Научная статья на тему 'Взгляд на образование: показатели ОЭСР — Выпуск 2004'

Взгляд на образование: показатели ОЭСР — Выпуск 2004 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
194
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАНЫ ОЭСР / ОЭСР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Т. А.

Обзор «Взгляд на образование: Показатели ОЭСР» представляет собой наиболее полный сравнительный межстрановый количественный и качественный анализ развития образовательных систем в странах ОЭСР. Проводимый на основе единых индикаторов и единой методики ОЭСР, этот анализ позволяет оценить эффективность, качество, доступность образования в конкретной стране по сравнению с другими странами ОЭСР и при необходимости внести коррективы в проводимую на национальном уровне образовательную политику, привлечь дополнительные ресурсы для того, чтобы сделать ее в большей степени отвечающей социально-экономическим потребностям общества. Обзор выпускается ежегодно под эгидой Директората ОЭСР по образованию при участии Центра по образовательной статистике и индикаторам развития образования (INES) и Секретариата ОЭСР на основе официальных данных, предоставляемых правительствами стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, участвующих в проведении этого межстранового анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд на образование: показатели ОЭСР — Выпуск 2004»

□

Т.А. Мешкова

ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ: ПОКАЗАТЕЛИ ОЭСР —

ВЫПУСК 2004

(Education at a Glance:

OECD Indicators — 2004 Edition)

Обзор «Взгляд на образование: Показатели ОЭСР1» представляет собой наиболее полный сравнительный межстрановый количественный и качественный анализ развития образовательных систем в странах ОЭСР Проводимый на основе единых индикаторов и единой методики ОЭСР, этот анализ позволяет оценить эффективность, качество, доступность образования в конкретной стране по сравнению с другими странами ОЭСР и при необходимости внести коррективы в проводимую на национальном уровне образовательную политику, привлечь дополнительные ресурсы для того, чтобы сделать ее в большей степени отвечающей социально-экономическим потребностям общества. Обзор выпускается ежегодно под эгидой Директората ОЭСР по образованию при участии Центра по образовательной статистике и индикаторам развития образования (INES) и Секретариата ОЭСР на основе официальных данных, предоставляемых правительствами стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, участвующих в проведении этого межстранового анализа.

Особое внимание в очередном выпуске обзора уделяется оценке качества результатов среднего и высшего образования, а также оценке социально-экономических и политических факторов, влияющих на развитие образования. Цифры, представленные в обзоре за 2004 год, отражают 2002 учебный год или 2001 финансовый год.

Использованный в обзоре многоуровневый анализ позволяет не только зафиксировать текущее состояние и проследить динамику (как ретроспективную, так и прогностическую) того или иного показателя образовательной системы, но и проанализировать его в контексте проводимой образовательной политики.

1 ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития — создана в I960 году. В настоящее время членами ОЭСР являются следующие страны: Австрия, Бельгия, Великобритания, [ермания, Греция, Дания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швеция, Швейцария, Япония, Финляндия, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Чешская Республика, Венгрия, Польша, Корея, Словацкая Республика.

331

ТА. Мешкова

Взгляд на образование: Показатели ОЭСР — Выпуск 2004

Проведенный международными экспертами на основе единой методологии анализ позволяет оценить не только прогресс в развитии образовательных систем, но и выявить их проблемы, прежде всего проблемы неравенства образовательных возможностей, вызванные как социально-экономическими и гендерными факторами, так и наличием институциональных барьеров и межвузовскими различиями в качестве образования внутри страны.

Первая глава обзора посвящена анализу уровня образования населения в странах ОЭСР, качеству образования, оцениваемому в том числе на основе данных Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) за 2000 год2, а также на основе данных социально-экономической успешности и профессионализма выпускников вузов.

В условиях формирующегося общества, основанного на знании, стремительного технологического прогресса, постоянно возрастающих требований рынка труда, глобализации рынка образовательных услуг и усиливающейся профессиональной и академической мобильности наблюдается постоянный рост уровня образованности населения. Доля имеющих полное общее образование в подавляющем большинстве стран ОЭСР превышает 70 % (в некоторых странах — Дании, Германии, Японии, Норвегии, Польше и Швейцарии — этот показатель достигает или превышает 90 %). Средний уровень образованности взрослого населения стран ОЭСР (в возрасте от 25 до 64 лет) соответствует 11,8 годам обучения по формальным образовательным программам.

При этом приводимые в обзоре результаты PISA-2000 свидетельствуют о значительных межстрановых различиях в качестве школьного обучения, в уровне грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся общеобразовательных учебных заведений. В обзоре прослеживаются связи между успеваемостью школьников и их вовлеченностью в учебный процесс, интересом, который поддерживается к изучаемому предмету, устойчивой системой отношений учитель-ученик.

В среднем среди 17 стран ОЭСР, по которым имеются сопоставимые данные, 32 % лиц в возрасте, типичном для получения диплома о высшем образовании, заканчивают университет или другое высшее учебное заведение. При этом около одной трети студентов по различным причинам прекращают учебу в вузе до получения диплома.

