Научная статья на тему '96. 02. 033. Смолл Дж. М. Реформа высшего образования в Канаде. Small J. M. reform in higher education in Canada // higher education Quarterly. - Oxford; Cambridge, 1995. - Vol. 49, № 2. - P. 113-127'

96. 02. 033. Смолл Дж. М. Реформа высшего образования в Канаде. Small J. M. reform in higher education in Canada // higher education Quarterly. - Oxford; Cambridge, 1995. - Vol. 49, № 2. - P. 113-127 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАНАДА / УНИВЕРСИТЕТЫ КАНАДА / СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАНАДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 033. Смолл Дж. М. Реформа высшего образования в Канаде. Small J. M. reform in higher education in Canada // higher education Quarterly. - Oxford; Cambridge, 1995. - Vol. 49, № 2. - P. 113-127»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

В заключение авторы обращают внимание на два важных ограничения проведенной работы. Представленные результаты базируются на данных о довольно специфическом научном сообществе. Для решения вопроса об экстраполяции этих данных необходимо сравнивать карьеру выпускников более и менее престижных университетов, независимо от научной области. Далее, анализ ограничен сведениями об академическом сообществе США. По мнению авторов, было бы полезно провести такое сопоставление и по другим странам.

Л. Г. Можаева

96.02.033. СМОЛЛ Дж. М. РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ.

SMALL J. М. Reform in higher education in Canada // Higher education quarterly.— Oxford; Cambridge, 1995 .— Vol. 49, № 2 .— P. 113-127.

Реформа высшего образования — тема, привлекающая огромный международный интерес, поскольку финансовые трудности, с которыми встречаются вузы, и увеличение спроса на получение высшего образования составляет проблему для многих стран. В то же время наблюдается упорное нежелание университетов и колледжей откликнуться на политические требования правительств и потребности рынка труда. Вузы обвиняются в том, что они недостаточно ответственны и больше озабочены сохранением собственных интересов и автономии, чем предоставлением услуг обществу.

Как отмечается в работе Дж. М. Смолла (университет провинции Альберта, Канада), высшее образование Канады также не свободно от подобных обвинений в свой адрес. В целях анализа деятельности канадских университетов и колледжей были проведены два опроса. Результаты этих опросов показали, что вузы Канады “заражены вирусом изменений”, но эти изменения носят характер лишь сиюминутного ответа на требования социальной, финансовой и политической среды и не свидетельствуют о готовности к проведению принципиальных реформ, затрагивающих всю систему высшего образования.

Автор дает краткую характеристику системы образования Канады. В политическом отношении Канада разделена на десять провинций и две федерально управляемых территории, ПОД юрисдикцией которой находится каждая система образования. Провинции управляют деятельностью государственных учебных заведений и весьма слабо регулируют частный сектор образования. Федеральное правительство предоставляет значительную часть средств на развитие образования властям провинций, обеспечивая тем самым проведение совместных действий по достижению национальных целей. Власти провинций контролируют использование вузами финансов, а также координируют

содержание подготовки. В целом университеты пользуются большей автономией, чем муниципальные колледжи и специализированные институты.

Все канадские университеты присуждают степени бакалавра (три-четыре года обучения), а большинство из них предлагает программы на степень магистра. Многие университеты имеют комплексные программы (академические и профессиональные), но лишь некоторые из них сфокусированы на технические дисциплины. Обучение в болыпин- ^ стве случаев строится на аудиторных занятиях. Отдельные университеты специализируются на дистанционном обучении или предоставлении нетрадиционных форм обучения. В докладе, подготовленном Комиссией по исследованию системы высшего образования в Канаде, суммируются высказывания некоторых правительственных чиновников в отношении университете»: .. университеты не успевают сле-

довать за меняющимися потребностями общества, не Соответствуют им, и либо не хотят, либо не могут измениться. Слова, наиболее часто употребляемые в их адрес — это “отсталые”, “изолированные”, “самонадеянные” и “наивные” (с. 115).

