное влияние на положение и роль регионов во многих странах. Глобализация ведет к выравниванию стандартов экономической и повседневной жизни, к снижению роли государственных границ в экономи-

ческих отношениях, стимулирует международные компании к поиску новых зарубежных рынков сбыта, ресурсов и расположения производств. Регионализация направлена на защиту интересов отдельных регионов и стимулирует поиск эндогенных механизмов регионального развития. «Новая экономика» увеличивает значение невоспроизводимых локальных преимуществ в конкурентных процессах. Таким образом, происходящие процессы радикально меняют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике. Регион постепенно становится не только самостоятельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также самостоятельно вступает в мировые конкурентные процессы. Активное вступление региона в конкурентную среду предполагает обретение им новых характеристик и свойств как системы и как субъекта конкуренции.

Конкурентоспособность региона и конкурентоспособность предприятий — взаимозависимые явления. Конкурентоспособность региона, как и страны в целом, в первую очередь определяется конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории. А успех региональных компаний, в том числе на международных рынках, зависит от созданных им в регионе социально-экономических условий, характеризующих состояние конкурентной среды. Поэтому переоценить роль региона в современной экономике невозможно и именно поэтому, как представляется, обеспечение конкурентоспособности должно лежать в основе разработки стратегии социально-экономического разви тия региона.

1. Понятие «конкурентоспособность региона»

Категория «конкурентоспособность региона» была введена в научный оборот сравнительно недавно, поэтому пока отсутствует четкое и однозначное определения данного термина, в том числе и его международного аспекта.

Важнейшим системообразующим свойством экономической системы, участвующей в конкурентных процессах, является конкурентоспособность. Конкурентоспособность региона в этом контексте представляет собой свойство, имеющее общие родовые черты с конкурентоспособностью других экономических систем, таких, как фирма, национальная экономика, и имеет специфику, обусловленную отличием региона как экономического субъекта от других экономических субъектов.

Вопросы исследования конкурентоспособности весьма разнообразны и разноплановы. Практическое направление исследований тормозится отсутствием общепризнанной теории конкуренции регионов и их конкурентоспособности, как например, теории конкуренции фирм и международной конкуренции. Существующие представления не позволяют пока осуществлять диагностику конкурентоспособности регионов, анализ и сопоставления. Трудности теоретических исследований данного направления носят сущностный характер. Поэтому важнейшим направлением в исследовании конкурентоспособности региона является разработка самой концепции. Требуется убедительно доказать, что: 1) регионы ведут себя рационально и могут быть представлены как экономические субъекты, 2) существует специфическая межрегиональная конкурентная среда, то есть сложились экономические условия конкуренции регионов, 3) регионы свободны в реализации своего экономического поведения, то есть могут вести себя как конкуренты. Кроме того, требуется также выделить тот видрегионов, который соответствует этим условиям.

Для России данный аспект весьма актуален. И это объясняет тот факт, что и в российской экономической науке определенные достижения в озвученном направлении исследования уже имеются. Предлагаемые разными учеными определения конкурентоспособности региона во многом совпадают, что говорит о своевременности постановки проблемы конкуренции регионов и региональной конкурентоспособности.

Например, Н.Е. Костылева в работе [1 ] рассматривает регион как целостный субъект конкуренции и для доказательства возможности применения подобного подхода привлекает отдельные фрагменты различных экономических теорий. Согласно предлагаемой концепции, региональная конкурентоспособность является современной формой пространственного взаимодействия регионов, каждый из которых оказывается не только средой функционирования фирм. При соответствующих условиях он может выступать как предприниматель, для реализации целей которого необходимо обладать конкурентоспособностью. Такое понимание стало одним из направлений пространственной экономики, когда регионы или города рассматриваются как единое целое, способное действовать для повышения своей конкурентоспособности. В условиях глобализации экономики, когда возрастает значимость локальных преимуществ, такая позиция отвечает логике экономического развития: регион должен обладать конкурентоспособностью для достижения целей, присущих региону как экономической системе, действующей в конкурентной среде. То есть конкурентоспособность не является самоцелью региона, а необходимое условие достижения целей в этой среде.

Селезнев А.З. предлагает рассматривать конкурентоспособность региона как «обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» [2]. Парахины В.Н. и К.А. считают, что «конкурентоспособность региона — это способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эффективного использования существующих факторов производства (экономического потенциала), задействования существующих и создан ия новых конкурентных преимуществ, сохранения (повышения) уровня жизни при соблюдении международных экологических стандартов» [3]. Мидушевская И.Е. определяет конкурентоспособность региона как «систему, состоящую из таких элементов, как конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека» [4].

Движение экономической мысли наблюдается примерно й одном направлении. Примечательно, что в определениях прослеживается международный аспект. И действительно, глобализация, интернационализация хозяйственной жизни и формирование «новой экономики» («экономики знаний») предполагает у различных субъектов наличие конкурентных преимуществ такого уровня, которые бы обеспечивали им устойчивое и перспективное положение на международных рынках.

