РОССИЙСіКАЯ АКАДЕі¥ТУІЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 8
индекс серии 2.8
рефераты 98.02.001 -98.02.031
МОСКВА 1998
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
98.02.014. НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ. СВОД ПОКАЗАТЕЛЕЙ. SCIENCE and technology // Science, technology and industry. Scoreboard of indicators/OECD, Paris, 1997. - P.3-42; 115-136.
Реферируемый материал - первая часть доклада, подготовленного экспертами Отдела экономического анализа и статистики при Директорате ОЭСР по науке, технологии и промышленности. Две другие части данного доклада посвящены соответственно проблемам развития промышленности и процессам глобализации международного рынка.
Структуру реферируемого доклада составители формируют следующим образом: первую половину каждой из трех частей составляют диаграммы и графики, характеризующие ситуацию в крупных регионах ОЭСР: северо-американском, азиатско-
тихоокеанском (АТР) и Европейском союзе (ЕС). Диаграммы и графики авторы сопровождают комментарием, в котором характеризуют методику сбора и расчета показателей и выделяют основные тенденции. Вторую половину доклада составляют подробные страновые таблицы.
Показатели развития науки и технологии в странах ОЭСР представлены составителями в 15 разделах, которые можно укрупнить по следующим основным направлениям: валовые показатели
состояния и динамики финансовых и кадровых вложений в сферу ИР; государственное финансирование исследований и разработок; тенденции развития промышленного сектора ИР; патентная статистика и распространение технологий.
1. Валовые показатели состояния и динамики финансовых и кадровых вложений в cd>epv ИР. Оценивая значимость международных сопоставлений в сфере науки и техники, составители подчеркивают: растущая наукоемкость и глобализация современного экономического процесса требуют, чтобы лица и организации,
принимающие научно-политические решения, получали оперативную и точную информации Не только о тенденциях развития сферы ИР в собственной стране, но и о ее месте в мировой системе науки и техники.
В реферируемом докладе используются показатели, полученные от стран — членов ОЭСР и переработанные в Директорате ОЭСР по науке, технологии и промышленности. Дополнительные расчеты потребовались экспертам для возможно более точного межстранового анализа. В целом разработчики доклада придерживались принятой для всех стран ОЭСР так называемой «Методики Фраскати», последнее уточнение которой проведено в 1993 г.
В целом затраты стран ОЭСР на исследования и разработки в 1995 г. составили 400 млрд. долл. США, или 2,2% в совокупном ВВП стран-членов (с.13). Объем и динамика доли национальных затрат на ИР в ВВП отдельных стран представлены в табл. 1. Анализируя такого рода данные, составители обращают внимание на то, что снижение указанного показателя, начавшееся с начала 90-х годов сохранилось в течение нескольких последующих лет.
Из данных таблицы видно, что несмотря на общую тенденцию снижения доли валовых затрат на ИР, некоторые страны продолжают наращивать свои вложения в этот сектор. Так, Ирландия за 1981 -1995 гг. удвоила долю затрат на ИР в своем ВВП. Прирост названного показателя с начала 90-х годов происходил и в Австралии, Дании, Исландии и, частично, в Канаде. Составители обращают также внимание на то обстоятельство, что начиная с 1992 г. ведущей зоной ОЭСР (с точки зрения доли ИР затрат в ВВП) стал Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Таблица 1 (с. 116). Валовые внутренние затраты на ИР в странах ОЭСР, доля в ВВП (%).
Страна 1981 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г.
