Научная статья на тему '2010.01.066. РАГУСИ К. ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ОЭСР: СОПОСТАВЛЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФРАНЦИИ. RAGOUCY CH. LES INDICATEURS DE I'OCDE SUR LES DéPENSES D'éDUCATION EN 2005: QUELQUES TENDANCES SUR LA SITIATION COMPARéE DE LA FRANCE // ÉDUCATION & FORMATIONS. - P., 2008. - N 78. -P. 45-61'

2010.01.066. РАГУСИ К. ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ОЭСР: СОПОСТАВЛЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФРАНЦИИ. RAGOUCY CH. LES INDICATEURS DE I'OCDE SUR LES DéPENSES D'éDUCATION EN 2005: QUELQUES TENDANCES SUR LA SITIATION COMPARéE DE LA FRANCE // ÉDUCATION & FORMATIONS. - P., 2008. - N 78. -P. 45-61 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОЭСР СТРАНЫ ФИНАНСИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.01.066. РАГУСИ К. ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ОЭСР: СОПОСТАВЛЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФРАНЦИИ. RAGOUCY CH. LES INDICATEURS DE I'OCDE SUR LES DéPENSES D'éDUCATION EN 2005: QUELQUES TENDANCES SUR LA SITIATION COMPARéE DE LA FRANCE // ÉDUCATION & FORMATIONS. - P., 2008. - N 78. -P. 45-61»

2010.01.066. РАГУСИ К. ЗАТРАТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ОЭСР: СОПОСТАВЛЕНИЕ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФРАНЦИИ.

RAGOUCY Ch. Les indicateurs de l'OCDE sur les dépenses d'éducation en 2005: quelques tendances sur la sitiation comparée de la France // Éducation & formations. - P., 2008. - N 78. -P. 45-61.

Эксперт отдела статистики и прогнозирования Министерства образования Франции анализирует статистические данные относительно расходов стран ОЭСР на образование, опубликованные в докладе ОЭСР за 2008 г. «Взгляд на образование»1, где представлены показатели за 2005 г., и сопоставляет их с показателями Франции.

Главным показателем, позволяющим в наиболее общем виде оценить конкретные усилия национальных государств по развитию своих образовательных систем, пишет автор, является доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте (ВВП), поскольку в этом показателе отражена доля национального продукта, которую общество готово тратить на образование. В 2005 г. средний показатель доли расходов на образование в ВВП по всем странам ОЭСР составлял 5,8%. Исследование не выявляет четкой зависимости между уровнем благосостояния граждан (доля ВВП на душу населения) и долей расходов на образование в ВВП. Хотя наибольший показатель расходов на образование в 2005 г. был отмечен в Исландии (8%), Дании (7,4%) и США (7,1%), где размер ВВП на душу населения существенно превышает средние показатели по ОЭСР (по расчетам автора, средний показатель ВВП на душу населения для 30 стран ОЭСР составляет 29 659 долл.), однако к числу стран, тратящих значительную долю ВВП на развитие образования, относятся также страны, где доля ВВП на душу населен ниже среднего показателя по ОЭСР. В частности, в эту группу входят Южная Корея (7,2%), Новая Зеландия (6,7%) и Мексика (6,5%), имеющая самый низкий показатель ВВП на душу населения среди стран ОЭСР - 11 299 долл. США. Франция по обоим показателям занимает средние позиции по ОЭСР: имея средний показатель ВВП на душу населения в размере 29 644 долл., она тратит 6% своего ВВП на развитие национального образования (c. 46).

1 Regards sur l'éducation. P: OECD. 2008. - Прим. реф.

В целом среди 19 стран - членов ОЭСР, где ВВП на душу населения выше или на уровне среднего показателя по этой организации - от Испании (27 270 долл.) до Норвегии (47 620 долл.), 11 стран выделяют на развитие образование долю ВВП выше среднего показателя по ОЭСР. Франции занимает в данной группе восьмое место. Если сравнивать показатели Франции со странами, чьи экономические и демографические показатели сопоставимы с показателями Франции, то ее позиции выглядят хуже, чем у Великобритании, где доля ВВП, выделяемая на образование, составляет 6,2%, но лучше, чем у Германии и Италии, — 5,1 и 4,7% соответственно (с. 47).

