Научная статья на тему '96. 02. 032. Дебаккер К. , РАППа М. А. Ученые в крупных и малых университетах: мобильность в соответствии с уровнем престижа университета. Debackere К. , rappa М. A. scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // research policy. - Amsterdam, 1995. - Vol. 24, №1. - P. 137-150'

96. 02. 032. Дебаккер К. , РАППа М. А. Ученые в крупных и малых университетах: мобильность в соответствии с уровнем престижа университета. Debackere К. , rappa М. A. scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // research policy. - Amsterdam, 1995. - Vol. 24, №1. - P. 137-150 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА НАУЧНАЯ / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА / УЧЕНЫЕ {{-}}СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -США / СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 032. Дебаккер К. , РАППа М. А. Ученые в крупных и малых университетах: мобильность в соответствии с уровнем престижа университета. Debackere К. , rappa М. A. scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // research policy. - Amsterdam, 1995. - Vol. 24, №1. - P. 137-150»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

70% фирм в обрабатывающей промышленности и 74% в сфере бизнеса продолжали работать через пять лет после их создания.

В заключение авторы отмечают, что самостоятельная занятость и мелкое предпринимательство составляют более приемлемые альтернативы в тех странах, в которых они имеют давние традиции. Например, в Финляндии самозанятость составляет часть политики занятости. Стать самостоятельно занятым — это один из выборов, предлагаемых безработному. С другой стороны, самостоятельная занятость является частью национальной стратегии “выживания”, в соответствии с которой страна “нуждается” в предпринимателях с более высоким уровнем образования для того, чтобы вводить инновации, учреждать малые предприятия и развивать национальную экономику.

Вузы уже ие могут далее планировать учебный процесс на основе дифференцированного разделения труда в соответствии с признанными профессиональными квалификациями. Задача высшей школы будет состоять в том, чтобы снабдить своих выпускников базовыми знаниями, которые составят основу для дальнейшего повышения и расширения трудовых навыков и знаний в процессе трудовой жизци.

Авторы указывают на необходимость проведения сравнительных исследований с целью изучения современного и перспективного спроса на лиц с высшим образованием, изучения различных национальных моделей создания рабочих мест. “Это чрезвычайно важно, поскольку никакого смысла не будет иметь Европа, обладающая самыми высокообразованными безработными в мире”.

Л. Г. Можаева

96.02.032. ДЕБАККЕР К., РАППА М. А. УЧЕНЫЕ В КРУПНЫХ И МАЛЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ: МОБИЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ПРЕСТИЖА УНИВЕРСИТЕТА. DEBACKERE К., RAPPA М. A. Scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // Research policy.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 24, HI .— P. 137-150.

В реферируемой работе бельгийского ученого Дебаккера (Гентский университет, школа менеджмента, Бельгия) и американского ученого Раппа (Массачусетский технологический институт, США), рассматриваются возможности карьеры ученых, занимающихся новыми передовыми направлениями науки в крупных и малых университетах. Авторы останавливаются на трех основных вопросах: 1) имеют ли ученые, вовлеченные в эти исследования на ранней стадии и продолжающие работать в этой области, больше шансов для продвижения по ка* рьерной лестнице, если они окончили более престижные университеты; 2) какова карьера выпускников престижных университетов в новой на-

учиой области по сравнению с теми, кто окончил менее престижные вузы; 3) каковы шансы выпускников престижных университетов, избравших академическую карьеру, получить место в престижном университете.

Изложенные эмпирические данные основываются на результатах опроса 373 ученых, которые работают в американских университетах в области информационных сетей, основанных на принципах действия нейронов (neural networks- NN). Авторы пользуются наиболее распространенной в США классификацией высших учебных заведений. К “ра-ноприступившим” к исследованиям (понятие, которое используется в работе) в новой научной области авторы относят ученых, которые были ее инициаторами и продолжали работать до момента ее признания научным сообществом и даже легитимации. Как показывает опыт, такие ученые представляют собой относительно редкое явление. Обычно они продолжают заниматься избранной областью в зависимости от того, насколько долго они в ней оставались. Несмотря на свою исключительность, ученые, рано приступившие к исследованиям в новой области, становятся хорошим катализатором развития и других научных идей. Сам же выбор неконвенциональной проблемы может привести в конечном итоге к созданию новой научной специальности. Авторы замечают, что при более глубоком изучении этих исследователей не следует недооценивать значения вклада и тех ученых, которые занялись изысканиями в этой сфере на более позднем этапе.

Как предполагают авторы, статус университета внутри научного сообщества оказывает влияние на тех, кто приступает к исследованию новой научной области на ранней стадии. Вполне возможно, что этот статус в каком-то отношении определяет новаторский стиль его преподавателей и студентов. Престижные исследовательские университеты, с одной стороны, располагают ресурсами, позволяющими его сотрудникам изучать новую научную область. С другой — они вынуждают ученых более осторожно подходить к областям науки, которые выходят за пределы конвенционального мышления или даже бросают ему вызов. На ранней стадии возникновения такой области ученые зачастую не встречают поддержки в научном сообществе. Будучи не в состоянии убедить своих коллег, придерживающихся традиционных воззрений, некоторые ученые ищут убежища в менее известных университетах.

Сообщество ученых, занимающихся NN, насчитывает всего несколько сот человек. Положение в этой области, как считают авпеоры, весьма типичное для новых научных областей. Из 348 американских респондентов, ответивших на вопрос, 207 человек работают в университетских лабораториях, 103 — в лабораториях промышленности, а 38 заняты преимущественно в государственных лабораториях.

Таблица 1 показывает распределение респондентов в зависимости от того, когда они приступили к работе над исследованием.