США 2,4 2,9 2,8 2,6
Канада 1,3 1,5 1,5 1,6
Япония 2,1 2,6 2,9 2,8
Австралия 1,0 1,3 1,4 нет данных
Австрия 1,2 1,3 1,4 1,5
Бельгия 1,4 1,7 1,7 нет данных
Дания 1,1 1,3 1,6 1,8
Финляндия 1,2 1,6 1,9 2,3
Франция 2,0 2,3 2,4 2,3
ФРГ 2,4 2,7 2,8 2,3
Греция 0,2 0,3 0,4 нет данных
Исландия 0,6 0,7 1,0 1,5
Ирландия 0,7 0,8 0,9 1,4
Италия 0,9 1,1 1,3 1,1
Нидерланды 1,9 2,1 2,2 нет данных
Норвегия 1,2 1,5 1,7 1,6
Португалия 0,3 0,4 0,5 0,6
Испания 0,4 0,6 0,9 0,8
Швеция 2,3 2,9 2,9 3,0
Швейцария 2,3 2,9 2,9 нет данных
Великобритания 2,4 2,2 2,2 нет данных
Сев. Америка 2,3 2,8 2,7 2,3
АТР 2,0 2,4 2,7 2,6
ЕС 1,7 1,9 2,0 1,8
ОЭСР в целом 2,0 2,3 2,4 2,2
11-4455
Важным показателем динамики исследовательского потенциала являются данные о среднегодовом приросте (или снижении) валовых затрат на ИР. Такого рода информация представлена в таблице 2. Из приведенных данных видно, что наиболее высокий среднегодовой прирост затрат на ИР отмечался в 1981-1985 гг., следующее пятилетие для большинства стран ОЭСР характеризовалось снижением данного показателя, а с начала 90-х годов наблюдается не только дальнейшее уменьшение темпов прироста, на и «отрицательный рост»: так, в 1991-1995 гг. соответствующие показатели для ФРГ составили минус 1,7%; для Италии минус 2,6; Испании - минус 3,2 (с.115).
Вторая составляющая научного потенциала страны -состояние и динамика исследовательского персонала. Для выявления типичных тенденций в данном секторе составители используют ряды таких показателей, как среднегодовой прирост числа исследователей в сфере ИР, доля их в общем числе занятых ( в расчете на 10 тыс. чел.), распределение по основным секторам проведения ИР.
Характеризуя статистику исследовательского персонала, составители обращают внимание на тот факт, что она отстает от статистики затрат в среднем на два г., поэтому последние данные по занятости относятся не к 1995 г., а к 1993 г. В целом, в 1993 г. ИР в странах ОЭСР занималось 2,5 млн. исследователей, или 55 человек в расчете на 10 тыс. занятых (с.15).
Прирост занятости в ИР за последние годы начиная с 1990 г. был ниже, чем в предшествующее десятилетие, причем в некоторых странах (Чехия, ФРГ, Венгрия, Италия) в начале 90-х годов произошло даже снижение этого показателя. Картина, однако, не выглядит однозначной: с начала 90-х годов в таких странах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Франция, Великобритания, Исландия и Ирландия, число исследователей росло более быстрыми темпами, чем в предшествующее десятилетие. Сопоставление данных о среднегодовом приросте занятости этой категории работников за два периода - 1981-1985 и 1991-1993 гг. - свидетельствует, что в
Австралии, например, соответствующий показатель вырос с 5,4 до 7,0%; в Канаде - с 7,4 до 8,4; во Франции - с 4,6 до 6,0; в Великобритании - с 0,8 до 3,4% (с. 117).
Таблица 2 (с. 115). Динамика валовых внутренних затрат на ИР: темпы среднегодового прироста (или снижения^, неизменные цены, (%).
Страна 1981-1985 гг. 1985-1990 гг. 1991-1995 гг.
США 7,3 2,2 0,5
Канада 6,7 3,1 3,7
Япония 8,5 6,7 0,3
Австралия 8,3 4,9 7,2
Австрия 4,0 5,3 2,2
Дания 7,0 6,9 4,0
Финляндия 10,5 7,3 3,8
Франция 4,9 4,5 0,4
ФРГ 4,3 2,8 -1,7
Исландия 5,9 9,4 6,6
Ирландия 5,6 6,3 17,1
Италия 8,3 5,9 -2,6
Нидерланды 4,5 4,0 1,9
Норвегия нет данных 2,5 1,6
Португалия 7,5 14,0 3,9
Испания 8,7 13,9 -3,2
Швеция 8,2 3,0 нет данных
Великобритания 1,3 2,8 1,3
Интенсивность кадровых вложений в ИР, измеряемая долей исследователей в общем числе занятых ( на 10 тыс. человек) в большинстве развитых стран выросла в 1993 г. по сравнению с 1981 г., однако с конца 80-х годов этот показатель остается преимущественно на неизменном уровне. Подобная тенденция характерна, в частности для таких членов ОЭСР, как США, ФРГ, Италия. В то же время некоторые страны демонстрируют заметный рост. В их числе -Канада, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция. Подробные данные о динамике указанного показателя представлены в табл. 3
п*
Таблица 3 (с 118) Число исследователей в расчете на 10 тыс. занятых (страны — члены ОЭСР).