Основная задача учебных заведений, не присваивающих ученые степени, в число которых входят муниципальные колледжи, технические институты и центры подготовки взрослых, состоит в том, чтобы предоставлять профессиональные программы и программы повышения теоретической подготовки в виде краткосрочных курсов и обучения в течение двух-трех лет, завершающегося присуждением дипломов. В ряде провинций муниципальные колледжи предлагают программы для получения степени бакалавра. В структуре и деятельности колледжей в различных регионах страны отмечается гораздо большее различие, чем в университетах.

В 1991 г. автор провел опрос среди вице-президентов по науке и деканов педагогических, гуманитарных, естественных и математических факультетов канадских университетов. В 1993 г. был проведен опрос вице-президентов по науке канадских колледжей и технических институтов. Респонденты должны были ответить на следующие вопросы: каковы принципиальные изменения в канадских вузах, произошедшие за последние три года; как проводятся реформы; каково их воздействие на цели вузов; какого рода изменения считаются необходимыми; что препятствует реформам.

Анкеты были направлены во все 67 канадских университете». Ответы были анонимны, из них пригодными для исследования были признаны 57 анкет. Это составило 43% от разосланных анкет. В числе опрошенных из 92 англоязычных колледжей и институтов 61% ответа оказались действительными.

Как показано в таблице 1 изменения затронули все сферы деятель-

ности вузов, хоторые были включены в анкету. Особо радикальные изменения затронули первые четыре позиции по университетам и девять позиций — по колледжам.

Таблица 1. (с. 118).

Ответы респондентов на вопросы об изменениях, происходящих в различных областях деятельности вузов

Область изменений Доля респондентов, указывающих на иэменення, %

в университетах в колледжах

Цели и/илк мандат 72 82

Финансирование 60 84

Учебные планы 58 80

Студенчество 51 79

Структура управления 47 46

Процесс принятия решений 46 55

Процесс управления 44 55

Процедуры использования ресурсов 39 50

Продуктивность ИР 39 21

Вспомогательные службы 37 43

Педагогический персонал 32 32

Процесс обучения 30 34

Прием студентов 28 59

Влияние окружающей среды 23 41

Служба сервиса 19 34

Передача технологий 18 55

Структура системы обучения 16 -45

Другие аспекты _ 11 7

Широко распространено мнение, что изменение целей регулировалось путем стратегического планирования, однако результаты этого планирования расценивались по-разному.

Вопрос о финансировании был затронут респондентами всех провинций. Наиболее часто высказывались претензии к тому, что правительственные гранты не поспевают за инфляцией. Такая ситуация привела к сокращению количества программ подготовки по многим областям знаний и снижению качества обучения. За. некоторыми вузами значатся крупные долги.

Общим следствием финансовых затруднений явились пересмотр приоритетов учебных заведений и механизмов их поощрения, разработка стратегий экономии ресурсов и поиски новых источников доходов В связи с этим была резко повышена плата за обучение, разраг ботаны новые меры по увеличению фондов, сокращению расходов и административной перестройке.

Некоторые респонденты отметили, что в их институтах пересматриваются учебные программы с целью их модернизации и финансовой предсказуемости. В ряде случаев изменение программ сопровождалось изменениями в организации обучения, такими как создание межфакультетских единиц, составление совместных учебных планов, кооперированных программ, изменение системы оценки знаний.

Кроме того были ссылки на изменения в академической парадигме, которые означали пересмотр роли преподавателя, перенос большей ответственности за обучение на самих студентов, сокращение времени на аудиторные занятия и расширение использования новых обучающих технологий.

Число студентов в целом возросло особенно среди нетрадиционных групп, таких как взрослые студенты, лира, потерявшие работу, новые этнические группы. За последние несколько лет прием студентов в зависимости от университета увеличился от 25 до 100%. В секторе колледжей и институтов отмечался наибольший рост числа студентов, обучающихся по программам переподготовки и повышения квалификации.

