Научная статья на тему '«. . . ибо их есть царство небесное». Спиритуалы у истоков новой Европы. Рецензия на монографию В. Л. Керова «Францисканцы во Франции в ХШ - первой половине ХIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы». - М. : Экон-Информ, 2007. - 352 с. Ил'

«. . . ибо их есть царство небесное». Спиритуалы у истоков новой Европы. Рецензия на монографию В. Л. Керова «Францисканцы во Франции в ХШ - первой половине ХIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы». - М. : Экон-Информ, 2007. - 352 с. Ил Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««. . . ибо их есть царство небесное». Спиритуалы у истоков новой Европы. Рецензия на монографию В. Л. Керова «Францисканцы во Франции в ХШ - первой половине ХIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы». - М. : Экон-Информ, 2007. - 352 с. Ил»

РЕЦЕНЗИИ

«...ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ». Спиритуалы у истоков новой Европы

Рецензия на монографию В.Л. Керова «Францисканцы во Франции в ХШ — первой половине ХW века».

Петр Иоанн Оливи и спиритуалы. — М.:

Экон-информ, 2007. — 352 с., илл.

Последняя книга известного советского и российского ученого Всеволода Львовича Керова практически ничем не удивила многочисленных почитателей его научного таланта. Да и можно ли удивить читающую публику очередной работой в длинном списке фундаментальных исследований, посвященных истории средневековой мысли? Сразу отметим: автор остался верен себе, своему научному интересу, своему стилю, манере исторического повествования и даже пристрастию к определенным историческим фигурам.

На первой странице своего произведения автор скромно отмечает «усиление интереса к упомянутым проблемам, связанным с увеличением роли религий, религиозного фактора в общественно-политической жизни многих стран мира и человечества в целом на рубеже ХХ и ХХ! вв.» (с. 5). Думается, что уважаемый автор просто констатирует привычный для него взгляд на окружающую действительность, скрываясь за сухой и практически утратившей первоначальный смысл формулировкой. Дело не в усилении религиозного фактора, по крайней мере в так называемой постхристианской Европе, а в его чрезмерной политизации и тщетных поисках новой цивилизационнной парадигмы в условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу. Людей интересует не сама религия в ее традиционном догматическом изложении, а те нереализованные мистические потенции, которые присущи ей изначально и содержат в себе до сих пор нераскрытые возможности духовного обновления современного общества.

Полки книжных магазинов уже давно прогнулись от огромного количества книг, посвященных альбигойцам, катарам, тамплиерам, королю Артуру, Святому Граалю и прочим занимательным эпизодам из истории средневековой Европы. Только улеглась шумиха вокруг скандального романа Дэна Брауна «Код Да Винчи», как неутомимый автор подготовил и скоро обрушит на наши головы новый роман под таинственным названием «Утраченный символ», а в нем снова тамплиеры, масоны, розенкрейцеры и т.д.

Чем вызван столь необычный интерес к давно прошедшим временам? Тем более что традиционные культы приходят в упадок и вряд ли могут служить источником вдохновенных поисков нового смысла жизни в условиях крушения столь привычной стабильности, развенчания идей экономического прогресса и отказа от спасительной идеи превосходства разума над верой. Автор рецензируемой монографии отвечает на этот вопрос краткими, но предельно насыщенными словами одного из своих любимых героев Иоахима Флорского: постижение Божественного откровения, провиденциальный образ всеобщей истории неукротимого духа, подлинно духовное раскрытие человеческой личности и идея неизбежного Апокалипсиса как всеобщего итога «греховной разнузданности окружающего мира». Иначе говоря, это многотрудный путь человека от рабства и покорности к высотам человеческой свободы, которая только и способна «сокрушить Вавилон» и воспрепятствовать пришествию Антихриста (с. 161—162). Думается, что именно эти идеи вдохновляют не только автора данной монографии, но и его многочисленных современников, в очередной раз оказавшихся на распутье мировой истории.

