Научная статья на тему 'Средневековая философия о лакунах и методах их элиминации'

Средневековая философия о лакунах и методах их элиминации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
551
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитарное познание / лакуны / герменевтика / средневековое познание / философия / логика / humanitarian knowledge / lacunas / hermeneutics / medieval knowledge / philosophy / logic

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данильченко Т. Ю., Гриценко В. П.

В статье рассматривается феномен лакунарности в средневековой философии. Анализируются когнитивные и институциональные формы и методы элиминации лакун в контексте развития средневековых форм знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIEVAL PHILOSOPHY ABOUT LACUNAS AND METHODS OF THEIR ELIMINATION

In article the lacunarity phenomenon in medieval philosophy is considered. Cognitive and institutional forms and methods of elimination of lacunas in the context of development of medieval forms of knowledge are analyzed.

Текст научной работы на тему «Средневековая философия о лакунах и методах их элиминации»

48

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

ФИЛОСОФИЯ

УДК 130.2

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЛАКУНАХ И МЕТОДАХ ИХ ЭЛИМИНАЦИИ

Т. Ю. Данильченко1), В.П. Гриценко2)

Краснодарский государственный университет культуры и искусств U)e-mail: [email protected]

В статье рассматривается феномен лакунарности в средневековой философии. Анализируются когнитивные и институциональные формы и методы элиминации лакун в контексте развития средневековых форм знания.

Ключевые слова: гуманитарное познание, лакуны, герменевтика, средневековое познание, философия, логика.

В контексте культурных и познавательных практик античности1

гуманитарными методами было открыто обширное поле фундаментальных познавательных и мировоззренческих проблем, имеющих лакунарный характер для западной традиции познания и социокультурной практики - Г ераклит, Зенон, Сократ, софисты, скептики. С другой стороны, были созданы методы и сформулированы принципы элиминирования лакун: метод майевтики, принципы формальной логики Аристотеля, принципы ограниченности познания (Горгий и др.), принципы культурной относительности знания (Эпикур и др.). Сравнительной анализ греческой, индийской, китайской традиций также может продемонстрировать наличие лакунарных «зон» между разными интеллектуальными традициями.

Однако методы культурной трансляции и социокоды культуры средневековья породили иную ситуацию1 2. Рассмотрим основной вклад средневековой философии в

1 См.: Бондаренко Е.А., Борисов С.Н., Римский В.П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Вып. 28. С. 5-20.

2 См. об этом: Гриценко В.П. Социокультурные коды и механизмы культурной трансляции. // Наука. Искусство. Культура. № 3. 2014. С. 5-18.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

49

лакунологию. Будем считать, что собственносредневековая философия - это философия, главными заботами которой были проблема бытия Бога, Троичности, проблема инкарнации, свободы воли и благодати, отношения веры и разума в их христианском понимании, проблема конца Света и Второго пришествия и др. Отправным пунктом для рационального толкования христианской доктрины стало положение о Христе как Логосе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» . В этой традиции приращение знание происходит не путем наблюдения или эксперимента, а с помощью специфических методов работы над текстом. Текстологическая модель познания осуществляется через обнаружение и элиминацию

4

лакун .

Множество лакун, которые возникали в библейском тексте, требовали своего устранения, разъяснения, преодоления. В этом деле большую роль сыграл предшественник отцов церкви Филон Александрийский (I в н.э.). Филон3 4 5 сформулировал особую интеллектуальную стратегию по отношению к толкованию библейских текстов. Он стал дифференцировать буквальный смысл и скрытый смысл, согласно которому библейские писания ценны своим символизмом. Аллегорический метод комментирования он ставит выше буквального толкования в своей серии трактатов «Аллегорический комментарий к Пятикнижию». Аллегорическое комментирование заполняло моральные, метафизические, теологические лакуны, поэтому приобрело заметную роль в патристике. Благодаря этому методу были обоснованы новые понятия, которых не было в античной философии.

