Научная статья на тему '96. 02. 034. Хендрикова Я. Новые взаимоотношения между высшим образованием и занятостью в Чехии. Hendrichova J. The emerging new relationship between higher education and employment in the Czech Republic // Europ. J. of education. - Abingdon, 1996. - Vol. 30. - № 2. - P. 157-169'

96. 02. 034. Хендрикова Я. Новые взаимоотношения между высшим образованием и занятостью в Чехии. Hendrichova J. The emerging new relationship between higher education and employment in the Czech Republic // Europ. J. of education. - Abingdon, 1996. - Vol. 30. - № 2. - P. 157-169 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЧЕШСКАЯ РЕСП / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ -ЧЕШСКАЯ РЕСП / КАДРЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ -ЧЕШСКАЯ РЕСП / СТУДЕНТЫ -ЧЕШСКАЯ РЕСП / РЫНОК ТРУДА -ЧЕШСКАЯ РЕСП
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 034. Хендрикова Я. Новые взаимоотношения между высшим образованием и занятостью в Чехии. Hendrichova J. The emerging new relationship between higher education and employment in the Czech Republic // Europ. J. of education. - Abingdon, 1996. - Vol. 30. - № 2. - P. 157-169»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

Респонденты указывают и на необходимость большей ассимиляции университетов и колледжей с окружающими их общинами. Множество проблем при проведении реформ возникает внутри самих вузов. В частности, старение преподавательского состава тормозит реформы, и единственным выходом может служить процесс отставок и набор новых преподавателей.

Таблица S. (с. 1S2) (в %)

Области изменений Количество положительных ответов

университе- тов колледжей

Учебные планы, формы н методы 46 23

обучения

Организация учебного процесса 37 9

Эффективность деятельности

администрации вуза, планирова- 23 9

ние и руководство

Система оценок и финансовая 7 24

поддержка

Сфера обслуживания 8 6

Проведенный опрос показал, что канадская система высшего образования, чрезвычайно децентрализованная по сравнению, например, с американской, гораздо более мобильна н склонна к инновациям. Однако эти инновации носят скорее институциональный, а не системный характер. В то же время происходящие в вузах изменения неправильно было бы характеризовать как бесплановые, считает автор. Главной побудительной причиной реформ служат внешние давления, но возникает вопрос, в какой степени отмечаемые инновации становятся идеологически обоснованным действием и в какой — лишь вынужденным ответом на требования социального, финансового и политического хаг рактера? (с. 124).

Л. Г. Можаева

96.02.034. ХЕНДРИКОВА Я. НОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ЗАНЯТОСТЬЮ В ЧЕХИИ. HENDRICHOVA J. The emerging new relationship between, higher

education and • employment in the Czech republic // Europ. j. of education.— Abingdon, 1996 .— Vol. 30 .— № 2 .— P. 157-169.

Взаимоотношения между высшим образованием и рынком труда в Чехии в настоящее время гораздо более расплывчаты, чем они были в течение четырех последних десятилетий, когда число выпускников высшей школы планировалось централизованно, констатирует чешский ученый Я. Хендрикова. В соответствии с Законом 1990 г. вузы без прямого вмешательства государства получили право самим решать; сколько принимать абитуриентов, какие изучать дисциплины и в каком объеме. Однако постепенно развиваются методы косвенного воздействия на высшее образование. Производится целевое финансирование и передача информации, ориентированные в первую очередь на усиление взаимосвязи между высшим образованием и рынком труда.

Некоторую информацию о развитии рынка труда и его потребностях предоставляют данные национальной статистики и социологических исследований. Отдельные учебные заведения проводят собственные исследования о занятости своих выпускников. Главным образом, это региональные вузы, которые (наряду с вузами в крупных городах) информируют о результатах своих исследований в области занятости и ориентации обучения на удовлетворение потребностей местной промышленности. Одяако вся эта информация по-прежнему не систематизируется ни вузами, ни на государственном уровне.

В работе Хендриковой рассматривается ситуация на рынке труда Чехии и приводятся основные данные о перспективах взаимодействия между рынком труда и системой высшего образования на ближайшие годы.

В течение' четырех десятилетий численность студенте» регулировалась путем отсева студентов в процессе обучения, который в среднем составлял 15-20%. Застой в экономике в 80-х годах сдерживал рост общего числа студентов. Во второй половине 80-х годов в вузы поступали 15% восемнадцатилетних, лица более старшего возраста составляли остальную категорию и лишь 20% из них учились заочно. Доля лиц с высшим образованием среди экономически активного наг селения страны постепенно увеличивалась, поскольку более старшие, менее образованные люди, уходили на пенсию. В 1989 г. 8,6% экономически активного населения страны имело высшее образование (с. 158).

