РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
4
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069
МОСКВА 1996
т.е. ориентация на захват власти, наносит организации значительный ущерб в долгосрочном плане.
Таким образом, речь идет о создании новых систем управления, новом стиле поведения на предприятии, развитии интегрированных систем информации и коммуникаций, обеспечивающих личные контакты, о развитии чувства ответственности, что в конечном итоге определяет эффективность.
Авторы отмечают, что цели управления человеческими ресурсами состоят в создании климата справедливости и интеграции персонала в предприятие с помощью упорядочения отношений предприятия с персоналом через совокупность правил, всеобщее признание которых обусловлено заложенной в них гарантией принятия справедливых решений в различных ситуациях; мотивации персонала на повышение производительности путем развития структур, способствующих коллективному труду и расширению взаимосвязей между различными уровнями иерархической структуры; ориентации на творческий подход к труду.
Для создания хорошего корпоративного климата, по мнению авторов, руководство должно осознавать свою ответственность. Решения и директивные акты должны иметь важные социальные последствия в области здоровья, безопасности, благосостояния работников.
И. Ю. Жилина
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
%.04.036. БАСАЕВА В.Г., СИЛЬЧЕНКО Т А., ПОЧЕСНЕВА Е.Г. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫВШИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ: РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОН. РАЗВИТИИ. - Новосибирск, 1995. - 46 с. - (Препринт / РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва; N0 154).
В работе рассматриваются особенности и закономерности формирования малого и среднего бизнеса и рыночных отношений в
постсоциалистических странах в первые годы реформирования экономики.
Развитие рыночных отношений в странах Центральной и Восточной Европы (СЦВЕ) во многих областях строилось по похожим сценариям. В центре внимания стояли такие проблемы, как разгосударствление и приватизация собственности, формирование комплекса условий для функционирования экономики на рыночных основах, преобразование структуры экономики.
Персонификация отношений собственности, ликвидация монополии государства на средства производства во всех сферах деятельности, формирование смешанной экономики присутствовали в программах экономических реформ всех стран. Сценарии перехода к рыночным отношениям в СЦВЕ отличались временным сдвигом (в одно и то же время страны находились на разных стадиях), величиной изменений, результативностью. События в каждой стране существенно зависели от принятого законодательства.
Проблемы формирования условий функционирования экономики в новых условиях решались с помощью последовательного (полного, реального и т.д.) хозяйственного расчета предприятия, самоуправления, приватизации. Особое место занимала проблема изменений размерной структуры предприятий промышленности при переходе к рыночной экономике, которая в целом и в настоящее время еще далеко от оптимальной. Это связано со значительным числом крупных предприятий, оставшихся от прежней системы управления. Разукрупнение государственных предприятий само по себе не ведет к смене собственника, но подрывает монополию государства на управление и в какой-то мере создает условия для упрощения процесса приватизации. В Чехо-Словакии еще при существовании единого государства цель экономических преобразований заключалась в завершении предыдущих попыток проведения реформ, не в усовершенствовании плановой экономики, а в полной ее трансформации. Принятие в 1991 г. мер по реализации экономической реформы обеспечило
стабилизацию экономики к январю 1992 г. Программа малой приватизации передала тысячи мелких предприятий в частные руки, была начата чековая приватизация крупных предприятий, что способствовало притоку в страну иностранного капитала. К концу 1991 г. доля частного сектора в ВВП достигла 8%, а в общей численности занятого населения - 16% (с.11).
В Венгрии реформы начались в 1990 г. после десятилетия, характеризовавшегося большим внешним долгом, медленным экономическим ростом и увеличивающейся инфляцией. Макроэкономические меры включали в себя сокращение расходов и увеличение налогов с целью уменьшения бюджетного дефицита, жесткую монетаристскую политику, девальвацию форинта, введение стимулов для поощрения переориентации экспорта с Востока на Запад. Несмотря на ряд отрицательных моментов (снижение ВВП, промышленного производства, рост среднего уровня инфляции), начался бурный рост частного сектора. Согласно оценкам, в 1992 г. доля частного сектора в ВВП достигла 33% по сравнению с 25% в 1991 г. (с.12). Основные проблемы, связанные с созданием малого бизнеса в СЦВЕ, по мнению западных исследований, состоят в отсутствии культуры восприятия предпринимательского поведения; отношения к малому бизнесу как аморальному, неэтичному и незаконному экономическому и социальному поведению.; отсутствии различных моделей развития предпринимательства и роли государства в регулировании экономики; отсутствии развитой инфраструктуры и т.д.
Особое внимание в работе уделяется созданию законодательной базы развития частного предпринимательства в СЦВЕ. Так, принятый в Польше в январе 1989 г. "Закон о хозяйственной деятельности" создал условия для массового появления частных предпринимателей, отменив ограничения на виды хозяйственной деятельности и количество наемных работников и минимизировав требования по лицензированию и регистрации. Был возрожден "Закон о компаниях" 1934 г., являющийся правовой
основой развития корпоративных форм, т.е. компаний с ограниченной ответственностью и акционерных компаний.
