Научная статья на тему '96. 02. 013. Кромби А. К. Установки и стили европейского научного мышления. Crombie А. С. Commitments and styles of European scientific thinking // history of science. - Chalfont St. , Giles, 1995. - Vol. 39, Pt. 1. - P. 225-248'

96. 02. 013. Кромби А. К. Установки и стили европейского научного мышления. Crombie А. С. Commitments and styles of European scientific thinking // history of science. - Chalfont St. , Giles, 1995. - Vol. 39, Pt. 1. - P. 225-248 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ / ПОЗНАНИЕ НАУЧНОЕ -СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / РАЗВИТИЕ НАУКИ / НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ -СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ПОЗНАНИЕ (ТЕОРИЯ) ИСТОРИЯ / НАУКА -ИСТОРИЯ / НАУКА -РАЗВИТИЕ НАУКИ / МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 013. Кромби А. К. Установки и стили европейского научного мышления. Crombie А. С. Commitments and styles of European scientific thinking // history of science. - Chalfont St. , Giles, 1995. - Vol. 39, Pt. 1. - P. 225-248»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза ■ год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.02.001-96.02.034

МОСКВА 1996

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

96.02.013. КРОМБИ А. К. УСТАНОВКИ И СТИЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

CROMBIE А. С. Commitments and styles of european scientific thinking // History of science.— Chalfont St., Giles, 1995 .— Vol. 39, Pt.l P. 225-248.

"Когда мы сегодня, — пишет автор, профессор Оксфордского университета (Великобритания), — говорим о естественной науке, мы имеем в виду специфический стиль рационализма, созданный внутри европейской культуры, определенную философскую картину одновременно знания и предмета этого знания, природы и естественной науки; картину, изучаемую и проверяемую исключительно на основе логических аргументов и объективных данных" (с. 225). Автор пытается выделить узловые моменты становления этого европейского стиля мышления.

Европейский рационализм — это стиль мышления, который своими корнями восходит к рациональной модели принятия решений, изобретенной в Древней Греции и пришедшей на смену традиционному следованию авторитету, обычаю, эдиктам, откровению или иным практикам. Этот рационализм основывался на двух фундаментальных идеях: природной упорядоченности — существовании универсальных, постоянных и могущих быть открытыми причинных связей, и на не менее важной идее формальных доказательств. Из этих двух идей, по сути, возник стиль западной философии, математик» и естественной науки: концепция рациональной системы, строящейся путем разведения проблем и доктрин, выборочного видения тех проблем, которые могут быть решены, и установления критериев того, что можно считать решением, как в частных, так и в общих системах теоретического объяснения.

Древние греки изобрели концепцию природы как общей системы, что было обусловлено их приверженностью принципу универсальной каузальности. Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию и представляющей собой гармоническое целое, также были греки. Они находили методы своих вави-

лонских и египетских предшественников (например, в астрономии или медицине) ущербными из-за того, что у них не было рЬу8ю1ов1а, науки о природе. Таким образом, древнегреческие мыслители изобрели концепцию и природы, и науки, чего нельзя найти ни в одной другой древней культуре. Обе эти концепции естественно вписывались в философский монотеизм, развиваемый в несколько разных формах Платоном и Аристотелем: Демиург или Первопричина всего существующего, обеспечивали стабильность и логичность, что важно для поддержания доверия к исследованиям и объяснениям. Мысль о том, что среди возможных миров, как предусматривалось в различных культурах, существующий мир — это мир постоянных, повторяющихся и объяснимых природных причинных связей, предопределило движение европейского научного мышления в исключительно эффективном направлении, которое оказалось закрытым для других (с. 226). Такой рационализм в видении мира создал предпосылки и помог становлению сходных методов рассуждения и объяснения в формальных дискурсах и в эмпирических исследованиях природы. Таким образом, он предполагал рациональный контроль над предметами всех видов от математических до материальных, от идей до вещей. Принцип разумного контроля, как отмечает автор, представляет собой сердцевину греческого мышления.

Каждое общество имеет свою культурную нишу, где взгляд на природу и человечество связан как с ее физической и биологической средой, так и ее ментальным восприятием окружающего мира и знания, а также их значения (с. 227). Специфической особенностью европейской интеллектуальной культуры, начиная с Древней Греции, стало сосуществование рационального стиля в ее метафизике и теологии, морали и эстетической геометрии, ее драме, музыке и изобразительном искусстве, ее технике и промышленности, этике, праве, системе управления и экономике. Торжество рационализма продолжалось вплоть до конца XVIII в., когда романтизм выступил против неограниченного господства разума, впоследствии это движение было продолжено иррациона-листами разных направлений.