Лакунарный характер объекта познания в христианстве вызвал ряд особых стратегий познания, одной из которых стал гностицизм. Гностицизм (Карпократ, Епифан, Василид, Исидор, Валентин) рассматривается как непосредственное усмотрение Бога, недоступное большинству. Гностическая доктрина по своей природе лакунарна, ибо считается, что ее смысл доступен изначально избранному сообществу. Другой разновидностью такой лакунарной стратегии стал путь постижения Бога, провозглашенный Тертулианом (II - III вв.): “Credoquiaabsurdum” (верую, ибо абсурдно). Бог, таким образом, объявлялся открытым для постижения через веру и лакунарным для разума. Кроме Бога лакунами средневековой картины мира стали Ад и Рай, Дьявол и многие другие феномены.

Поскольку средневековая картина мира имела ценностный характер, то и проблема лакунарности представала, прежде всего, как аксиологическая. Для средневекового обывателя зло является не проявлением Бога, который творит только добро, а результат небытия. Зло не эфемерно и маскируется под истинное бытие. Главные лакуны заключены в том, что истинное бытие сокрыто от глаз, а непосредственно данный обыденный мир есть лишь видимость. Бог мог раскрыть некий смысл только «избранным» через Откровение.

Глубоким и решительным развитием темы лакунарности бытия Всевышнего стала апофатическая теология. В учении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V-VI вв.) утверждается, что Бог может быть постигнут различными именами и иносказаниями. Более совершенным способом познания является использование имен из сферы умопостигаемой реальности - «красота», «любовь», «благо», «доброта». Однако «Сверхсущий» не может быть выражен положительными определениями, поэтому

3 Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1979; Новый завет. Ин.2,

1,2,3.

4 О сущности лакун см.: Т.Ю. Данильченко. Понятие и сущность лакун. // Наука. Искусство. Культура. № 3. 2014. С. 51-54.

5См.: Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1969. Т.1. Ч. 2.

50

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

«молчание и таинственный мрак» наиболее более адекватно отражают сверхсущую реальность, чем разум. С нашей точки зрения, такая точка зрения лучше всего выражает лакунарность Всевышнего как предмета познания.

В «Мистической теологии»6 7 8 обосновывается, что Высшее Благо может быть познано как с помощью слов, так и с помощью воздержания от высказываний. Поскольку Бог неосязаем и невидим, поскольку он выше всякого понимания и выше всякой вербализации, то познание в этом случае завершается. Однако «ничто» Ареопагита не бессодержательно, а представляет собой квинтэсэнцию божественного смысла, где невозможно положительное определение в логике рассудка.

Рационалистический вариант преодоления лакуны Откровения разрабатывает Августин Блаженный . Вера не противоречит разуму, а находится в основе понимания, - такова его отправная позиция, имеющая истоки в книге «Исайи». С конца XII века рационалистическая тенденция нашла развитие в трудах Иоанна Скотта Эриугены, Пьера Абеляра. Однако проблема заключается в том, что высшим познанием остается Откровение.

Преодоление основной познавательной лакуны стало предметом пристального внимания Фомы Аквинского, который сформулировал принцип гармонии веры и разума. Согласно этому постулату откровение и интеллект имеют единство в Божественном Разуме. Однако путь к такому теоретическому примирению был длителен и тернист. Он пролегал через драматическую борьбу номинализма и реализма, в которой эта проблема предстала в виде теории «двойственной истины» (Сигер Брабанский, Уильям Оккам). Концептуально номинализм и реализм решали главные мировоззренческие проблемы и, прежде всего, проблему бытия Бога в бесконечной дискуссии о концептуальном статусе единичного и общего. Традиции такого категориального обсуждения родились в античности и через схоластику продлились в Новое время, способствуя категориальному воспитанию европейского интеллекта. В то же время, дилемма номинализма и реализма свидетельствует, что мировоззренческие лакуны имеют не только языковой, но и концептуальный характер и сопряженыс категориями «конечное» и «бесконечное», «пространство» и «время», «причина» и «следствие» и др.