В СЦВЕ наблюдается значительное разнообразие организационно-правовых форм частных предприятий. В бывшей Чехо-Словакии частные предприятия создавались в двух основных формах: индивидуальное предприятие и акционерная компания. В Венгрии промышленный сектор имеет более сложную структуру. Обобществленный сектор экономики состоит в основном из государственных предприятий и кооперативов двух видов: крупных, функционирующих во многом подобно госпредприятиям, и малых, действующих как частные хозяйственные единицы, за исключением неделимости их капитала. Зарегистрированные или юридические лица, официально введенные "Законом об ассоциациях" 1989 г., включают компании с ограниченной ответственностью и акционерные общества, в том числе отечественные и иностранные фирмы и совместные предприятия. Большинство акционерных обществ находятся, главным образом, в государственной собственности, а большинство компаний с ограниченной ответственностью (отечествнных и совместных предприятий) являются частными. Неюридические лица включают единоличных собственников, а также хозяйственные рабочие товарищества на предприятиях, деловые рабочие товарищества и другие товарищества.
Исходя из оценок тенденций экономического развития в СЦВЕ, Всемирный банк разработал ряд рекомендаций в области государственной поддержки развития предпринимательства. Первоочередные меры включают: сокращение числа предприятий, тормозящих дальнейший рост частного сектора; максимально быструю приватизацию государственного сектора; стабилизацию налогового законодательства; совершенствование механизма инкассирования денег, уменьшение бюрократической волокиты; совершенствование информационных потоков; стимулирование изменения отношения общества к частному предпринимательству. К
наиболее важным рекомендациям второй очереди, нацеленным на повышение долгосрочной конкурентоспособности частных фирм, относятся: расширение внешней ориентации, содействие развитию экспорта, осознание возможности конкуренции с импортными товарами и банковская реформа. Задачи третьего порядка включают в себя прямое предоставление технической помощи предпринимателям.
Анализ некоторых характеристик развития малого бизнеса в СЦВЕ, представляющий определенный интерес для России, показывает, что на уровне государственной поддержки предпринимательства необходимо: разработать сильное
антимонопольное законодательство с четкой региональной привязкой в определении монополиста; разработать законы, регулирующие создание и банкротство малых предприятий; стимулировать развитие малого бизнеса и инвестиции частного капитала в исследования, разработки и создание основных фондов с помощью налоговых инструментов; обеспечить развитие информационных и коммуникационных сетей; разработать меры, направленные на стимулирование и поддержание экспортной направленности бизнеса; обеспечить поддержку промышленных зон, индустриальных парков, зон свободной торговли, исследовательских и инновационных центров для зарождения предпринимательства в новых сферах. На уровне местной администрации целесообразно обеспечить привлечение финансовых и иных ресурсов заинтересованных органов управления, предприятий и организаций к развитию малого предпринимательства; организацию взаимодействия малых предприятий в вопросах использования временно свободных финансовых средств и оказания временной финансовой взаимной помощи; содействие малым предприятиям в получении банковских кредитов; организацию среди малых предприятий конкурсного размещения заказов на производство продукции, выполнение работ и услуг для нужд территорий, финансируемых из средств местного бюджета и внебюджетных
фондов; привлечение малых предприятий к выполнению территориальных планов и программ; целевое создание малых предприятий по производству продукции и услуг для нужд территории и ее населения; разработка и создание систем льготных стимулов для малых предприятий, участвующих в решении приоритетных проблем региона; разработку и реализацию программ социального развития малых предприятий; создание консультационных служб для представителей малого бизнеса; создание системы местных налогов, стимулирующих развитие малого бизнеса и тд.
И. Ю. Жилина
I
96.04.037-038. КОРПОРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОБНОВЛЕНИЕ. (Сводный реферат).
1. Stopford J.M., Baden-Fuller Ch. Creating corporate entrepreneurship // Strategic management j. - Chichester etc., 1994. - Vol. 15, ‘ 7. - P. 521-536.
2. Myzyka D., De Koning A., Chiurchill N. On tranaformation and adaptation: Building the entrepreneurial corporation // European management. - Oxford, 1995. - Vol.. 13, ‘ 4. - P. 346-362.
Английские специалисты Дж.Стопфорд и Ч.Баден-Фуллер (1) отмечают, что понятие "корпоративное предпринимательство” еще не получило точного определения, оно лишь ставит вопрос о придании характеристик поведения индивидуального предпринимателя предприятию в целом. В исследованиях по стратегии управления различаются три типа корпоративного предпринимательства, каждый из которых имеет отличительные черты и нуждаются в особом рассмотрении: 1) создание нового производства в рамках существующего предприятия, нередко определяемое как "интрапренерство" (внутреннее
предпринимательство) или "корпоративный венчур"; 2) более масштабная трансформация или обновление предприятия;