Наибольшей популярностью пользуется образование в области общественных наук, бизнеса или права, которое получают около трети выпускников университетов.

Женщины в среднем по странам ОЭСР составляют около трети всех дипломированных специалистов в естественных и инженер-

2 В конце 2004 года ОЭСР были представлены первые данные второго трехгодичного цикла программы PISA (PISA-2003), которые позволяют выявить некоторые тенденции в развитии среднего образования в странах-участницах программы и продолжить работу по анализу особенностей образовательной политики стран-лиде-ров PISA и возможностей использования их позитивного опыта.

332

Рецензии и обзоры

ных науках, несмотря на свое численное преобладание среди выпускников университетов в целом.

Важным показателем возрастающей значимости и качества высшего образования становится его непосредственная связь с успешностью профессиональной карьеры человека. Процент занятости в большинстве стран ОЭСР повышается с ростом уровня образования. Во всех странах ОЭСР выпускники вузов зарабатывают намного больше, чем имеющие полное среднее образование. Гендерное различие в проценте занятости и уровнях индивидуального заработка уменьшается с ростом уровня образования.

Вторая глава обзора посвящена комплексному рассмотрению вопросов финансирования систем образования стран ОЭСР При этом используются различные показатели: государственные/него-сударственные расходы, расходы в расчете на одного учащегося, в процентном отношении к ВВП и общему объему государственных расходов, расходы по различным видам деятельности учебных заведений и т. д.

Страны ОЭСР расходуют в среднем 4819 долл. на одного учащегося начальной школы, 6688 долл. — на одного учащегося средней школы и 12 319 долл. на одного учащегося вуза. Однако межстрановые различия по этим показателям очень велики. При этом общим для всех стран ОЭСР является сохранение государственного финансирования образования в качестве одного из приоритетов социально-экономической политики. Государственные расходы на образование составляют 12,7 % от общих государственных расходов. По этому показателю страны ОЭСР также сильно отличаются. Однако во всех странах ОЭСР государственные расходы на образование растут быстрее, чем общие расходы, но медленнее, чем ВВП.

Одновременно в обзоре отмечается, что снижение расходов на образование не обязательно влечет за собой снижение качества образовательных услуг. Так, некоторые страны, где расходы на одного учащегося средней школы являются умеренными, вошли в число стран, показавших очень высокий уровень успеваемости 15-летних школьников по итогам PISA-20 003.

В среднем по странам ОЭСР общие (государственные и негосударственные) расходы на высшее образование составляют около 1,3 % от ВВП. В то же время в странах ОЭСР наблюдается серьезная диспропорция между объемом финансирования высшего образования и количеством учащихся вузов: в среднем в 24 странах ОЭСР расходы на высшее образование составляют 24 % от общих расходов на все уровни образования, тогда как студенты вузов составляют только 14 % от общего количества учащихся.

Большое внимание в обзоре уделяется объему и механизмам финансовой поддержки учащихся и их семей. В частности отмечается,

3 PISA-2003 также это подтвердила.

333

ТА. Мешкова

Взгляд на образование: Показатели ОЭСР — Выпуск 2004

что государственные пособия предоставляются в основном учащимся вузов. В среднем 17 % государственных расходов на высшее образование идет на поддержку студентов и их семей (в некоторых странах — Дании, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, США — эта цифра достигает 30 %). Наиболее важна система государственных пособий и стипендий для тех стран, где студенты должны оплачивать хотя бы часть своего обучения. Все более распространенной в странах ОЭСР становится система образовательных кредитов.

Среди стран ОЭСР сегодня только во Франции и Германии наблюдается сокращение количества студентов вузов. Тем не менее задача обеспечения равенства образовательных возможностей является одной из основных в образовательной политике стран ОЭСР, поскольку образование рассматривается не только как набор приобретаемых знаний и навыков, но и как важный механизм социализации и воспитания, способствующий формированию гражданской позиции, реализации личностного потенциала и достижению общественного блага. Различные показатели доступности образования рассматриваются в третьей главе обзора.

С одной стороны, приведенные в обзоре данные свидетельствуют о том, что доступность образования в странах ОЭСР постоянно повышается. С другой стороны, проблема неравных образовательных возможностей сохраняет свою актуальность для всех стран ОЭСР (хотя и в разной степени) в связи с сохраняющимся общим социально-экономическим, этническим, гендерным неравенством, оказывающим существенное влияние на образование, а также в связи с наличием разнообразных институциональных барьеров, встроенных в системы образования.

На сегодняшний день в половине стран ОЭСР более 70 % детей от трех до четырех лет охвачены дошкольными и начальными программами обучения. Каждый второй представитель молодежи в зоне ОЭСР поступает в университет или другой вуз. В среднем в странах ОЭСР 17-летний молодой человек может ожидать, что проучится 2,7 года по программе высшего образования, из которых 2 года — по программе очного обучения.

Большая часть студентов стран ОЭСР учится в государственных университетах, однако в ряде стран — Бельгии, Японии, Корее, Нидерландах, Великобритании — большинство учится в негосударственных вузах.

