Научная статья на тему '97. 04. 020. Скотт П. Дж. , Келлегер М. Конвергенция и фрагментация профессионального образования в странах ЕС. Scott P. J. , Kelleher M. convergence and fragmentation? Vocational training within the su // Europ. J. of education. - Abingon, 1996. -Vol. 31, N4. - P. 463-481'

97. 04. 020. Скотт П. Дж. , Келлегер М. Конвергенция и фрагментация профессионального образования в странах ЕС. Scott P. J. , Kelleher M. convergence and fragmentation? Vocational training within the su // Europ. J. of education. - Abingon, 1996. -Vol. 31, N4. - P. 463-481 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ -ЕС СТРАНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЕС СТРАНЫ / РЫНОК ТРУДА -ЕС СТРАНЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ -ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 020. Скотт П. Дж. , Келлегер М. Конвергенция и фрагментация профессионального образования в странах ЕС. Scott P. J. , Kelleher M. convergence and fragmentation? Vocational training within the su // Europ. J. of education. - Abingon, 1996. -Vol. 31, N4. - P. 463-481»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КДДРЫ. ПРОБЛЕМА ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

97.04.020. СКОТГ ПДЖ., КЕЛЛЕГЕР М. КОНВЕРГЕНЦИЯ И ФРАГМЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕС.

SCOTT P.J., KELLEHER М. Convergence and fragmentation? Vocational training within the SU // Europ. j. of education. - Abingon, 1996. -Vol.31, N4.-P. 463-481.

В статье сотрудников Европейского института образования и социальной политики (European institute of education and social policy, Paris) процесс развития экономики различных стран анализируются на примерах из области Европейской системы профессионального образования и подготовки (European vocational education and training, VET). Авторы поставили перед собой цель интегрировать различные взгляды специалистов в области образования, географии и инженерной социологии на происходящие изменения в системе VET.

Основным источником послужили материалы международной конференции (1994 г., Уэлс) по сравнительному анализу проблем, с которыми сталкивается система VET в каждом государстве — члене ЕС. В работе конференции принимали участие представители 15 стран-членов ЕС и Норвегии. Система VET и политика в области образования привлекла внимание появлением в нем новых тенденций.

В качестве основных тенденций структурных изменений в мире после 60-х годов авторы называют "конвергенцию", "дивергенцию" и "общественное воздействие". Возникновение конвергенции в сфере VET обусловлено, по мнению авторов, историческими событиями, происшедшими после 80-х годов. С одной стороны, быстрый распад социалистических государств в советском блоке привел к беспорядочному, фрагментарному распространению капиталистического рынка на восток. С другой — расширение ЕС и координация его уси-

лий в новых сферах занятости и социальной политики привели к упорядочению структур ЕС под воздействием национальных факторов.

Многие авторы полагают, что социальные, политические и индустриальные силы явно действуют в направлении определенной общеевропейской конвергенции: разработки механизмов наднационального управления (растущее вмешательство ЕС в регулирование рабочей силы, в том числе в вопросы потенциальной международной трудовой мобильности), усиления роли транснационального бизнеса (интернационализация стратегии бизнеса и предприятий), а также растущего воздействия организационных и технологических изменений на занятость и международную политику "заимствования".

Классифицируя современную VET, авторы выделяют две основные модели профессиональной подготовки: преимущественно опирающуюся на базу учебных заведений (Франция, Швеция, Италия, Португалия, Люксембург, Финляндия, Греция и Норвегия) и различные формы альтернативно базирующихся систем, которые включают и обучение на производстве (Германия, Австрия и Дания). В некоторых странах сочетаются элементы обеих моделей, особенно в нынешний переходный период. Например, Австрия имеет высокоразвитую систему ученичества и систему профессиональных учебных заведений. В большинстве государств (Люксембург, Франция, Португалия, Италия и Норвегия) существуют некоторые формы ученичества, функционирующие наряду с профессиональными учебными заведениями. В некоторых из этих стран пытаются придать больший вес альтернативной подготовке. В других, в частности в Ирландии, ученичество имеет тенденцию к исчезновению. А в Британии, например, испробованы с различной степенью успеха три пути развития VET: на базе предприятия, альтернативный и полностью осуществляемый в колледже.

Однако нельзя забывать, что значительное число работающих в странах ЕС, особенно на малых и средних предприятиях, вообще не получило необходимой профессиональной подготовки. Такая ситуация наблюдается в южноевропейских странах (Греция, Португалия), а также в Британии, Бельгии, Ирландии, Испании и Нидерландах (с.469).

Несмотря на существеннее различия в профессиональной подготовке, авторы считают возможным осуществлять конвергенцию в странах ЕС по трем основным направлениям: усиление мотивации

для проведения реформ VET в рамках ЕС; совершенствование национальной политики в области профессиональной подготовки; взаимная адаптация структур национальных систем VET.