Страна 1981 г. 1989 г. 1993 г.
США 62 74 74
Канада 33 45 52
Япония 54 73 80
Австралия 35 50 64 (в 1994 г.)
Австрия 21 25 34
Бельгия 31 43 нет данных
Дания 25 38 47
Франция 36 50 58
ФРГ 44 59 58
Исландия 31 54 57
Ирландия 17 32 52(в 1994 г.)
Италия 23 31 33
Нидерланды 34 40 48(в 1994 г.)
Норвегия 38 56 69
Португалия 7 12 нет данных
Испания 14 22 30(в 1994 г.)
Швеция 41 57 68
Великобритания 47 47 51 (в 1994 г.)
Сев.Америка 59 71 60
АТР 52 69 78(в 1994 г.)
ЕС 33 42 47
ОЭСР в целом 44 55 55
В какой мере отмеченные тенденции на национальном уровне влияют на состояние и динамику научно-технического потенциала ОЭСР в целом и трех составляющих регионов этой организации?
Составители подчеркивают, что к середине 90-х годов почти 45% усилий ОЭСР в сфере ИР приходилось на Северо-Американский регион, куда входят США, Канада и Мексика (последняя с 1994 г.). С начала 90-х годов доля этого региона в общих затратах ОЭСР остается
неизменной, а в кадровом исследовательском потенциале она снизилась за 1989-1993 гг. на 2,5% (с.17).
На долю стран ЕС приходится примерно треть совокупных финансовых и кадровых вложений в ИР, осуществляемых ОЭСР. С начала 90-х годов доля этого региона в сфере затрат несколько снизилась, аналогичного снижения в кадровом исследовательском потенциале не отмечалось.
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), куда входят Япония, Австралия, Новая Зеландия, Турция и Южная Корея (с конца 1996 г.), осуществляет пятую часть финансовых затрат и здесь сосредоточено немногим менее четверти исследовательского кадрового потенциала ОЭСР (с. 17).
2. Государственное финансирование исследований и разработок. Принятая ОЭСР методика учета финансовых и кадровых вложений в ИР предусматривает сбор и анализ статистических данных по четырем секторам исполнения и источникам средств: 1) сектор предприятий; 2) сектор вузов; 3) правительственный сектор; 4) сектор частных бесприбыльных учреждений.
Авторы обращают внимание на то, что международные сопоставления в разрезе отдельных секторов ИР представляют серьезную проблему в силу разного подхода национальных правительств к такого рода классификации. В результате, данные по одним странам оказываются заниженными, а по другим -существенно завышенными. Экспертам ОЭСР пришлось, в частности, создавать «исправленные ряды» данных по сектору вузов для Японии.
Правительственный сектор ОЭСР в целом составляет 10% в совокупных вложениях в ИР. Правда, в таком регионе, как ЕС его доля равна 15%, причем в некоторых европейских странах она превышает 20% (с. 19). Характеризуя общие тенденции развития данного сектора, составители отмечают, что доля выполняемых здесь ИР постепенно снижается. Правительства многих стран-членов ОЭСР стремятся переложить часть своих исследовательских усилий на плечи сектора предприятий. В целом в течение 90-х годов доля правительственных источников в финансировании ИР снизилась прежде всего в тех странах, где она была относительно высокой в предшествующие годы. Тем не менее правительство остается самым крупным источником фондов в десяти странах - членах ОЭСР, при
этом в семи из них государственные ассигнования на ИР составляют более 50% валовых национальных' исследовательских затрат (это Исландия, Италия, Мексика, Новая Зеландия, Португалия, Испания и Турция).
Характеристику правительственных бюджетов ИР составители реферируемого доклада дают по трем направлениям: доля ИР в общих правительственных затратах; распределение такого рода ассигнований по основным секторам освоения средств; структура исследовательских бюджетов с точки зрения их ориентации на определенные социоэкономические цели.