Наука стала продуктом западной менталыюсти, ее установок и ожиданий. Западноевропейская наука - наследница уникальных традиций древнегреческой культуры с ее фундаментальными концепциями причинности и формальных доказательств. "Особый эксплицитный стиль рационализма, свойственный европейскому научному мышлению, определяет центральную европейскую интеллектуальную традицию, где естественные науки и математика с самого начала выступали не просто в качестве составной части, но как образец для других отраслей культуры" (с. 227). Сложившись в западноевропейской культуре, наука затем в разные исторические периоды была заимствована другими культурами и обществами.

Развитие науки было в такой же степени моральным, как и интеллектуальным предприятием, ее нравственные установки служили составной частью и сыграли важную роль в интеллектуальных достижениях. "Природа, — как писал Галилей, — глуха и равнодушна к нашим мольбам, он а неизменна в своих проявлениях" (цит.по: с. 228). Разум также остается постоянным в своих принципах. В принятии научной аргументации и объективных данных автор видит проявление нравственной установки следовать научной истине, которая помогла научному мышлению сохраниться, в то время как многие другие формы человеческого дискурса и поведения с течением времени исчезли. Мы не можем "обмануть природу" и "ее нерушимые законы", писал Галилей, как мы можем обмануть наших коллег. Таков фундамент объективности науки и ученых, поэтому, как считает автор, наука могла бы послужить нравственным примером для человечества (с. 228).

Специфическим продуктом европейской культуры также стали попытки осмыслить время и историю, что привело к космогоническим и космологическим учениям и историческим работам, которые, начиная с Древней Греции, сопровождали научную мысль (с. 228). Концепции возникновения мира и его развития претерпели изменения с началом философского обсуждения иудейской и христианской теологии творения. Первая серьезная попытка связать догмы иудейской религии с греческой философией принадлежит Филону Иудейскому в I в. н. э.

Св. Августин1, вслед за Филоном, принял греческую концепцию неизменной причинной связи, которая определяет порядок в мире, но стал искать истинный источник этого порядка. Им стал не греческий божественный рациональный принцип, действующий внутри природы и полностью доступный пониманию человека, но непостижимый и всемогущий Бог —- Создатель, который творил мир свободно, согласно своей воле. Человек может постигнуть законы мироздания только в той мере, в которой они могут быть открыты через толкование того, что Создатель сам сообщил нам, как в книге Священного писания, так и в книге Природы (с. 229). Согласно Августину, при сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они самостоятельно развиваются, но по установленным им законам. Таким образом причинность оказалась включенной в теологию законов природы, установленных Создателем, что восстановило стабильную предсказуемость природы внутри иудейско-христианской доктрины (с. 229).

В своей великой книге "О граде божием" Августин решительно

1 Августин (354—430) яви/к я родоначальником направленна неоплатонизма в христианской философия, которая господствовала в Западней Европе вплоть до XIII в., когда была заменена христианским аристотелнэмом Альберта Великого н Фомы Аквинского. — Прим. реф.

отверг теорию стоиков о циклических повторениях, согласно которой "вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса" и вместо нее предложил фундаментально новую концепцию линейного времени. Мир и человеческое племя — это уникальное творение Господа, которое имеет свое начало, развивается в линейном времени и движется к определенному концу, дню Страшного суда. Простота христианской трактовки происхождения, цели и конца мира создавала мощную, хотя и недостаточную предпосылку для развития научного мышления. Она давала надежду, что неизменные законы природы могут быть изучены. Как впоследствии говорил Кеплер, "концепции природного мира как продукта творческой энергии рационального и великодушного Создателя, а также человека, созданного по образу и подобию Его, были приглашением использовать дарованный человеку разум и чувства, чтобы проникнуть в Его замысел" (с. 230). Принятие западноевропейской христианской доктриной взглядов Августина на природу и историю способствовало возникновению естественной науки. Важную роль в этом процессе, как известно, сыграли также университеты, появившиеся в средневековой Европе. Арабская наука также была наследницей античной философии и науки, но в исламе не было рациональной теологии, подобной той, которая была разработана в христианстве, и поддержала развитие рациональной науки. Этот факт, а также отсутствие соответствующих стабильных институтов могут объяснить упадок арабской науки после XIII в.

Западная наука развивалась, начиная с XII в. под сильным влиянием греческой мысли, вновь открытой благодаря переводу на латынь греческих текстов. С этими текстами пришло свежее понимание связи и разрыва с прошлом, кроме того они послужили толчком для новых программ. Французский философ Бернар (Bernard) из Шартра, живший в XII в., сравнивал своих современников с "карликами, стоящими на плечах гигантов" и лишь поэтому способных увидеть больше и дальше своих предшественнике» (с. 330).

Восстановление греческого мышления в европейской культуре включает в себя три стадии, протекавших в форме реакции на античные интеллектуальные образцы.

"На первой стадии в XII-XIII вв. философское сообщество средневековых школ и университетов осваивало и развивало концепцию рациональной системы на мотелях Евклида и Аристотеля, а также овладевало логической строгостью в построении и контроле за аргументами и данными при решении различных вопросов от теологии ■ права до экспериментальной науки" (с. 231).

