РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ 2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059
МОСКВА 19%
96.02.040
278
коллегами из смежных наук, - как полагают авторы Введения, -несомненно, продвинет вперед решение нашей общей задачи -реконструкцию истории формирования, становления и развития человека в комплексе его социально-культурных качеств, транслируемых из поколения в поколение в процессе социализации" (ч.1, с.4).
Сборник предваряют две статьи общего характера (автор Г.Б.Корнетов) "История педагогики: проблемы, предмет, подходы" и "Всемирный историко-педагогический процесс: перспективы цивилизационного подхода" (ч.1, с.6-36). В сборнике, наряду со статьями сотрудников и аспирантов ИТПиМИО, представлены работы научных сотрудников, профессоров и преподавателей МГУ, Ивановского государственного университета, Института философии РАН, Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Института славяноведения и балканистики РАН, Санкт-Петербургского, Харьковского, Марийского, Башкирского университетов, Ставропольского и Чимкентского педагогических институтов, Московского педагогического университета и ряда научных учреждений и центров Москвы и других городов Российской Федерации.
А. Л. Ястребицкая
96.02.040. КЕРОВ В.Л. АПОКАЛИПСИС И ЕРЕТИКИ: ЛЕКЦИИ. -М.: Изд-во Рос.ун-та Дружбы народов, 1994. - 96 с.
Книга представляет собой цикл лекций доктора исторических наук, профессора, действительного члена Международной академии наук высшей школы В.Л.Керова по курсу "Христианство и Русь*. Лекции посвящены истории католической церкви и католицизма в период до начала XVI в. - времени появления протестантизма. Автор рассматривает структуру организации католической христианской церкви, особенности христианской догматики, различия между католицизмом и православием. В центре его внимания такие проблемы, как влияние идей Апокалипсиса (Откровения Иоанна
279
96.02.041
Богослова) на западноевропейское общество в Средние века, деятельность проповедников этих идей (Иоахима Флорского и др.), их связи с еретиками, отношение к идеям Апокалипсиса в Современную эпоху.
А.Л.Ястребицкая
96.02.041. КЕРОВ ВЛ. ИДЕИ АПОКАЛИПСИСА В СРЕДНИЕ ВЕКА: ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ: ОЛИВИ, БЕГИНЫ ЮЖНОЙ ФРАНЦИИ. -М.: Луч, 1994. -191 с
Книга профессора ВЛ.Керова посвящена рассмотрению трансформации идей Откровения Иоанна Богослова в средневековой Европе на рубеже ХИ-ХШ и ХШ-Х1У столетий, когда идея Апокалипсиса перестала быть абстрактной догйой, но, овладев сознанием многих верующих, превратилась в мощную религиозную силу, реализовавшуюся и в оппозиционных официальной церкви течениях, и в массовых еретических движениях в Италии, Южной Франции, Англии. Центральная часть книги посвящена Иоахиму Флорскому (1133-1202) - его биографии и творчеству, в котором образы и символы Апокалипсиса заняли важнейшее место, послужив предпосылкой "мощной исторической концепции", снискавшей широкое признание современников и потомков. Иоахим, как показывает автор, дал рассказу Иоанна Богослова новое объяснение, отнеся предсказания Апокалипсиса к грядущей земной жизни. В его концепции • это "предсказания реальных и величественных исторических событий", которые произойдут после ликвидации, гибели Атихриста (Антихристов) перед наступлением эпохи Святого Духа. Тем самым он вышел за пределы образов католической традиции" (сЗО). Иоахим был первым крупным мыслителем, который установил связь между Священным писанием и человеческой историей. В книге раскрываются социально-культурные предпосылки возникновения и широкого распространения идей иоахимизма и в оппозиционной церковной среде (среди членов францисканского ордена), и в народных массах. Эта тема развивается далее в главах,