Доля ИР в общих государственных затратах отражает место этого сектора на шкале правительственных приоритетов. Составители подчеркивают в этой связи, что принятая методика учета ИР рекомендует включать в такого рода затраты лишь прямые ассигнования. Таким образом, косвенные затраты в виде налоговых льгот в общей сумме правительственных фондов здесь не принимаются в расчет.
В целом для большей части стран ОЭСР правительственные затраты на ИР составляют от 2,5 до 3,5% валовых государственных затрат. Это соотношение несколько выше в США, Франции, Австралии и Нидерландах и заметно ниже в Греции, Португалии и Ирландии (с.23). В целом, отмечают составители, в первой половине 90-х годов приоритет ИР в глазах правительств стран ОЭСР, отраженный в указанном показателе, оставался на неизменном уровне. Картина по главным регионам ОЭСР выглядит следующим образом. В Северной Америке за 1985-1995 гг. рассматриваемый показатель снизился почти на 10%. Тенденция к снижению наблюдается также в странах ЕС, особенно в ФРГ, Италии и Великобритании. Что касается АТР, общую картину в котором определяет Япония, то здесь отмечен рост доли ИР в правительственном бюджете. Эксперты полагают, что отмеченная тенденция сохранится и в последующие годы (с.23).
Данные о распределении правительственного бюджета ИР по основным секторам исполнения (см. таблицу 4) раскрывают весьма неоднозначную картину. Так, если в Северной Америке в секторе предприятий осваивается примерно треть государственных исследовательских фондов, то в ЕС соответствующий показатель равен 15%, а в странах АТР - 5%. Доля правительственного бюджета
ИР, направляемая в государственные лаборатории и НИИ, за последние десять лет изменилась мало и составляет в АТР примерно 50%, в Северной Америке - 25% и в странах ЕС - 33%. Единственный сектор, в котором повсеместно отвечен рост доли правительственных фондов, — сектор вузов. За 1985-1995 гг. соответствующий показатель вырос в странах ЕС с 33 до 50%; в Северной Америке - с 25 до 33%; в АТР - эта доля на протяжении последних лет сохраняется на уровне 40% (с.25).
Таблица 4(с. 124). Финансируемые правительством затраты на ИР по секторам исполнения (некоторые страны ОЭСР, % к итогу).
Страна Сектор предприятий Правительственный сектор Сектор вузов
1981 г. 1995 г. 1981 г. 1995 г. 1981 г. 1995 г.
США 45,1 36,6 24,5 26,2 26,2 31,2
Канада 10,2 15,9 47,7 41,3 41,5 41,8
Япония 5,0 5,4 47,6 50,3 43,3 36,9
Австралия 2,9 2,9 59,0 47,5 37,3 47,8
Франция 27,2 19,3 41,7 44,7 30,0 35,7
ФРГ 29,1 16,0 32,4 37,3 37,4 46,7
Италия 10,5 14,8 53,0 40,9 36,5 44,4
Великобритания 39,3 23,5 34,6 36,7 22,9 38,2
Если соотношение правительственного исследовательского бюджета и общих государственных затрат определяет приоритет ИР в целом, то анализ распределения фондов на ИР по основным социоэкономическим целям позволяет получить представление о ранжировании приоритетов в рамках самого бюджета ИР. Составители отмечают, что последние в меньшей степени поддаются международным сопоставлениям, прежде всего это касается оборонных программ ИР, которые проводятся лишь в нескольких странах ОЭСР. В этих целях оборонные затраты на ИР сравниваются отдельно от гражданских (см. табл. 5).
Таблица 5 (с. 125).
Правительственные ассигнования на ИР, классифицированные по социоэкономическим целям (доля в бюджете ИР, %, 1995 год).
Страна Оборонны е ИР Экономи -ческое развитие’1 Охрана здоровья Космос” Нецелевы е фонды" Общие унивеситет-ские фонды"
США 54,1 22,2 43,9 25,1 8,8 -
Канада 4,8 39,4 17,5 7,9 14,8 20,3
Австрали я 7,8 29,0 14,5 24,2 32,2
Франция 30,3 19,6 12,3 15,2 27,8 22,5
ФРГ 9,1 23,0 12,6 5,7 16,1 42,0
Италия 4,7 15,8 16,2 9,1 8,4 47,0
Велико- британия 40,8 28,2 24,4 4,9 10,2 31,6
ОЭСР в целом 32,6 25,6 22,7 12,8 12,6
х Доля в гражданском бюджете ИР.
