Научная статья на тему '96. 02. 040. Прусак М. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе: (на прим. Новгород, обл. ) / новгород, гос. Ун-т им. Ярослава Мудрого. - новгород, 1995. - 56 с. - библиогр. : С. 54-55'

96. 02. 040. Прусак М. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе: (на прим. Новгород, обл. ) / новгород, гос. Ун-т им. Ярослава Мудрого. - новгород, 1995. - 56 с. - библиогр. : С. 54-55 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО --НОВГОРОДСКАЯ ОБЛ. --СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ -ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ -И МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО --РФ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ -РФ / -РФ -МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 040. Прусак М. М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе: (на прим. Новгород, обл. ) / новгород, гос. Ун-т им. Ярослава Мудрого. - новгород, 1995. - 56 с. - библиогр. : С. 54-55»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

ре маркетинга. К ним относятся научно-исследовательские кооперативы (теперь практически не существующие); научно-исследовательские малце предприятия, товарищества, акционерные общества и т. д.; товарные биржи информационных ресурсов и технологий, а также хозрасчетные центры (как правило, учрежденные общественными организациями) и ассоциации экономического сотрудничества.

И. Ю. Жилина

96.02.040. ПРУСАК М. М. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ: (На прим. Новгород- обл.) / Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. — Новгород, 1995. — 56 с. — Библиогр.: с. 54-55.

В работе, состоящей из введения, шести глав и заключения, исследуются возможности территориальных органов государственного управления в развитии малого бизнеса как одной из основ создания рыночной экономики в регионе.

В первой главе рассматриваются роль и место малого бизнеса в экономике промышленно развитых'стран (ПРС), а также принципы государственной политики ПРС и России в этой области.

Автор отмечает, что в ПРС мелкие фирмы производят до половины валового продукта частного сектора, сосредоточивают столь же значительную долю занятых в частном секторе. Мелкие фирмы обеспечивают реализацию половины всех нововведений. Они действуют во всех сферах национальной экономики, а в некоторых отраслях занимают доминирующее положение (с. 10). Содействие малому бизнесу является самостоятельной частью государственной экономической политики, разработаны различные формы я методы поддержки малых фирм. Воздействие правительства на мелкий бизнес осуществляется не с помощью различных ограничений, запретов, проверок, а через различные экономические и организационные механизмы.

В России развитие предпринимательства и малого бизнеса является одним из основных направлений государственной политики, направленной на формирование в стране рыночной экономики. В этой связи автор анализирует принятые в последние годы законодательные акты, в той или иной мере касающиеся малого бизнеса (кадровое обеспечение, налоговые льготы и т. д.). Автор считает, что “федеральная политика развития предпринимательства при всей ее многогранности создает только определенные условия для формирования региональной политики и не может решить задачу по достижению конечной цели, если не будут сформированы и осуществлены целенаправленные действия местными органами власти в конкретных региональных условиях” (с. 19).

С учетом теоретических основ, зарубежного опыта, нормативной базы, состояния экономики региона, наработанной практики и полученных результатов реализация региональной политики администрациями территорий должна осуществляться в последовательности, предусматривающей: социологическое обследование, позволяющее обеспечить оптимальный подход к формированию территориальной программы развития предпринимательства; исследование важнейших качественных характеристик экономики региона; экспертную оценку возможностей развития малых предприятий в регионе; формирование территориальной комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства, механизма ее осуществления и финансового обеспечения; создание территориальных структур, обеспечивающих организационный процесс содействия развитию предпринимательства. В последующих главах излагаются методические подходы к реализации указанных направлений.

В 1992 г. в Новгородской области был проведен социологический опрос, который позволил установить социально-демографическую структуру и мотивацию предпринимательства, выявить наиболее распространенные правовые формы малых предприятий и приоритетные виды деятельности, определить причины, сдерживающие процесс развития предпринимательства и предполагаемые условия его стимулирования.

Результаты опроса показали, что в предпринимательстве пытаются реализовать свои способности прежде всего наиболее деятельные представители населения области, имеющие хорошую профессиональную подготовку и жизненный опыт: 50,7% опрошенных составляли специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием и 25,5% — со средним специальным образованием; более 75% опрошенных — люди старше 30 лет (с. 22). Согласно опросу, основными стимулами развития предпринимательской деятельности являются прежде всего стремление улучшить свое материальное положение и желание реализовать свои способности. Среди зарегистрированных малых предприятий наибольшее распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (41,6%), индивидуальные частные предприятия (11,9%) и кооперативы (11,2%) (с. 21). Наиболее благоприятные экономические и организационные условия для малых предприятий сложились в строительстве (24,8%) и торговле (21,7%) (с. 21).