В 24 из 27 стран ОЭСР средняя продолжительность участия людей в систематическом образовании составляет от 16 до 20 лет. В то же время одним из основных принципов и стратегических направлений образовательной политики стран ОЭСР становится обучение в течение жизни (lifelong learning), которое тесно связано с необходимостью повышения доступности образования на всех уровнях дошкольного, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования для всех социально-демографических категорий населения. Непрерывное образование осуществляется в формаль-

334

Рецензии и обзоры

ных и неформальных видах, часто без отрыва от производства. Оно позволяет, прежде всего, взрослым людям наверстать упущенные в ходе базового образования знания и навыки и развить имеющиеся; улучшить или получить новую профессиональную или техническую квалификацию. В среднем от 15 до 45 % населения трудоспособного возраста (от 24 до 65 лет) участвуют в тех или иных образовательных программах. Это участие стимулируется государствами путем предоставления субсидий и грантов, займов на льготных условиях, освобождения от налогов и частичным возмещением платы за обучение. Основным принципом непрерывного образования становится его софинансирование, предполагающее распределение полномочий и финансовой ответственности между государством, негосударственными структурами, работодателями и самим обучающимся.

Важным показателем расширения образовательных возможностей становится усиливающаяся интернационализация высшего образования и растущая академическая мобильность. В обзоре рассматриваются прежде всего показатели так называемой «внутренней интернационализации» (количество иностранных студентов, их распределение по странам, типам и уровням высшего образования и т. д.). Так, в 2002 году в зоне ОЭСР и партнерских странах 1,9 млн студентов учились за пределами родной страны. Общая студенческая мобильность за один год (по сравнению с 2001 годом) возросла на 15 %. По отношению к общему количеству студентов процентная доля иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, колеблется от менее 1 % до почти 18 %. Пять стран-членов ОЭСР — Австралия, Франция, Германия, Великобритания и США — принимают около 73 % всех иностранных студентов. Среди стран ОЭСР наиболее активными «экспортерами» студентов являются Франция, Германия, Греция, Япония, Корея, Турция; среди стран-партнеров ОЭСР по количеству отправляемых за границу студентов лидируют Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии.

Поскольку равенство в образовании характеризуется не только возможностью поступить в учебное заведение, но и возможностью наиболее быстро, эффективно и успешно применить свои знания в работе, значительная часть главы посвящена переходу от обучения к трудовой деятельности и востребованности полученного образования рынком труда.

Особое внимание обращается на так называемую «группу риска» — молодежь, которая, окончив школу и не продолжив свое обучение в вузе, в наибольшей степени подвергается риску безработицы в силу отсутствия у нее необходимо опыта и компетенций. Доля 20-24-летних молодых людей, не имеющих полного среднего образования и не продолживших своего обучения, ниже 10 % только в восьми из 27 стран ОЭСР В 11 странах эта категория молодежи составляет от 10 до 18 % возрастной группы, в восьми странах ОЭСР — более 20 %. В ряде стран вступление в трудовую жизнь часто происходит уже после завершения учебы, тогда как в других

335

ТА. Мешкова

Взгляд на образование: Показатели ОЭСР — Выпуск 2004

странах учеба и работа совмещаются. Программы, направленные на обеспечение плавного перехода от учебы к работе (work-study programmes), очень распространены в европейских странах и направлены на овладение во время учебы какой-либо специальностью и получение по окончании учебы общепризнанной профессиональной квалификации.

Заключительная глава посвящена детальному анализу факторов, влияющих на качество базового — школьного — образования. Здесь приводятся данные по продолжительности и содержанию школьного обучения, количеству учащихся в классе, условиям работы и размеру заработной платы учителей, практике управления в школах, степени участия средних учебных заведений в выработке и реализации образовательной стратегии. Большой интерес представляют показатели, характеризующие процесс принятия решений в процессе управления школами. Так, например, отмечается, что во всех странах ОЭСР организация учебного процесса в школах является в большей степени прерогативой самих учебных заведений, тогда как задачи планирования и материально-технического обеспечения остаются сферой государственной компетенции. Степень автономности школ в процессе решения вопросов кадровой политики и финансирования очень различается по странам ОЭСР Однако во всех странах ОЭСР пока еще недостаточно развита система межшкольного взаимодействия.

Обзор снабжен многочисленными таблицами и графиками, сопровождаемыми комментариями, что повышает наглядность и доступность используемой статистической информации, а также ценность книги для всех, кто профессионально интересуется компаративными исследованиями в области образования.

Полнотекстовая версия обзора на английском (http://213.253. 134.29/oecd/pdfs/browseit/9604081E.PDF) и французском (http://213. 253.134.29/oecd/pdfs/browseit/9604082E.PDF) языках доступна в формате PDF, позволяющем ее прочтение (read only). Печатную версии книги можно заказать в интернет-магазине ОЭСР Online Bookshop. Основные выводы и статистические данные расположены по адресу: www.oecd.org/edu/eag2004.

336

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.