Характеризуя целевые статьи правительственных исследовательских бюджетов в разрезе отдельных регионов ОЭСР, составители отмечают, что в Северо-Американском регионе, где общую картину определяют США, оборонные программы составляют свыше половины государственных затрат на ИР. В странах ЕС доля оборонных исследовательских программ не превышает 20% отметки, причем она неуклонно снижается с начала 90-х годов. Ниже всего рассматриваемый показатель в АТР - менее 10%. Самую большую расходную статью в странах ЕС и АТР составляют университетские фонды общего назначения: за 1991-1995 гг. доля этой статьи бюджета выросла в ЕС с 30,8 до 35,7% (с.27).
Особое направление правительственного финансирования в странах ОЭСР - поддержка ИР и нововведений в обрабатывающей промышленности. В общий объем такого рода затрат эксперты включают кроме прямой целевой поддержки промышленных ИР и нововведений специальные контракты и правительственные закупки у частных компаний. Поддержка приоритетных направлений ИР в
секторе предприятий осуществляется в рамках 270 программ, предусматривающих помимо фантов льготное налоговое обложение. В целом по ОЭСР прямая правительственная помощь промышленным ИР и нововведениям с точки зрения механизма предоставления средств имеет следующую структуру: гранты - 49,1%; налоговые льготы - 27,5; ссуды — 1,9; смешанные формы - 20,4; прочие - 1,1% (с.28). В рамках косвенной поддержки доминируют закупки и контракты (особенно в сфере оборонных программ)(с.28).
В 1989-1993 гг. правительства стран ОЭСР тратили ежегодно на программы ИР промышленной ориентации в среднем около 8,5 млрд. долл. США, что составляет около 17,5% в общей сумме, выделяемой государством на поддержку национальной промышленности. Большая часть правительственных фондов на промышленные ИР (до 85,0%) направляется непосредственно на научно-техническую деятельность, остальные средства идут на стимулирование дальнейших этапов инновационного процесса (с.29).
3. Тенденции развития промышленного сектора ИР. Основным источником фондов для проведения промышленных ИР и нововведений являются коммерческие фирмы. Среди других «поставщиков средств»- правительство и зарубежные фонды. В финансирование промышленных ИР вносят свой вклад частные бесприбыльные учреждения и вузы, правда, доля двух последних секторов не превышает, как правило, 2% (с.31).
В большинстве стран ОЭСР промышленные вложения в ИР за последние годы либо снизились, либо, в лучшем случае, остаются на неизменном уровне. Замедление темпов прироста исследовательских затрат началось в середине 80-х годов в США, Нидерландах, Великобритании, а с начала 90-х годов - во Франции, ФРГ, Италии, Японии и большинстве малых европейских стран. Отмеченная тенденция представлена в данных табл. 6.
12-4455
Таблица 6 (с. 127) Промышленные затраты на ИР в некоторых странах ОЭСР (среднегодовой прирост или снижение,%)
Страна 1975-81гг. 1981-85 г. 1985-89 гг. 1991-95 гг.
США 5,0 8,2 1,4 0,2
Канада 10,7 6,6 1,5 6,8
Япония 8,0 10,8 7,3 -1,4
Австралия 4,4 15,7 12,1 11,2
Финляндия 8,0 12,5 9,5 6,6
Франция 4,2 4,9 4,8 -0,5
ФРГ - 5,3 3,9 -
Исландия 23,9 19,0 19,1 16,6
Ирландия 8,4 10,0 8,3 20,2
Италия 4,7 8,5 6,5 -3,2
Нидерланды 0,8 5,8 5,0 3,8
Португалия 15,6 2,9 13,8 -4,0
Испания 0,8 14,1 13,8 -5,9
Великобритания 4,0 1,8 2,5 0,6
Составители обращают внимание на тот факт, что замедление, а то и снижение в последние годы темпов прироста промышленных вложений в ИР, характерное для многих стран ОЭСР, не имеет какой-либо одной-единственной причины: в качестве возможных
вариантов, объясняющих данную тенденцию специалисты называют и общее состояние экономики, и резкое сокращение
правительственных затрат (особенно в сфере оборонных ИР), и высокий банковский процент, ведущий к удорожанию инвестиций в ИР. Среди других причин авторы называют и ускоренное развитие сектора услуг, который отличается меньшей наукоемкостью по сравнению с промышленным сектором.
