Научная статья на тему 'Советско-канадские образовательные обмены конца 1950-х — 1960-ее гг'

Советско-канадские образовательные обмены конца 1950-х — 1960-ее гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / КАНАДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / THE USSR / CANADA / STUDENT EXCHANGE / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Алексей Геннадьевич

В статье предпринимается попытка выделить специфику подходов СССР и Канады к реализации образовательных обменов в конце 1950-х — 1960-е гг. Автор приходит к выводу, что советская сторона, проявляя приверженность этатизму, была нацелена проводить обмены на основе конкретной договорно-правовой базы, по принципу плановости и подконтрольности государственным органам, а канадская сторона в соответствии с реалиями либеральной общественно-политической модели ключевую роль в обменах отводила организациям и университетам, заинтересованных в образовательных связях с СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET-CANADIAN STUDENT EXCHANGE IN THE LATE 1950-s AND DURING THE 1960-s

The article is is an attempt to define specific approach to student exchange implementation by the USSR and Canada from 1950-1960-s. The author concluded that the Soviet side, committed to etatism, was focused on contract-law student exchange and accountability to state organs. The Canadian side in accord with liberal socio-political model assigned a key role to universities and institutions that are interested in educational ties with the USSR.

Текст научной работы на тему «Советско-канадские образовательные обмены конца 1950-х — 1960-ее гг»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

СОВЕТСКО-КАНАДСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ КОНЦА

1950-х — 1960-ее гг.

В статье предпринимается попытка выделить специфику подходов СССР и Канады к реализации образовательных обменов в конце 1950-х — 1960-е гг. Автор приходит к выводу, что советская сторона, проявляя приверженность этатизму, была нацелена проводить обмены на основе конкретной договорно-правовой базы, по принципу плановости и подконтрольности государственным органам, а канадская сторона в соответствии с реалиями либеральной общественно-политической модели ключевую роль в обменах отводила организациям и университетам, заинтересованных в образовательных связях с СССР.

Ключевые слова: CCC^ Канада, образовательные обмены, холодная война

Вторая половина 1950-х и первая половина 1960-х гг. характеризовались заметными переменами во внутренней и внешней политике СССР. Осуждение культа личности И. Сталина, некоторая либерализация общественной жизни, переход от активной конфронтации к политике «мирного сосуществования» с Западом оказали глубокое влияние на дальнейшее развитие Советского Союза.

Следствием нового курса стало расширение контактов СССР с капиталистическим миром, в том числе и на уровне образовательных обменов. По замыслу советского руководства, они должны были показать готовность СССР к диалогу с внешним окружением после длительного перерыва, открыто продемонстрировать преимущества социалистического строя над буржуазным, содействовать формированию положительного образа Советского Союза, улучшению отношений с Западом и снижению международной напряженности.

В этот период происходит становление советско-канадских образовательных обменов, которые складывались под влиянием принципиальных различий в функционировании двух общественных систем. Автор в этом сообщении имеет целью показать суть подходов СССР и Канады к осуществлению обменов.

Итак, советская сторона с присущими ее системе этатистскими установками была ориентирована на то, чтобы реализовывать обмены на основе четко определенной договорно-правовой базы, по принципу плановости и подконтрольности

Иванов Алексей Геннадьевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Магнитогорского государственного университета, руководитель Центра изучения истории Канады при МаГУ. E-mail: a-ivanov79@mail.ru

© 2012

А. Г. Иванов

государственным органам. Руководство СССР не мыслило обмены без жесткой регламентации того, какие министерства и ведомства будут нести ответственность за их осуществление, какие организации и университеты будут принимать в них участие, откуда будут изысканы необходимые средства и пр. В силу самой специфики советского строя в Москве гораздо большее предпочтение отдавали работе с одним правительственным учреждением Канады, координирующим все обменные программы, чем взаимодействию с большим количеством вузов и профсоюзов, заинтересованных в развитии образовательных связей с СССР. Эти и другие мотивы заставляли советскую сторону добиваться от Канады подписания договора об обменах, подобного тому, который был заключен с Соединенными Штатами 27 января 1958 г. (Соглашение между СССР и США об обменах в области науки, техники, образования, культуры и других областях)1.

