Научная статья на тему 'Советская наука и образование в общественных дискуссиях Канады второй половины 1950-х - начала 1960-х гг'

Советская наука и образование в общественных дискуссиях Канады второй половины 1950-х - начала 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
840
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / КАНАДА / СОВЕТСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / THE USSR / CANADA / SOVIET SCIENCE AND EDUCATION / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов А. Г.

Статья посвящена изучению реакции канадского общества на достижения советской науки и образования в 1950-1960-х гг. На материалах печати автор представляет рецепцию этих событий на уровне научно-педагогической общественности Канады, политической элиты и рядовых обывателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBATES ON SOVIET SCIENCE AND EDUCATION IN CANADA IN THE LATE 1950-s - EARLY 1960-s

The article deals with Canadian society reaction to the achievements of Soviet science and education in the 1950-1960-s. Relying on the press material, the author presents the reception of the events from Canadian scientists, educationalists, political elite, and ordinary people.

Текст научной работы на тему «Советская наука и образование в общественных дискуссиях Канады второй половины 1950-х - начала 1960-х гг»

ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

© 2012

А. Г. Иванов

СОВЕТСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСКУССИЯХ КАНАДЫ второй половины 1950-х — начала 1960-х гг.

Статья посвящена изучению реакции канадского общества на достижения советской науки и образования в 1950-1960-х гг. На материалах печати автор представляет рецепцию этих событий на уровне научно-педагогической общественности Канады, политической элиты и рядовых обывателей.

Ключевые слова: СССР, Канада, советская наука и образование, холодная война.

1950-е — начало 1960-х гг. без преувеличения можно назвать эрой достижений советской науки. В эти годы ученые СССР, опередив США и другие страны Запада, сделали целый ряд имеющих важное значение открытий: в 1954 г. была пущена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. — построен первый в мире атомный ледокол «Ленин» и создан самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. Запуски первых в мире искусственных спутников Земли в 1957-1958 гг. и полет Ю. А. Гагарина в космос открыли новую эпоху в истории человечества — эпоху «завоевания межпланетных пространств». Эти и другие достижения продемонстрировали научно-техническое превосходство Советского Союза и в условиях холодной войны шокировали весь западный мир. Задача данной статьи в том, чтобы показать, как отреагировало канадское общество на указанные события1.

Запуск СССР первого искусственного спутника Земли вызвал мгновенную реакцию в Канаде. Аналитики были потрясены обнаружившейся способностью Советского Союза доставлять баллистические ракеты в любую часть мира. Газеты трубили о стратегической уязвимости Запада перед лицом ракетно-бомбового удара со стороны «врага свободы». «Спутник бросает вызов демократии» — так называлась статья в одной из канадских газет2.

Иванов Алексей Геннадьевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Магнитогорского государственного университета, руководитель Центра изучения истории Канады при МаГУ E-mail: a-ivanov79@mail.ru

1 Основным источником для данной работы послужили материалы канадской прессы.

2 The Leader-Post 04.11.1957, 15.

Большое количество публикаций было пропитано страхом и пессимизмом относительно будущего западной цивилизации. К примеру, известный канадский физик-ядерщик, декан факультета физики Университета Британской Колумбии Гордон Шрум в декабре 1957 г. в одном из своих выступлений предрекал скорый закат США, их превращение в колонию Советского Союза3. Грядущие перспективы некоторым интеллектуалам казались настолько мрачными, что ужасным последствиям советского ядерного удара они предпочитали политическую жизнь Канады под контролем СССР. Таким было, в частности, мнение преподавателя философии из Университета Британской Колумбии Аврума Стролла4.

Советские успехи и угроза безопасности подстегнули канадскую элиту осмыслить состояние науки и образования через призму опыта СССР в этой сфере. Национальная рефлексия была настолько значима, что в ней в той или иной степени приняли участие такие видные политические фигуры, как лидер либеральной партии Лестер Пирсон и премьер-министр от консерваторов Джон Дифенбейкер.