Представление об отраслевой интенсивности ИР в отдельных ведущих странах ОЭСР дает табл. 7. Интенсивность измеряется долей ИР затрат в добавленной стоимости.
Таблица 7 (с. 130)
Интенсивность промышленных ИР в некоторых странах ОЭСР (доля в добавленной стоимости, %), 1994 или 1995 гг.
Отрасли Канад а 1995 США 1994 Велико- британи я 1994 Япони я 1994 ФРГ 1995 Франци я 1994
Обрабаты вающая промышленность в целом 3,3 8,0 5,4 7,3 6,2 6,8
В том числе: пищевая 0,5 1,2 0,9 1,7 0,4 0,9
легкая 0,9 0,6 0,3 1,6 1,4 0,9
деревообрабатывающая 0,3 0,4 0,5 1,1 0,5 0,6
бумажная и полиграфическая 0,5 1,3 0,2 0,8 0,3 0,3
химическая 4,2 10,0 11,1 11,4 6,6 8,0
нерудных минералов 0,3 2,1 1,1 4,2 1,4 2,1
металлургическая 1,9 1,6 1,3 4,6 1,0 2,9
металлообрабатывающая и машиностроение 6,4 13,4 8,0 10,9 9,8 12,1
В том числе: компьютеры и оргтехника 22,9 49,5 5,9 24,4 17,6 11,3
электротехническая 2,0 5,9 8,6 12,1 11,6 4,6
судостроение 0,0 0,0 2,3 1,5 3,4 4,5
автомобилестроение 0,7 16,5 9,7 10,0 13,6 12,6
авиаракетная 19,4 36,1 22,1 16,9 43,4 37,6
научное приборостроение 4,0 21,0 3,7 18,3 4,2 4,4
Все отрасли высоких технологий 25,2 25,1 20,4 18,1 17,9 29,8
Составители реферируемого доклада обращают внимание на такую тенденцию в развитии национальных ИР, как возрастающая роль сектора услуг в экономике. На долю данного сектора приходится все более заметная активность в сфере ИР, что находит отражение в национальных обзорах о состоянии науки и техники. Одно из наиболее динамично развивающихся направлений рассматриваемого
сектора — компьютерное обслуживание. Эта наукоемкая сфера услуг, подчеркивают составители получила распространение почти во всех странах ОЭСР. В данный сектор все в большей степени перемещаются исследовательские усилия из отраслей обрабатывающей промышленности. В этой связи авторы ссылаются на пример США, Австралии. Статистика промышленных затрат на ИР, подчеркивается в реферируемом докладе, свидетельствует, что рост ИР в сфере услуг отмечен даже в тех странах, которые демонстрируют «отрицательный прирост исследовательских усилий для обрабатывающей промышленности в целом».
Один из разделов доклада составители посвятили проблеме международных сопоставлений промышленных ИР с учетом специализации национальной экономической структуры. Простое сопоставление показателей интенсивности ИР в секторе предприятий, считают составители, не дает адекватного представления об исследовательском промышленном потенциале той или иной страны. Так, государства с доминирующей тяжелой промышленностью будут развивать национальные ИР по модели, не сопоставимой с моделью стран, специализирующихся, например, в авиаракетостроении или научном приборостроении.
Для сравнения интенсивности ИР с учетом специализации страны-составители предлагают три дополнительных критерия: внутрисекторальные компоненты (факторы), структурные факторы и факторы специализации.
Внутрисекторальный компонент (intrasectoral component) оценивается как позитивный (или соответственно — негативный), если интенсивность ИР в данной стране выше (или ниже), чем средняя интенсивность для ОЭСР в целом, при этом промышленная структура страны не принимается во внимание.
Структурный компонент (structural component) оценивает интенсивность ИР в разрезе отдельных отраслей. Он может быть позитивным, если сектора с высокой интенсивностью ИР имеют больший вес в добавленной стоимости страны, чем соответствующие усредненные показатели для ОЭСР в целом.