Несмотря на централизованное планирование, в результате которого структура высшего образования более или менее соответствовала декларируемым потребностям рынка труда, отмечался значительный разрыв между числом выпускников вузов, и потребностями в них, поскольку не существовало непосредственного контакта между высшим образованием и экономикой. Специализация на заключительном этапе обучения сопровождалась усиленной научной ориентацией. В отличие

от Венгрии и Польши, Чехия не имела неуниверситетского сектора высшего образования. В рамках унитарной системы высшего образования существовал лишь один стандартизированный уровень подготовки в течение четырех-шести лет.

Отсутствие практической направленности в процессе обучения в высшей школе приводило к постоянным жалобам предпринимателей. Тяжелые экономические условия не способствовали выяснению того, насколько выпускники готовы к предстоящим инновациям и пере* стройке экономики. В то же время, замечает автор, нельзя забывать, что на нынешнем радикально меняющемся рынке труда работают и более или менее успешно справляются с новой ситуацией лица, получившие образование в период последних трех-четырех десятилетий.

В конце 80-х годов 10% выпускников вузов получали работу на должностях, которые не требовали квалификации в объеме высшей школы, в то же время около 30% высших должностей в экономике были заняты людьми без высшего образования. Около 25% выпускников высшей школы работали в тех областях экономики, которые не соотносились с полученной ими научной подготовкой (с. 158).

Введение рыночных условий постепенно меняет после 1989 г. структуру занятости. Крупные неэффективные фабрики были вынуждены сократить персонал, а зачастую и распасться на более мелкие. Многие крупные и малые предприятия были приватизированы. Развитие частного сектора получило крупномасштабную поддержку в виде специальных правительственных грантов, а также из внешних источников, таких как программа ЕиРНА11Ё (проект оказания помощи Польше, Венгрии и другим странам.— Реф.). В 1993 г. число лиц, занятых в частном секторе, составило 720 тыс., т. е. почти 37% от общей занятости (с. 158).

Вследствие рационализации экономики спрос на рабочую силу уменьшился. За 1990-1992 гг. численность экономически активного населения снизилась на 380 тыс. Снижение затронуло строительство, сельское и лесное хозяйство, все сектора промышленности.

В промышленности вплоть до недавнего времени наблюдалась негативная тенденция, вызванная потерей некоторых восточноевропейских рынков и усилением конкуренции со стороны зарубежных производителей ноу-хау на внутреннем рынке. Число занятых в перспективных областях, таких как инженерия, электроника, производство готового платья и текстильная промышленность, а также ИР и обслуживание коммерции и транспорта уменьшилось при одновременном сокращении числа рабочих мест на шахтах, в металлургии и энергетике.

Занятость в сфере услуг начала возрастать с 1990 г. Число работников финансово-страховых служб за 1991-1993 гг. возросло почти

наполовину. Автор полагает, что можно ожидать дальнейший рост занятости в этой отрасли, поскольку она еще не привлекла к себе той доли рабочей силы, которая наблюдается в более развитых странах — около 60% (в настоящее время в Чехии доля занятых в банковско-страховом секторе составляет 1%, в то время как в экономически развитых странах — 10%; доля занятых на государственной службе в Чехия — 17%, в то время как в других странах — 30%, в торговле Чехии занято 10% по сравнению с 15-20% в развитых странах (с. 160). После 1989 г. одна треть всех работающих сменили свои рабочие места.

Вышеуказанные изменения не привели к неконтролируемому росту безработицы. Одна из причин этого — резкий рост новых частных предприятий, другая — уход на пенсию мужчин старше 65 лет и женщин в возрасте 60-65 лет, составлявших в прошлом 10% от общего числа работающих.

, Доля экономически активных женщин в общей рабочей силе снизилась с 45 до 42%. Около 60 тыс. человек отправились работать за границу; 53 тыс. человек стали работать для зарубежных фирм; 160— 200 тыс. человек, большая часть которых молодые люди, трудятся вне официального рынка труда.

В таблице 1 показана структура занятости в период изменений.

Таблица 1. (с. 161) Структура занятости в 1991 я в 1993 г.

1991 г. 1993 г.

Общее число занятых (в тыс.чел.) 4976 4700

В том числе в секторе: (%)

частном 18,0 36,7

кооперативном 9.0 72.0 6,4

государственном 51 (0

ДРУ™х 1,0 5,9

В сфере экономики (%)

промышленность 46,6 43,5

сервис 43,6 48,5

сельское ■ лесное хозяйство 9,8 8,0

Предполагается, что изменения занятости в экономике произойдут в связи с приватизацией, обновлением экономической динамики, развитием рынка капиталов, технологической конверсией внутренней продукции, расширением применения компьютерной технологии, усилением роли ИР, развитием сферы услуг. По мере того как Запад преодо*

левает спад, будут улучшаться экспортные перспективы, возрастут инвестиции зарубежного капитала в чешскую экономику. Как отмечает автор, в ближайшем будущем ожидается ежегодный реальный рост ВВП на 2-3% (с. 160).

