Научная статья на тему '2002. 01. 064. Кочановский М. В. Развитие институцио-нальной среды малого бизнеса. Н. Новгород, 2000. 68 с'

2002. 01. 064. Кочановский М. В. Развитие институцио-нальной среды малого бизнеса. Н. Новгород, 2000. 68 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РФ МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 064. Кочановский М. В. Развитие институцио-нальной среды малого бизнеса. Н. Новгород, 2000. 68 с»

_2002.01.064. КОЧАНОВСКИЙ М.В. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ МАЛОГО БИЗНЕСА. - Н. Новгород, 2000. - 68 с.

В работе рассматриваются проблемы совершенствования методов государственного воздействия на развитие малого бизнеса (МБ) в России. Автор опирается на институционально-эволюционную теорию, учитывая мировой опыт и особенности переходной экономики.

Развитие МБ в России автор относит к наиболее интересным явлениям периода становления рыночной экономики. Именно этот сектор экономики в последнее время был самым растущим как по числу предприятий, так и по объему произведенной продукции.

На расширение МБ негативно влияют такие особенности переходной экономики, как неразвитость рынков факторов производства, затяжной спад производства и снижение основных макроэкономических показателей, различия динамики цен по отраслям. Помимо этого отмечается неразвитость институциональной среды МБ под которой подразумевается отсутствие формальных и неформальных ограничений (правил игры) в обществе, в рамках которых МБ мог бы инвестировать средства в собственное развитие и общественные блага, доступные ему на равных с более крупными хозяйствующими субъектами основаниях.

В обществе до сих пор существует неоднозначное отношение к предпринимательской деятельности вообще и к МБ в частности. Обычаи и традиции социалистического прошлого не всегда способствуют его поддержке, причем не только у части населения, но и в чиновничьей среде. Между тем МБ выполняет ряд весьма важных функций в переходной экономике, а именно: решение проблем занятости; развитие конкуренции; ускорение регионального развития; укрепление стабильности в социальной сфере. Именно сектор МБ в силу своей массовости и общественной активности рассматривается в качестве мощного инструмента институциональных преобразований, необходимых для формирования действительно рыночной экономики.

Работа состоит из четырех глав. В первой главе анализируются проблемы законодательного обеспечения (правовой составляющей институциональной базы) МБ. Автор считает, что государственная политика в области МБ должна быть направлена на создание и поддержку институтов, способных обеспечить равную переговорную силу малых предприятий с прочими экономическими агентами при условии посильных инвестиций в создание этих институтов со стороны субъектов МБ.

При этом подчеркивается, что процесс становления неформальных институтов, благоприятствующих развитию МБ в России, объективно будет происходить более медленно, нежели формальных институтов (правовых норм и организаций), в силу особенностей менталитета народа и не может быть осуществлен лишь путем провозглашения новой идеологии и закрепления ее постулатов в законодательстве.

Неразвитость институциональной среды влечет за собой две основные серьезные проблемы в развитии МБ: антистимулирующую роль российского налогообложения и административные барьеры.

Громоздкость и запутанность налоговой системы России существенно осложняет деятельность предпринимателей. Негативное воздействие на МБ оказывает и возможность субъектов РФ вводить на своей территории любые дополнительные налоги. Местные налоги, как правило, затрагивают те сферы бизнеса, где происходит быстрый оборот живых денег, т.е. там, где сконцентрирована основная масса субъектов МБ. Недостатки налоговой системы сказываются прежде всего на вновь образующихся субъектах, более уязвимых в финансовом и имущественном отношении.

Для реформирования налоговой системы в интересах МБ рекомендуется следующее.

1. Переместить тяжесть налогового бремени в направлении налогов на владение землей и недвижимостью.

2. Дифференцировать налоги: а) в зависимости от направления доходов предприятий на инвестиции или на потребление; б) в зависимости от сферы деятельности предпринимателя с приоритетом для производственных, особенно высокотехнологичных и наукоемких отраслей.

3. Отменить или существенно уменьшить ставки налога на наследство и дарение для стабилизации малых предприятий, построенных по семейному принципу.

4. Дифференцировать налогообложение прибыли предприятий, а главное, личных доходов граждан в зависимости от их происхождения.

5. Установить для малых предприятий налоговые каникулы сроком на пять лет с постепенным повышением в этот период ставок налогов до обычного уровня и дальнейшее сохранение их дифференциации в зависимости от величины налогооблагаемой базы.

6. Установить необлагаемый налогом минимум прибыли, дохода, стоимости имущества, а также повысить верхние границы сумм, облагаемых подоходным налогом.

7. Снизить явно завышенные ставки базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Для сверхмалых предприятий отменить действующий для юридических лиц единый налог, понизить стоимость патентов как для юридических, так и для физических лиц и превратить процедуру ведения учета из обязательной в рекомендательную.

Первым шагом навстречу предпринимателю может стать запрет на изменения налогового законодательства, которые ведут к ухудшению положения малых предприятий.

К административным барьерам, препятствующим развитию МБ, автор относит: высокую стоимость регистрации предпринимательских структур; несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности; избыточность контролирующих органов и дублирование их функций; тормозящие действия местных органов власти.

В этой связи представляется целесообразным разработать пакет законов и других правовых актов, которые способствовали бы упорядочению деятельности всех участников процесса развития и поддержки МБ.