В современных западных экономических концепциях понятие конкурентоспособности региона трактуется по-разному. Некоторые из ученых вообще отказываются от использования данного термина, в качестве аргумента ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона — обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это, по их мнению, зави-ситне от какого-то понятая «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал.

Следует заметить, что попытки применить к исследованию конкурентоспособности региона критически осмысливаемых новаций теории институциональной экономики, экономической теории федерализма, экономики отраслевых рынков, теорий социального капитала, «экономики знаний» и других теорий поможет сформировать категориальный аппарат концепции конкурентоспособности регионов: определить сущность, критерии и проявления последней, её источники и факторы; выявить типы конкурентных преимуществ; предложить систему оценки конкурентоспособности; охарактеризовать элементы системы ее обеспечения и управления ею.

2. Факторы, влияющие

на конкурентоспособность региона

На уровень конкурентоспособности региона оказывают воздействие различные факторы. Однако разные авторы по-разному рассматривают векторы воздействия факторов на формирование, удержание и развитие конкурентных преимуществ региона.

Например, Парахины В.Н. и К.А. в работе [2] среди наиболее важных факторов конкурентоспособности

выделяют: уровень жизни населения в регионе, хозяйственных механизм в регионе, инвестиционная привлекательность региона, то есть конкурентоспособность на рынке труда, товаров, капитала. ШеховцеваЛ.С. в статье [5] для оценки факторов формирования конкурентной способности региона предлагает использовать модель «национального ромба» М. Портера. Тогда факторы конкурентоспособности региоиа включают:

1 детерминанта — факторы производства (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.);

2 детерминанта — условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.);

3 детерминанта — родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами);

4 детерминанта — стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества).

УшвицкийЛ.И. в работе [6] дополняет «национальный ромб» М. Портера, рассматривая факторы конкурентоспособности региона по стадиям его развития:

1) на первой стадии — за счет обеспеченности факторами производства: природными ресурсами, благоприятными условиями для производства товаров, квалифицированной рабочей силой (обеспечивается одной детерминантой);

2) на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

3) на третьей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;

4) на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются неполностью.

Некоторые авторы, например Михайлов В.М., в работе [7], к факторам конкурентоспособности региона относят все материальные и нематериальные ресурсы, которые могут увеличить ценность факторов производства, которыми располагают предприятия региона. При этом г-н Михайлов выделяет такие новые виды ресурсов, как структурный и социальный капитал региона, нематериальный капитал его предприятий, его имидж и геополитическое положение.

По мнению Armstrong Н. иТеу1ог J., изложенному в работе [8], действительные конкурентные преимущества той или иной территории в настоящее время действуют главным образом на основе таких факторов, как центрально-транспортное (узловое) или пограничное положение, наличие природных или курортных ресурсов, газификация населенных пунктов, и т, п. Основная часть этих потенциальных условий региональной конкурентоспособности, как правило, досталась территории «по наследству». В то же время и государство, и регионы, и муниципальные образования в лице соответствующих законодательных и исполнительных властей всегда пытаются изменить исходный («унаследованный») баланс региональных ресурсов. Для этого в «единое экономическое пространство» встраиваются искусственные «точки роста», например, зоны и технопарки.

Все перечисленные выше позиции существенны с точки зрения формирования исследуемых предпосылок включения российских регионов в международную конкуренцию. Для того чтобы иметь возможность оказывать сознательное воздействие на

формирование и использование региональных факторов конкурентоспособности, необходимо исследовать их состав, структуру, потенциал. Кроме того, важным представляется поиск и исследование факторов более высокого качественного порядка, то есть факторов, которые дают региону и базирующимся в нем предприятиям не кратковременный, сиюминутный успех в рыночной среде, а стабильную позицию в течение длительного времени в будущем, что особенно важно для деятельности на международных рынках.

3. Перспективные факторы международной

конкурентоспособности региона

Исследование перспективных факторов, которые дают возможность региону поддерживать и повышать уровень международной конкурентоспособности в среднесрочной и долгосрочной перспективе представляет особый интерес. Регион может более адекватно приспосабливаться к международной рыночной среде, строя стратегию своего развития на базе перспективных конкурентных преимуществ.

В настоящее время в современной экономической литературе выделяются три группы таких факторов:

1) кластеризация;

2) инновационная система;

3) «прочие» факторы.

Кластерная концепция исходит из того, что конкурентоспособность региона, в том числе международная, зависит от наличия кластера взаимосвязанных отраслей и уровня их кластеризации. В основу концепции положена система детерминант международной конкурентоспособности М. Портера [9], включающая четыре вида детерминант конкурентоспособности, которые в совокупности названы им кластером взаимосвязанных отраслей. Наличие в кластере конкурирующих фирм, поддерживающих и родственных отраслей, сильных и требовательных поставщиков ресурсов и потребителей с развитыми элементами и придает экономике региона способность конкурировать на международном уровне.