Для достижения этой цели советская дипломатия применяла самый широкий арсенал средств и инструментов: от использования влияния известных канадцев, которые в той или иной степени симпатизировали СССР и лоббировали заключение соглашения об обменах на правительственном уровне, до прямого давления на Департамент иностранных дел Канады. К примеру, в 1959 г. в Департаменте не сомневались, что Советский Союз перешел к шантажу, поставив в прямую зависимость осуществление запланированных еще в прошлом году визитов канадских делегаций в СССР от подписания договора об обменах2.

Когда советскому руководству стало ясно, что канадцы оттягивают заключение межгосударственного соглашения, то оно было вынуждено несколько изменить тактику. Не отказываясь от прежнего плана, Советский Союз через Посольство в Оттаве стал устанавливать контакты с отдельными университетами Канады и предлагать им подписывать с вузами СССР прямые двухсторонние договора о сотрудничестве и обменах. Весной 1960 г. советский посол А.О. Арутюнян объехал ряд университетов Канады с выступлениями, в которых он рассказывал о достижениях науки и образования его страны, указывал на «широкое поле для сотрудничества канадских и советских университетов через обмены студентами, профессорами и публикациями» и предлагал личное содействие канадским университетам для налаживания обменных связей с интересующими их учебными заведениями в СССР3. Осенью того же года прибывшая в Канаду советская студенческая делегация также во время посещения многочисленных вузов призывала университетскую общественность не дожидаться, когда канадское правительство созреет для подписания соглашения с СССР, и уже сейчас приступить к организации обменов между университетами и студенческим организациями двух стран4.

В 1960-е гг. советско-канадские образовательные обмены в отсутствии соглашения протекали в рамках двухстороннего межвузовского сотрудничества и взаимных визитов делегаций организаций молодежи, студентов и работников науки и образования. Усилия советской стороны к подписанию с Канадой межгосудар-

1 HBarnH 2007, 340.

2 Documents on Canadian External Relations. Vol. 26. 1959. Doc. 356. Proposed cultural agreement between Canada and the USSR, http: // www.dfait.gc.ca/department/history-histoire/dcer/details-en. asp?intRefid=11174

3 The Montreal Gazette 03.03.1960, 9; The Leader-Post 07.04.1960, 27.

4 The Calgary Herald 24.11.1960, 22.

ственного соглашения увенчались успехом лишь в 1971 г., в условиях разрядки международной напряженности при благожелательном отношении к СССР либерального премьер-министра П.Э. Трюдо5. С обретением договорно-правовой базы образовательные обмены вышли на качественно иной уровень.

Отношение правительства Канады к обменам в области образования определялось спецификой общественно-политической системы страны, которая основывалась на принципах либерализма и в этом принципиально отличалась от советской. В противоположность СССР, где государство контролировало общество, полностью определяло его бытие и имело все необходимые инструменты для того, чтобы направлять образовательные обмены строго в соответствии с выбранной стратегией, государство в Канаде лишь обслуживало общество, не могло покушаться на автономию граждан и социальных институций, а значит было очень ограничено в своих возможностях самостоятельно реализовывать обмены. Вот почему, несмотря на настойчивые предложения Советского Союза подписать соглашение об обменах, канадская сторона столь же настойчиво уклонялась от этого.

