Научная статья на тему '96. 02. 031. Кивинен О. , Ахола С. , канкаанпяя А. Современный и перспективный спрос на лиц с высшим образованием: проблемы сравнительного анализа. Kivinen О. , Ahola S. , Kankaanpaa A. current and future demand for graduates: problems of comparative analysis // European J. of education. - Abingdon, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 187-201'

96. 02. 031. Кивинен О. , Ахола С. , канкаанпяя А. Современный и перспективный спрос на лиц с высшим образованием: проблемы сравнительного анализа. Kivinen О. , Ahola S. , Kankaanpaa A. current and future demand for graduates: problems of comparative analysis // European J. of education. - Abingdon, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 187-201 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ФИНЛЯНДИЯ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ -ЗАНЯТОСТЬ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / КАДРЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ -ЗАНЯТОСТЬ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / РЫНОК ТРУДА ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 031. Кивинен О. , Ахола С. , канкаанпяя А. Современный и перспективный спрос на лиц с высшим образованием: проблемы сравнительного анализа. Kivinen О. , Ahola S. , Kankaanpaa A. current and future demand for graduates: problems of comparative analysis // European J. of education. - Abingdon, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 187-201»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМА ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

96.02.031. КИВИНЕН О., АХОЛА С., КАНКААНПЯЯ А. СОВРЕМЕННЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПРОС НА ЛИЦ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. KIVINEN О., AHOLA S., KANKAANPAA A. Current and future demand for graduates: problems of comparative analysis // European j. of education.— Abingdon, 1995 .— Vol. 30, № 2 .— P. 187-201.

В работе финских ученых рассматривается проблема спроса на лиц с высшим образованием, которая становится предметом пристального внимания в ЕС. В странах с относительно высоким уровнем образования населения, таких как Финляндия, эта проблема соотносится с проблемами развития массового высшего образования и изменениями в экономике, вызывающими потребность в более квалифицированной рабочей силе.

Как отмечают авторы, рынок труда для лиц с высшим образованием достаточно профессионализирован. Имеются профессии (адвокаты, врачи и т. д.), требующие академической квалификации. Особую категорию составляют преподаватели, для замещения должностей многих из которых также требуется высшее образование. Возможности для занятости лиц с высшим образованием предоставляют и государственная администрация, и менеджмент частного сектора.

Соответствие образования и занятости зависит как от образовательной структуры населения, так и от структуры имеющихся должностей. Таким образом, оценка перспективного спроса на выпускников вузов включает в себя рассмотрение как изменений в должностной структуре, так и изменений в системе образования, а также анализ самого процесса их соответствия.

Уровень образования населения в европейских странах существенно варьирует, что обусловлено различием в образовательных системах. Например, в Финляндии, где в 70-е годы развивалась система массового высшего образования, почти 1/5 часть взрослого населения

имеет диплом о послесреднем образовании1. В Португалии же этот показатель составляет лишь 4%. Эти различия отражают как разницу в уровне развития экономики, так и в функциях системы образования. Таблица 1 показывает образовательную структуру населения в некоторых европейских странах.

Таблица 1. (с. 189)

Распределение взрослого населения в возрасте 26-64 лет по уровням образования в некоторых европейских странах в 1091 г. (%)

Страна

Образовательный уровень

начальный средний послесредний

Австрия 33 61 7

Бельгия 57 24 20

Дания 39 43 18

Финляндия 40 42 18

Франция 49 35 15

Германия 18 60 23

Ирландия 60 24 16

Италия 72 22 6

Нидерланды 44 37 20

Норвегия 21 54 25

Португалия 93 3 4

Испания 78 12 10

Швеция 33 44 23

Швейцария 19 60 20

Великобритания 35 49 16

В четырех странах (Португалия, Италия, Австрия и Испания) отмечается низкий образовательный уровень населения. Можно предположить, отмечают авторы, что в этих странах проблемы занятости лиц с высшим образованием не столь остры, как в других. В зависимости от будущего экономического развития эти страны могут столкнуться с недостатком высокообразованных специалистов. Независимо от перспектив экономического развития системы образования

'Диплом о послесреднем образования — диплом об окончании учебного мм-дения, обучение в котором ведете* в течение одного года и более па базе среднего образованна (диплом о неполном высшем образования, о высшем образования, профессиональные дипломы). — Прям. реф.