В процессе анализа многие эксперты пришли к убеждению, что система образования в Канаде пребывает в состоянии кризиса, что она совершенно не соответствует современным нуждам5. Подобные суждения рождались на фоне неспособности учебных учреждений поглотить многочисленную молодежь, рожденную в условиях послевоенного «бейби-бума», нехватки квалифицированной рабочей силы в промышленности, отставания страны в научных открытиях общемирового значения. Наибольшую критику вызывала система высшей школы и политика государства в этой области. Указывалось, что высшее образование в Канаде остается практически недоступным для широких масс из-за недостаточного числа университетов, из-за стереотипов, распространенных в прошлом, что высшее образование — это удел аристократических элит, а главное — из-за неудовлетворительного финансирования образования со стороны государства, вследствие чего талантливая молодежь из малообеспеченных семей остается за стенами университетов6. Немало упреков прозвучало и в адрес канадского студенчества. Известные педагоги и ученые страны критиковали его за леность, недисциплинированность, безразличное отношение к учебе, желание проводить время в развлечениях, отсутствие стремления двигаться вперед7.

В этой обстановке научно-педагогическая общественность Канады обратила взоры на советский опыт организации науки и образования, который наглядно демонстрировал всему миру свою эффективность. На страницах газет и журналов появилось большое количество публикаций об образовательной системе СССР, в университетских аудиториях проводились лекции о последних достижениях советской науки и образования, им посвящались конференции и съезды различных организаций8. Наибольшую активность в актуализации советского опыта прояв-

3 Saskatoon Star-Phoenix 07.12.1957, 14.

4 The Sunday Sun 08.10.1960, 54.

5 The Leader-Post 31.08.1956, 17.

6 The Windsor Star 15.02.1960, 16.

7 Saskatoon Star-Phoenix 07.12.1957, 14.

8 Кстати сказать, большую роль в распространении знаний о достижениях советской науки и образования сыграло Посольство СССР в Канаде. Оно задействовало всевозможные ресурсы — от визитов Ю. Гагарина (1961) и Г. Титова (1962) в Канаду до лекционных поездок Посла А. Арутюняна по канадским университетам — для презентации успехов Советского Союза в этой сфере. В это же

ляли те канадские ученые и преподаватели, которым удалось побывать в СССР. В их числе были такие крупные менеджеры образования, как вице-президент Университета Торонто, а с 1959 г. президент Йоркского университета Мюррэй Росс9, ректор Макгилльского университета Франк Сирил Джеймс10 и президент Университета Британской Колумбии Джон Макдональд11.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что канадские педагоги в той или иной степени признавали эффективность социалистических принципов организации образования.

Некоторые из них высоко оценили функционирование советской системы массового образования, которая по степени охвата населения явно превосходила канадскую. «В создании массового образования Советский Союз вышел на уровень, о котором мы даже не мечтали» — отмечал Г. Шрум12. «Причина феноменального масштаба советского образования, — объяснял Отто Фишер, — в действительности очень проста — государство набирает студентов вузов и оплачивает их обучение»13. Эта сторона советской модели оказалась столь притягательной, что зазвучали призывы пойти по примеру СССР и ликвидировать все финансовые барьеры для получения знаний и даже ввести бесплатное государственное образование в Канаде14.

Других канадских экспертов привлекал советский механизм планирования, при котором государство проводило наборы и подготовку специалистов в соответствии с современными потребностями экономики15. В этой связи под иным углом зрения стала рассматриваться и принятая в СССР система единых государственных учебных планов и программ, позволявшая формировать у студентов конкретной специальности универсальный объем знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного решения производственных задач на любом предприятии любой точки страны. И если раньше советская унификация и стандартизация образования являлась объектом критики, то теперь многим она казалась более перспективной и рациональной в сравнении с ситуацией в Канаде, где каждый университет имел собственный учебный план, в результате чего канадские выпускники получали разный образовательный багаж.

Многие интеллектуалы советовали правительству Канады взять на вооружение сам советский подход к развитию образования и науки. Они поясняли, что в Советском Союзе эта сфера считается приоритетным направлением государственной политики и вложения в нее рассматриваются как инвестиции в обеспечение экономического благосостояния страны и ее безопасности в будущем16. Авторы наперебой писали о том, как в СССР щедро финансируются фундамен-

время Посольство прилагало большие усилия для организации научно-образовательных обменов между СССР и Канадой (См: The Montreal Gazette 03.03.1960, 8; The Leader-Post 07.04.1960, 27). Впрочем, эти темы заслуживают отдельного детального исследования.