Движущей силой обменов в Канаде выступали люди и организации, заинтересованные в них. Так, к примеру, в конце 1950-х гг. Национальная Федерация студентов университетов Канады (National Federation of Canadian University Students (NFCUS), далее НФКУС — А.И.) без участия правительства вступила во взаимодействие с молодежными организациями СССР, результатом чего стали взаимные визиты делегаций. Причем НФКУС свои поездки за океан и пребывание советских студентов в Канаде оплачивала полностью из собственных средств6. По сходному сценарию действовала и Федерация учителей Канады, обмениваясь визитами делегаций с профсоюзными организациями работников образования СССР. Что же касается академической среды, то там судьба установления связей с советскими вузами и развития обменных программ почти полностью зависела от активности отдельных энтузиастов. Это были ученые и менеджеры образования, заинтересованные в сотрудничестве с высшими учебными заведениями СССР в сфере изучения русского языка, подготовки кадров советологов или совместных исследований конкретных научных проблем. Они от лица своих университетов, по согласованию с Департаментом иностранных дел, выходили на интересующее учреждение в Советском Союзе, вели переговоры с руководством относительно условий и форм взаимодействия между университетами и в итоге, как правило, заключали двустороннее межвузовское соглашение об обменах. К числу таких энтузиастов относились Джон Гаррад из Карлтонского университета, Гордон Скиллинг из университета Торонто7, Уолтер Джонс из Университета Альберты8 и др.

Вообще фактор академической свободы был весьма существенным для становления и развития образовательных обменов с СССР. Канадские университеты, которые исторически пользовались широкой автономией, не только выступали

5 Аггеева 2011, 146.

6 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

7 Friedland 2002, 491-492.

8 Johns 1981, 438-439.

инициаторами установления связей с вузами Советского Союза, но и ревностно относились к любым попыткам правительственных структур каким бы то ни было способом оказывать влияние на течение обменов. В этом смысле показательны воспоминания отца обменной программы между Университетом Торонто и МГУ профессора Гордона Скиллинга: «Мы должны были информировать наших канадских ученых о трудностях и опасностях жизни в Советском Союзе — сложная задача, которую мы выполняли на итоговом собрании в присутствии представителя Департамента иностранных дел. Я был настроен решительно против желания Королевской конной полиции участвовать в этом брифинге и интервьюировать наших кандидатов перед отъездом. Я чувствовал, что это могло бы создать серьезные проблемы для них, если бы их стали допрашивать советские спецслужбы. В сопротивлении этому прессу со стороны полиции я имел сильную поддержку президента университета»9. Достаточно красноречив и эпизод, связанный с обменами между Университетом Саскачеван и МГУ. Когда стало известно, что канадский университет в 1964 / 1965 учебном году пригласил для чтения лекций экономиста, профессора А.Б. Николаева, депутат от прогрессивно-консервативной партии в законодательном собрании провинции Саскачеван Кеннет Мор поднял шумиху вокруг этого факта10. Он заявил, что, принимая советского профессора, руководство университета потворствует пропаганде коммунизма среди студентов, обратился к Министру иностранных дел П. Мартину с просьбой разобраться, почему правительство разрешает подобные обмены, и потребовал немедленно отправить Николаева в СССР. В ответ на это «Студенческий совет обвинил Мора в посягательстве на академическую свободу университета, а Принципал Ридделл сказал, что отказ Николаеву в праве преподавать будет полностью соответствовать действиям тоталитарных обществ»11. В конечном итоге университет отстоял свое право самому выбирать, кого приглашать в качестве лекторов.

Таким образом, принуждать организации или учебные заведения вступать в образовательные связи с СССР, как и заставлять их прекращать контакты, канадской стороне было достаточно проблематично. Дипломатическому ведомству Канады всегда приходилось учитывать принцип автономии социальных субъектов при обсуждении тех или иных планов обменов с Советским Союзом. Это, в частности, подтверждает переписка ведомств канадского МИД относительно перспективы обменов визитами ректоров МГУ и Монреальского университета в 1961 г.: «Правительство в основном поощряет такие обмены контактами, но, естественно, предпочитает, чтобы инициатива исходила из интересующихся групп, и не хотело бы силой навязывать подобные визиты»12. Еще одним доказательством вышесказанного может служить фрагмент отчета сотрудника Европейского отдела Департамента иностранных дел Канады П.М. Робертса о беседе с сотрудником Посольства СССР Рэмом Красильниковым, которая состоялась 17 марта 1961 г.: «Обсуждался по существу только один вопрос — об увеличении обменов между