Нынешние трудности в области занятости на рынке труда европейских стран в значительной степени связаны с появлением новой технологии, выявившей недостаточную развитость профессиональных навыков работающих; неизменно высоким уровнем безработицы, частичной занятости; растущим разнообразием видов занятости. Одновременно отмечается тенденция к унификации, обусловленная интернационализацией стратегий предпринимательства и бизнеса, стремлением ЕС повысить качество человеческих ресурсов и межнациональную трудовую мобильность.

Хотя воздействие факторов, отрицательно влияющих на занятость и рынок труда в странах ЕС, весьма различно, общими проблемами, с которыми сталкиваются национальные системы VET являются следующие:

1. Неоправданно усиленная ориентация на начальную подготовку в ущерб продолжающемуся обучению (Испания, Франция, Португалия и Норвегия), слабая подготовка на малых и средних фирмах, например в Италии, служит препятствием для их роста и адаптации.

2. Необходимость повышения общего уровня знаний, навыков и квалификаций. В разных странах отмечается различное отношение к этому требованию. Так, в Швеции наблюдается стремление повысить уровень компетенции тех, кто имеет недостаточное по современным меркам общее образование, что усугубляет и без того заниженную оценку профессиональной подготовки по сравнению с академической. Более распространенной проблемой для европейских государств является растущая потребность повысить уровень навыков и знаний на завершающих этапах подготовки (Дания, Франция, Норвегия, Нидерланды, Италия и Британия). В некоторых странах осознается необходимость совершенствования профессиональной подготовки на высшем уровне (Австрия и Нидерланды). В таких разных странах, как Австрия, Финляндия и Греция, начинают внедрять профессиональное образование политехнического типа.

3. Повышение эффективности процедур, обеспечивающих качество подготовки в рамках систем VET в период сокращения ресурсов государственного сектора. Это предмет дискуссий в таких различ-

ных системах, как Австрия, Дания, Италия, Британия, Испания, Франция, Финляндия, Германия и Греция.

4. Расширение возможности предоставления VET с целью: а) достижения соответствия нуждам промышленности; б) повышения привлекательности профессиональной подготовки; в) достижения международной координации в этой области (с.471).

Рассматривая изменения национальной политики в сфере VET, авторы выделяют две наиболее широкие инициативы: растущее участие предпринимателей в организации, подготовки и принятие решений с учетом конкретных региональных условий.

Современный процесс "дуализации" подготовки кадров - это наглядная демонстрация стремления разных стран "позаимствовать" наилучшие методы VET друг у друга. Например, в Италии обучение в школе или колледже сочетается теперь с подготовкой на производстве. Еще больше в этом направлении продвинулись Нидерланды, осуществляя подобный опыт уже на стадии начальной профессиональной подготовки. В Норвегии также предложены ряд моделей, где два года начальной подготовки в профессиональных школах дополняются двумя - на фирмах. В Испании введены некоторые элементы подготовки на базе предприятий в рамках пореформенной модульной системы. Во Франции учеба на производстве охватила все области профессиональной подготовки еще в 1985 г., а с 1989 г. она стала обязательной.

В то же время в странах со зрелой дуальной системой высказываются сомнения по поводу стабильности и эффективности подобной модели. В частности, в Австрии эксперты выражают определенные сомнения, сможет ли в дальнейшем система ученичества служить средством повышения квалификации и привлекательности для абитуриентов. Кроме того, успех дуальной системы в решающей мере зависит от предоставления предпринимателями достаточного количества мест подготовки на своих предприятиях. В Дании и Германии нехватка таких мест заявляет о себе столь остро, что стала тормозить дальнейшее развитие дуальной системы. В Германии высказывается критика по поводу слабой координации программ профессиональной подготовки, осуществляемой на фирмах и в учебных заведениях.

Авторы обращают внимание на тот факт, что все более активной мотивирующей силой в деле предоставления VET становится политика поощрения интересов личности, а не государства. Это вы-

ражается как в сознательном самоустранении государства от директивной роли в деле подготовки кадров и официальной поддержки человеческого потенциала, так и в воссоздании рынка образовательных услуг в странах, где в настоящее время контроль находится в руках придерживающейся правой ориентации администрации. Упрощение структур VET с тем, чтобы сделать их более приемлемыми для пользователя, как это наблюдается в Швеции, Франции, Финляндии и Британии, признается одним из первых шагов на этом пути.

В Испании, Британии и Нидерландах все шире разрабатываются модули учебных планов и системы "кредитов", благодаря которым индивид может сам определять содержание и объем подготовки. Последняя модель наиболее распространена в Британии, где она рассматривается как инструмент создания "свободного рынка" подготовки. Во Франции же эта модель применяется в качестве пилотного проекта. Однако такое изменение политики от системы, основанной на определенной квалификации, к системе, основанной на компетенции, привлекло к себе ограниченный интерес в других странах Европы.