Далее автор останавливается на положении выпускников высшей школы на новом рынке труда. Рынок труда поглощает довольно быстро экономистов, юристов и все профессии, требующие знания иностранных языков (эта область компетенции недооценивалась в прошлом из-за ограниченных контактов с зарубежными странами). Среди частных предпринимателей доля выпускников высшей школы составляет 20%, т. е. вдвое больше, чем в экономике в целом. Причем в основном — это молодые люди.

В промышленности расширение занятости для лиц с высшим образованием связано с увеличением выпуска промышленной продукции и повышением эффективности труда. Растущий спрос ожидается в областях инженерии, электроники, естественных наук. В сфере услуг речь идет об увеличении спроса на банковских и финансовых работников, работников торговли. Рост числа социологов, психологов, специалистов в области трудовой терапии и т. п. будет зависеть от того, насколько быстро люди будут привыкать к изменениям в обществе. Развивающаяся экономика потребует также лиц с высшим образованием для ИР.

С другой стороны, возможности для высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства и тяжелой промышленности ограничиваются в результате экономической реструктуризации. Спрос на врачей также сокращается (уже сейчас в этой области отмечается перепроизводство специалистов).

Согласно социологическим исследованиям, 16% лиц с высшим образованием заняты на рабочих местах, требующих меньшей квалификации. В то же время около 2% высших менеджерских должностей занимают люди с более низкой квалификацией. Среди же менеджеров среднего и низшего эвена лица с высшим образованием составляют 10%, в секторе экономики и финансов — 13%. 75-80% всех лиц с высшим образованием работают в соответствии с полученной специальностью, в наибольшей степени это относится к области образования и здравоохранения — почти 90%, в наименьшей — к сельскому хозяйству, сервису и транспорту — 65% (с. 161). Несмотря на эти несоответствия, общим правилом становится то, что, чем выше уровень образования, тем лучше используется квалификация.

Как показывают социологические исследования, экономика в целом нуждается в специалистах со склонностями к новациям, что в конечном итоге влияет и на их продвижение по службе. В этом плане роль высшего образования нельзя недооценить.

Относительно низкая доля лиц с высшим образованием среди работающего населения (10,7% по последним оценкам) означает, что между ними пока нет большой конкуренции, которая бы усилила мотивацию к получению высшего образования.

В таблице 2 показано распределение лиц с высшим образованием по некоторым сферам экономики.

Таблица X. (с. 163)

Распределение лщ с высшим образованней по некоторым сферам экономики Чехии в 1991 г.

Сфера эконоыккш Доля лиц с высшим образованием (%)

Промышленность в целом 4,8

в том числе:

энергетика 8,7

металлургия 6,1

химия 6,9

инженерия 5,9

элехтротехиология 6,9

производство стекла и фарфора 3,3

текстильное производство 2,1

пищевая промышленность 3,4

строительство я геология 8,9

Транспорт и средства связи 4,0

Торговля 4,3

ИР 42,4

Здравоохранение 18,2

Образование 37,5

Гос. администрация, обществ, сервис, юстиция -23,6

Сельское и лесное хозяйство 4,9

Возможности трудоустройства новых выпускников вузов и средних профессиональных училищ, как показано в работе, довольно благоприятные. Общее число выпускников высшей школы выросло с 14565 в 1991 г. до 14896 в 1993,г. Автор относят это увеличение за счет поступления на рынок труда изучавших краткие программы подготовки на степень бакалавра.

В разделе, посвященном развитию структуры студенческих контингентов, автор напоминает, что с 1990 г. вузы стали сами решать, сколько принимать студентов и какие предоставлять им курсы.

В результате некоторых улучшений в организации обучения и введения кратких программ подготовки на степень бакалавра (три-четыре года) появилась возможность принять большее число студентов, чем ранее. Определенные предпосылки для этого увеличения заложены также в благоприятном соотношении преподаватель-студент, выражавшемся в чешских вузах как 1:10. Увеличилось число студентов, принятых на дневные отделения — с 23 тыс. в 1989/90 уч. г. до 31 тыс. в 1993/94 уч. г. В целом доля молодых людей в возрасте 18 лет, поступивших в вузы, увеличилась за этот период с 15% до 17%. Выросло и общее число студентов со 110 тыс. до 118 тыс. (с. 164).