9 Посетил Советский Союз летом 1958 г.

10 В СССР побывал весной 1959 г.

11 Поездка в Советский Союз состоялась в 1964 г.

12 The Calgary Herald 02.02.1959, 17.

13 The Calgary Herald 06.06.1957, 14.

14 The Calgary Herald 24.10.1960, 25; Saskatoon Star-Phoenix 30.08.1962, 15.

15 The Windsor Daily Star 11.10.1957, 22; The Calgary Herald 16.02.1959, 4.

16 Saskatoon Star-Phoenix 13.06.1959, 17.

тальные научные исследования, создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, оплата труда работников вузов, выплата стипендий студентам17. «Я не знаю ни одной другой страны, — писал ректор Макгилльского университета Ф. С. Джеймс, — где образование и наука получали бы такую большую долю из национального бюджета и ему отводилось бы такое важное место в обществе»18.

С нескрываемыми симпатиями канадские наблюдатели рассказывали об усилиях советского государства, направленных на поощрение молодежи получать высшее образование. Молодых людей в СССР, как отмечало одно из изданий, стимулируют поступать в университеты стипендиями и пособиями во время обучения, перспективами получения хорошей работы, достойной зарплаты и высокого социального статуса после окончания вуза19.

Изучение опыта функционирования системы высшего образования в СССР показало многим специалистами из Канады, что советский студент имеет более высокий уровень подготовки, чем канадский. По словам педагогов из страны кленового листа, этот уровень достигался, благодаря двум ключевым факторам: во-первых, большому объему учебной нагрузки20 и во-вторых, дисциплинированности и трудолюбию самих советских студентов. Любопытно, что некоторые канадские преподаватели, как Артур Портер, восхищаясь усердием учащихся советских вузов, ставили их в пример канадским, которых они упрекали в пустой растрате времени в погоне за всевозможными развлечениями и не серьезном отношении к учебе21.

Само собой разумеется, наибольшие впечатления на канадцев производили качество и масштабы подготовки инженерно-технических кадров. Для них было очевидно, что лидерство в космосе, атомной промышленности и ряде отраслей электротехники СССР обеспечил себе, придавая большое значение развитию естественных наук. «Советское правительство, — отмечал либерал Л. Пирсон в одном из своих выступлений 1957 г., — делает намного больший акцент на этих разделах образования, чем мы. Они выпускают больше дипломированных специалистов в естественных науках и инженерии, чем вся Северная Америка и Западная Европа вместе взятые»22. Хрестоматийным, переходящим из одного канадского издания в другое стало упоминание о том, что СССР выпускает в 3 раза больше инженеров, чем США23. Некоторые газеты приводили точные цифровые показатели. Так, «Калгагри Хералд» указывала, что в 1957/1958 учебном году СССР выпустит 60 тыс. инженеров, Канада — 1800, Британия — 3 тыс.,

17 Ottawa Citizen 02.07.1959, 48.

18 The Montreal Gazette 22.02.1960, 3.

19 The Calgary Herald 06.06.1957, 14.

20 На это указывали многие. Г. Шрум в одном из своих публичных выступлений отмечал, что в СССР продолжительность «университетского курса дольше, некоторые составляют 10 месяцев, в противоположность нашим 8-ми месячным, при этом они (советские студенты — А.И.) обучаются 6 дней в неделю» (The Vancouver Sun. 20.01.1958, 2). А Д. Новак в продолжении темы, как бы, уточнял, что учащиеся вузов в Советском Союзе проводят в университете в 2 раза больше времени в неделю, чем студенты Канады, а разница в учебной нагрузке за академический год составляет 8-10 недель (The Leader-Post 24.02.1959, 13; 21.02.1959, 17).

21 The Calgary Herald 06.06.1959, 20.

22 The Windsor Daily Star 11.10.1957, 22.

23 The Spokesman-Review 21.01.1956, 28; The News and Eastern Townships Advocate 31.10.1963, 7; The Calgary Herald 13.03.1965, 51.