В целом ежегодные расходы на одного учащегося в системе образования, включая высшее, в среднем по ОЭСР составляли в 2005 г. 7527 долл. Из всех стран ОЭСР только Испании и Ирландия тратят меньше, чем остальные страны ОЭСР — 7134 и 7108 долл. соответственно. Франция по этому показателю находится на 11-м месте, расходуя ежегодно 8 101 долл. Самые высокие показатели ежегодных расходов на одного учащегося в системе образования в 2005 г. были у США — 12 788 долл., Швейцарии — 12 195 долл. и Австрии — 10 407 долл., а также в Скандинавских странах — Норвегии (10 980 долл.), Дании (10 108 долл.) и Швеции (9156 долл.). В Германии, Великобритании, Финляндии и Италии эти показатели ниже, чем во Франции: 7872 долл. — в ФРГ, 7741 долл. — в Великобритании, 7711 — в Финляндии и 7540 долл. — в Италии (с. 48).

За средними цифрами расходов на одного учащегося в системе образования скрываются существенные различия в структуре и системе организации образования в разных странах. Особенно это касается организации дошкольного и начального образования. В частности, во Франции, Бельгии и Италии практически 100% детей, начиная с трех лет, включены в систему дошкольного обучения. В Дании, Японии, Великобритании, Нидерландах и Испании 90—100% детей в возрасте четырех лет включены в систему дошкольного обучения. В целом Франция тратит на одного учащегося дошкольного образования 4817 долл., что находится примерно на среднем уровне по ОЭСР, составляющем 4888 долл. Больше других стран — членов ОЭСР на дошкольное образование расходуют США — более 8 тыс. долл. на одного ребенка, за ними с большим отрывом

следуют Исландия, Австрия, Великобритания и Италия — от 6800 долл. до 5365 долл. соответственно (с. 48—49).

Средний показатель ежегодных расходов на одного учащегося начальной школы в странах ОЭСР составил в 2005 г. 6252 долл. В первую тройку по этому показателю входили Исландия — 9254 долл., США — 9156 и Норвегия — 9001 долл. Затем следуют Швейцария и Австрия — 8469 долл. и 8259 долл. соответственно. Франция ежегодно расходует на одного учащегося начальной школы 5365 долл. По этому показателю ее обгоняют Италия и Великобритания — 6835 долл. и 6361 долл. соответственно. В то же время ФРГ тратит на одного учащегося начальной школы 5014 долл., что существенно ниже среднего уровня по ОЭСР. Финляндия тратит на одного учащегося начальной школы 5557 долл. (с. 49).

Больше всех на одного учащегося средней школы ежегодно выделяет Швейцария — 12 861 долл., что примерно в 1,8 раза превышает средний показатель по ОЭСР, составляющий 7084 долл. Большая часть стран — членов ОЭСР тратит на одного школьника средней школы чуть больше среднего показателя. Среди них Франция — 8927 долл. и следом за ней с отрывом примерно в 10% следуют Исландия, Австралия, Швеция, Япония, Канада, Нидерланды Бельгия, Италия, ФРГ и Ирландия. В группу лидеров наряду со Швейцарией входят Норвегия (10 995 долл.), США (10 390 долл.), Дания (9407 долл.) и Австрия (9751 долл.) (с. 49).

Франция тратит ежегодно на одного студента высшей школы в среднем 10 995 долл., что чуть ниже среднего показателя по ОЭСР (11 512 долл.). Расходы Великобритании и ФРГ на одного студента выше среднего показателя по ОЭСР — 13 506 долл. и 12 446 долл. соответственно, а расходы Италии существенно ниже — 8026 долл. На первом месте по данному показателю стоят США — 24 370 долл. За ними следует Швейцария — 21 734 долл. За ними с большим отрывом идут Швеция (15 949 долл.), Норвегия (15 552 долл.) и Дания (14 959 долл.). В целом в странах ОЭСР самые высокие расходы на одного студента высшей школы в 3 раза превышают самые низкие расходы. Для сравнения: в сфере начального и среднего образования это превышение составляет 1,8 раза (с. 50).

Затраты на одного учащегося за все годы учебы в странах ОЭСР колеблется от 75 604 долл. в Нидерландах до 136 664 долл. в Швейцарии, в то время как средний показатель составляет

87 720 долл. Во Франции обучение одного школьника обходится в 89 280 долл., в ФРГ - 88 100 долл.