9 Skilling 2000, 160.

10 Pitsula 2006, 290291. См. также: Saskatoon Star-Phoenix 26.09.1964, 21; The Calgary Herald 08.10.1964, 4.

11 Pitsula 2008, 173.

12 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

Канадой и СССР, и не только студентами. Я сказал, что в прошлом Советское правительство придерживалось позиции, что студенческие обмены могли бы приниматься только как часть генерального соглашения о культурных обменах между нашими странами, и это все еще является советской позицией. Он сказал, что советское правительство предпочитает решать вопросы через генеральное культурное соглашение, но он думает, что правительство мог бы заинтересовать некий отдельный договор по студенческим обменам, если соглашение о культурных обменах не может быть подписано сейчас... Я сказал, что мы поощряем обмены всех видов и что студенческие обмены особенно ценны. Однако я думаю, что возникли бы серьезные технические различия, произрастающие из того, что канадские университеты не контролируются правительством (курсив мой — А.И.)»13.

Канадская практика взаимодействия между государственными органами и участниками обменов заметно отличалась от советской. К примеру, диалог по поводу обменов с СССР инициировал не Департамент иностранных дел, а сами общественные организации, заинтересованные в связях с советской стороной. Так, из архивных материалов следует, что президент Национальной Федерации студентов университетов Канады Брюс Роусон накануне намеченного на май 1961 г. визита делегации НФКУС в Советский Союз сам пришел в Европейский отдел Департамента иностранных дел и попросил его сотрудников обеспечить делегацию информацией о жизни в СССР14. К сожалению, нет сведений о том, была ли удовлетворена просьба Роусона об организации лекции, но точно известно, что в отделе ему предоставили перечень публикаций, которые, как казалось дипломатам, в наилучшей степени отражали суть советской действительности.

Стоит также отметить, что канадские организаторы и участники обменов затягивали с подготовкой отчетов о визитах в СССР или не всегда вовремя информировали государственные учреждения о текущих событиях. Та же НФКУС не посчитала нужным посвящать Департамент в детали визита своей делегации в Советский Союз в мае 1961 г., так что сотрудникам внешнеполитического ведомства самим пришлось навестить офис организации в Оттаве, чтобы собрать необходимые сведения о планах поездки и отправить их в Посольство Канады в Москве15. Бывали и случаи, когда о тех или иных мероприятиях в области обменов Департамент иностранных дел узнавал по факту. Об этом свидетельствует письмо НФКУС от 19 августа 1961 г., в котором организация сообщала о том, что коллекция фотографий, присланная Комитетом молодежных организаций СССР, прибыла в Канаду и уже начала выставляться в университетах страны16.

В отсутствии соглашения об обменах с СССР деятельность МИД Канады в 1960-х гг., как видно из документов, концентрировалась преимущественно на сборе информации о развитии образовательных связей с Советским Союзом. Сотрудники ведомства обрабатывали сведения о канадских гражданах, проходящих

13 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

14 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

15 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

16 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

обучение в СССР или изъявивших желание учиться там, отслеживали визиты делегаций, оценивали достижения той или иной организации в развитии обменов с СССР.

С точки зрения оказания конкретной помощи гражданам работа Департамента была мало продуктивной. Без договора с Советским Союзом министерство ничем не помогало людям, мечтающим получить образование в СССР. При обращении в Департамент их ждал бы ответ, схожий с тем, что получила в начале 1962 г. некая И. Антанависиус. Девушка после обучения в Университете Торонто хотела поступить в МГУ и, отчаявшись решить этот вопрос через письма проректору университета Иванову, НФКУС, в Посольство СССР, Общество «Канада — СССР», наконец обратилась в МИД Канады. Вот что ей предстояло прочесть: «Канада не имеет культурного соглашения с СССР. По нашему мнению, и без формального соглашения о культурных отношениях между Канадой и зарубежными странами, они складываются дружественно к взаимной выгоде сторон. Мы думаем, что наши культурные отношения с Советским Союзом могут развиваться также взаимовыгодно на основе данного подхода. Поскольку наше правительство занимает такую позицию, вы свободны выбирать обучение там, где пожелаете. Вы должны быть, конечно, приняты Университетом, в котором вы хотите учиться. Я бы посоветовал вам написать в Московский университет, объяснив ситуацию. Я желаю вам успехов в ваших начинаниях»17. Представленный отрывок письма хорошо отражает полное бессилие Департамента в установлении образовательных связей с СССР. В переписке с экспертами сотрудники ведомства сами открыто признавали это. Так, в июне 1963 г. заместитель госсекретаря по международным отношениям Сеаборн писал профессору Торонтского университета Скиллингу: «Время от времени студенты, которые хотят обучаться или заниматься исследовательской деятельностью в СССР, связываются с нами — обычно после безрезультатных обращений к советским властям — с вопросом, не могли бы мы помочь им устроиться в советские образовательные институты. Поскольку официальная позиция правительства Канады по ряду причин не определилась, мы не способны предоставить практическую помощь таким заявителям»18.