а США — 22 тыс.24 Достижения советского научно-технического образования на фоне отставания Канады в этой сфере казались просто ошеломляющими. На ежегодном конгрессе Химического института Канады эксперт в области образования, работавший на оборонное исследовательское управление в Оттаве, Отто Фишер заявил: «40% студентов советских университетов обучаются на инженерных и естественнонаучных специальностях, в то время как в Канаде только 20%... К 1960 г. Советский Союз подготовит в 5 раз больше гражданских ученых и инженеров в пропорции на душу населения, чем Канада»25. Пожалуй, характерное для всех канадских педагогов отношение к советскому опыту выразил руководитель одного из колледжей при Университете Саскачеван Артур Портер: «Важность инженеров была признана в Советском Союзе, и им пришлось сыграть самую важную роль в запуске спутников и широкомасштабном внедрении автоматики в советской промышленности»26.

Был еще один момент в техническом образовании СССР, который подкупал канадцев. Им импонировала государственная политика, нацеленная на то, чтобы привлекать женщин к поступлению в технические вузы. Стратегия Советского Союза, как объясняли канадские специалисты, ориентирована на насыщение растущих потребностей промышленности в высококвалифицированных кадрах, она основывается на принципах экономической целесообразности и в лучшую сторону отличается от подхода западных стран, где еще распространены предрассудки, что инженер — это чисто мужская профессия27.

Наивно полагать, что осмысление советского опыта организации науки и образования сопровождалось исключительно позитивными оценками и отзывами. Некоторые эксперты Канады выступали с небезосновательной критикой советской системы. Ее обвиняли, в частности, в том, что она не обеспечивает свободы научно-педагогического творчества и тотально контролируется государством. Канадские преподаватели предъявляли претензии и к педагогическим технологиям, применяемым в учебных учреждениях СССР. Так, Дерри Новак28 и Марк Гайян29 утверждали, что в советских школах и вузах процесс обучения основывается на зубрежке лекционного материала, а не на развитии у учащихся навыков самостоятельного мышления, как это принято на Западе. Среди других упреков были недокомплект учителей в школах, нехватка учебников, недостаток лабораторий и пр.

Некоторые из аспектов советской науки и просвещения вызвали острейшие дискуссии в научно-педагогической общественности Канады. Ярким примером могут служить споры о качестве преподавания гуманитарных дисциплин. Если высокий уровень обучения естественным наукам в школах Советского Союза ни у кого не вызывал сомнений в силу того, что многочисленные научные открытия сами подтверждали это, то в оценке состояния обществоведческой подготовки среди канадских специалистов не было единства мнений. Одна часть педагогов доказывала, что советские учащиеся школ и вузов серьезно изучают гуманитар-

24 The Calgary Herald 26.09.1957, 3.

25 The Calgary Herald 06.06.1957, 14.

26 The Leader-Post 16.06.1960, 39.

27 The Calgary Herald 05.07.1962, 30; 19.10.1961, 63.

28 The Leader-Post 24.02.1959, 13; 21.02.1959, 17.

29 The News and Eastern Townships Advocate 31.10.1963, 7.

ные науки и в их знании совершенно не уступают учащимся в Канаде30. Другая часть экспертов придерживалась мнения, что в СССР преподавание общественных дисциплин осуществляется на недопустимо низком уровне вследствие того, что они жестко подчинены официальной идеологии. Так, история в школе, по словам М. Гайяна, это «пародия», она представляет собой «политическую инъекцию с большим акцентом на историю коммунистической партии»31. Некоторые педагоги в качестве подтверждения слабости советского гуманитарного образования приводили тот факт, что школьников в Советском Союзе обучали лишь одному иностранному языку32.

Как уже говорилось выше, в дискуссиях о советской науке и образовании принимали участие не только профессионалы, но и политики, часто использовавшие данную тему для получения дополнительных политических дивидендов. В этом смысле показательно то, как отреагировал премьер провинции Квебек М. Дюплесси на выступления ректора Университета Макгилла Ф. С. Джеймса о просвещении в СССР.