этих стран по-видимому будут расширяться. Австрия отличается от остальных трех стран тем, что взрослые без среднего, как правило профессионального образования, составляют явное меньшинство. Следовательно в Австрии можно встретиться с вертикальной заменой ищущих работу лиц с послесредним и средним образованием.

Таблица 1 показывает, что в Германии, Швейцарии и Норвегии доля взрослых со средним образованием также весьма велика, а это указывает на возможность вертикальной замены лиц со средним и высшим образованием на рынке труда. (Сеть средних профессиональных учебных заведений в этих трех странах развита сильно. — Реф.).

В историческом плане основным источником занятости лиц с высшим образованием был государственный сектор, но такое положение, как считают авторы, в недалеком будущем, вероятно, изменится. В последние десятилетия вузы развивались в основном с учетом спроса на академическую рабочую силу и в государственном секторе экономики, и в крупных фирмах. Соотношение между числом лиц с высшим образованием и занятостью в государственном секторе отражено на графике 1 (с. 190). График показывает, что чем больше занятость в государственном секторе в целом, тем выше в нем доля лиц с высшим образованием. Редкое исключение составляет Швейцария, где доля занятых в государственном секторе самая низкая, а доля лиц с высшим образованием среди них самая высокая (по сравнению с другими европейскими странами).

Далее авторы анализируют соответствие между высшим образованием и занятостью на крупных, как правило частных, фирмах, насчитывающих 500 или более работников. График 2 (с. 191) показывает, в какой мере частный сектор использует лиц с высшим образованием. Отмечается явная взаимосвязь между высшим образованием и занятостью на этих фирмах. Чем активней крупная фирма привлекает лиц к работе, тем выше среди них доля лиц с высшим образованием. Исключение из этого правила составляет Норвегия, сектор крупных фирм которой может принять лишь незначительное число выпускников вузов.

Доля занятости на крупных фирмах значительно различается между странами. В четырех странах — Финляндия, Германии, Бельгии, Британии — свыше одной трети рабочей силы заняты на крупных предприятиях. Доля занятости на крупных фирмах высока также во Франции. В Испании, Норвегии, Дании, Италии и Португалии доля занятости на крупных фирмах намного ниже. Перспектива занятости для лиц с высшим образованием в Испании и Финляндии в секторе крупных фирм должна быть, вероятно, весьма различной.

В целом, профессиональная специализация расширяется пропорционально размеру фирмы. Поскольку у лиц с высшим образованием

обычно имеются специализированные знания и навыки, они получают свою первую работу чаще всего в крупных фирмах. В то же время авторы замечают, что им не удалось провести сравнительные исследования относительно занятости лиц с высшим образованием в зависимости от размера фирм, которое могло бы стать информативным в этом контексте.

В связи со снижением занятости в государственном секторе экономики и особенно сокращением рабочих мест в крупных фирмах обрабатывающей промышленности, а также изменением их организационной структуры радикально изменяются перспективы занятости лиц с высшим образованием, как в государственном, так и в частном секторах.

Фирмы меньшего размера принимают нечасто на работу лиц с высшим образованием. В тех странах, где преобладают малые фирмы, анализ будущего спроса на лиц с высшим образованием более проблематичен. Во-первых, должен быть проанализирован будущий спрос на выпускников вузов, намеревающихся открыть собственные фирмы. Во-вторых, некоторые малые и средние фирмы используют лиц с высшим образованием не в традиционном плане, а как служащих или нанимают их по субконтрактам. Это означает, что самостоятельная занятость (self-employment)1 может также стать важным направлением занятости для выпускников вузов, прежде всего в странах с преобладанием малых фирм.