Во второй главе рассматриваются проблемы ресурсного обеспечения и развития инфраструктуры МБ. Малый бизнес в России находится в стадии становления. Большинство малых предприятий, особенно вновь созданных, характеризуется явной недостаточностью собственных ресурсов. Незначительный размер начального капитала малых предприятий объясняется снижением жизненного уровня населения и отсутствием у подавляющего большинства граждан необходимых средств для официального начала собственного бизнеса. Вновь создаваемые предприятия могут рассчитывать только на собственные производственные ресурсы и, как правило, располагают устаревшим оборудованием, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования, повышать его технический уровень. На долю субъектов малого предпринимательства России приходится не более 3% стоимости всех основных производственных фондов (с.30).

Кроме того, малые предприятия испытывают острый дефицит производственных и служебных помещений, который усугубляется еще

ограничениями на регистрацию предприятий по домашнему адресу. Серьезные проблемы вызывает неурегулированность земельных отношений.

Таким образом, отсутствие государственной поддержки МБ в вопросах приобретения необходимых для развития бизнеса ресурсов зачастую делает невозможным превращение имеющегося в распоряжении предпринимателя денежного капитала в оборудование или сырье.

Малые предприятия находятся в весьма ущемленном положении и на финансовом рынке. Кредитные учреждения отказывают малым предприятиям в предоставлении ссуд в связи с их низкой залого-способностью, высоким риском невозврата кредитов, дополнительными издержками при обслуживании большого числа мелких клиентов, а зачастую кредитные учреждения отказывают малым предприятиям в открытии и обслуживании их счетов (например, устанавливая высокий уровень минимального остатка средств на счете). Процентные ставки для них, как правило, выше, чем для других категорий заемщиков, ссуды предоставляются на недостаточный для производства срок, а условия кредитования не предполагают отсрочки при уплате процентов, что делает невозможным реализацию инвестиционных проектов.

Очевидно, что для развития малых предприятий государство должно проводить определенную политику, направленную на их ресурсную поддержку, а именно:

- устранить неблагоприятное положение малых предприятий на рынке кредитных ресурсов;

- проводить целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов;

- обеспечить свободный и равный доступ на рынке средств производства к материально-вещественным факторам, принять специальные меры по снижению затрат субъектов МБ на приобретение средств производства;

- обеспечить качественный баланс спроса и предложения на рынке труда путем совершенствования системы переподготовки кадров, в том числе руководителей и специалистов малых предприятий.

Автор считает, что проблемы, связанные с ресурсным обеспечением МБ, во многом обусловлены слабым развитием не только нормативно-правовой, но и инфраструктурной составляющей институциональной среды МБ.

Под инфраструктурой МБ понимается система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, это содействие оказывается на льготных условиях, что и выделяет инфраструктуру МБ из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг. В число элементов инфраструктуры МБ входят: фонды поддержки МБ; лизинговые компании; бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полионы; агентства и центры развития МБ; средства массовой информации, специализирующиеся по МБ; прочие организации содействия МБ.

Развитие инфраструктуры рассматривается в качестве наиболее важного направления поддержки МБ со стороны как государства, так и предпринимательских объединений, поскольку имеет мультипликативный эффект и распространяется на широкие круги предпринимателей, что особенно важно в условиях ограниченности ресурсов.

В третьей главе на примере США анализируется процесс функционирования институтов поддержки малого бизнеса в развитой рыночной экономике. Обращается внимание на то, что в США всемерная поддержка малых форм предпринимательской деятельности в области НТП является политической целью государства. Затраты, связанные с разработкой и внедрением передовых технологий малыми предприятиями, значительно ниже затрат крупных фирм, а сроки окупаемости конкретных проектов существенно ниже.

Однако автор не считает возможным прямое заимствование форм организации МБ на Западе по причине слабой теоретической базы системы управления малой экономикой, трудностей с отбором кадров предпринимателей и недостаточно развитой рыночной культуры населения России.

Четвертая глава посвящена государственной политике в области малого бизнеса в России на федеральном уровне.

Государству необходимо путем создания специальной нормативно-правовой базы и инфраструктуры реформировать старые либо формировать новые институты, позволяющие МБ России развиваться в более благоприятных условиях. По его мнению, федеральные программы поддержки малого предпринимательства не содержат четкой концепции развития МБ в России. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации этих программ.

Большие надежды возлагались на Федеральную целевую программу государственной поддержки предпринимательства на 19981999 гг., выполнение которой могло обеспечить снижение социальной напряжен-ности к 2000 г. К сожалению, даже учет ошибок, допущенных при реализации предыдущих программ, не позволил достичь запланирован-ных результатов. Главной причиной стала сложная экономическая ситуация после кризиса 1998 г., которая привела к полному отсутствию финансирования целевой программы, а также затормозила рассмотрение и принятие в Государственной Думе России законов в области поддержки МБ.

Вместе с тем автор считает, что в ходе реализации программы удалось достичь определенных результатов. Так, появилась устойчивая инфраструктура МБ; произошло ускоренное перераспределение средств производства к малым предприятиям; стали появляться более эффективные субъекты МБ.

В заключении автор отмечает, что институциональная теория предполагает активную роль государства в рыночной экономике, но при этом роль государства понимается иначе, чем в кейнсианской или марксистской теории. Государство, по мнению автора, должно активно влиять на институциональную среду в экономике, потому что спонтанная селекция институтов, как убедительно показывает эволюционная теория, не всегда отбирает лучшие, оптимальные варианты.

Н.П.Кононкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.