Франк Сирил Джеймс — фигура достаточно известная как в Канаде, так и за ее пределами. Он родился в 1903 г. в Великобритании, но большую часть жизни прожил в Северной Америке: сначала в США, где сделал карьеру ученого-экономиста, а с 1939 г. в Канаде, став ректором старейшего квебекского университета Макгилл и завоевав репутацию успешного менеджера науки и образования. Одновременно, Джеймс преуспел и на поприще политики. Так, в годы войны, в 1941-1943 гг., по приглашению премьер-министра Маккензи Кинга он возглавлял правительственный Консультативный комитет по вопросам Реконструкции. Стоит сказать, что уже к этому времени Джеймс сформировал устойчивые симпатии к Советскому Союзу33, которые еще более окрепли после поездки в СССР весной 1959 г.34 Увиденное за «железным занавесом» произвело на ректора Мак-

30 Eugene Register-Guard 13.10.1964, 6b; Vochenblatt 01.01.1959, 3.

31 The News and Eastern Townships Advocate 31.10.1963, 7.

32 The Leader-Post 24.02.1959, 13; 21.02.1959, 17.

33 Известно, к примеру, что зимой 1944 г. Джеймс вместе со студенческим советом университета инициировал компанию по сбору помощи воюющему СССР — студенты собрали одежду для советских учащихся и передали ее в Фонд канадской помощи России (The Montreal Gazette 21.01.1944, 19). В 1948 г., в самом начале холодной войны, ректор Макгилла в прессе доказывал необходимость создания в вузах Канады центров славистики и курсов русского языка, что, по его словам, должно было помочь налаживанию отношений с Советским Союзом с целью сохранения мира во всем мире (The Leader-Post 06.01.1948, 8).

34 Эта поездка в СССР осуществлялась на средства, выделенные Фондом Форда. Джеймс в составе делегации американских ученых и педагогов побывал в учебных учреждениях Москвы, Владимира, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Ташкента, Самарканда, Свердловска, Омска, Новосибирска, Иркутска и еще ряда городов. Несомненно, ректор Макгилла испытал на себе воздействие того, что современные историки Г. Б. Куликова, А. В. Голубев и др. называют советскими «технологиями гостеприимства». Его и других членов делегации обеспечили самыми комфортными условиями проживания, возили по образцовым школам и университетам, попросили прочитать лекцию о Канаде в Институте мировой экономики АН, удостоили чести личной встречи с А. Микояном в Кремле. И делалось это для того, чтобы гости из Северной Америки оставили исключительно благоприятные впечатления от пребывания в Советском Союзе и повлияли на формирование положительного общественного мнения об СССР у себя в стране. Насколько эффективно сработали эти «технологии гостеприимства» в случае с Джеймсом, позволяет судить запись в его дневнике от 10 мая 1959 г: «Если кто-то захочет быть каверзным, то он найдет здесь вполне достаточно того, что покритиковать, но разочарования почти не сравнимы с тем громадным удовольствием побывать

гилла сильное впечатление, и по возвращении он посвятил советскому образованию и науке целую серию статей и выступлений. В них он обосновывал достаточно оригинальную мысль о том, что высокий уровень развития просвещения и науки в Советском Союзе — это не результат строгого следования марксистско-ленинским заветам, а наоборот, это итог внедрения принципов и механизмов рыночной экономики в научно-образовательный процесс. Джеймс, как экономист, объяснял, что подготовить такое большое число высококвалифицированных специалистов СССР удалось благодаря щедрому государственному финансированию науки и образования и внедрению системы финансовых стимулов. К примеру, для студентов таковыми, по его словам, выступают дифференцированные стипендии, а для профессорско-преподавательского состава вузов высокие зарплаты, позволяющие им приобретать дорогостоящие автомобили, комфортабельные дома и даже нанимать прислугу. «СССР, — писал Джеймс в «Оттава Сити-зен», — в духе своей коммунистической философии принял основные принципы капитализма. Русские глубоко убеждены в необходимости подготовки большого количества мужчин и женщин с высшим образованием, не только в естественных науках и технологии, но и во всех областях культуры и гуманитарных наук. Чтобы развить лучшую из возможных образовательных систем, они хотят привлечь к преподаванию в университетах и других институтах самых способных мужчин и женщин со всех концов страны. Чтобы привлечь этих мужчин и женщин они предлагают на много более высокие зарплаты, чем те, которые выплачиваются в промышленности или на административных должностях за сравнимый талант... это столь же просто как, обращение к самой простой философии капитализма, действовавшей в Канаде и США, каждый раз, когда мы действительно хотели, чтобы выдающиеся мужчины и женщины развили наши естественные ресурсы и нашу экономику»35.