Сам автор определяет значение предлагаемого им исследования «подробным анализом борьбы... руководства ордена францисканцев и римской курии против спиритуалов» (с. 6). И эта борьба сопровождается небывалым накалом страстей на фоне потрясающей по своей значимости галереи портретов выдающихся исторических деятелей и духовных лидеров прошлого, заложивших основы Новой Европы: Фома Аквинский, Блаженный Августин, Св. Франциск, Бонавентура, Петр Абеляр, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон, Дунс Скот, Альберт Саксонский, Уильям Оккам, Иоахим Флорский и многие другие. Сами по себе они не являются предметом исследования, но служат иллюстрацией к многоплановой картине духовного развития французского общества ХШ—Х1У вв. и, как любят выражаться постмодернисты, «присутствуют среди нас».

Нет сомнений, что данной монографией автор подводит некий итог многолетней научной деятельности и продолжает отстаивать свою точку зрения на характер и сущность еретических движений в рассматриваемый период, предложенную много лет назад: «Движение спиритуалов — оппозиционное радикальное течение, образовавшееся внутри францисканского ордена и направленное против папства и церкви в целом» (с. 204). К сожалению, отдельные параграфы оказались слишком лаконичными, создающими впечатление недосказанности (например, «Наследие Св. Франциска и Бонавентура». С. 35—36).

В ХШ—Х1У вв. во Франции, как и в других странах средневековой Европы, действительно стали возникать и быстро распространяться всевозможные ереси, охватывавшие не только простой люд, но и представителей высшего духовенства. Католическая церковь и феодальное государство жестоко преследовали оппозиционеров и никогда не останавливались перед их физическим уничтожением. Разумеется, в то время перевес сил был еще на стороне властей, хотя, как справедливо отмечает автор, «ни распространение идей Оливи, ни деятельность еретиков не были ими подавлены окончательно» (с. 315). Еще не родились Гус, Лютер и Кальвин, но их появление было уже предопределено великими предшественниками, среди которых важное место занимают герои рецензируемого произведения.

Следует отметить еще одну характерную особенность данной монографии. Всеволод Львович уже давно стал признанным мастером исторических текстов, которые, будучи завершенными, начинают жить самостоятельной жизнью. Всеволод Львович по-прежнему предан классической историографии и не идет на поводу у современных модных течений. Исторический текст рецензируемой работы не уничтожает автора «нулевой степенью письма» (как у Р. Барта), не подвергает разрушительной «деконструкции» историческую мысль (как у Ж. Деррида) и не подрывает так называемый «логоцентризм» классической историографии (как у У. Эко).

Правда, Всеволод Львович пока еще не написал свое «Имя Розы», как это сделал его великий современник и коллега по ремеслу историка-медиевиста Умберто Эко, но, возможно, все еще впереди. Не хотелось бы воспринимать рецензируемую монографию как последний опыт известного ученого, который подводит своеобразный итог своей многолетней и чрезвычайно плодотворной деятельности.

Кстати сказать, этот пробел отчасти восполнил современный талантливый писатель, переводчик и к тому же выпускник истфила РУДН («заочный» ученик Всеволода Львовича) Александр Кашин, порадовав читателей изумительным историческим романом «Бретонский паломник» (М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2001. — 400 с. (Живая проза истории)). Там юный послушник аббатства барон Робер де Бро словно срывается со страниц монографии В.Л. Керова, невольно подтверждая научную достоверность описываемых им событий яркими и благородными поступками в духе рыцарских романов прошлой эпохи.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РУДН В.М. Заболотный

«...THE KINGDOM OF HEAVEN BELONGS TO THEM». SPIRITUAL FRANCISCANS AND THE ORIGIN OF NEW EUROPE

(Kerov V.L. Franciscans in France in the 13th century and the 14 century's First Half: Peter John Olivi and Spirituals Franciscans. — M., 2007)

V.M. Zabolotny

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.