Кластеры позволяют региону получить следующие преимущества:

— обеспечить лучший доступ к рабочей силе и поставщикам, специализированной информации, специальным учреждениям и общественному продукту (инфраструктура, учебные заведения и программы, научные институты);

— взаимную дополняемость различных видов бизнеса;

— более динамичное и эффективное развитие компаний, мотивированных на участие в конкуренции;

— увеличение инновационной способности компаний за счет лучшего обмена информацией в кластере;

— увеличение производительности факторов производства за счёт повышения способности к инновациям;

— снижение затрат на импорт факторов производства из удалённых источников;

— смягчение или устранение негативного воздействия организационных проблем, возникающих в относительно изолированных географических регионах;

— движение к более развитой экономике.

Роль нововведений (инноваций) в создании и сохранении конкурентоспособности любых субъектов, в том числе регионов, не вызывает сомнений. Инновационные механизмы экономического развития рассматриваются в теориях эволюционной экономики. Они отражают факт накопления знания и роль исторического пути развития в обеспечении конкурентоспособности страны. Накопление знаний и ин-

статутов, способствующих нововведениям, согласно эволюционным теориям, повышает жизнеспособность стран и имеет первостепенное значение в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Обеспечить экономике восприимчивость к нововведениям, по мнению Кудрова В.М., изложенного в работе [10], могут следующие системные уровни:

— национальные системы новшеств (национальные различия в институциональных и организационных структурах, поддерживающие технологические изменения);

— национальные системы предпринимательства, которые охватывают более широкий круг явлений в сравнении с национальными системами инноваций (комплексность институциональной системы, открытость к внешним идеям, изучение иностранных технологий, мобильность населения, участие в торговых выставках, знание иностранных языков, прямые закупки технологий);

— модели технологических систем;

— модели инновационных сообществ, в которых представлена роль технологий в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Суть различных подходов в исследовании инновационного фактора конкурентоспособности региона и страны в том, что взаимодействие институтов, связей поставщиков-потребителей и других агентов вызывает критическую массу знаний. Эта так называемая «коэволюция технологии и организации» происходит в случае создания и распространения новой технологии через сигналы от потребителей, сопряженные фирмы, правительства и «совместные организации». Большинство исследователей сходятся во мнении, что ведущую роль в формировании и реализации инновационного фактора играют экономические институты. Именно они способствуют накоплению технологических возможностей, экономических изменений.

Третья группа перспективных факторов конкурентоспособности региона и страны — так называемые «прочие» факторы. Среди них чаще всего выделяются следующие:

1) государство, его роль в обеспечении конкурентоспособности страны и региона. Разработка специальной индустриальной политики, способствующей развитию отдельных отраслей,позволяет регионам более полно реализовать свои конкурентные преимущества. Это связано с тем, что конкурентные преимущества компаний формируются как под воздействием социально-экономических условий в регионе, так и под воздействием уровня развития отрасли. Целенаправленное развитие таких отраслей обеспечивает им возможность развивать связей с другими отраслями быстрее, чем, например, развитие этих связей в кластерном подходе М. Портера;

2) экономико-географическое положение. Сегодня, в условиях повышения интенсивности товарных потоков между странами Востока и Запада, концепция экономико-географического положения вновь актуальна. Увеличиваются возможности для использования отдельными регионами экономико-географического положения для создания конкурентных преимуществ путем формирования транспортных коридоров. В качестве локального преимущества здесь может бьггь использована возможность доступа к товарному потоку и обеспечения услуг по транзиту товаров;

3) рекреация. Возрастание в мире ценностей здорового образа жизни и подходов устойчивого развития повышает рекреационную ценность стран, где для этого имеются условия, давая шанс обеспечения локальных преимуществ этим странам. Возрастание

возможностей мирового туризма также повышает шансы стран как образцов уникальной культуры на привлечение платежеспособного спроса;

4) информация. Переход к информационной основе современных экономических процессов позволяет по-новому оценить ресурсы для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ страны. Таким преимуществом становятся не только материальные, но и информационные сущности, среди которых в качестве самостоятельного важного конкурентного ресурса выделяется образ страны и региона;

5) люди. По мере усложнения экономических связей и перехода к развитию на основе инноваций в обеспечении конкурентоспособности увеличивается роль так называемых ^мягких факторов» экономики, связанных с ментальными характеристиками людей, их поведением и эффективностью взаимодействия, то есть повышается значение ментальных моделей, социальных институтов и социального капитала. Трудность состоит в том, что изменения в сознании, образе мышления, системах обучения и подготовки кадров, системах взаимодействия, культурных нормах происходят гораздо медленнее, чем технические изменения, и представляют собой чрезвычайно инерционный и длительный процесс.