Первые публикации и лекции Джеймса вызвали подчеркнуто враждебную реакцию премьера провинции Квебек Мориса Дюплесси. И без того отличавшийся неприятием всего, что было связано с Советским Союзом, премьер крайне негативно воспринял рассказы Джеймса о преимуществах советской системы образования и науки. А заявления главы Макгилла о том, что «многие вещи, которые делаются в этой области в СССР, делаются гораздо лучше, чем те, которые мы видим в настоящее время в Квебеке»36, были расценены им как покушение на один из традиционных столпов квебекского общества — религиозное образование. Через подконтрольные издания, такие как «Утренняя песнь» и «Романист», Дю-плесси обрушил на Джеймса шквал обвинений, назвав его «пропагандистом ядо-

здесь. Мне нравятся люди, с которыми я имел шанс посидеть рядом и разговаривать весь путь от Ленинграда до Самарканда и Иркутска. Я восхищаюсь тем, что представляет собой Старая Россия (и счастлив, что так много ценного сохранилось не только в Кремле и Эрмитаже, но и самих старых зданий), и я глубоко восхищаюсь этим поколением русских, которые пытаются делать многое во всех областях экономики и образования. Я уеду с большой неохотой — потому, что мне, действительно, хотелось бы остаться и узнать больше, а также насладиться балетом и оперой, и я очень надеюсь, что я обязательно вернусь» (Frost 1991, 255).

35 Ottawa Citizen 02.07.1959, 48.

36 The Montreal Gazette 02.06.1959, 4.

витой теории»37, инициатором заговора против религиозного образования38 и еще бог знает кем и требовал немедленно прекратить восхваление образования СССР. В стремлении нейтрализовать действие выступлений Джеймса и подчеркнуть совершенство существующей в Квебеке системы просвещения Дюплесси обрушился с критикой на советское образование, упрекая его полном отсутствии свободы выбора у учащихся и в том, что оно полностью подчинено государству. Самое интересное, что эти нападки Дюплесси на ректора одного из ведущих университетов провинции газета «Оттава Ситизен» объясняла ни чем иным, как желанием премьера еще раз показать себя жителям Квебека защитником традиционных устоев и набрать дополнительные политические очки на испытанной «антикоммунистической» теме в преддверии провинциальных выборов 1959 г.39

Впрочем, многие правые политики эксплуатировали эту тему в стиле худших времен начала холодной войны, нагнетая в обществе антисоветскую истерию. Так, член федерального парламента Чесли Картер, вообще, в любых упоминаниях о превосходстве советской системы образования над канадской и предложениях учитывать опыт СССР в этой сфере усматривал происки коммунистов, которые, как ему казалось, наводнили университеты страны40.

Характерно, что даже на уровне простых обывателей существовали как ярые апологеты советской системы науки и образования, так и ее категорические противники. Об этом свидетельствует, в частности, письмо пастора греческой православной церкви Св. Георгия в Эдмонтоне Амброса Жианнукоса, опубликованное в журнале «Эдмонтон Джоурнал», в рубрике «Письма читателей» весной 1959 г. Как указывал автор, написать в редакцию его заставила деятельность в Эдмонтоне некоего Майского, который на ряде местных собраний занимался пропагандой успехов и достижений науки и образования СССР. В своем письме священник в категорической форме требовал прекратить апеллировать к советскому опыту и в связи с этим принижать канадскую систему просвещения. Последняя, по его словам, значительно превосходит образование в СССР, как «демократия превосходит коммунизм»41.

Главным следствием активного обсуждения советской системы организации образования и науки стали проекты реформирования этой сферы в Канаде. В первую очередь успешный пример СССР вдохновил канадскую общественность активизировать борьбу за построение массового высшего образования. Сценарии достижения этой цели чаще всего строились на двух составляющих. Первая подразумевала увеличение количества высококлассных специалистов через удешевление платы за обучение в колледжах и университетах, увеличение размера стипендий, создание льготных образовательных кредитных программ, специальных фондов и даже введение полного бесплатного образования42. Всем было очевидно, что в том случае, если не будут созданы равные возможности в получении высшего образования, если государство не будет стимулировать молодежь посту-

37 The Montreal Gazette 02.06.1959, 4.

38 Ottawa Citizen 02.06.1959, 6.

39 Ottawa Citizen 02.06.1959, 6.

40 Ottawa Citizen 26.06.1959, 4.

41 Edmonton Journal 17.03.1959, 4.

42 Axelrod 1982, 24-26; Axelrod, Reid 1989, 24.

пать в вузы и не увеличит бюджетное финансирование, если талантливые молодые люди по-прежнему будут сталкиваться с финансовыми барьерами, то отечественная экономика и наука в ближайшее время окажутся в состоянии коллапса. За расширение государственного участия в организации и финансировании высшей школы и научно-исследовательских учреждений выступали Гордон Шрум, Брюс Роусон, Мюррей Росс, Джон Макдональд и др.

