РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.01.001-96.01.033
МОСКВА 1996
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
96.01.026. БОТГАНИ Н. СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СТРАНЫ ОЭСР).
BOTTANI N. Comparing educational output // OECD — observer. — P., 1995. — № 193. — P. 6-11.
Заведующий отделом статистики и индикаторов в области образования Директората образования, занятости и социально-трудовых вопросов ОЭСР Н. Боттани представляет подготовленный к публикации набор показателей в области образования. Индикаторы охватывают все сектора и уровни образования (всего более 100 таблиц и 50 графиков). Эти показатели представляют собой уникальное собрание поддающихся сравнению данных о системах образования стран ОЭСР, а также Чехии, Венгрии, Польши и России.
Потребность в информации, предназначенной для определения политики в области образования, усиливается из-за роста количества и усложнения подлежащих решению проблем. Требуются показатели, которые могут быть быстро обновлены, просты в обращении, быть поняты ii использованы обществом в целом. Ценность показателей, разработанных ОЭСР, в значительной мере заключается в сравнении именно тех данных, которые касаются результатов, достигнутых различными системами образования, и особенностей их функционирования.
Растущая же потребность в сравнении данных связана прежде всего с озабоченностью по поводу качества образования, сигналом чего послужил знаменитый доклад "Нация в опасности-". (1983), который обнажил кризис системы образования США.
Кризис на рынке труда и острые проблемы, обусловленные безработицей, также объясняют повышение внимания к сравнительному анализу данных о развитии человеческих ресурсов. Признание роли образования в развитии экономики послужило толчком для улучшения качества систем образования и подготовки кадров: "Стратегия высокой производительности и высокооплачиваемых рабочих мест может быть эффективной только в случае, если эти места заполнят высококвалифицированные люди, имеющие солидное образование", — отмечается в работе (с. 7).
Несмотря на различия экономических, политических и социальных
14 Зак. 3888
условий в странах, которые приняли участие в данном исследовании, приведенные в нем сравнения помогают большему пониманию проблем, с которыми сталкиваются власти в различных странах при определении политики в области образования. Это, например, видно из сравнения начальной профессиональной подготовки в Германии, Великобритании, Франции. Две первых страны используют различные модели: в 1992 г. в Германии было относительно мало молодых людей в возрасте 15-24 лет — 12,8% всего населения, и большинство из них имело возможность получить продолжительную профессиональную подготовку высокого качества. Напротив, в Британии та же возрастная группа составляла 14,1% населения, но ее возможности получить профессиональное образование были значительно меньше, нежели в Германии. В 1992 г. в Британии 11,2% молодежи этой возрастной группы были безработными (по сравнению с 3,3% в Германии). Франция занимала промежуточное положение с подобным в Британии процентом молодежи (14,6%), в ней насчитывалось 7,1% безработных (с. 7).
Индикатор ОЭСР основывается на данных опроса, проведенного в конце 1993 — начале 1994 г. в 12 странах ОЭСР среди 1 тыс. человек старше 18 лет из каждой страны. Участвовавшие в этом эксперименте страны сотрудничали в целях создания единой методики опроса, в результате чего были разработаны семь основных разделов. Все они отражают как множество сходных показателей, так и глубокие различия в общественном мнении по поводу учебных заведений и образования в целом. Они показывают, например, что существует относительное единство в вопросе о важности преподавания иностранных языков, что подтвердило 79% опрошенных в 12 странах. Однако в США и Англии доля положительных ответов на этот вопрос едва превысила 50% (с. 8).
Продолжающаяся подготовка (continuing training) признана в исследовании ОЭСР по вопросам занятости как играющая центральную роль в создании рабочего места, требующего высокой квалификации и предусматривающего высокую зарплату. Очевидно, что начальное образование не может составить единственную основу для развития людских ресурсов.
Индикаторы образования содержат широкий объем информации. Один из них предоставляет сведения о сроках обучения по определенным профессиям, другой — дает статистику о приеме взрослых на общеобразовательные и профессиональные курсы (за исключением вузовских). Данные свидетельствуют, "*1то в возрастной группе 25-34 лет уровень приема на курсы продолжающейся подготовки выше, чем в группе 35-44 или 45-64 лет (с. 8).