Согласно полученным данным, в трех университетах сменились президенты, но наибольшие изменения произошли на уровне вице-президентов. В нескольких вузах введены новые должности вице-президентов, отвечающих за вопросы планирования и развития, за финансовое обеспечение.

С изменениями в структуре управления тесно связаны изменения и в процессе управления. Отмечается усиление ответственности менеджеров и расширение их функций. Провинциальные правительства стали осуществлять более строгий, чем раньше, контроль за развитием высшего образования. Однако большинство респондентов указывала на внутривузовские инициативы, которые направлены на демократизацию процедур принятия решений.

Осуществление реформ в канадских университетах автор рассматривает по двум направлениям: кто является инициатором изменений и с помощью каких механизмов с!ни производятся. Воздействие различных инициаторов на осуществление реформ показало в табл. 2. Уровень ответственности оценивается по 5-балльной системе.

В обоих секторах послесреднего образования самые существенные

Таблица 2. (с. 121)

Влияние инициаторов изменений на реформы в университетах и колледжах

Инициаторы изменений Оценка респондентами инициаторов (в %)

в университетах в колледжах

Администрация вуза 3,9 3,9

Органы власти провинций 3,7 4,5

П репод авателн 3,4 3,3

Студенты 2,4 2,9

Федеральные органы власти 2,2 3,3

Общество в целом 2,0 2,7

изменения происходят по инициативе администрации учебных заведений. Отмечена также высокая степень влияния администрации провинций, особенно в колледжах.

В ходе опроса было отмечено желание респондентов значительно повысить при проведении реформ роль преподавателей и студентов и сократить при этом вмешательство провинциальных властей. Наиболее предпочтительными при проведении реформ мерами были названы меры вузовской администрации, за которыми следовали изменения в системах финансирования и планирования со стороны вышестоящих органов. Принятие новых законодательных актов или регуляций в качестве мер по изменению системы высшего образования в Канаде наг зывалось редко.

Данные о необходимых изменениях, которые, по мнению респондентов могли бы способствовать достижению целей, поставленных перед вузами, показаны в табл. 3.

Из таблицы явствует, что среди университетских респондентов растет осознание необходимости изменений в университетском секторе. Однако сторонников радикальных реформ в ходе опроса выявить не удалось. Все предлагаемые изменения носят преходящий характер и касаются внутривузовской модернизации.

Среди препятствий, мешающих осуществлению реформ, большинство респондентов указали на' финансовые трудности. Финансовые ограничения рассматривались не только в этом контексте, но и как фактор, сужающий стремление к инновациям.

Респонденты указывают и на необходимость большей ассимиляции университетов и колледжей с окружающими их общинами. Множество проблем при проведении реформ возникает внутри самих вузов. В частности, старение преподавательского состава тормозит реформы, и единственным выходом может служить процесс отставок и набор новых преподавателей.

Таблица S. (с. 122) (в %)

Области изменений Количество положительных ответов

университе- тов колледжей

Учебные планы, формы н методы 46 23

обучения

Организация учебного процесса 37 9

Эффективность деятельности

администрации вуза, планирова- 23 9

ние и руководство

Система оценок и финансовая 7 24

поддержка

Сфера обслуживания 8 6

Проведенный опрос показал, что канадская система высшего образования, чрезвычайно децентрализованная по сравнению, например, с американской, гораздо более мобильна и склонна к инновациям. Однако эти инновации носят скорее институциональный, а не системный характер. В то же время происходящие в вузах изменения неправильно было бы характеризовать как бесплановые, считает автор. Главной побудительной причиной реформ служат внешние давления, но возникает вопрос, в какой степени отмечаемые инновации становятся идеологически обоснованным действием и в какой — лишь вынужденным ответом на требования социального, финансового и политического хаг рактера? (с. 124).

Л. Г. Можаева

96.02.034. ХЕНДРИКОВА Я. НОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ЗАНЯТОСТЬЮ В ЧЕХИИ. HENDRICHOVA J. The emerging new relationship between, higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.