Проблема универсалий была открыта в схоластике Северином Боэцием . В X-XII вв. Иоанн Скотт Эриугена9, Ансельм Кентерберийский10придерживались позиции, что универсалии пресуществуют в Божественном Разуме до творения и выполняют конструктивную роль в созидательной деятельности Творца. Альтернативную элиминацию этой лакуны о природе божественного бытия и универсалий предлагали в своей теории познания номиналисты - Иоанн Росцелин, Дунс Скотт, Уильям Оккам. Они объявляли универсалии понятиями, условными обозначениями и даже иллюзорными сущностями. Одним из самых радикальных

6См.: И.С. Эриугена. На Дионисия Ареопагита. На Христа распятого // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. - М., 1970.

7См.: Августин Блаженный. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1. Ч. 2. М., 1969.

8Боэций, С. «Утешение философией» и др. трактаты. 2-е изд. - М., 1997; Майоров, Г.Г. Северин Боэций и его роль в западноевропейской истории // Вопросы философии. 1981. № 4. С. 118-127.

9Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М.,

1969.

10Аше1т ofCanterbury: The Major Works, edited by Brian Davies and G. R. Evans. Oxford, 1998.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

51

рецептов элиминации концептуальных лакун был предложен Уильямом Оккамом11. Метод, именуемый «Бритва Оккама», нацелен на экономию мышления путем усекновения как избыточных дублирующих друг друга концептов, пустых понятий, adhoc гипотез. На основании принципа «не следует умножать сущности сверх необходимости» английский мыслитель проводит логическую реформу и создает Новую логику . В логике, построенной на принципах номинализма, основными элементами становятся не пропозиции, а термины. В «Сумме логики» Оккам выделяет ментальные, оральные и письменные термины, первый из которых является натуральным, а два других - конвенциональными. Дальнейшие разделения «категорематических» и «синкатегорематических», «абсолютных» и

«коннотативных» терминов также направлено на то, чтобы уточнить значение слов и исключить смысловые лакуны. У. Оккам чувствует, что источником смысловых лакун являются те «зазоры», которые находятся между словом и понятием, словом и реальностью, понятием и реальностью, между словом и словом, понятием и понятием. Идеалом могла стать символическая логика, которая бы занималась операциями между «чистыми» символами. Столетия позже возникла символическая логика, как реализация этой средневековой интеллектуальной интенции. Думается, что этот идеал, обрисованный Оккамом, является вечным императивом, так как полностью избавиться от лакун или пользоваться только формализованным языком невозможно, даже в науке.

Английский мыслитель является провидцем не только точной науки, но и экспериментального естествознания. Если «бритва» - это первый канон, то второй канон Оккама гласит: главное состоит не в ответе на вопрос «что это?», а в том, чтобы выяснить: как функционируют вещи? Этот образ физики У. Оккама также близок современному облику математизированнойнауки, которая вместо каузальности акцентирует внимание на функциональности. Так на место аристотелевского видения Универсума как иерархически организованной структуры приходит образ Универсума как агрегата атомарных единиц, ни одна из которых не обладает особой привилегией.

Таким образом, поздняя схоластика, принципы логики и физики Оккама способствовали становлению нового стиля мышления, реалистической картины мира, лишенной надуманных сущностей и мнимых аллегорий. В Оксфорде и Париже постепенно критика аристотелизма привела к утверждению метода пробабилизма11 12 13 14, необычайному повышению реализма в науке и исключению множества лакун, генерируемых сугубо средневековым способом мышления и средневековой картиной мира15. Задолго до Коперника, Галилея и Ньютона исследования Ж. Буридана и Н. Орема, использование ими принципов оккамизма, способствовали утверждению новых физических понятий, количественной физики и новой астрономии. Смена научной установки, способа мышления и объяснения одним махом устраняла сотни лакунарных объектов, существовавших в прежней картине мира. Многие проблемы и

11См.: Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой логике // Вестник МурмГТУ. Т. 3. 2000. № 3.

12Как видим, задолго до «Нового Органона» Ф. Бэкона началась революция в логике, теории и методологии познания, приведшая к научной революции Нового времени.

13Уильям Оккам. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1. Ч. 2. М., 1969.

14 Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1994. -3.1.

15 Нам представляется, что научные и мировоззренческие реформы и революции всегда направлены на преодоление некоторых лакун и утверждаются как результат их заполнения и компенсации.