Тот факт, что продолжающаяся подготовка приносит большую пользу тем, кто уже имеет высокий уровень образования, чем тем, кто
имеет более неотложную потребность в подготовке, должно вызвать озабоченность, считает автор. В большинстве стран доля слушателей на курсах продолжающейся подготовки, уже имеющих высшее образование, в три-четыре раза выше, чем среди взрослых, имеющих образование в объеме начальной или неполной средней школы.
Автор указывает на трудности, с которыми сталкиваются государственные власти, пытаясь реформировать системы образования: изобилие действующих лиц и учреждений, вовлеченных в образовательный процесс, отсутствие ясности в вопросе об объемах финансировав ния. В настоящее время общепризнано, что невозможно ограничить образовательную сферу организациями и учреждениями государственного сектора, хотя высказывания по этому вопросу значительно варьируются. Имеются глубокие различия между странами ОЭСР при определении дошкольного сектора и учреждений образования взрослых.
Индикаторы образования охватывают широкий спектр услуг, включая такие, которые ранее были не доступны. Например, данные о частном обучений, и на сегодняшний день являющиеся чрезвычайно ограниченными, поскольку все еще невозможно получить удовлетворительную информацию о частных учебных заведениях, не получающих государственные субсидии. Индикаторы включают также сведения о подготовке, организуемой внутри фирм, и о растущих возможностях получать платное образование. Этот доклад содержит впервые информацию об объеме частных затрат на образование, включая непосредственную покупку товаров и услуг. Однако данные по этому вопросу представили лишь четыре страны — Франция, Нидерланды, Испания и США.
Другим малоизвестным компонентом систем образования являются ИР, хотя они имеют решающее значение для развития экономики, занятости и международной конкуренции. Ценность и значение ИР в секторе образования пока еще не полностью осознаны, считает автор. ОЭСР впервые представляет информацию о персонале, занятости ИР в секторе образования и о расходах на ИР в этом секторе. Хотя только девять стран (Австралия, Австрия, Канада, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция и Британия) оказались в состоянии предоставить необходимые данные, сообщенная ими информация открывает новую важную область, развитие которой необходимо тщательно проследить в будущем.
Некоторые индикаторы призваны продемонстрировать экономическую важность и масштабы современных систем образования. В большинстве стран ОЭСР от 3 до 6% занятого населения приходится на сектор образования (включая-преподавательский и другой персонал), т. е. столько же, сколько занятых в сельском хозяйстве. Значение обра-зования с точки зрения экономической можно также определить по объему вложенных финансовых ресурсов: примерно 12% государственных
ассигнований в странах ОЭСР приходится на образование, из них 11% связано с обучением, а 1% расходуется на гранты обучающимся. На начальное и среднее образование отводится 7,3% государственных ассигнований, а на высшее образование — 2,8%. Страны ОЭСР тратят в среднем на образование 6% ВВП, если взять все его уровни. Львиная доля — 5,1% приходится на государственный сектор (с. 9).
Таблица (с. 9)
Расходы на образование в 1992 г.
Страны Госуд. расходы Общие расходы
% от ВВП % от ВВП
Канада 7,2 7,4
США 5,7 7,0
Австралия 4,5 5,5
Япония 3,6 4,8
Дания 6,2 6,7
Франция 5,1 5,9
Германия 3,7 4,9
Ирландия 5,7 5,7
Нидерланды 1,7 5,0
Португалия 5,2 нет сведений
Испания 4,2 5,2
Великобритания 4,1 нет сведений
Финляндия 7,3 7,9
Швеция 6,7 6,8
Венгрия 7,3 7,3
Подтверждением значимости сектора образования становятся масштабы вовлеченных в него людей. Несколько более половины населения в возрасте 5-29 лет участвуют в очном обучении, хотя и здесь имеются существенные различия: 40% — в Турции, 61% — в Финляндии. Эти различия автор объясняет неодинаковым развитием высшего образования в странах. В Венгрии, например, на 100 человек приходится два студента, в Канаде же и в Финляндии — по десять человек.
Понимание того, что сегодня образование является массовым явлением, становится еще более наглядным, если вместо показателей приема (на которые оказывает влияние демографическое развитие, специфическое для каждой страны) принять во внимание гипотетическую ожидаемую продолжительность обучения для ребенка в возрасте пяти лет, начавшего ходить в школу в 1991 г. Во всех странах, где прово-
дился опрос, такой ребенок может ожидать, что его образование может продолжаться 11 лет (предполагается, что система образования останется неизменной). Другими словами, молодежь проводит в сфере образования половину периода своей жизни между 5 и 30 годами. В некоторых странах (Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды) эта цифра уже превысила 15,5 лет, но в большинстве стран она составляет 14—15 лет. Турция — единственная страна, из представивших сведения, где эта величина все еще ниже 10 лет (с. 10).