В целом же соотношение роли государства и социальных партнеров в системе VET сохраняется в значительной мере неизменным, хотя представительство в ней предпринимателей и возросло в связи с развитием альтернативных моделей подготовки.

Основные изменения в структурах VET конца 50-х годов - это децентрализация. В различных государствах, кроме стран Северной Европы, эти процессы нанесли ущерб управлению системами VET. Как показала практика, такая политика потребовала разработки объемных директив и финансовых вливаний со стороны государственных органов (с.473).

Одной из преобладающих тенденций в европейских государствах становится практика принятия решений по вопросам подготовки кадров на региональном и местном уровне. Этот процесс сопровождается значительным разнообразием форм: децентрализацией в пользу региональных властей (Испания, Бельгия) и Земель (Германия); в пользу местных органов власти, отвечающих за подготовку кадров, которые финансируются правительством (комитеты профессиональной подготовки в Норвегии, советы по подготовке кадров и предпринимательству в Британии и т.д.); в пользу самих образовательных учреждений, как это происходит в Британии. Плюсы и

минусы контроля на уровне государства и регионов стали предметом обсуждения в различных странах.

В дискуссии о децентрализации VET нередко включаются и вопросы определения эквивалентности дипломов. Сторонники централизованного управления в Греции, в частности, считают, что оно интенсифицирует программы подготовки. Сторонники децентрализации утверждают, что их политика может оптимизировать использование местных ресурсов. В Греции победили сторонники децентрализации. Однако в то же время в Финляндии равноценные результаты VET были достигнуты путем централизации их структур.

Подводя итоги проведенного исследования, авторы отмечают, что некоторые общие тенденции развития VET не позволяют охарактеризовать эти процессы как конвергенцию. Речь идет лишь о трех тенденциях: сокращении влияния на VET государства, децентрализации управления, стремлении к эффективной организации труда и развитии современных знаний и навыков.

Что же касается широко распространенного опасения о меньшей предпочтительности профессиональной карьеры по сравнению с академической, то единственным решением этой проблемы может стать увеличение объема общеобразовательных знаний в программы VET.

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос сравнимости и взаимного признания квалификаций. Так, в Испании специалисты, получившие образование в одном регионе страны, встречаются с трудностями при поступлении на работу - в другом. В Италии документы о квалификации, выданные национальными и региональными органами, имеют различную значимость: если первый признается по всей стране, то второй лишь в региональном масштабе. Региональные квалификации, как правило, не обеспечивают доступа куниверситет-ским программам.

Авторы обращают внимание и на необходимость связи VET между регионами, так как деятельность, требующая высокого уровня знаний, в частности ИР, сосредоточена в небольшом количестве регионов отдельных стран, что порождает существенные различия в рынке труда, профилей и уровне профессиональной подготовки. Они отмечают, в частности, что в большинстве стран ЕС с низким уровнем занятости в сельском хозяйстве наблюдается ее рост в сфере обслужи-

16-3835

вания. Однако это не требует специальной подготовки на общеевропейском уровне.

В обрабатывающей промышленности тейлористские методы были пересмотрены благодаря пространственной организации производства, что исключает первоначальный прогноз ЕС о недостаточности квалификации рабочей силы в общеевропейском масштабе. Данные национальных источников свидетельствуют, что "нужда" в расширении объема знаний и навыков работников в рамках каждой страны практически отсутствует благодаря господству во многих странах транснациональных корпораций, предоставляющих значительное количество рабочих мест для малоквалифицированных работников. Это было отмечено в Бельгии и Ирландии, где сборочные заводы, являющиеся иностранной собственностью, стали основным источником занятости (с.476).

Стратегии в области подготовки кадров как на национальном уровне, так и на уровне ЕС, формируются на базе стремления "уполномочить" индивидуумов самих принимать решения на "рынке" профессиональной подготовки; принятия решений на локальном уровне и участия транснационального бизнеса в решениях местного уровня.

В заключение авторы констатируют, что реформы VET происходят повсеместно. Некоторое сдерживание этого процесса обусловлено исторически различным опытом в области разделения труда, зрелостью систем VET и особенностями политики в этой области в разных странах.

Л.Г.Можаева

97.04.021. СЕНТ-ДЖОН-БРУКС К. УЧЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

St.JOHN-BROOKS.K. Educational and career guidance: what works // OECD-observer. - P., 1996. - N 202. - P.37-40.

В статье сотрудницы Директората по образованию, занятости, рынку труда и социальным вопрвсам ОЭСР (Centre for educational research and innovation of the OECD Directorate for education, employment, labor and social affairs) К.Сент-Джон-Брукс рассматриваются проблемы учебной и профессиональной ориентации на мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.