Научная статья на тему '96. 02. 087. Составление бизнес-плана: учеб. Пособие для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений повышения квалификации, обучающихся по направлению "менеджмент" / Зингель Э. С. , Шульц Л. А. , Форд Б. Р. , карни Д. С. ; науч. Ред. Микерин г. ; пер. С англ. Павлова Н. - 2-е изд. - М. : Джон Уайли энд Санз, 1995. - 223 с'

96. 02. 087. Составление бизнес-плана: учеб. Пособие для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений повышения квалификации, обучающихся по направлению "менеджмент" / Зингель Э. С. , Шульц Л. А. , Форд Б. Р. , карни Д. С. ; науч. Ред. Микерин г. ; пер. С англ. Павлова Н. - 2-е изд. - М. : Джон Уайли энд Санз, 1995. - 223 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН -УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ / КАНАДА -КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 087. Составление бизнес-плана: учеб. Пособие для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений повышения квалификации, обучающихся по направлению "менеджмент" / Зингель Э. С. , Шульц Л. А. , Форд Б. Р. , карни Д. С. ; науч. Ред. Микерин г. ; пер. С англ. Павлова Н. - 2-е изд. - М. : Джон Уайли энд Санз, 1995. - 223 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

жек; стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы; стратегия снижения производственных издержек; стратегия инвестиционной деятельности фирмы; стратегия стимулирования персонала.

Подводя итоги, в заключение авторы делают вывод, что экономическая стратегия — это совокупность правил и приемов реализации стратегической концепции, сканирование рынка и правила выбора миссии фирмы; правила выбора стратегических зон хозяйствования зон стратегических ресурсов и правила взаимодействия с группами стратегического влияния; приемы ценообразования и методы минимизации кумулятивных издержек и т. п. Основополагающие принципы экономической стратегии выражены авторами в виде анаграммы из 22 афористических правил. В их числе: экономический подход к выбору долговременных целей и средств их достижения — важнейшая задача стратегического управления фирмой; конкурентное преимущество — глобальная цель экономической стратегии фирмы и отрасли национальной экономики; оценка степени продуктивности использования ресурсов — метод отображения уровня конкурентного преимущества фирмы и др.

М. А. Павлова

96.02.087. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей образовательных учреждений повышения квалификации, обучающихся по направлению "Менеджмент" / Зин-гель Э. С., Шульц Л. А., Форд Б. Р., Карни Д. С.; Науч. ред. Мике-рин Г.; Пер. с англ. Павлова Н. — 2-е изд. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1995 — 223 с.

Пособие, подготовленное американскими специалистами в области бизнеса и управления, входит в серию книг о практике предпринимательства в США. Инициатором издания является международная консультационно-аудиторская фирма "Эрнст янд Янг". Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе студентов, преподавателей вузов, предпринимателей, менеджеров. Текст книги существенно переработан и по возможности адаптирован для российского читателя.

Многие предприниматели, отмечают авторы в предисловии, недооценивают важность написания бизнес-плана. Они плохо представляют себе, как бизнес-план может помочь им добыть капитал, спланировать свою деятельность на будущее, оценить достигнутое и принять правильное решение. Недооценка бизнес-плана может привести к неудаче в бизнесе. В этой связи авторы анализируют основные аспекты бизнес-плана и дают конкретные рекомендации предпринимателям.

В первой части "Как предпринимателям планировать свою деятельность?" содержатся важнейшие сведения, касающиеся бизнес-плана; Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, кото-

рого намерена придерживаться компания в определенный промежуток времени. Многие компании составляют бизнес-планы на один год, в редких случаях на период до пяти и более лет. По своему характеру бизнес-план представляет собой "гибридный" документ — отчасти прагматические наметки, отчасти средство рекламы.

4 Бизнес-план выполняет три основные функции:

Во-первых, бизнес-план может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса. Появляется возможность тщательно отработать стратегию и избежать ошибок еще "на бумаге", а не на практике, рассмотрев свою компанию со всех сторон — маркетинга, финансов и производственной деятельности. Однако это не означает, что бизнес-план необходим только начинающим предпринимателям. Компаниям, уже прошедшим стадию становления, также следует составлять бизнес-план, и они это делают. Для уже сформировавшегося бизнеса это в первую очередь способ достижения консенсуса и согласованности внутри компании. В то время как в начинающих компаниях составлением этого документа занимаются один-два человека, в зрелой компании — особенно крупной — этой работой заняты несколько человек.

Во многих отношениях для любой компании безнес-план важен как первый опыт стратегического планирования, которое является необходимым условием процветания. На пути любого дела встает ряд существенных трудностей, каждая из которых при отсутствии надлежащего стратегического подхода может стать причиной бедственной ситуации. Согласно статистике, 75% всех новых начинаний в бизнесе терпят крах в первые несколько лет по причине неправильного стратегического подхода в области управления, финансов, маркетинга и т. д. (с. 18).

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности компании за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности и тщательного контроля над тем, насколько точно фирма придерживается его. По прошествии некоторого времени (а впоследствии — периодически) с бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить, по каким показателям компания отклонилась от него и можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как должен развиваться бизнес в будущем.

