РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕ! II1ЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАШ1ТАМ1ШтУК;И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ 2
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 96.02.001 - 96.02.059
МОСКВА 19%
96.02.034. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГОРОДИЩА ИДНАКАР 1Х-ХП1 ВВ.: Сб. ст. / РАН. Урал, отд-нис. Удм. ин-т истории, яз. и лит.; Отв. ред. Иванова М.Г.- Ижевск, 1995.-189 с.
В сборнике публикуются материалы раскопок одного иа крупнейших памятников финно-угорского средневековья - городища Иднакар - военно-административного, ремесленного и культурного центра северных удмуртов 1Х-Х1П вв. Памятник, расположенный у д.Солдырь Глазовского р-иа Удмуртской Республики, выделяется среди других городищ Прикамья значительно большей площадью, достигающей 40 тж. кв.м, мощной системой укреплений, исключительным богатством культурного слоя, содержащего во многих случаях уникальные материалы.
Имеющиеся в настоящее время данные, отмечает во введении редактор сборника М .Г.Иванов а, позволяют рассматривать развитие Иднакара в контексте генезиса древнерусских городов лесной зоны Восточной Европы. Первые сведения о размерах и состоянии культурного слоя городища, а также легенды, связанные с его названием, приводятся в работах А.А.Спицина и Н.Г.Первухина. В 1926-1929 гг. широкие раскопки здесь провел С.Г.Матвеев. Планомерные исследования памятника начались в 1974 г. и с небольшими перерывами продолжались в течение 15 сезонов. К настоящему времени иа различных частях городища вскрыто более 7500 кв.м площади, научены десятки жилых, производственных и хозяйственных сооружений, выявлена двухчастная структура поселения, принципы планировки, конструкции обеих линий укреплений, получены огромные коллекции вещевого инвентаря конца 1Х-ХШ вв.
В открывающей сборник статье М.Г.Иванова публикует материалы раскопок части территории городища, расположенной между внешним и внутренним валами и составляющей около 20 тыс. кв.м (с5). В целом, как отмечает автор, структура городища Иднакар внешне соответствует двухчастной структуре древнерусских городов, состоявших из укрепленного детинца-кремля и прилегающего к нему
96.02.034
270
торгово-ремесленного посада. Однако значительная разрушенность культурного слоя изучаемого поселения не позволяет обнаружить здесь все археологические признаки посада, выделяемые исследователями в древнерусских городах. Анализ полученных материалов показывает, что здесь нет выразительного комплекса производственного инвентаря и других ярких свидетельств концентрации высокоразвитого ремесла, аналогичных выявленным на внутренней части городища. Вместе с тем, не вызывает сомнений толг факт, что "городище Иднакар, возведенное в центре чепецких земель, безусловно, выступало в качестве культурного, экономического и административного центра стабильного этнического объединения северных удмуртов, переживавших период становления раннеклассовых отношений и государственности"(с.19).
Н.А.Кокорина публикует комплекс булгарской керамики городища. Наряду с так называемой общебулгарской гончарной керамикой, представленной основными формами кухонной (горшки), столовой (кувшины, кружки, блюда, чаши, миски) и тарной (корчаги) посуды (группа I), на изучаемом поселении, как и на булгарских памятниках, выявлены также и образцы традиционной посуды основных этнокультурных групп населения, входивших в состав Волжской Булгарии. В их числе: булгары юго-западных салтовских истоков (группы керамики Х-Х1), гузо-куманы (IX группа) и булгары-сакетимы (XIII группа) юго-восточных и южноказахстанских истоков (с.57). При этом, как отмечает автор, гончарная булгарская посуда наиболее ранних форм отличается заметным своеобразием. Это выразилось в преобладании типов, сформировавшихся в результате симбиоза ряда традиций, носителями которых цыступали гузо-куманы, кипчаки-шары и финно-тюрко-угорское население Прикамья и Приуралья (с.62).
Редкие виды лепной посуды городища Иднакар, истоки которых восходят к керамике салтово-маяцких и аланских памятников, а также к керамическим формам местной Чепецкой культуры, рассматриваются Т.В.Ивановой.
Классификации видов орнамента на изделиях из кости и рога, найденных на чепецких городищах Поволжья и Приуралья, посвящена статья О.В.Арматынской. За основу классификации принят принцип техники исполнения, в результате чего выделяются Прочерченный, пропиленный, циркульный и рельефный виды орнамента (сЛ5). Прослеживается также взаимосвязь между разновидностями орнамента и категориями изделий. В другой своей статье автор анализирует знаки собственности (тамги) северных удмуртов на изделиях из кости и рога, которых в настоящее время известно около 40 (с.98). Большое разнообразие древних знаков, отмечает исследователь, свидетельствует о заселении городищ бассейна р.Чепцы разными, иногда, как на Иднакаре, многими родами (с.101).
А.Г.Иванов публикует материалы изучения ряда поселений и могильников в окрестностях городища Иднакар. Автором предпринят также пространственный анализ рассматриваемого района, который проводится по двум взаимосвязанным направлениям: диахронный анализ, направленный на изучение "эволюции поселений" в данном районе, и синхронный анализ - для выявления структурных связей одновременно функционировавших памятников. В результате было еще раз подтверждено значение городища Иднакар как многофункционального центрального поселения бассейна р.Чепцы, где аграрно-ремесленное производство сочеталось с задачами обеспечения обороны и с функциями торговой фактории для перераспределения и обмена товаров и избытка продуктов (с 120).
В статье В.А.Алексеева, И.В.Журбина, В.П.Зверева, М.Г.Ивановой и К.И.Куликова подводятся некоторые итоги использования автоматизированного электроразведочного комплекса в исследованиях городища Иднакар. Применение комплекса (с соответствующим программным обеспечением) созданного при содействии Физико-технического института УрО РАН, как показали его испытания, проведенные в полевых условиях
96.02.034
272
1992-1993 гг., позволяет определить контуры объектов, залегающих на разной глубине, что дает возможность выявить общую планировку памятника в разные хронологические периоды и произвести отбор объектов для детального изучения. Комплекс может быть также использован в поисках новых памятников, определения точных границ распространения культурного слоя и, следовательно, общей площади поселений (с.136).
В двух следующих статьях О.Г.Богаткина анализирует археозоЬлогические материалы городища Иднакар. Рассматривается видовой состав домашних и диких животных, на основе морфологических характеристик костных остатков реконструируются некоторые черты их морфологии.
В заключительной статье сборника В.В.Туганасв, О.Г.Баранова и Н.Г.Ильинских исследуют видовой состав растительности района городища Иднакар.
А.Е.Медовичев