Расходы на одного студента за все годы его обучения также существенно разнятся в зависимости от сроков обучения. Средний показатель по ОЭСР составляет 47 159 долл. за 4,1 год обучения (показатель является средним при условии продолжительности первого цикла в 3,6 года и полного цикла - 5,3 года). По странам средняя продолжительность обучения в вузе колеблется от 3 лет в Бельгии до 5,4 года в ФРГ. В отсутствии данных по США и Норвегии самые высокие расходы на обучение одного студента в 2005 г. были в Австрии - 78 308 долл. за 5,3 года обучения и в Швеции -74 629 долл. за 4,7 года. Несмотря на значительную продолжительность учебы в вузе в Нидерландах и ФРГ - 5,4 и 5,2 года соответственно, эти страны оказались лишь на четвертом и пятом местах по общим расходам на обучение одного студента. В Великобритании эти расходы составили 58 654 долл. Во Франции средний показатель продолжительности учебы в вузе равен четырем годам, а общая стоимость обучения - 44 202 долл. (с. 54).

Средний показатель доли государственных расходов на образование в ВВП в 2005 г. составил 5%. В пяти странах ОЭСР, где размер ВВП на душу населения ниже, чем в среднем по организации, - Польше, Мексике, Португалии, Новой Зеландии и Венгрии, -показатель доли государственных расходов чуть выше среднего уровня - от 5,4 до 5,1%. В то же время в Словакии, где ВВП на душу населения ниже среднего, государственные расходы на образование равны 3,7% ВВП. В Италии и Южной Корее, где ВВП на душу населения также ниже среднего, доля государственных расходов в ВВП - 4,3%. В отличие от многих стран ОЭСР, в Южной Корее, где общие расходы на образование достигают 7,2%, существенную роль в финансировании образования играют частные источники.

Среди стран с ВВП на душу населения выше среднего показателя наиболее высокий показатель доли государственных затрат зафиксирован в Исландии - 7,2%, Дании - 6,8, Швеции - 6,3, Финляндии - 5,9 и Бельгии - 5,8% ВВП. Государственные расходы на образование во Франции и Швейцарии составили в 2005 г. 5,7% ВВП. В США этот показатель равен 4,8%, Канаде - 4,7, Австралии -4,3 и Японии - 3,4%. В Великобритании данный показатель был на

уровне 5%, а в ФРГ — 4,2% (с. 55—56). Государственные расходы на образование включают в себя как средства, выделяемые на финансирование учебных заведений, так и финансовую помощь, предоставляемую учащимся и их семьям в период учебы.

Учитывая, что начальное и среднее школьное образование являются обязательными во всех рассматриваемых странах, неудивительно, что государственные средства, выделяемые непосредственно учебным заведениям, составляют более 91,5% (средний показатель) общих государственных расходов на школьное образование. Разброс показателей по отдельным странам в целом незначителен — самый высокий уровень зафиксирован в Швеции — 99,9%, а самый низкий 81,8% — в ФРГ.

В высшей школе доля государственного финансирования, направляемого непосредственно в вузы, составляет в среднем по ОЭСР 73,1% всех расходов на высшую школу, при этом разброс по странам более существенен, поскольку во многих странах студенты и их семьи непосредственно участвуют в финансировании собственного обучения. Доля прямого государственного финансирования вузов наиболее высока в Дании (96,7%). Самый низкий показатель зафиксирован в Японии.

Наиболее активно государство участвует в финансировании учебных заведений в Скандинавских странах. Это касается как школьного образования обеих ступеней, так и высшего. В сфере школьного образования доля прямого государственного финансирования в этих странах колеблется от 99,9% в Швеции до 97,9% в Дании; а в сфере высшего образования — от 96,7% в Дании до 88,2% в Швеции (с. 58). При этом участие домохозяйств в финансировании расходов на обучение своих детей практически равняется нулю.

Самая высокая доля частного финансирования школьного образования отмечена в Японии и США — 9 и 9,9% соответственно при среднем показателе по ОЭСР в 7,2%. Показатели частного финансирования школьного образования, превышающие средний уровень, также в Италии, Великобритании, Канаде и Австралии. Особняком в этом ряду стоит ФРГ, где частное финансирование школьного образования достигает 18%, что связано с участием предприятий в финансировании профессионально-технического среднего образования.