Автор обращает внимание на тот факт, что образование становится все более сложным по своей структуре, включая перерывы в обучении и возвращение к нему, множество остановок и стартов, повторений. Уже нет ясного разграничения между периодом пребывания в сфере образования и в мире труда. Опросы показывают, что значительное число учащихся овладевали квалификацией на старшей ступени средней школы, уже имея сертификат о получении среднего образования. В течение долгого времени этот феномен оставался незамеченным. В семи странах, предоставивших соответствующие данные, за исключением Венгрии и Нидерландов, по меньшей мере 10% учащихся не продолжили свою учебу (например, в вузе), не вступили на рынок труда. Вместо этого они поступили на другие курсы того же академического уровня с целью получения второй квалификации.
Индикаторы обнаруживают существенные различия между системами образования в государствах-членах. Как свидетельствуют данные о финансировании образования, не везде одинаковы качество образования и возможности получения его. Даже если исключить из рассмотрения страны с наивысшим уровнем финансирования (Норвегию, Швецию, США) и низшим (Ирландия, Новая Зеландия), то размер ассигнований в расчете на одного обучающегося различается от 2 тыс. до более 4,5 тыс. долл. в начальном секторе образования и от менее 3 тыс. до более 6 тыс. долл. в среднем образовании (с. 11).
Для высшего образования средневзвешенный показатель в странах ОЭСР — 10 030 долл. на студента (49% от душевого-ВВП). Среднеарифметический показатель составляет 7940 долл., что значительно меньше — 45% от душевого ВВП. Некоторые страны тратят менее 6 тыс. долл. (Испания, Италия), другие же — больше, чем вдвое среднего показателя (Канада, Швеция, Британия и США) (с. 11). Имеются и существенные различия в подходах к развитию послесреднего образования.
Подводя итоги, автор отмечает, что индикаторы были определены с целью предоставления лицам, принимающим решения, и пользователям системы образования информации о достигнутых результатах, особенностях организации систем, эффективности предоставляемых услуг, о появляющихся проблемах и перспективах развития. Индика-
торы должны помочь сделать системы образования более открытыми, с тем чтобы принимаемые меры по их совершенствованию стали более эффективными. Стремление к открытости отражает радикальные изменения в самих учебных заведениях — они находятся в процессе превращения в учреждения, предоставляющие услуги.
Многовариантность структур образования, по мнению автора, — положительный фактор, поскольку каждая система образования имеет свои сильные и слабые стороны, о которых полезно знать друг другу. Однако возможности для получения подготовки как между странами, так и внутри них по-прежнему существенно различаются. В будущем станет необходимым выделить индикаторы, которые отражали бы этот диспаритет, для того чтобы определить причины его возникновения и способы устранения.
Л. Г. Можаева
96.01.027. ВЮЛЬСТЕКЕ М. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЕВРОПЫ.
VUILSTEKE М. Education for a United Europe // Европа. — М., 1995. — № 2. — Р.Е 4-Е 5.
В последние годы реформы в сфере образования стали темой дискуссий в странах Восточной и Центральной Европы, особенно в России, констатирует генеральный секретарь Европейского колледжа в Брюгге доктор наук Марк Вюльстеке. Хотя и эксперты и власти пристально изучают модели, которые в этой области используются западными странами, совершенно ясно, что новая социальная среда требует других подходов к образованию, и что простая замена на "западную модель" не самое лучшее из всех возможных решений. И тем не менее автор считает полезным рассмотреть некоторые современные тенденции в западном образовании.
Современные университеты более не являют собой традиционные "храмы мудрости", подготавливающие интеллектуальную "элиту". Для того чтобы удовлетворить потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах, политики стремятся обеспечить возможность получения высшего образования как можно большему числу молодых людей. В университетскую систему вливаются технологические и политехнические институты.
Подобные изменения сопровождаются трудностями — ограниченностью пространства и инфраструктуры, слабостью системы управления, несоответствующей требованиям времени, недостаточным финансированием исследовательской и преподавательской работы. С учетом демографического взрыва в послевоенной Европе разразился настоящий "университетский кризис", выражающийся в неспособности си-