Все вышеперечисленные факторы дают возможность отдельному региону, так же как и стране, получить долговременные устойчивые преимущества в конкурентной борьбе. Создание и развитие данных преимуществ требует значительных финансовых средств, времени и высокой управленческой квалификации. Однако реалии таковы, что данная стратегия не имеет альтернативы. И регионы, которые быстрее осознают актуальность данной составляющей своего социально-экономического развития, первые получат возможность реализовать свои конкурентные преимущества и повысить свои шансы в конкурентной борьбе.

Заключение

В такой большой стране, как Россия, экономическая политика регионов выступает значимым фактором формирования, удержания и развития конкурентоспособности предприятий и страны в целом. Регионы Рбссии становятся самостоятельными субъектами международной конкуренции наряду со страной в целом и российскими компаниями. Однако пока территориальный аспект конкурентоспособности недостаточно проработан в экономической науке.

Современный уровень развития экономики Омской области настоятельно требует разработки концепции повышения конкурентоспособности региона на внутреннем рынке страны и на международных рынках. Область обладает существенными конкурентными преимуществами, которые, однако, пока не оценены. Актуальным представляется исследование состава и структуры факторов конкурентоспособности, имеющимися в распоряжении региона с тем, чтобы оценить возможность более эффективного их использования. Кроме того, целесообразно определить, каковы возможности приобретения регионом стратегических конкурентных преимуществ, создания перспективных факторов конкурентоспособности.

Наиболее перспективные направленияисследования:

— анализ основных (базовых) факторов производства Омской области, то есть тех, которыми она обладает в силу своего географического положения и исторического развития;

— анализ развитых факторов производства, то есть созданных целенаправленно;

— выявление «точек роста» новейших, перспективных факторов конкурентоспособности.

Предложенные подходы к анализу конкурентоспособности региона позволят Омской области формировать стратегию своего социально-экономического развития с учетом новых характеристик глобальной экономики, обеспечивать экономический рост на принципиально новой платформе и повысить благосостояния населения региона до уровня развитых стран.

Библиографический список

1. Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов. - СПб.. ИРЭ РАН, 2005.

2. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М,: Юристъ,1999.

3. Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. — http://www.ncstu.ru.

4. Медушевская И.Е. К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект // Экономика. - 2001. - № 6. - С. 9-11.

5. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания// Маркетинг в Россини за рубежом. — 2001. - №4. - С. 45-48.

6. Ушвицкий Л.И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Экономика. - 2005. - № 1. - С. 12-15.

7. Михайлов В.М. Основы мировой конкурентоспособности. - М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Armstrong Н., Teylor J. Regional economic and policy. Third Edition: Blacwell Publishers, 2000.

9. Портер M. Конкуренция. - M.: Вильяме, 2003.

10. Кудров В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Бизнес-Академия. - 2003. - №1. - С.51 -55.

БОУШ Галина Дмитриевна, канд. эконом, наук, доцент кафедры международных экономических отношений.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.10,06 г. © Боуш Г.Д.

УДК 332.1:338.242

И. Г. СЛПИЕВА

Майкопский государственный технологический университет

ФОРМИРОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЫНОЧНО-КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ_

В статье рассматривается показатель конкурентоспособности как фактор экономического роста в регионе. В сложном и многообразном процессе межрегиональной конкуренции выделены основные направления, по которым и в рамках которых регионы могут соперничать между собой. Отношения конкуренции способствуют установлению более эффективного режима использования ресурсов посредством их распределения между хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов.

Выбор стратегического пути развития экономического потенциала региона является достаточно сложной задачей. На него оказывают воздействие многие факторы. Они условно делятся на объективные - уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение, менталитет населения и субъективные -политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, изменение потоков миграции и другие. В данном контексте к объективным факторам, составляющим региональный потенциал, относятся: ресурсно-сырьевая база, промышленное (сельскохозяйственное) производство, трудовые ресурсы, финансовый, потребительский, научно-технический потенциал.

Исторический опыт человечества XX века показал, что наиболее перспективной моделью региональной экономики является социально-ориентированная рыночная экономика, т.е. тип, в котором на основе консенсуса достигается единство интересов государства и основных групп общества — предпринимате-

лей, работников и общественных институтов. Так как экономические категории носят исторический характер, потому в социально ориентированной рыночной экономике даже ее основополагающие категории претерпели достаточную трансформацию в содержательном плане. В этой связи центральным становится вопрос формирования рыночно-конкурентной среды в регионе, так как конкуренция, составляет основу рыночного механизма. Обеспечение условий д\я цивилизованного и динамично развивающегося рынка, формирование конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными.

Обобщённый показатель конкурентоспособности региона отражает обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.