Компонент специализации (specialisation component) предусматривает сопоставление стран со сходными моделями специализации промышленности, при этом указанный показатель является позитивным, если интенсивность ИР в соответствующей
стране выше, чем средняя по ОЭСР для отраслей аналогичной специализации.
4. Патентная статистика и распространение технологий. Обосновывая значимость патентной статистики для международных сопоставлений в сфере научно-технической деятельности, составители реферируемого доклада подчеркивают, что такого рода данные являются достоверным мерилом «выхода» технологии. Обработка патентной информации во всех странах ОЭСР ведется в течение длительного времени, что позволяет сравнивать изобретательскую деятельность за продолжительный период. Следует, однако иметь в виду, отмечают составители, что национальные различия в юридических правилах защиты интеллектуальной собственности не позволяют с достаточной мерой достоверности сравнивать число патентов, выданных заявителям в разных странах. Более точную информацию можно получить, сопоставляя данные о числе патентов, выданных соответствующим ведомством какой-либо одной страны ( например, Патентным управлением США). Как правило, патенты выдаются через 2-4 г. после подачи заявки, для большинства иностранных соискателей этот срок удлиняется еще на один год. Таким образом, отмечают авторы, патентная статистика США отражает динамику изобретений с лагом от двух до пяти лет (с.37).
Вторым важным источником патентной статистики составители считают Европейское патентное ведомство (ЕПВ), в рамках которого ведется учет не выданных патентов, а патентных заявок. Это ведомство является региональным учреждением для 18 стран и, как считается, процедура прохождения патентных заявок здесь более демократична, чем в Национальном патентном управлении США.
В рамках ОЭСР самую высокую долю патентов имеют резиденты США (до 50%). В то же время доля американских граждан в общем числе патентов, выданных в США, начиная с 1993 г. держится на одной отметке. В рамках ЕС по числу патентов лидирует ФРГ, далее следуют Франция и Великобритания. Доля Японии в общем числе патентов ОЭСР росла на протяжении всего десятилетия 80-х годов и к 1990 г. соответствующий показатель японских соискателей в американской и европейской статистике составил 20%.
Заметно наращивает патентную активность самый молодой член ОЭСР - Южная Корея (с.37).
Насколько адекватно отражает патентная статистика инновационный потенциал той или иной отрасли или страны? Авторы отмечают, что «склонность к патентованию» широко варьируется между разными секторами, между фирмами разных масштабов и профиля деятельности. Патенты весьма разнородны с точки зрения новаторского характера защищаемых ими изобретений. Наряду с - открытиями «прорывного» характера в числе запатентованных инноваций часто встречаются малоценные изобретения, заранее обреченные на рыночную неудачу.
Изменение доли отдельных групп продукции по регионам ОЭСР выглядит в патентной статистике следующим образом: 1) Северная Америка улучшила свои позиции во всех секторах, особенно в автомобилестроении, электронике, вычислительной технике и фармацевтике; 2) европейский регион характеризовался снижением доли во всех отраслях, прежде всего в сфере электронного оборудования и компьютерной техники; 3)азиатско-тихоокеанский регион дал более пеструю картину: наряду с ростом изобретательской активности в электронике произошло ее резкое снижение в автомобилестроении (с.39).
Заключительную часть реферируемого материала авторы посвятили проблеме распространения технологий. Они выделяют два типа (формы) передачи технологий. Первый характеризуется передачей знаний и технологической экспертизы «не воплощенной» в каком либо продукте или процессе (disembodied diffusion). Второй -технология, «воплощенная» в конкретное оборудование или в производственный процесс.
В отраслевом разрезе поток приобретаемой технологии может быть классифицирован по пяти «технологическим кластерам»: информация и коммуникации; транспорт; потребительские товары; материалы; металлоконструкции. В большинстве стран, отмечают составители, основной объем приобретаемой технологии (свыше 40%) относится к группе «информация и коммуникации». Доли других «технологических кластеров» за немногими исключениями в целом (за 1970-1993 гг.) либо остаются неизменными, либо снижаются (с.41).
Т. В. Горбунова
\