В качестве другого важного направления образовательной политики мыслилось открытие новых университетов. Интересно, что эти меры многим казались единственным средством спасения канадского образования от разрушительной конкуренции со стороны южного соседа и полностью отвечавшими национальным интересам. Так, к примеру, Л. Пирсон, обосновывая необходимость открытия новых вузов, доказывал, что это поможет трудоустроить многих ученых и преподавателей, заинтересовать молодежь обучаться дома и таким образом остановить «утечку мозгов» в США43. Задача открытия новых университетов большинством экспертов возлагалась на государство, которое должно было профинансировать строительство зданий, закупку необходимого оборудования, обеспечить заработную плату преподавателям и стипендии студентам44.

Достаточно востребованным в Канаде оказался и опыт советской педагогики, особенно в сфере естественнонаучного образования. Советские методики преподавания физики, математики и химии активно изучались канадскими учителями и внедрялись в учебные учреждения45. По примеру СССР в Канаде стали уделять намного больше внимания подготовке инженерно-технических кадров46. В целом ряде университетов и колледжей открылись факультеты инженерии. Советское влияние можно обнаружить в увеличении учебной нагрузки в образовательных учреждениях Канады, во внедрении новых методов работы с одаренными детьми в школах и талантливой молодежью в университетах и пр.47

Подводя итог, можно сказать следующее. Достижения советской науки 1950-х — начала 1960-х гг. всколыхнули весь западный мир. Они стали потрясением и для канадского общества, которое в условиях «холодной войны» почувствовало свою крайнюю уязвимость перед лицом СССР. Первоначально существовавшие настроения пессимизма и отчаяния быстро сменились поисками причин сложившейся ситуации и путей выхода из нее. В результате этой общенациональной рефлексии большая часть интеллектуалов пришла к выводу о необходимости модернизации отечественной науки и образования с учетом позитивного опыта, накопленного Советским Союзом. Последний стал предметом тщательного изучения научно-педагогической общественности Канады. Наиболее востребованной у канадских ученых и педагогов была советская практика организации системы массового высшего образования и подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров. И можно с полной уверенностью говорить о том, что реформы высшей школы, которые проводились в 1960-х гг. в Канаде, проводились в процессе осмысления советского опыта.

43 Saskatoon Star-Phoenix 07.10.1957, 13. См. также: The Leader-Post 06.01.1960, 20.

44 The Montreal Gazette 13.05.1964, 37; The Windsor Star 13.05.1964, 56.

45 The Leader-Post 27.10.1961, 30.

46 Massolin 2001, 145-146.

47 The Vancouver Sun 20.01.1958, 2.

ЛИТЕРАТУРА

Axelrod P. 1982: Scholars and Dollars: Politics, Economics, and the Universities of Ontario 1945-1980. Toronto.

Axelrod P., Reid J. 1989: Youth, University, and Canadian Society: Essays in the Social History of Higher Education. Montreal.

Frost S. B. 1991: The man in the ivory tower: F. Cyril James of McGill. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: // books.google.com/books?id=qDVyaR900GQC&hl=ru&s itesec=reviews Montreal.

Massolin P. 2001: Canadian Intellectuals, the Tory Tradition, and the Challenge of Modernity, 1939-1970. Toronto.

PUBLIC DEBATES ON SOVIET SCIENCE AND EDUCATION IN CANADA IN THE LATE 1950-s — EARLY 1960-s

A. G. Ivanov

The article deals with Canadian society reaction to the achievements of Soviet science and education in the 1950-1960-s. Relying on the press material, the author presents the reception of the events from Canadian scientists, educationalists, political elite, and ordinary people. Key words: the USSR, Canada, Soviet science and education, Cold war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.