Для второй стадии характерна возникшая в Западной Европе в XIV-XV вв. новая интеллектуальная ориентация — распространение

8-1005

рационального контроля на различные виды практической деятельности. Работая преимущественно вне академического философского сообщества, практики, владеющие тем или иным искусством от живописи, архитектуры и картографии до музыки, механики и ведения коммерческих расчетов, стали прибегать к рациональным (где возможно используя математические расчеты) схемам, моделям или эскизам, предвосхищающим практические действия. Они принадлежали к великим творцам Возрождения, чувствующим в себе необыкновенные интеллектуальные и творческие силы. Повторяя образ Платона через две тысячи лет, Марселио Фичино, известный итальянский философ-неоплатоник XV в., прямо говорил о том, что "произведения человеческого искусства не уступают тому, что создает природа, как будто бы мы не рабы природы, а ее соперники" (цит. по: с. 231). Таким образом, человек может выступать в роли Бога, ремесленника, создавшего природу, и кто станет отрицать, что человек обладает гениальностью почти такой же, что и Создатель царства небесного (с. 231).

Третья стадия ознаменовалась появлением в XVI-XVII вв. уверенного в себе рационального экспериментатора и наблюдателя как рационального мастера научного исследования, сначала обдумывающего и проводящего теоретический анализ, а затем приступающего к практическим опытам. "Галилей сам отмечал связь и переход между двумя великими европейскими интеллектуальными достижениями: от мира рационального созидающего художника к миру рационального экспериментирующего философа. Ведущие архитекторы этой новой научной экспериментальной философии воспринимали ее как намеренное соединение теоретического поиска общих форм объяснения с практическими требованиями точной воспроизводимости результатов" (с. 231). Таким образом они смогли разработать общую теорию открытия и объяснения, в которую вписаны их решения отдельных проблем. Кроме того, они смогли создать специфическую концепцию как природы, так и естественной науки.

В рамках общих интеллектуальных и нравственных установок научное мышление постепенно распадалось и принимало форму разных стилей исследования и объяснения. I. Построение постулатов и выведение из них следствий — это стиль, изобретенный древними греками, с помощью которого древнегреческие математики добились блестящих результатов. 2.Экспериментирование, основы которого были заложены еще в Древней Греции, но расцвет этого стиля начался с XVI-XVII в., когда научный экспериментальный метод был положен в основание классической науки. 3. Моделирование было развито как метод прояснения неизвестных свойств природных явлений, когда это явление имитируется с помощью теоретического или материального артефакта с известными свойствами. Этот стиль был заимствован на-

укой у искусства. 4. Таксономия возникла как продолжение логики классификации, разработанной впервые Аристотелем и Платоном. Во многих отношениях этот стиль служит фундаментом всей естественной науки, позволяя устанавливать сходство и различия между феноменами. 5. Вероятностный и статистический анализ стал достижением XVII в. Этот стиль приобрел элегантность и зрелость, когда, как сказал Б. Паскаль, неопределенность покорилась Разуму благодаря найденным способам вычисления вероятности события. 6. Анализ исторического происхождения был введен в практику древними греками. Суть его состоит "в изучении причинного исторического развития природы и человека, в котором прошлое может быть выведено из наблюдений за закономерностями настоящего, а настоящее может быть объяснено как развитие этого прошлого" (с. 237). Этот метод был усовершенствован в XVII в. прежде всего Г. Лейбницем.

Естественные науки не развивались как монолитная система, поэтому научный прогресс имеет не линейный характер, скорее он напоминает по своей форме ветви, растущие на различных уровнях и в разных направлениях. Научные постулаты и предположения на разных уровнях с методологической точки зрения имеют разную степень достоверности, точно также отличаются и способы их проверки. Но в то же время природа остается постоянной в своих принципах.

Наука, как отмечает автор в заключение, освободила нас от грубой зависимости от природы. "Мы можем восхищаться уникальностью европейского научного мышления как великим интеллектуальным подвигом человечества: восхищаться его красотой и элегантной экономичностью, сочетанием творческого воображения и точного расчета, загадочным следованием математики за природой и, наоборот природы за математикой... "(с. 238).

Т. В. Виноградова

96.02.014. ЛАБИНГЕР Дж. А. НАУКА КАК КУЛЬТУРА; ВЗГЛЯД ИЗ ЧАШКИ ПЕТРИ.1

LABINGER J. A. Science as culture: A view from the Petri dish // Social studies of science. — L., 1995 .— Vol. 25, № 2 .— P. 285-306.

Автор — американский ученый (специалист в области неорганической химии и катализа), пытается понять, почему в социологических исследованиях науки ученые-естественники практически не принимали участия. Свою цель он видит в налаживании диалога между этими двумя культурами: учеными-естественниками и представителями гуманитарных и социальных наук.

1 Чашка Петри — предмет лабораторной посуды. — Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.