Самостоятельная занятость выдвигает новые проблемы при определении будущего спроса на лиц с высшим образованием. В отдельных европейских странах, особенно в странах с высоким уровнем безработицы настойчиво проводится политика поощрения самостоятельной занятости в несельскохозяйственных отраслях экономики.

Например, правительство Финляндии четко обозначило возможности для самостоятельной занятости выпускников вузов и разработало разнообразные программы содействия ей. Более того, почти каждый университетский центр непрерывного образования создает специальные курсы предпринимательства для своих выпускников.

Масштабы самостоятельной занятости достаточно разнятся в зависимости от страны. В Греции, например, она стала общим явлением. В Ирландии и Испании ее уровень также высок. Самый низкий — в Швеции.

Среди самостоятельно занятых самые многочисленные — это par ботникн сельского хозяйства. Их £Оля в сельском хозяйстве Европы в среднем примерно 50%, во Франции — 82%. Степень самостоятельной

1К самостоятельно мятгам в международной статистике откосятся предприниматели (работающие собственники некорпоративного бизнеса), независимые работники, члены проазвовствеяиых кооперативов.— Прим. авторов (с. 192).

занятости в сельском хозяйстве отражает размер ферм и размер землевладений. Так, во Франции и Ирландии — фермы небольшие, преимущественно семейные. Бели же фермы крупные, а уровень механизации высок, то среди фермеров можно встретить лиц с университетским образованием.

Таблица (с. 192)

Доля самостоятельно занятых в крупных секторах экономики некоторых европейских стран (%)*'

Страна Сектор экономики % от общ. занятости Год

сельск. хоз. промышленность Сфера услуг

Австрия 54 4 в 10 1987

Бельгия 69 9 14 12 1987

Дания 47 7 7 9 1986

Финляндия 46 4 6 10 1985

Франция 82 9 11 14 1986

Германия 36 5 9 9 1987

Греция 61 26 29 36 1981

Ирландия 75 11 13 18 1987

Италия 49 15 25 21 1987

Люксембург 48 4 9 9 1981

Нидерланды 50 4 10 9 1987

Норвегия 47 6 6 9 1987

Испания 48 14 22 18 1987

Швеция 54 3 5 6 1987

Швейцария 44 6 0 10 1980

Великобритания 46 11 11 И 1987

*) Данные о доле самостоятельно занятых меняются незначительно, поэтому сведения за указанные годы авторы расценивают как корректные.

К профессиональным группам, включающим значительное число лиц с высшим образованием, относятся такие, как адвокаты, врачи, преподаватели, работники сферы'обслуживания. Доля самостоятельно занятых с высшим образованием в сфере бизнеса довольно высока в Люксембурге, Австрии и Нидерландах а очень низкая в Британии.

15-1005

Число лиц с высшим образованием среди академических профессий и им родственных достаточно велико в Нидерландах, Швейцарии, Германии и Франции, в Италии и Испании (с. 193).

В Британии работники в области администрации и менеджмента составляют 40% от всех самостоятельно занятых. В этой профессиональной группе специалистов насчитывается много лиц с высшим образованием. В Италии свыше 1/4 самостоятельно занятых составляет конторский и близкий ему по функциям персонал. В целом же картина самостоятельной занятости по профессиональным группам чрезвычайно пестра. Тенденция поощрения самостоятельной занятости отмечается в большинстве европейских стран.

Среди самостоятельно занятых в европейских странах насчитыва-ется мало женщин: среди самостоятельно занятых в несельскохозяйственных отраслях наивысший показатель в Швеции и Люксембурге (по 31%), Финляндии (30%), Португалии (29%), Австрии и Бельгии (по 28%). Наиболее низкие показатели — в Греции и Ирландии (по 17%), Швейцарии (18%). Как отмечают авторы, возможности женщин стать самостоятельно занятыми более ограничены, по сравнению с мужчинами (с. 195). Проблема занятости женщин особенно актуальна для стран, где женщины составляют значительное число лиц с высшим образованием.

Во всех европейских странах существенно возросла численность студентов в вузах. Таблица 3 (с. 196) показывает, что этот рост в европейских странах происходит по-разному. Наибольший показатель на Мальте, наименьший — в Швеции. В большинстве стран число студентов за 1980-1990 гг. возросло на 20-50%. Следовательно, на рынок труда поступают все больше лиц с высшим образованием.