52

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

сущности превращались в псевдопроблемы и мнимые сущности. Все сказанное, в частности, противоречит стереотипным суждениям о том, что средние века были чужды научной установке, что схоластика контрпродуктивна для науки, что средние века - это «темные» века.

В средние века в Европе появились институциональные формы развития знания - школы, университеты, а также доктринальная форма этого знания -схоластика. Родилась целая сфера институтов по заполнению мировоззренческих и познавательных лакун с помощью знания, образования, обучения. Мировоззренческие лакуны стали заполнять на основе грамотности, так как в школах преподавали письмо, латынь, общедоступное понимание Библии. Более углубленная подготовка происходила на следующих ступенях, где изучали семь свободных искусств, включая грамматику риторику, математику, музыку. На высшей ступени углубленно постигалось Священное писание.

С XIII века начинается деятельность университетов, которые в более утонченной и свободной форме обеспечивали мировоззренческую компетентность. Как ответ на новый запрос появился новый социальный слой - интеллектуалы, которые выполняли специфически идеологические и мировоззренческие функции, не поддающиеся полному контролю светской и церковной власти.

Средневековая схоластика создавала рациональные способы элиминации лакун. В учении П. Абеляра содержитсясистематическоеизложение экзегетического метода элиминации лакун16 17. Как это не покажется парадоксальным, исходным пунктом в этом случае выступает систематическое сомнение. Речь идет о критическом анализе любого текста философского или теологического. Начальный этап этого систематического метода включает терминологический анализ текста, который затем дополняется проверкой текста на аутентичность. После текстологической квалификации вступает в силу третий принципгерменевтической программы Абеляра. Он заключается в сопоставлении некоторого текста со всем

корпусом текстов автора, учитывая главенство авторитета традиции в теологическом

17

дискурсе .

С нашей точки зрения, важно подчеркнуть, что Абеляр разработал правила критически-герменевтического метода, который должен был способствовать элиминации текстовых лакун. И если в современном корпусе текстов теория лакун доминирует как переводоведческая, то в средневековом дискурсе лакунарности доминировали проблемы истолкования Священного писания. Как средство тотального истребления лакун стали развиваться формы абсолютного знания -энциклопедическое знание. Особой формой абсолютного, исчерпывающе системного знания в эпоху позднего средневековья стали «Суммы» («Сентенции») -

универсальные, энциклопедические своды средневекового знания. Разновидностями систем такого тотального знания в Европе сталиаристотелизм Ибн Сины и Ибн Рошда, затем «Руководство по выходу из затруднений» М. Маймонида.

О развитии рационалистической традиции в средневековом идеологическом процессе свидетельствует и то, что в эпоху зрелого средневековья были разработаны для элиминации главной мировоззренческой лакуны доказательства бытия Бога. Представитель «реализма» Ансельм Кентерберийский предложил «онтологическое

16Рабинович В.Л. Урок Абеляра: текст - жизнь. //Абеляр, П. История моих бедствий [Текст] / П. Абеляр. М.: Республика, 1992. С. 296-306.

17 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. -СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1994. 6.2.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

53

доказательство» бытия Бога18. Фома Аквинский19, опираясь на аристотелевское учение о причинах, формулирует пять взаимосвязанных доказательств. Наступление кризиса средневековой идеологии и схоластики нашло выражение в том, что рациональное обоснование основных мировоззренческих лакун развенчивалось. Задача восстановить контакт человека с Богом в эпоху кризиса схоластики решалась демаршем мистицизма. Другими словами: мировоззренческая недостаточность рафинированного рационализма компенсировалась мистикой. У доминиканца Экхарта20 негативная теология приобрела статус не периферийной области знания, как у Аквината, а основного доктринального содержания учения.

Альтернативную рационализму систему устранения лакун создавал нарождающийся эмпиризм. Приверженец экспериментальной науки Роджер Бэкон21 22 выделял следующие причины лакун (невежества в его терминологии): а) доверие сомнительному авторитету; б) привычка; в) вульгарные глупости; г) невежество, скрываемое под маской всезнайства.