Распределение респондентовг раноприступивших к исследованию и приступивших позже в зависимости от их образовательного уровня, показано в таблице 2.

Престиж вуза в рамках научного сообщества служит важным аргументом при выборе докторской программы. Хотя на решение этого

Таблица 1. (с. Ці)

Университеты, а которых респонденты учились Университеты, в которых респонденты работают

Классификация число рес- число рес- число респ. число респ.

университетов понд. рано понд. при- ранопржсту- приступ.к

по категориям приступ. ступ. к нс- пивших Ясследов.

сл. позже к иссл. позже

Первые 20% 31 96 10 51

Вторые 20% 21 8$ 12 42

Третьи 20% 17 51 9 24

Четвертые 20% 6 34 9 22

Пятые 20% 1 21 3 18

Всего 76 287 43 157

Таблица 2. (е. ЦЗ)

Классификация университетов ' Ранопрнступившие к исследованиям Приступившие к исследованиям на более поздней стадии

будучи студентом (число респ.) по оконч&н. вуза (число респ.) будучи студентом (число респ.) по окончании вуза (число респ.)

Первые 20% 22 7 33 54

Вторые 20% Г4 7 39 37

Третьи 20% 10 6 И 33

Четвертые 20% 0 4 15 18

Пятые 20% 0 0 18 3

Всего 46 24 116 . 145

вопроса влияют многочисленные факторы, репутация университета имеет, по-видимому, решающее значение для поступающих в докторантуру. Престиж университета определяет во многом и доступ к людским и материальным ресурсам, необходимым для проведения исследований. Более того, работа в престижном университете обещает контакты с учеными в рамках научного сообщества, которые могут помочь добиться легитимации научной области. Статус вуза содействует также и привлечению высококвалифицированных специалистов, которые в свою очередь усиливают его исследовательский потенциал. Между тем высокий престиж университета вынуждает нередко отказываться от инновационных проектов. Когда речь идет о работе в новых областях наук, ученые рискуют своей карьерой: неконвенционные идеи могут не принести плодов, за этими учеными не последуют другие, а их усилия будут рассматриваться как ошибочные. Может ли подобная ситуация повлиять на намерение ученого избрать новое направление для исследований? — спрашивают авторы. Или наоборот, желание ученых добиться более высокого статуса университета заставляет их рисковать? (с. 147).

Данные об ученых, занимающихся NN. показывают, что при сравнении распределения респондентов по степени престижности университетов, разницы в карьере между учеными, которые вступили в эту область деятельности раньше, и теми, которые последовали за ними, не наблюдается. Однако если разделить респондентов по принципу вступления их в исследование этой, области до получения научной степени, можно заметить определенные различия. Среди ранопристу-пивших (кто был еще студентом, когда начал эту исследовательскую работу) большинство заканчивали свою дипломную работу в университетах с более высоким престижем по сравнению с теми, кто начал это исследование после получения научной степени. “Пионерское поведение” , таким образом, свойственно в большей степени респондентам, которые были студентами более престижных университетов.

Рассматривая путь карьеры респондентов, авторы приходят к выводу, что более “поздние” ученые в этой области переходят из относительно более престижных университетов в менее престижные. Те же, кто намереи получить степень доктора, делают ставку на начало своей карьеры в высоко престижных учебных заведениях. При сравнении раньше и позже приступивших к исследованию, различия в вопросе профессионального опыта не являются статистически значимыми. Если же сравнить данные об окончивших вузы, то становится очевидным, что престиж вуза существенно влияет на дальнейшую академическую карьеру респондента лишь в течение первых лет работы. В период после пяти лет работы престиж оконченного вуза уже не является существенным.

В заключение авторы обращают внимание на два важных ограничения проведенной работы. Представленные результаты базируются на данных о довольно специфическом научном сообществе. Для решения вопроса об экстраполяции этих данных необходимо сравнивать карьеру выпускников более и менее престижных университетов, независимо от научной области. Далее, анализ ограничен сведениями об академическом сообществе США. По мнению авторов, было бы полезно провести такое сопоставление и по другим странам.

Л. Г. Можаева

96.02.033. СМОЛЛ Дж. М. РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ.

SMALL J. М. Reform in higher education in Canada // Higher education quarterly.— Oxford; Cambridge, 1995 .— Vol. 49, № 2 .— P. 113-127.

Реформа высшего образования — тема, привлекающая огромный международный интерес, поскольку финансовые трудности, с которыми встречаются вузы, и увеличение спроса на получение высшего образования составляет проблему для многих стран. В то же время наблюдается упорное нежелание университетов и колледжей откликнуться на политические требования правительств и потребности рынка труда. Вузы обвиняются в том, что они недостаточно ответственны и больше озабочены сохранением собственных интересов и автономии, чем предоставлением услуг обществу.

Как отмечается в работе Дж. М. Смолла (университет провинции Альберта, Канада), высшее образование Канады также не свободно от подобных обвинений в свой адрес. В целях анализа деятельности канадских университетов и колледжей были проведены два опроса. Результаты этих опросов показали, что вузы Канады “заражены вирусом изменений”, но эти изменения носят характер лишь сиюминутного ответа на требования социальной, финансовой и политической среды и не свидетельствуют о готовности к проведению принципиальных реформ, затрагивающих всю систему высшего образования.

Автор дает краткую характеристику системы образования Канады. В политическом отношении Канада разделена на десять провинций и дм федерально управляемых территории, поя юрисдикцией которой находится каждая система образования. Провинции управляют деятельностью государственных учебных заведений и весьма слабо регулируют частный сектор образования. Федеральное правительство предоставляет значительную часть средств на развитие образования властям провинций, обеспечивая тем самым проведение совместных действий по достижению национальных целей. Власти провинций контролируют использование вузами финансов, а также координируют

16-1-1005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.