Как следует из таблицы 3, в некоторых странах (Австрия, Дания, Германия, Италия, Мальта и Испания) больше развит университетский сектор, в других (Бельгия, Норвегия и Британия) — неуниверситетский. Страны, в которых наблюдается высокий процент занятых в государственном секторе, вкладывали больше инвестиций в неуниверситетский сектор, чем в университетский.

Из таблицы 3 также следует, что доля студентов-женщин выросла во-многих европейских странах. В 1980 г. женщины составляли уже около 50% студентов. В большинстве стран к 1990 г. эта доля еще более возросла.

Увеличение числа женщин с высшим образованием имеет явно далеко идущие последствия для национальных рынков труда. Цифры женской занятости значительно отличаются от мужской во многих странах. В отдельных странах участие женщин в рабочей силе значительно ниже, чем мужчин. В отдельных странах женщины в большей степени, чем мужчины заняты лишь частично. Так, участие женщин

в рабочей силе весьма распространено в Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии. Однако количество рабочих часов, приходящихся на женский труд, значительно различается между этими странами. Швеция, Норвегия, Дания составляют группу, в которой свыше 40% женщин заняты частично. В Финляндии женщины, занятые неполный рабочий день, составляют лишь немного выше 10% от всей женской рабочей силы. Авторы обращают внимание на широкое распространение профессиональной дифференциации в оплате труда по половому признаку, (с. 197).

В перспективе спрос на лиц с высшим образованием в странах с массовыми системами высшего образования возрастет незначительно, считают авторы. Технологические инновации вызывают потребность

Таблица 3.

Рост числа студентов вузе» за 1980-1090 гг. в некоторых европейских странах (Я)*'

Страна Общий Рост чис- Рост чис- Рост чис- Рост числа

рост ла жеищ. ла мужч. ла жен- мужчин в

а уиив. в уиив. щин в кеуии- иеуииверс.

секторе сек. верс. секторе секторе

Австрия 50,4 49,4 43,9 3,5 3,2

Бельгия 38,2 16,8 0,9 27,3 40,9 41,4

Дания 34,в 67,3 -6,1 11,5

Финляндия 34,5 57,8 39,1 28,4 24,6 7,9

Франция нет сведений

Германия 47,1 39,3 34,7 55,6 -0.4 5,5

Греция 60,5 8,3 29,0 28,0

Исландия 43,8 нет сведений

Ирландия 64,9 24,2 17,4 29,8 28,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Италия 29,9 63,4 35,8 47,6 0,8 0,0

Мальта 229,8 52,4 -

Нидерланды 23,0 39,6 9,9 27,4 33,9 23,1

Норвегия 80,1 25,6 10,2 30,3

Португалия 101,2 42,3 22,9 20,5 14,3

Испания 55,4 65,8 35,9 т2,1 -0,6

Швеция 13,4 нет сведений

Швейцария 61,5 25,7 21,2 16,1 37,0

Британия 53,2 15,2 ■ 6,8 56,2 21,8

*) Д&иные по заочному образованию в таблицу не включены.

в высокой специализации, но на короткий срок, что в основном удовлетворяется собственными образовательными усилиями работодателей и в рамках подготовки на рабочем месте. В странах с низким уровнем образования и относительно малой долей занятости в государственном секторе спрос на высшее образование тесно связан с ростом государственного сектора, в котором ведущую роль играют социальная политика и политика в области образования. Развивающиеся экономика и частный сектор повышают спрос на лиц с высшим образованием, но из-за существования общего типа необходимых квалификаций эти страны могут встретиться с возможным притоком специалистов из тех стран, где налицо их перепроизводство.