В-третьих, бизнес-план является инструментом привлечения внешних финансовых средств, т. е. инструментов финансирования компании. Многие исследователи ставят эту функцию бизнес-плана на первое место, поскольку, если предприниматель не может достать денег,

все остальное уже не важно. Большинство держателей финансовых ресурсов не будет вкладывать их в бизнес, не увидев и не проанализировав бизнес-план. Бизнес-план должен быть составлен, если предприниматель хочет, чтобы потенциальные держатели денег имели с ним

дело.

Написать бизнес-план — не слишком сложная задача, если предприниматель действительно разбирается в своем деле. Однако и в этом случае не помешает помощь профессионалов — бухгалтера, юриста, менеджера и т. д. Не следует завышать наметки бизнес-плана в целях саморекламы и привлечения внешних финансовых ресурсов. Лучше написать объективный бизнес-план и не получить финансирования из-за того, что данный бизнес связан с большим риском, нежели внушать себе мысль, что степень риска ниже. План с чрезмерно завышенными наметками лишь окажется обманом кредиторов, а этот обман рано или поздно обнаружится.

Помимо ясности в изложении и четкости в построении бизнес-плав должен быть написан на уровне сложности, доступном для понимания его тем, кто его читает, и таким стилем, который продемонстрировал бы увлеченное отношение автора к предполагаемому бизнесу. Многие предприниматели плохо знают тех, кто читает бизнес-план и что они там в нем ищут. Наиболее важными читателями бизнес-плана, между тем, являются те люди, от которых зависит финансирование компании.

Существуют два основных источника внешнего финансирования компании — заимодавцы и инвесторы. Под заимодавцами обычно понимаются коммерческие банки, предоставляющие компаниям ссуды под залог недвижимости. Инвесторы — это достаточно широкий круг держателей капитала, включающий фонды венчурного капитала, неформальных инвесторов, корпорации и т. д.

Рассматривая вопрос о финансировании компании, заимодавцы обращают внимание прежде всего на четыре обстоятельства, которые иногда именуются "четыре Си" кредита: character, cash flow, collateral, contribution. В русском языке им соответствуют понятия — деловая репутация, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала.

Для заимодавцев важен рейтинг в мире бизнеса предпринимателя, обратившегося с просьбой о финансировании, его деловые качества, надежность, талант и честность. Кредитор предпочтет не рисковать, если мало доверяет предпринимателю.

Банкам-заимодавцам необходимо, кроме того, убедиться в том, что поток денежных средств (буквально — кассовый поток, поток наличности) будет адекватным тому, чтобы обеспечить обслуживание долга на протяжении срока, на который выдана ссуда. Чтобы банкир был удовлетворен, бизнес должен быть достаточно крепким, т. е. приносить

доходы, достаточные для погашения долговых обязательств и для создания "резерва" на случай непредвиденных обстоятельств.

Любой дельный заимодавец постарается получить с компании, претендующей на ссуду, дополнительное обеспечение, причем наилучшего из возможных вида. Такими наилучшими видами дополнительного обеспечения считаются право ареста материальных активов в случае неплатежа или передача заимодавцу в залог недвижимости или оборудования. Кроме того, большинству заимодавцев потребуется личная подпись предпринимателя в качестве дополнительной гарантии.

Требования заимодавцев в отношении того, какой объем собственных средств должен вложить в бизнес сам предприниматель, неодинаковы. Однако почти все требуют от него значительных обязательств в деле, что дает большую уверенность в возмещении ссуды. В начале 80-х годов в США многие банки руководствовались соотношением 2:1. Это означает, что если компания рассчитывает получить ссуду, например, в размере 100 тыс. долл., то ее собственный капитал должен составлять 50 тыс.

Инвесторы также принимают во внимание перечисленные четыре фактора, хотя и придают им иное значение. Заимодавцев интересует способность компании вернуть долг. Неважно, добилась компания крупного успеха или нет. Что же касается инвесторов, для них это очень важный вопрос, поскольку они "имеют долю участия" в компании в обмен на свои инвестиции и заинтересованы в получении прибыли. Следовательно, инвесторы готовы принять на себя больший риск, если существует возможность получения большей прибыли.

Наибольшее значение для предпринимателей в группе потенциальных инвесторов имеют держатели венчурного капитала. Их представляют фонды венчурного капитала, которые создаются обычно в форме ограниченных партнерств. Это финансовые институты, пенсион-вые фонды, корпорации. Венчурных держателей капитала интересуют главным образом две вещи:

1. Величина нормы прибыли (она должна составлять не менее 25% в год).

2. Размеры инвестиций, которые станут ликвидными в пределах относительно короткого периода времени (капитал, вложенный венчурными инвесторами, обычно приобретает ликвидность благодаря либо продаже акций финансируемой компании широкой публике, либо продаже своих паев другой компании).

