Научная статья на тему '96. 02. 041. Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: иоахим Флорский: Оливи, бегины Южной Франции. -М. : луч, 1994. -191 с'

96. 02. 041. Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: иоахим Флорский: Оливи, бегины Южной Франции. -М. : луч, 1994. -191 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
326
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОКАЛИПСИС / ЕРЕСИ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ / ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ / ОЛИВИ ПЕТР ИОАНН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 041. Керов В. Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века: иоахим Флорский: Оливи, бегины Южной Франции. -М. : луч, 1994. -191 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ 2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059

МОСКВА 19%

Богослова) на западноевропейское общество в Средние века, деятельность проповедников этих идей (Иоахима Флорского и др.), их связи с еретиками, отношение к идеям Апокалипсиса в Современную эпоху.

А.Л.Ястребицкая

96.02.041. КЕРОВ ВЛ. ИДЕИ АПОКАЛИПСИСА В СРЕДНИЕ ВЕКА: ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ: ОЛИВИ, БЕГИНЫ ЮЖНОЙ ФРАНЦИИ. -М.: Луч, 1994. -191 с

Книга профессора ВЛ.Керова посвящена рассмотрению трансформации идей Откровения Иоанна Богослова в средневековой Европе на рубеже ХИ-ХШ и ХШ-Х1У столетий, когда идея Апокалипсиса перестала быть абстрактной догйой, но, овладев сознанием многих верующих, превратилась в мощную религиозную силу, реализовавшуюся и в оппозиционных официальной церкви течениях, и в массовых еретических движениях в Италии, Южной Франции, Англии. Центральная часть книги посвящена Иоахиму Флорскому (1133-1202) - его биографии и творчеству, в котором образы и символы Апокалипсиса заняли важнейшее место, послужив предпосылкой "мощной исторической концепции", снискавшей широкое признание современников и потомков. Иоахим, как показывает автор, дал рассказу Иоанна Богослова новое объяснение, отнеся предсказания Апокалипсиса к грядущей земной жизни. В его концепции • это "предсказания реальных и величественных исторических событий", которые произойдут после ликвидации, гибели Атихриста (Антихристов) перед наступлением эпохи Святого Духа. Тем самым он вышел за пределы образов католической традиции" (сЗО). Иоахим был первым крупным мыслителем, который установил связь между Священным писанием и человеческой историей. В книге раскрываются социально-культурные предпосылки возникновения и широкого распространения идей иоахимизма и в оппозиционной церковной среде (среди членов францисканского ордена), и в народных массах. Эта тема развивается далее в главах,

96.02.041

280

посвященных жизни и анализу творчества последователя Иоахима Флорского францисканцу Петру Иоанну Оливи (1228-1298) и вдохновленному идеями иоахимизма в переложении Оливи еретическому движению бегинов на Юге Франции (XIV в.).

ВЛ.Керов анализирует философско-историческую концепцию Оливи, его взгляды на историю человечества и церкви, ее периодизацию; последовательно раскрывает связь ее с идеями первоначального христианства и образами Апокалипсиса; прослеживает характер переосмысления им идей Иоахима Флорского. У Оливи, пишет автор, совершенно исчезла иоахимовская идея превращения трех эпох истории в три ипостаси Троицы, откровенно антицерковное содержание приобрела критика рада католических догм и деятельности католического клира - в ней "ярче, чем у Иоахима", отразились "социальные коллизии эпохи". Вслед за Р.Манселли, итальянским исследователем иоахимизма, ВЛ.Керов подчеркивает, что, хотя Оливи и оперирует положениями Иоахима, он не повторяет их механически; вместе с тем ему, как и Иоахиму, присуще ожидание новой эпохи, стремление ощутить "действие близкого апокалиптического момента истории" (с.81). Деятельность Оливи и связанного с ней движения спиритуалов, образовавшегося внутри францисканского ордена, показано в книге, была направлена против папства и церкви в целом, против ее идеологической платформы, и ослабляла церковь изнутри. Именно в этом, считает автор, коренится также одна из предпосылок активного восприятия его идей (в частности, наиболее последовательно сформулированных в Посгилле к Апокалипсису) еретическим движением бегинов.

Таким образом, в Средние века, подчеркивает в заключение автор, идеи Откровения святого Иоанна Богослова • Апокалипсиса, венчающего Новый Завет, обрели "особую взрывную силу". Они "стали служить выражением протеста и отдельных лиц, и целых социальных слоев, недовольных своим положением. Важная роль в этом принадлежит тем теоретикам-богословам, которые сблизили

туманные положения Апокалипсиса с конкретной историей человеческого общества, придав им одновременно и притягательность, и взрывную силу. Церковной идее о Страшном суде ими противопоставлена была идея о великом перевороте, долженствовавшем устранить зло из мира.

Книга содержит интересный конкретно-исторический материал, фрагменты источников (документы допроса еретиков, папские энциклики, богословские трактаты и т. п.).

А. Л. Ястребиная

96.02.042. ХЕСС Д. К ПРОБЛЕМЕ МАСТЕРА "СРЕДНЕВЕКОВОЙ ХАУСБУХ".

HESS D. Meister um das "mittelalterliche Hausbuch": Studien zur Hausbuchmeislerfrage. • München: Zabern, 1995. -187 S.

В центре внимания Даниэля Хесса (исследовательская группа Corpus Viiríarum Mediaev^ Фрейбург) памятник позднего Средневековья, известный как "Домашняя книга" (Hausbuch). Это многослойное собрание зарисовок и иллюстраций повседневной жизни позднего Средневековья, в котором представлены практически почти все виды художественного творчества. Вместе с тем имя создателя этого собрания, как считалось, несомненно, одного из самых значительных и оригинальных художников конца Средних веков, оставалось предметом дискуссии на протяжении более чем столетия. Монография Хессе дала ей новый поворот. Сравнительный стилевой анализ представленных в "Хаусбух" живописных произведений привел автора к выводу, что се создание было делом рук по меньшей мере трех художников и разных художественных мастерских.

АЛ.Ястребицкая

36-2118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.