Современный структурный экономический кризис показал, что лица с более высоким уровнем образования становятся жертвами экономических колебаний почти так же, как и лица с более низким уровнем образования. Значение государственного сектора как работодателя для лиц с высшим образованием, с одной стороны, и сектора крупных фирм — с другой, придали обладателям дипломов о высшем образовании чувство уверенности в получении рабочего места на длительную перспективу. Однако на сегодняшний день занятость в государственном секторе значительно сократилась, сектор фирм наг циональных масштабов уменьшается, а организационные структуры функционируют нестабильно. Самостоятельная занятость и занятость на мелких и средних фирмах предлагаются как альтернатива работе в государственном секторе и на крупных фирмах. Но насколько жизненна эта альтернатива? — спрашивают авторы.

Уровень самостоятельной занятости, констатируют авторы, изменяется в зависимости от возраста: чем старше человек, тем ему легче стать самостоятельно занятым. Например, в Британии в 1987 г. самостоятельно занятыми были 6,6% в возрасте 20-24 лет. В Германии же эта цифра составляла 1,7%. В возрасте 25-34 лет соответствующие показатели составляли в Британии уже 12%, а в Германии — 6,7%. Другими слешами, весьма малое число людей способно стать самостоятельно занятыми сразу после окончания вуза. Например, среди финнов, окончивших вузы в 1985 г., лишь 4,8% стали предпринимателями в 1990 г. Очевидно, считают авторы, для того, чтобы основать свою собственную фирму, требуются зрелость и длительный труд и опыт (с. 199).

Если человек успешно создает свою фирму, он сразу же обречен на борьбу за ее выживание. Исследования в области мелкого бизнеса показывают, что наиболее сложными и важными становятся первые три года, через пять лет исчезает около 50% фирм: после пятилетнего срока продолжали действовать в Дании 45% фирм, в Финляндии — 47, в Британии — 48%. Наивысший уровень выживания в Швеции:

70% фирм в обрабатывающей промышленности и 74% в сфере бизнеса продолжали работать через пять лет после их создания.

В заключение авторы отмечают, что самостоятельная занятость и мелкое предпринимательство составляют более приемлемые альтернативы в тех странах, в которых они имеют давние традиции. Например, в Финляндии самозанятость составляет часть политики занятости. Стать самостоятельно занятым — это один из выборов, предлагаемых безработному. С другой стороны, самостоятельная занятость является частью национальной стратегии "выживания", в соответствии с которой страна "нуждается" в предпринимателях с более высоким уровнем образования для того, чтобы вводить инновации, учреждать малые предприятия и развивать национальную экономику.

Вузы уже ие могут далее планировать учебный процесс на основе дифференцированного разделения труда в соответствии с признанными профессиональными квалификациями. Задача высшей школы будет состоять в том, чтобы снабдить своих выпускников базовыми знаниями, которые составят основу для дальнейшего повышения и расширения трудовых навыков и знаний в процессе трудовой жизци.

Авторы указывают на необходимость проведения сравнительных исследований с целью изучения современного и перспективного спроса на лиц с высшим образованием, изучения различных национальных моделей создания рабочих мест. "Это чрезвычайно важно, поскольку никакого смысла не будет иметь Европа, обладающая самыми высокообразованными безработными в мире".

Л. Г. Можаева

96.02.032. ДЕБАККЕР К., РАППА М. А. УЧЕНЫЕ В КРУПНЫХ И МАЛЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ: МОБИЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ПРЕСТИЖА УНИВЕРСИТЕТА. DEBACKERE К., RAPPA М. A. Scientists at major and minor universities: mobility along the prestige continuum // Research policy.— Amsterdam, 1995 .— Vol. 24, HI .— P. 137-150.

В реферируемой работе бельгийского ученого Дебаккера (Гентский университет, школа менеджмента, Бельгия) и американского ученого Раппа (Массачусетский технологический институт, США), рассматриваются возможности карьеры ученых, занимающихся новыми передовыми направлениями науки в крупных и малых университетах. Авторы останавливаются на трех основных вопросах: 1) имеют ли ученые, вовлеченные в эти исследования на ранней стадии и продолжающие работать в этой области, больше шансов для продвижения по карьерной лестнице, если они окончили более престижные университеты; 2) какова карьера выпускников престижных университетов в новой на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.