Заполнению основной мировоззренческой лакуны посвящен и геометрический метод Н. Кузанского в трактате «Ученое незнание» . В Боге, который есть предельное «абсолютное», альтернативы «максимумов» и «минимумов» совпадают. В Боге бесконечные противоположности являются одним и тем же, наступает полный синтез.

Таким образом, можно констатировать, что в средневековом познании доминировали методы гуманитаристики, текстологии. Это соответствовало христианской концепции Универсума. Гносологически это нашло выражение в приоритете принципов лакунологии в теории познания. Познание рассматривалось как процесс элиминации лакун в текстах бытия и сознания. Методологически это проявлялось в универсализации методов герменевтики и принципов логики. Мировоззренчески эта ситуация была сопряжена со стремлением к созданию систем тотального знания, абсолютно свободных от лакун.

Список литературы

1. Аше1ш ofCanterbury: The Major Works, edited by Brian Davies and G. R. Evans. -Oxford, 1998.

2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М., 1995.

3. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета. - М., 1979; Новый завет. Ин.2, 1,2,3.

4. Бондаренко Е.А., Борисов С.Н., Римский В.П. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2014. № 9 (180). Вып. 28. С. 5-20.

5. Боэций С. «Утешение философией» и др. трактаты. 2-е изд. - М., 1997; Майоров, Г.Г. Северин Боэций и его роль в западноевропейской истории // Вопросы философии. 1981. № 4. - С. 118-127.

6. Бэкон Р. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. - М.: Мысль, 1969. - Т.1. Ч. 2.

7. Гриценко В.П. Социокультурные коды и механизмы культурной трансляции. // Наука. Искусство. Культура. № 3. 2014. С. 5-18.

8. Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. -М., 1969.

18Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

19Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии». М. 2001.

20МейстерЭкхарт. Избранные проповеди и трактаты. СПб, 2001.

21Бэкон Р. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч. 2.

22Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. С. 47-184.

54

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 3(7) 2015

9. Как видим, задолго до «Нового Органона» Ф. Бэкона началась революция в логике, теории и методологии познания, приведшая к научной революции Нового времени.

10. МейстерЭкхарт. Избранные проповеди и трактаты. - СПб, 2001.

11. Нам представляется, что научные и мировоззренческие реформы и революции всегда направлены на преодоление некоторых лакун и утверждаются как результат их заполнения и компенсации.

12. Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Собр. соч.: в 2 т. - Т. 1.- М.: Мысль, 1979. - С. 47-184.

13. О сущности лакун см.: Т.Ю. Данильченко. Понятие и сущность лакун. // Наука. Искусство. Культура. № 3. 2014. С. 51-54.

14. Рабинович В.Л. Урок Абеляра: текст - жизнь. //Абеляр, П. История моих бедствий [Текст] / П. Абеляр. - М.: Республика, 1992. - С. 296-306.

15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1994. -6.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1994. -3.1.

17. См.: Августин Блаженный. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1. Ч. 2. -М., 1969.

18. См.: Антология мировой философии. В 4-х тт. - М., 1969. - Т.1. Ч. 2.

19. См.: И.С. Эриугена. На Дионисия Ареопагита. На Христа распятого // Памятники

средневековой латинской литературы IV-IX веков. - М., 1970.

20. См.: Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой логике // Вестник МурмГТУ. Т. 3. 2000. № 3.

21. Уильям Оккам. Избранное // Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1. Ч. 2. - М., 1969.

22. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и «Сумме

теологии». - М. 2001.

MEDIEVAL PHILOSOPHY ABOUT LACUNAS AND METHODS OF

THEIR ELIMINATION

Т.У.Вап11сИепко1), V. P. Gritsenko2)

Krasnodar state university of culture and arts

1 2)

’ '’e-mail: [email protected]

In article the lacunarity phenomenon in medieval philosophy is considered. Cognitive and institutional forms and methods of elimination of lacunas in the context of development of medieval forms of knowledge are analyzed.

Keywords: humanitarian knowledge, lacunas, hermeneutics, medieval knowledge, philosophy, logic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.