Однако рост числа студентов не означает автоматического роста числа выпускников. В вузы стали принимать большее количество студентов, чем это могут позволить вузы, ожидая, что в течение первого года учебы многие отсеются. Официальный срок обучения стал более продолжительным, чем раньше (вместо четырех — пять лет). Студенты стали чаще прерывать учебу. Все это, как считает автор, является следствием изменения отношения к высшему образованию, которое стало рассматриваться как ценный опыт, даже если студент не завершил программу на получение степени.

Как считает автор, имеются определенные ограничения для увеличения численности, студентов, объясняемые материальными и финансовыми факторами. За исключением новых факультетов и новых институтов, вузы достигли максимальных размеров в 1993 г. Некоторые возможности для увеличения студенческих контингентов предоставляет развитие кратких программ подготовки на степень бакалавра, которые в основном не требуют больших затрат. Уже сейчас для изучения этих программ, в основном профессионально-направленных, принимается 1/4 часть студентов. Традиционные же программы на степень магистра по-прежнему носят академический характер.

Изменения в содержании подготовки студентов направлены на со-' ответствие современным и перспективным тенденциям развития рынка труда. Растет спрос на специалистов в области гуманитарных и социальных наук. Доля студентов в сельскохозяйственной, лесной я технической областях снижается. В медицине тенденции пока еще не ясны. Модернизация и реструктуризация технической области будет происходить, по мнению автора, в направлении подготовки специалистов по компьютерной технологии, инженерии и легкой промышленности. В таблице 4 отражены изменения в распределении студентов.

Относительно небольшое увеличение доли студентов в области экономики автор объясняет тем, что экономика нередко изучается в сочетании с другими дисциплинами.

Таблица 4• (с. 166)

Распределение студентов вузов Чехии по областям знаний за 1989/00 — 1993/94 уч. год (%)

Область знания 1989/90 1990/91 1991/92 1992/93 1993/94

Гумая., социальн., 5,9 8,2 10,4 11,7 13,0

юрид. науки, теологи* Естеств. науки, матем. 3,5 4,3 4,4 5,0 5,3

Медицина, фармакология 9,4 9,9 9,9 9,9 8,7

Экономика, менеджмент 11,5 11,0 11,4 11,8 13,5

Технические науки 36,8 35,3 33,2 32,0 30,3

Сельское, лесное хоэ-во, 9,3 8,8 8,0 7,2 6,3

ветеринарные науки Педагогика 21,3 19,8 19,8 19,6 19,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Искусства 1,9 2,2 2,2 2,2 2,5

Физическое воспитание 0,5 0,6 0,7 0,8 1,1

Автор рассматривает также основные факторы, влияющие на изменения в содержании образования:

1. Интерес абитуриентов к учебе.

2. Связь вузов с местными органами власти.

3. Исследования в области занятости выпускников вузов.

4. Другие социологические и статистические исследования.

5. Изучение структуры подготовки специалистов в развитых странах.

Учитывая то обстоятельство, что вмешательство государства в вопросы развития высшей школы было устранено, можно было бы полагать, что изменения содержания образования в большей мере вызваны рыночными преобразованиями, т. е. коррекцией потребностей абитуриенте» и рынка труда. Однако число абитуриентов в целом по-прежнему на 10% выше, чем мест в вузах. Абитуриенты согласны поступать на любые специальности я по-прежнему не обращают большего внимания на качество полученной подготовки и на возможности ее использования.

В настоящее время в Чехии готовится новый закон о высшем образовании. В его основу положена разработанная министерством образования стратегия развития высшего образования. Эта стратегия основывается на потребностях рынка труда в высококвалифицированных специалистах. Вузам также рекомендуется поддерживать более тесные контакты со своими выпускниками, следить за карьерой я развитием стратегического менеджмента с учетом как внешних, так * внутренних академических потребностей.

Кроме того, существенной частью управления вузами должны стать консультативные советы, участие в их работе внешних экспертов будет оказывать благоприятное влияние на модернизацию содержания образования.

В соответствии с новым законом будет введена плата за обучение, причем каждый вуз получит возможность вводить плату по собственному усмотрению (в пределах определенных лимитов), что, по мнению инициаторов этой меры, повлияет на мышление преподавателей и студентов и в конечном счете на качество обучения.

Предполагается развитие более открытой системы высшего образования. Создание учебных заведений неуниверситетского уровня в составе высшей школы, организация обучения вне вузов, хотя и под их контролем, создание частных вузов — все это должно будет привести к более конкурентным условиям получения высшего образования, постепенному улучшению финансовой ситуации (с. 169).

Л. Г. Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.