К основным причинам, сдерживающим развитие малых предприятий, относятся: обременительные налоги (67% опрошенных), трудности с материальными ресурсами (57%), инфляция (46%), политическая нестабильность в стране (35%), отсутствие дополнительных источников финансирования (34%), отсутствие помещений для производства,

12-619

офиса (28%), давление монопольных структур (26%), проблема сбыта (25%) (с. 26).

Для эффективного функционирования малых предприятий, по мнению опрошенных предпринимателей, следует создать устойчивую законодательную основу предпринимательства (62,2%), разработать дифференцированную систему налоговых льгот (52,4%), сократить бухгалтерскую отчетность (45,8%), разработать механизм экономической заинтересованности местных органов власти в развитии малых предприятий (43,2%) и т. д. (с. 27). Автор делает вывод, что предпринимательская инициатива в области получила необходимый импульс, однако благоприятные условия для ее закрепления еще не созданы.

Следующей стадией планирования программных действий администрации при осуществлении политики развития и поддержки предпринимательства является анализ основных качественных характеристик экономики региона. В нем необходимо отразить, какие отрасли являются ведущими в экономике региона, показатели их деятельности, устойчивость функционирования в переходный период, финансовое положение. Особое внимание должно уделяться отраслям, деятельность которых направлена непосредственно на удовлетворение нужд населения. Для разработки и осуществления мер по развитию предпринимательства следует также проанализировать уровень цен, налогов и проводимую антимонопольную политику, развитие демографических процессов и занятости, уровень удовлетворения потребностей жителей региона.

Экспертная оценка возможностей развития малых предприятий в регионе предусматривает в первую очередь отраслевой подход. Определяются структурные особенности развития сферы материального производства, виды, динамика развития, объемы ввоза и вывоза ресурсов и готовой продукции, товаров народного потребления, состав и динамика изменений форм собственности, финансового состояния предприятий региона. Прослеживаются в отраслевом разрезе развитие предпринимательских структур, динамики их становления, изучаются причины, сдерживающие процесс интенсификации их образования. На основе этих данных разрабатывается соответствующая территориальная государственная политика, обеспечивающая целенаправленное регулирование процесса развития предпринимательства с учетом комплексного эффективного развития региона. На предварительной стадии подготовки региональной программы целесообразно разработать основные направления развития малых предприятий и других предпринимательских структур с разбивкой на этапы, приложением схем реализации и ожидаемых результатов.

Останавливаясь на особенностях формирования территориальной комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства, автор отмечает, что она должна определять стратегию органов государственной власти и управления в области развития предпринимательства, основополагающие условия для развития малого бизнеса и конкуренции. Программа должна включать оценку социально-экономического положения региона, определять принципы развития малого предпринимательства, приоритеты, формы и методы ее осуществления, финансово-кредитное и материально-техническое обеспечение.

В заключительной главе автор рассматривает роль территориальных структур в реализации государственной политики развития предпринимательства, которые могут быть сформированы администрацией территорий. В первую очередь администрации территории необходимо создать в своей структуре рабочий орган непосредственного подчинения. Например, отдел развития предпринимательства в составе экономического комитета администрации территории.

Одновременно с созданием органа управления процессом развития предпринимательства следует определить и механизм финансовой поддержки предпринимательства. Для этого в составе бюджетных расходов ее необходимо выделить специальной строкой, а также создать внебюджетный фонд социально-экономического развития территории, поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Целесообразно также создание постоянно действующей координат ционной группы по развитию и поддержке малого бизнеса при главе (заместителе главы) администрации территории. В нее должны входить активные предприниматели, руководители банковских структур, научные работники, руководители комитетов и управлений администрации области, юристы и другие специалисты. Большую роль в поддержке предпринимательства могут сыграть бизнес- и технопарки, региональные торгово-промышленные палаты. Кроме того, необходимо создавать общественные структуры, подобные Союзу предпринимателей региона, с которыми администрация должна тесно сотрудничать. Важно предусмотреть и создание системы учебной подготовки молодежи и начинающих предпринимателей, используя возможности образовательных учреждений

В заключение автор отмечает, что реализация рассматриваемых мероприятий в Новгородской области способствовала созданию условий для интенсивного роста предпринимательских структур: с 1992 по 1995 г. количество малых предприятий выросло более чем в 2 раза (с. 51).

И. Ю. Жилина

12*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.