Важно подчеркнуть, что менеджеры университетов, подобные Г. Скиллингу, добившиеся гораздо более внушительных успехов в развитии обменов с советскими вузами, чем внешнеполитическое ведомство, становились для него незаменимыми помощниками в решении проблем образовательных контактов с Советским Союзом. Характерно, что в том же письме дипломат просил профессора проконсультировать желающих обучаться в советских вузах, а также рассмотреть возможность их отправки на учебу в СССР под видом студентов Торонтского университета, у которого уже была подписана обменная программа с МГУ19.

И все же 1960-е гг. стали для правительства и МИД Канады достаточно важным периодом всестороннего изучения образовательных обменов с СССР, постепенного накопления опыта посредничества и формирования принципов политики

17 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-

18 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

19 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

в этой сфере. Одним из них почти сразу стал принцип взаимности. «Наша политика, — говорилось в одном дипломатических документов, — состоит в том, чтобы пытаться сохранять некоторую степень взаимности в канадско-советских обменах и, если мы готовы видеть образовательные обмены, выходящими далеко за обмены крупными учеными (по программам Национального исследовательского Совета и Совета Канады), и включить в них студентов вузов и аспирантов гуманитарных наук, то мы должны сохранять взаимность также и в этом поле»20. К моменту подписания Соглашения обменах в 1971 г. канадская дипломатия была вполне подготовлена к тому, чтобы реализовывать их на новом, более серьезном уровне.

Подводя итог, можно сказать следующее. Подходы СССР и Канады к организации образовательных обменов различались настолько, насколько различался общественный строй двух стран. В советской версии детерминирующую роль играли партийно-государственные органы, которые определяли политику в сфере обменов, мобилизовали необходимые институты и ресурсы для их осуществления, контролировали их; в канадском варианте ведущая роль принадлежала не государству, а гражданам, общественным объединениям и вузам. По существу, это было столкновение этатистской и либеральной модели организации образовательных обменов, достоинства и недостатки которых предстоит еще более подробно изучить в рамках отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

Аггеева И. А. 2011: Культурные связи эпохи холодной войны: СССР — Канада (19501970-е гг.). М.

Иванян Э. А. 2007: Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.

Friedland M. 2002: The University of Toronto: A History. Toronto.

Johns W. H. 1981: A History of the University of Alberta. Edmonton.

Pitsula J. M. 2006: As One Who Serves: The Making of the University of Regina. Montreal.

Pitsula J. M. 2008: New World Dawning: The Sixties at Regina Campus. Regina.

Shilling H. G. 2000: Education of a Canadian: My Life as a Scholar and Activist. Montreal.

SOVIET-CANADIAN STUDENT EXCHANGE IN THE LATE 1950-s AND DURING THE 1960-s

A. G. Ivanov

The article is is an attempt to define specific approach to student exchange implementation by the USSR and Canada from 1950-1960-s. The author concluded that the Soviet side, committed to etatism, was focused on contract-law student exchange and accountability to state organs. The Canadian side in accord with liberal socio-political model assigned a key role to universities and institutions that are interested in educational ties with the USSR.

Key words: the USSR, Canada, student exchange, Cold War

20 Library and Archives Canada. RG25. Vol. 5375. File. 10438-v-5-40. Visits between Canada and the USSR in the field of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.