Что касается доли частных средств в общих расходах на высшее образование, то самые высокие показатели в 2005 г. были в Японии и США - 66,3 и 65,3% соответственно, в то время как средний показатель по ОЭСР составлял 26,9%. Во Франции доля частного финансирования начальной и средней школы равнялась в 2005 г. 7,5%, а в сфере высшего образования - около 28%. Самый низкий показатель частного финансирования высшего образования (помимо Скандинавских стран, где он практически равен нулю) наблюдался в ФРГ - 14,7% (с. 58).

Государственная помощь учащимся и их семьям в разных странах осуществляется в различных формах, в том числе и в виде прямого финансирования образовательных учреждений. Различия касаются, в частности, размеров и формы оплаты вступительных взносов, порядка предоставления бесплатного питания или питания со скидкой, льгот по оплате общежития, предоставление учебников и пособий - бесплатного или по льготной цене и т.п. В целом такая помощь существенно сокращает расходы учащихся, связанные с получением образования. В докладе ОЭСР в государственную помощь учащимся и их семьям включаются, с одной стороны, стипендии и другие пособия, а с другой - государственные субсидии.

В сфере начального и среднего школьного образования в большинстве стран ОЭСР государственная помощь семьям учащихся оказывается в форме стипендий и пособий, причем ее доля в общем финансировании этих форм образования невелика. Средний показатель по ОЭСР составлял в 2005 г. 3,2%. Основное финансирование начального и среднего образование осуществляется путем выделения ассигнований непосредственно учебным заведениям. В то же время в некоторых странах государственная помощь семьям учащихся существенно превышает средний уровень. В частности, в Дании доля стипендий в общем финансировании школьного образования составляла 11%, а в Ирландии - 9,4%. В Великобритании, где доля государственных расходов в финансировании школьного образования составляет только 81,3%, государственные стипендии школьникам практически отсутствуют. Их доля в общем государственном финансировании школьного образования не превышает 0,9%, а доля этого вида помощи в ВВП находится на уровне 0,09%. В то же время в ФРГ, где доля государственных средств в финансировании школьного образования также находится на уров-

не ниже среднего показателя по ОЭСР — 83%, развита система предоставления стипендий и пособий школьникам. На эти цели ФРГ выделяет 0,14% ВВП, а доля субсидий и стипендий в общих расходах государства на школьное образование составляла в 2005 г. 4,8%. Во Франции стипендии и пособия семьям учащихся школ составляют 3,3% от общих государственных расходов на школьное образование, и на эти цели выделяется 0,13% ВВП (с. 60). В США отсутствует система государственной помощи семьям школьников.

В системе высшего образования размеры помощи студентам и их семьям существенно выше. В среднем на эти цели тратится до 25% всех средств, выделяемых государством на высшее образование. Что касается только стипендий и пособий, то средняя доля этого вида государственной поддержки студентов составила в 2005 г. 10,4%. Самый высокий показатель был отмечен в Дании — 25,8%. В большинстве остальных стран данный показатель колебался от 14,1% (ФРГ) до 16,8% (Австрия, Италия). Во Франции он равнялся в 2005 г. 7,9%; государственная помощь студентам и их семьям в этой стране оказывается чаще в иных, чем стипендии и пособия, формах. В частности, во Франции распространена такая форма помощи, как предоставление социального жилья или жилищных субсидий на время учебы, которой пользуется до 30% французских студентов. Средства, выделяемые французским государством на этот вид помощи, составляют 90% от расходов на стипендии.

Кроме пособий и стипендий, студенты получают от государства также субсидии, чаще всего в форме погашаемых ссуд. Самая высокая доля данного вида государственной помощи в общих расходах государства на высшее образование в 2005 г. была в Норвегии — 31,7%, где достаточно высока и доля стипендий — 10,9%. В Исландии и Японии этот показатель составляет 23,1 и 20,9% соответственно. При этом в Японии доля стипендий не превышает 0,7%. В Великобритании субсидии составляют 19,1%, а стипендии — 6,7% от общих расходов государства на высшее образование.

В Австралии государственные субсидии и стипендии достигают 17,7% и 14,7% соответственно; в Швеции — 16,8 и 10,3; в Нидерландах — 15,5 и 12,3; в США — 8,6 и 14,9; ФРГ — 5,1 и 14,1 и в Дании — 5 и 25,8% (с. 61).

И.Г. Животовская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.