Венчурные инвесторы анализируют потенциальные возможности получения прибылей той или иной компанией с помощью трех критериев: качество индивидуального предпринимателя (его зрелость и опыт в бизнесе, список успехов и т. д.); функциональная сбалансированность команды, т. е. специалистов, участвующих в бизнесе; призна-

ки уникальности, т. е. уникальные характеристики бизнеса, которые обеспечат успех в конкуренции (патенты, лицензии, товарные знаки и др.).

Помимо венчурных держателей капитала в группу потенциальных инвесторов входят сам предприниматель, его семья и друзья, неформальные инвесторы (люди, склонные к риску, желающие помочь и т. д.), торговцы, ведущие дела с компанией, объединения частных инвесторов (инвестиционные пулы), "корпорации развития бизнеса", находящиеся под управлением федеральных органов власти, штатов или местных властей, федеральное Управление экономического развития и Программа грантов на развитие городов, частные фонды и университеты и т. д.

Выбор юридической формы, в рамках которой будет осуществляться бизнес, является одним из наиболее трудных и важных решений. Предпринимателю при принятии такого решения приходится иметь дело с тремя главными переменными, характеризующими ту или иную юридическую форму бизнеса: ответственность, контроль и налоги. Обычно бизнес может быть организован как единоличное (или индивидуальное) предприятие, партнерство или корпорация, кроме того, в рамках этих форм возможны разные варианты.

Юридические формы бизнеса различаются по уровню ответственности, контроля и налогообложения; каждая форма имеет свои преимущества и отрицательные стороны. Так, индивидуальные предприятия обеспечивают предпринимателю максимум простоты и гибкости, полный контроль над бизнесом. Однако при этом ничто не защищает его от персональной ответственности. Индивидуальные предприятия не платят некоторые налоги (налог на страхование от безработицы), что является преимуществом такой юридической формы бизнеса. Вместе с тем на них не распространяются некоторые налоговые льготы, которые предоставляются, например, корпорациям (в частности, налоговые льготы на покрытие группового страхования жизни, на медицинское страхование и страхование от потерь трудоспособности).

Крупным преимуществом партнерства по сравнению с корпорацией является легкость, с которой можно вкладывать средства в бизнес и изымать их — без налогов. Однако в отличие от корпорации в партнерства* процесс передачи доли от одного владельца к другому значительно более сложный. Кроме того, оформление бизнеса в виде корпорации связано с рядом преимуществ в плане обязательств по уплате федеральных налогов. Все эти различия предприниматель должен изучить с тем, чтобы выбрать ту форму бизнеса, которая ему лично наиболее выгодна.

Вторая часть "Бизнес-план компании" посвящена поэтапному рассмотрению "модельного" бизнес-плана фирмы, аналогом которой мог-

ла бы быть российская компания "ЗДЕСЬ" (Здоровая Детская Еда Сегодня). Разбор этого частного случая проводится в рамках американской системы обучения, строящейся по принципу "живых" примеров ("кейсов"). В каждой из глав описывается подготовка одного из разделов бизнес-плана. Даются рекомендации по поводу того, как предприниматели должны строить структуру и представлять разделы плана. Особо выделяются проблемы, к которым предпринимателю следует отнестись внимательнее при подготовке плана.

Г. В. Семеко

96.02.088. АНИМИЦА Ё. Г., РАТНЕР Н. М. ВСЕМИРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ: Курс лекций / Урал. гос. экон. ун-т.— Екатеринбург: УрГЭУ, 1994.— 151 с.— Библиогр. в конце лекций.

Темы десяти лекций группированы в пять разделов: теоретико-ме-тодологические основы всемирного хозяйства; компонентная структура всемирного хозяйства; технико-экономическая структура всемирного хозяйства; мирохозяйственные связи и отношения; глобальные проблемы всемирного хозяйства. Большое внимание уделено характеристике современной цивилизации, внутренней дифференциации всемирного хозяйства, проблемам приватизации, малого бизнеса, развитию транснациональных корпораций. В конце каждой лекции приводится Список литературы для подготовки.

При рассмотрении в первой лекции современной цивилизации авторы пытаются выявить ее основные черты, исходя из известных теорий цивилизационного анализа. В частности, представлены марксистско-ленинская концепция, взгляды таких крупнейших ученых современности, как Дж. Бернал, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев. По мнению авторов, советский вариант развития России был одной из возможных моделей выполнения общецивилизационной задачи: перехода от экономики, в которой господствовал первичный сектор, к экономике, основанной на вторичном секторе (индустриальному обществу). Однако цена такого перехода была слишком велика — за него заплачено миллионами человеческих жизней. Поэтому качество полученного социалистического варианта развития цивилизации нельзя считать высоким.

Западная Европа создавала свой тип цивилизации с рыночной экономикой, индустриальной культурой, буржуазной демократией и правовым государством более 200 лет. Россия в настоящее время, еще не освоив законов рынка и демократии, стоит перед необходимостью в очень сжатые сроки решить новую цивилизационную задачу — задачу перехода к постиндустриальной цивилизации. Откладывать ее решение нельзя, если мы хотим вырваться из исторической ловушки "до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.